Н.И. Державин

Источник

Обряды

Всю церковную жизнь, связанную с богослужением, можно разделить на Таинства и обряды. О Таинствах мы говорили в предыдущей главе. Но бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или просьбам христиан, так называемые требы (или частные богослужения – прим. ред.). Они существуют почти на все случаи жизни: от Крещения младенца до погребения усопшего.

Самые распространенные требы или, как их еще называют, обряды, это: молебны, акафисты, отпевания, панихиды, освящение дома, машины, всякой вещи.

Молебны

Молебны бывают просительными и благодарственными. Всякое дело принято начинать с молитвы. А если человек начинает что-то особенно для себя важное, то лучше отслужить в Церкви просительный молебен и испросить Божия благословения и помощи в предстоящем деле. Просительный молебен можно также заказать о болящих, путешествующих, заключенных...

Благодарственные молебны верующие заказывают, когда хотят поблагодарить Бога за Его помощь.

Бывают молебны, которые служатся не по просьбе одного человека, а для всех. Например, благодарственные молебны по случаю храмового праздника, на Новый год или перед началом учебного года. Просительные молебны служат во время стихийных бедствий, эпидемий, войн. Иногда такие молебны бывают с крестными ходами и водосвятием.

Акафисты

В переводе с греческого слово «акафист» означает «неседальное пение», то есть та часть богослужения, во время которой нельзя сидеть. В древности акафистом называлось большое поэтическое произведение, посвященное Божией Матери. Сейчас этот акафист Божией Матери читают в пятницу на пятой неделе Великого поста. Называется он «Похвала Богородицы» или просто «Акафист».

Впоследствии словом «акафист» стали называть богослужебные поэтические произведения. Тексты акафистов очень красивы. Обычно в них прославляется и восхваляется то событие или лицо, которому посвящен акафист. Состоят акафисты из тринадцати кондаков51 и двенадцати икосов52, чередующихся с припевами, которые, как правило, начинаются словами: Ра́дуйся... (например: Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая).

Сейчас существует множество акафистов, посвященных Пресвятой Троице, Спасителю, различным иконам Богородицы, праздникам, святым.

Отпевание

Каждый из живущих людей рано или поздно покинет этот мир и предстанет перед Небесным Отцом. К этому самому важному в жизни каждого человека событию Церковь готовит христиан заранее. В просительной ектении, которую каждый раз произносит диакон во время Литургии и всенощной, есть такие слова: Христиа́нския кончи́ны живота́ на́шего, безболе́знены, непосты́дны, ми́рны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́щи Христо́ве про́сим (русский вариант: Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Судилище Христовом просим).

Святые Отцы призывают нас всегда помнить о смерти. Они советуют смотреть на наши ежедневные проблемы как бы со смертного одра. Только представив себя на смертном ложе, человек правильно может решить самые, казадось бы, неразрешимые и самые сложные жизненные вопросы.

Человек должен подготовиться к смерти. Если у родственников есть возможность, то лучше вызвать к умирающему человеку священника. Батюшка должным образом подготовит душу христианина к переходу в другой мир: исповедует, причастит и пособорует. Затем прочтет «Канон на исход души». В этом каноне Церковь от лица умирающего молится Богу и Пресвятой Богородице и просит Их о помиловании и спасении: «Подобно каплям дождя, недолгие и злые дни мои, уменьшаясь с течением лет, по-немногу исчезают уже. Владычица, спаси меня!» – так начинается молебный канон.

Если человек умирает без священника, но в присутствии близких ему людей, родственники сами могут почитать этот канон.

Если человек тяжело, долго и без надежды на выздоровление болеет и ждет смерти как избавления от страданий, чтобы помочь в этом случае, священник читает специальный «Чин на разлучение души и тела». В этих молитвах Церковь просит Бога взять душу больного к себе, разлучить с телом: «Освободи раба Твоего от нестерпимой болезни и от обладающей им горькой немощи и упокой его там, где пребывают души праведников...»

После смерти тело христианина омывают, одевают и кладут в гроб. Руки покойного крестообразно складывают на груди: правая рука поверх левой. В руки дают крест или икону Спасителя так, чтобы образ был повернут к лицу усопшего. На лоб кладут венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя и надписью «Святый Боже». Тело наполовину покрывают священным покровом53. Больше ничего в гроб класть не нужно.

Дома гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами и лицом к выходу. Вокруг зажигают свечи и до погребения читают 17-ю кафизму Псалтири (псалом 118) и «Последование по исходе души от тела»54.

Сразу же после смерти, еще до отпевания, по покойному можно служить панихиды. Для этого нужно пойти в храм, заказать панихиду и подать на Литургию записку «0б упокоении» и написать: «новопреставленного ... (имярек)». Панихиды можно служить и до погребения, и после него.

Отпевают покойного только один раз. Отпевать можно в церкви, дома, а можно и заочно.

Священник совершает чинопоследование отпевания. После Евангелия читается разрешительная молитва, в которой Церковь освобождает новопреставленного от всех клятв, заклятий, проклятий и, если человек не успел перед смертью покаяться, – от всех грехов. Эта молитва, написанная на бумаге, вкладывается в правую руку покойного.

Заканчивается отпевание прощанием с усопшим. После прощания священник навсегда закрывает лицо умершего покрывалом-саваном и сверху посыпает землей, то есть «предает земле». Затем закрывается крышка гроба, отпевание на этом заканчивается.

Если священник сопровождает усопшего на кладбище, то во время перенесения тела от катафалка к могиле все поют «Святы́й Бо́же...» и держат зажженные свечи. У могилы служится краткая лития, и под пение гроб опускают в могилу лицом к востоку.

На могиле христианина ставится святой крест как символ победы Христовой над смертью. Чаще всего крест принято ставить в ногах. Но в некоторых местностях, например до революции в Петербурге, крест иногда устанавливался над головой усопшего.

Заочное отпевание

Заочное отпевание совершается без покойного. Чин остается тот же, естественно, исключая все, что связано с телом. Земля, разрешительная молитва и венчик отдаются родным, и они сами по благословению священника завершат погребение на кладбище. На голову покойного нужно надеть венчик, а в руку дать молитву. После прощания с усопшим лицо его закрывают покрывалом, и человек, получивший благословение, крестообразно, с головы к ногам и с правой стороны на левую посыпает освященную землю. При этом он читает: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Отпевание должно быть совершено над всеми православными христианами, если только при жизни они не отреклись от Христа. Если человек умер давно, но его не отпевали, то его следует отпеть заочно.

Церковь не отпевает самоубийц. Если же человек покончил с жизнью в состоянии аффекта или был психически болен, то в этом случае родственникам следует пойти в епархиальное управление и объяснить ситуацию. Правящий архиерей каждый случай рассматривает индивидуально. Если Церковь решит, что человек, покончивший жизнь самоубийством, не мог нести ответственности за свой поступок, то разрешение на отпевание и на совершение панихид может быть получено.

Погребение через кремацию

Хоронить христиан, сначала предавая их тела кремации, начали недавно. Сейчас это очень распространено, но с точки зрения Церкви нежелательно. Весь порядок христианского погребения рассчитан на захоронение в землю.

Родственники, по тем или иным причинам вынужденные кремировать своих близких, должны сказать об этом священнику. В этом случае отпевание будет совершаться так же, но с небольшими изменениями: разрешительная молитва и венчик в гроб не кладутся, а остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая ее на чистый лист бумаги. В эту же бумагу вместе с землей заворачивается венчик и разрешительная молитва, также при кремации в гроб не кладут никаких святынь.

Когда урну с прахом захоранивают в могилу, туда помещают пакетик с землей, венчиком и молитвой, чтобы все это было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли, например замуровать в стену, противоречит традиции Православной Церкви и смыслу погребения.

Панихиды

Панихидами называются заупокойные службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном. Во время служения панихиды полагается стоять с зажженными свечами, а в конце, при чтении молитвы «Отче наш», свечи гасят в знак того, что и земная наша жизнь, горящая как свеча, должна когда-нибудь угаснуть.

Первую панихиду по усопшему можно заказать еще до отпевания. Затем полагается отслужить панихиды:

в третий день Церковь вспоминает трехдневное воскресение Иисуса Христа и молит Спасителя воскресить умершего для будущей блаженной жизни;

в девятый день Церковь просит Господа, чтобы Он причислил новопреставленного к угодникам Божиим, которые разделены, как и Ангелы, на девять чинов;

в сороковой день Христос вознесся на небо. Церковь просит, чтобы и умершего Господь вознес в небесные обители.

Родственники могут заказать сорокоуст. Это значит, что в течение всех сорока дней ежедневно по усопшему будут совершаться панихиды.

Наконец, в годовщину смерти полагается отслужить панихиду. Церковь учит, что день смерти – это не день уничтожения человека, а день нового рождения для вечной жизни, день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни.

Еще в Церкви существуют специальные дни поминовения «от века усопших». Во время этих поминальных служб вспоминаются все «от века» отошедшие в иной мир христиане, «их же имена ведает Сам Господь».

Освящение дома, машины, всякой вещи

По церковной традиции христианин все в своей жизни освящает крестным знамением. Это, конечно, не значит, что постоянно нужно осенять крестом и себя, и все кругом. Но если появилась какая-нибудь новая вещь, либо новый предмет в доме, например что-нибудь из мебели, бытовой техники или просто новая кофточка, христианину полагается обновку осенить крестным знамением. Если же речь идет о новом доме, квартире или машине, то в этом случае нужно пригласить священника. Батюшка отслужит молебен по специальному чину с окроплением квартиры или машины святой водой.

Время от времени христиане сами, без священника окропляют святой водой свои квартиры. Делается это так: нужно зажечь свечку, налить немного святой воды и кропилом (или большой кисточкой) окропить все комнаты. При этом читают молитву: Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́, и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство (тропарь Кресту).

* * *

51

Кондак – краткая песнь, отражающая содержание праздника или восхваляющая святого.

52

Икос – песнь, объясняющая сущность праздника или восхваляющая святого, но более пространно, чем в кондаке.

53

Венчики и покрывала продаются в церквах.

54

Обычно печатается в конце Псалтири.


Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Комментарии для сайта Cackle