Н.И. Державин

Источник

О церковном этикете

За время господства атеистической идеологии в нашей стране были забыты многие элементарные правила церковного поведения, хорошо известные людям, жившим в России до революции. Сейчас современные люди, оказавшись в храме, порой чувствуют себя растерянными, не зная, что делать и как себя вести, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.

В этой главе мы постараемся рассказать о некоторых правилах и традициях, которые, надеемся, помогут вам чувствовать себя более уверенно в церковной среде.

Как обращаться к духовенству

Диаконов и священников принято называть отцами, например: отец Иоанн, отец Даниил. Если вы не знаете их имен, то к диакону можно обратиться, назвав его «отец диакон», а священника – батюшкой. В Православии священника не называют «святым отцом». В отличие от диакона у священника на груди – крест.

Не принято в церковной практике со священнослужителями здороваться по-светски. Подходя к священнику, нужно сложить крестообразно кисти рук ладонями вверх и попросить благословения. Священник осеняет человека крестным знамением и кладет на его ладони свою правую руку, которую полагается поцеловать. Нередко малоцерковные люди, перед тем как взять благословение, осеняют себя крестным знамением. Это распространенная ошибка, по церковным правилам «креститься на священника» не следует.

Диаконы – это первая ступень в священнической иерархии. Они не имеют той благодатной силы, которую получают священники в Таинстве рукоположения, и поэтому благословения не преподают.

В период от Пасхи до Вознесения верующие приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!».

К духовенству, занимающему высшую ступень в церковной иерархии, а это епископы, архиепископы и митрополиты, принято обращаться «Владыко»88. К Патриарху обращаются: «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество».

В официальной лексике приняты обращения: к диакону, иерею89 и иеромонаху – «Ваше Преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту – «Ваше Высокопреподобие», к епископу – «Ваше Преосвященство», к архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство», к Патриарху – «Ваше Святейшество».

Если вы оказались в обществе нескольких священников, то благословение принято брать у старшего по званию. Остальным священникам нужно поклониться и сказать: «Благословите». Если вы взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще несколько, то благословение полагается брать у всех. В присутствии архиерея благословение у священников брать не принято. В этом случае под благословение подходят только к архиерею.

Берут благословение у священника и при прощании: «Простите, батюшка, и благословите».

Под благословение полагается сначала подходить мужчинам, а потом женщинам.

Если вы говорите со священнослужителем по телефону, то первыми словами должны быть: «Здравствуйте, батюшка, благословите» или «Здравствуйте, владыка, благословите». Заканчивая разговор, также говорят: «До свидания, батюшка, благословите» или «До свидания, владыка, благословите».

В Монастыре

Православный народ всегда любил посещать монастыри. В последнее время эта прерванная традиция возобновилась. Но сейчас в монастыри приезжают не только люди церковные, но и те, которые только ищут путь к Богу.

Существует несколько возможностей попасть в монастырь. Можно поехать в паломническую поездку – есть специальные центры по организации таких поездок. А можно поехать и на более длительное время: некоторые хотят пожить в монастыре, помолиться, поработать над восстановлением или благоустройством обители.

Монастырская жизнь – это особый мир, со своими, веками устанавливавшимися правилами поведения, со строгим распорядком дня и обязательной иерархической дисциплиной. В монастыре на все нужно испрашивать благословение и обязательно его выполнять.

Приехав в обитель, прежде всего нужно взять благословение на проживание в монастыре. С этой просьбой обращаются либо к наместнику, либо к его первому помощнику – благочинному. По своему усмотрению благочинный расселяет приехавших. В монастыре не принято возражать, спорить, высказывать свое мнение или говорить о своих желаниях и предпочтениях, все следует принимать безропотно и на все отвечать: «Спаси, Господи». Усталость, раздражение, возможные обиды переносят смиренно, тем самым приобретая опытность в духовной жизни.

Духовно – административное устройство монастыря

Управляет монастырем настоятель, или наместник. Он может иметь сан архимандрита, игумена или быть просто иеромонахом. Если монастырь ставропигиальный, то он подчиняется не епархиальному архиерею, а непосредственно Патриарху. Женским монастырем управляет игуменья.

Заместитель наместника – благочинный. Наместник или благочинный назначают из числа монашествующей братии казначея, ризничного (он следит за благолепием храма, отвечает за церковную утварь, облачения), эконома (в его ведении хозяйственная жизнь обители, он же назначает послушания), келаря (отвечает за заготовку и хранение продуктов), гостиничного (обеспечивает проживание приехавших в монастырь).

Многие монахи имеют священный сан, служат диаконами и священниками.

Самую низшую ступень в монастырской иерархии занимают послушники. Это люди, которые живут в монастыре, подчиняются всем его законам, но еще не приняли пострига. Далее идут монахи разной степени духовного посвящения: рясофорные монахи (или иноки), мантийные монахи (малая схима) и схимонахи (великая схима)90.

Обращение к монахам

К наместнику, благочинному и монахам, занимающим другие должности (казначея, эконома...), можно обратиться с указанием его должности или с употреблением имени, например: «отец настоятель», «отец благочинный», «отец эконом» или: «отец Николай», «отец Иоанн». Настоятель и благочинный обязательно имеют священнический сан, поэтому благочинного можно назвать «батюшка», а вот к настоятелю обращаться «батюшка» неправильно. В официальной обстановке к настоятелю полагается обращаться «Ваше Высокопреподобие» (если он архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах).

К ризничным, келарям и другим монахам, занимающим различные должности, возможно обращение «батюшка» только в том случае, если они имеют духовный сан.

Ко всем монахам, имеющим постриг, обращаются «отец ... (имярек)», к послушникам – «брат», если послушник в преклонном возрасте, то к нему также принято обращаться «отец».

В женском монастыре к монахиням обращаются по имени: «мать Евдокия», «мать Филарета». Иногда, в какой-либо конкретной ситуации монахиню можно назвать просто «матушка». Но, строго говоря, обращение «матушка» относится только к матери-настоятельнице. Настоятельница монастыря имеет сан игуменьи, носит золотой наперсный крест или крест с украшениями и имеет право благословлять этим крестом. К ней принято обращаться: «мать игуменья», «мать Варвара», «матушка Варвара» или, наконец, просто «матушка».

К послушницам принято обращение «сестра». Если послушница в преклонных годах, ее можно назвать «матушкой».

* * *

88

Владыко – форма звательного падежа в церковнославянском языке. Именительный падеж – «Владыка».

89

О структуре церковной иерархии см. в главе «Таинства» раздел «Священство».

90

В женских монастырях соответственно: послушницы, рясофорные монахини, мантийные монахини и схимонахини.


Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Комментарии для сайта Cackle