Н.И. Державин

Источник

Вероучение Православной Церкви

Заповеди блаженств

В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей34 (см. Исх. 20, 2–17). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры.

В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12).

Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Первая заповедь

В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие.

Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26).

Осознание своей духовной нищеты называется смирением. Но христианское смирение нужно отличать от самоуничижения, роняющего человеческое достоинство. Смирение ничего общего не имеет с забитостью, вкрадчивостью или подхалимством, низкопоклонством и заискиванием.

В награду нищим духом Господь обещает Царство Небесное, то есть вечную, блаженную жизнь.

Вторая заповедь

Почему блаженны плачущие? Далеко не любые слезы могут привести ко спасению. Печаль без надежды на Бога приводит к отчаянию. Такая печаль ведет к духовной смерти и иногда доводит до самоубийства. Яркий пример такой печали – самоубийство Иуды Искариота.

Скорби и несчастья всегда сопровождают людей в жизни, но и они могут быть благотворны для души, если только проникнуты верой, терпением и преданностью воле Божией. Тем более блаженны те, у кого беды и несчастья ближних вызывают сочувствие, сопровождающееся делами милосердия и помощи.

Плач, о котором говорится во второй заповеди, – это сокрушение о своих грехах, это истинная скорбь сердца, а покаянные слезы – это путь к духовному очищению.

Третья заповедь

Христианская кротость – это то, что противоположно гневу, злобе, мстительности, самопревозношению. Апостол Павел пишет: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение35, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12, 18–19).

Кротость покоряет самые жестокие сердца дюдей, и высочайший для нас пример кротости – Сам Иисус Христос, молившийся на Кресте за Своих палачей. Он учит нас не только не мстить врагам нашим, но молиться за них и делать им добро. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Четвертая заповедь

В этой заповеди Господь призывает людей жить по христианским законам и стремиться к правде Божией с такой силой, с какой голодные ищут себе пропитания, а жаждущие – воду.

Пятая заповедь

Милостивые, или милосердные, – это люди, неравнодушные к страданиям других людей, готовые прийти им на помощь. Помочь ближним можно и словом, и делом: накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного и больного, подать милостыню, обратить грешника от ложного пути (Иак. 5, 20), утешить печального, не воздавать злом за зло, прощать обиды, молиться за всех.

В награду милосердным Господь обещает, что и они сами будут помилованы.

Шестая заповедь

В этой заповеди нам открывается одна из глубочайших христианских истин. Условием для видения Бога называется чистота сердца. Чистое сердце – синоним чистой совести. Люди со светлыми мыслями не таят порочных или злых, нечистых намерений. Они свободны от греховных страстей, от самолюбия и гордости. И таким людям, чистым и мыслями и сердцем, Господь обещает, что в будущей вечной жизни они увидят Бога, как Он есть (1Ин. 3, 2).

Седьмая заповедь

Господь обещает назвать сынами Божиими миротворцев, то есть людей, которые сами живут со всеми в мире и согласии и стараются усмирить враждующих и помирить ссорящихся.

Восьмая заповедь

Господь говорит о людях, пострадавших и изгнанных за правду, открытую им Богом. Христос знал, что Его последователей будут гнать и убивать. Спаситель призывает христиан к мужеству, терпению и вере, обещая им за исповеднический подвиг Царство Небесное в будущей вечной жизни.

Девятая заповедь

В последней, девятой, заповеди речь идет о наивысшем духовном подвиге – о мученичестве. В наше время еще живы люди, перенесшие последние религиозные гонения атеистической советской власти. Такого массового и кровопролитного истребления христиан Церковь не помнит со времен Римской империи. Тысячи православных людей добровольно отдали свои жизни, предпочтя смерть отречению.

Их мужество поддерживали вера, надежда и непоколебимая верность Богу. Таких людей Господь называет блаженными и за их стойкость, мужество и бесстрашие обещает великую награду: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12).

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение всех догматов36 христианской веры, составленное и утвержденное на І-м и ІІ-м Вселенских Соборах (в 325 и в 381 гг.). Тот, кто не согласен хотя бы с одной из этих истин, не может называть себя православным христианином.

Как правило, люди, исповедующие Христа, Символ веры знают наизусть, и во время Литургии все находящиеся в храме поют его вместе с диаконом.


Славянский язык Русский язык
1-й член. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́геля, Творца́ Не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й член. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. (Верую) и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца раньше всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено.
3-й член. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася. Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с Небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сдедавшегося человеком.
4-й член. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5-й член. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й член. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7-й член. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И обещавшего опять прийти со славою судить живых и мертвых, Царству Его не будет конца.
8-й член. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого одинаково с Отцом и Сыном, говорившего с нами через пророков.
9-й член. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. (Верую) в единую Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й член. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11-й член. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12-й член. И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. И жизни будущего века. Истинно так.

Символ веры состоит из двенадцати членов, каждый из которых содержит догмат православного вероучения.

О первом члене символа веры

На протяжении всей человеческой истории людей волновали вопросы жизни, смерти, бессмертия. Все, что связано с Богом, всегда очень интересовало людей. Вопрос о Боге – не праздный или академический. Он неразрывно связан с существованием человека, его жизнью и размышлениями, его историей и его будущим. То, что мы знаем о Боге, бесконечно меньше того, чего мы о Нем не знаем. Бог в Своей сущности непостижим. Это – не попытка уйти от ответа. Это – реалистический вывод, полученный после многих усилий постичь сущность Бога. В западном богословии существуют так называемые «доказательства» бытия Божия. Однако рациональный путь – это всего лишь подкрепление веры в существование Бога.

Многие люди на земле верят в Бога и находят в Нем смысл и счастье своей жизни.

Верить в Бога – значит быть уверенным в Его существовании, верить Его Божественному Откровению, то есть всему тому, что сказано в Священном Писании. Вера должна быть живой и действенной, а для этого ее необходимо исповедовать. Это значит выражать веру в Бога словами, добрыми делами, всей жизнью так, чтобы никакие опасности, гонения, страдания и сама смерть не могли заставить отречься от истинного Бога. Примером такого исповедания для христиан служат святые мученики.

Христианство проповедует Единого Бога. Бог Един по Своей сущности, однако, Единый в Своей природе, Бог существует в трех ипостасях37: Отец, Сын и Дух Святой. Это одна из основных истин христианской веры, которую нам открыл Сам Бог. Истину о Троичности Бога невозможно исследовать рационально, но она запечатлена в Священном Писании: в Ветхом Завете – в прообразах, в Новом Завете – явно.

Каждое из Лиц Святой Троицы является совершенным Богом, а не одной из Его частей. При этом три Лица Святой Троицы, оставаясь единосущными, не сливаются между Собой: Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца; Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица.

Понять эту Божественную тайну человеческим умом невозможно. Чтобы хотя бы приблизить эту непостижимую Истину к нашему пониманию, богословами написано очень много трудов, в которых Божественная сущность познается только в виде аналогий.

Бог – начало и причина вселенной. Он – Тот, Кто заботится о мире и дает смысл и цель всему, что существует.

О втором члене Символа веры

Следующие после первого шесть членов Символа веры посвящены Иисусу Христу, Сыну Божию. Имя «Иисус» означает «Спаситель», «Христос»38 и переводится с греческого как «Помазанник». В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, которые помазывались елеем (маслом) при вступлении в должность. Их служение было прообразом служения грядущего Мессии.

«Единородным» Христос назван – как единственный Сын, рожденный от Отца. Свет от света – это означает, что Сын имеет ту же сущность и природу, что и Отец, Которым все было сотворено.

О третьем члене Символа веры

Придя в мир, Христос стал человеком в полном смысле этого слова, но не перестал быть при этом Богом. По учению Церкви, у Христа две природы – Божественная и Человеческая. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек, но личность у Него одна – Личность Бога.

Сын Божий пришел в мир ради нашего спасения. Спасение заключается в том, что Христос умер за грехи наши (1Кор. 15, 3), открыв нам тем самым путь к Богу и вечной жизни, к той жизни, которая была утрачена людьми после грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая.

О четвертом члене Символа веры

Будучи Человеком в полном смысле этого слова, Христос действительно страдал. Только страдал Он не за свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всех людей.

Имя пятого римского прокуратора Понтия Пилата попало в Символ веры только потому, что он правил Иудеей в то время, когда Мессия начал свое служение в мире. Как утверждают современники, Пилат был человеком гордым, надменным, но при этом малодушным и трусливым. Прокуратор понимал несправедливость воздвигнутых на Христа обвинений и даже хотел избавить Иисуса от крестной смерти, но, испугавшись угроз иудейских лидеров во главе с Первосвященником, пообещавших написать на него донос императору в Рим, подписал смертный приговор.

Закончил жизнь Понтий Пилат бесславно. Вскоре после этих событий он был отозван в Рим и заточен в тюрьму, где покончил с собой.

О пятом члене Символа веры

Христиане верят, что Христос воскрес на третий день после смерти на Кресте. После Воскресения Христос в течение сорока дней являлся ученикам, беседовал и ел с ними, чтобы показать, что Он действительно воскрес телом.

Воскресение Спасителя, Его страдания, смерть и погребение были предсказаны еще в Ветхом Завете. Именно это имели в виду составители Символа веры, говоря по Писанием, то есть согласно Писаниям, предсказаниям ветхозаветных пророков.

О шестом члене Символа веры

Под Небом, о котором говорится в Священном Писании, не следует понимать какое-то конкретное место во вселенной и тем более наше небо – атмосферу Земли. Небо – это другой мир, иное состояние бытия.

Слова одесную Отца означают: по правую сторону, на первом месте, во славе. Согласно древнему царскому церемониалу, сидение по правую руку от царя означало соучастие в царских почестях, во власти и управлении царством.

Этими словами подчеркивается равенство Иисуса Христа с Богом Отцом в Их славе и могуществе.

О седьмом члене Символа веры

О Своем Втором пришествии Христос сказал: Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27)39. Подробно описав признаки Своего Второго пришествия, Христос, однако, не открыл нам его сроки. Нигде в Библии нет точного указания на дату конца света, поэтому всякие вычисления и прогнозы с точным указанием года не имеют под собой никакой почвы и, как показывает практика, ни разу еще не сбылись. Ко Второму пришествию Спасителя мы должны быть готовы всегда. Христос сказал: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1,7).

Совершителем последнего суда будет Сам Иисус Христос. Предметом суда будут не только дела – добрые и злые, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. После суда праведные обретут жизнь вечную, а грешные будут отвергнуты.

О восьмом члене Символа веры

Святой Дух – такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Поэтому мы называем Его Господом. Животворящим Он называется потому, что вместе с Отцом и Сыном дает всему жизнь. О соучастии Святого Духа в сотворении мира сказано в Ветхом Завете: Дух Божий носился над водою (Быт. 1,2). Святой Дух – не безличная Божественная сила, Он обладает всеведением (см. 1Кор. 2, 10) и волей (см. 1Кор. 12, 11). Как истинному Богу Ему подобает поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. Христос сказал нам, что Дух Святой исходит от Отца – это личное свойство Святого Духа (см. Ин. 15, 26).

Во времена Ветхого Завета Святой Дух говорил с людьми устами пророков (глаголавшаго пророки), а сейчас Его дары получает всякий, принимающий Крещение (после совершения Таинства крещаемый помазывается святым миром со словами: Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь)40. Все, что совершается в Церкви: все Таинства, богослужения, молитвы – все это вдохновлено и проникнуто Святым Духом.

На пятидесятый день после Воскресения Христова, в праздник Пятидесятницы, Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Этот день вошел в историю христианства как день рождения Святой Церкви. С тех пор Церковь считается особым местом присутствия Третьей Ипостаси Святой Троицы, где каждый христианин может получить дары Святого Духа через Таинства и молитву.

Именно Святой Дух дает человеку познание Бога и возможность общения с Ним. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12, 3), то есть увидеть во Христе Бога может только тот, кому помог в этом Святой Дух.

О девятом члене Символа веры

Церковь – это все христиане, и живые, и отошедшие в мир иной, соединенные между собой верой, молитвой и Таинствами. Христос начал создавать Церковь еще во время Своего земного служения. Избрание апостолов, Тайная вечеря и Пятидесятница стали важнейшими этапами создания Церкви.

Апостол Павел называет Церковь Телом Христовым: Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. 12, 12–13, 27). Итак, все множество людей, соединившихся с Иисусом Христом: от Матери Божией Девы Марии и апостолов до ныне живущих христиан, – составляют единое Тело Христово.

Церковь свята, потому что она освящена Иисусом Христом: Его страданиями, Его учением и установленными Им Таинствами, в которых верующим подается благодать Святого Духа. Святость Церкви не нарушается греховностью христиан, так же как недостоинство христиан не уменыпает достоинства христианства. Сам Христос говорил: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 31–32).

Нельзя быть христианином самому по себе, потому что христианская вера и христианская жизнь возможны только в единстве с Церковью. Церковь спасает всех людей, если они стремятся к этому спасению.

С самого начала в Церкви существовал принцип соборности. Все важные проблемы решались соборно. Начало этому было положено на Апостольском Соборе (см. Деян. 15). В Православной Церкви этот принцип действует до сих пор. Верховная власть принадлежит Поместным и Архиерейским Соборам, а Патриарх является первым среди равных.

С момента возникновения Церковь распространялась и утверждалась через апостолов, поэтому она называется Апостольской. Православная Церковь неизменно, в течение уже двух тысячелетий, сохраняет от апостолов свое учение. Христос обещал Своим последователям: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Поэтому, несмотря на многочисленные попытки, ничто не может разрушить и уничтожить ее.

О десятом члене Символа веры41

Из всех Таинств в Символе веры упомянуто только Крещение. Это первое Таинство, которое совершается над человеком, вступающим в Церковь. Только приняв Святое Крещение, можно стать христианином.

Указание на то, что Крещение может быть только единым крещением, выражает очень актуальную по тем временам проблему. Из-за гонений, которые нередко в первые века христианства потрясали Церковь, многие люди под страхом смерти отрекались от своей веры. Когда же гонения утихали, раскаявшиеся вероотступники стремились вернуться в лоно Церкви. Поэтому и возникла эта проблема: следует или нет отпавших в результате гонений или просто уклонившихся в ересь христиан по возвращении в Церковь крестить вторично. Собор постановил, что Крещение, как и рождение, может быть только один раз. С тех пор возвращение в Церковь происходит через Таинство Покаяния.

В нашей современной жизни вопрос единого крещения вновь стал актуальным, так как многие люди, родившиеся в годы советской власти, просто не знают, были ли они крещены в детстве. Если человек хочет быть полноценным членом Церкви, но не уверен, крещен он или нет, то об этом необходимо сказать священнику, так как существует специальный чин Крещения с оговоркой: Аще не крещен, крещается.

Об одиннадцатом члене Символа веры

На протяжении веков люди пытались разгадать тайну смерти: есть ли загробная жизнь? куда уходит душа после смерти? как к этому подготовиться?..

Христианство отвечает на эти вопросы так: смерть не является концом жизни человеческой души, ибо она бессмертна. Воскресение Христа – залог всеобщего воскресения. Для того и умер Христос, чтобы победить смерть. Смерть побеждена Христом, поэтому все воскреснут. Апостол Павел пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор. 15, 12–14, 20)42. Всеобщее воскресение наступит, когда Христос вновь придет на землю, на этот раз во всей Своей Божественной славе.

Воскресение – это основа, тот стержень, на котором держится христианство, и в то же время – это камень преткновения для многих, ибо еще со времен апостольской проповеди людям сложнее всего было принять и понять именно учение о воскресении.

О двенадцатом члене Символа веры

Двенадцатый член продолжает тему одиннадцатого. Жизнь будущего века, о которой здесь говорится, наступит после всеобщего воскресения и суда.

* * *

34

Подробнее о заповедях Моисея см. в главе «Таинства», раздел «Покаяние».

35

То есть только Мне принадлежит право судить и наказывать.

36

До́гмат, до́гма – вероучительная истина, которая не подлежит изменению.

37

Термин «ипостась» означает самостоятельное существование, конкретное существо и равнозначен терминам «лицо» и «личность».

38

Еврейское слово «машиах» с тем же значением в греческой транскрипции звучит как «Мессия». В Евангелии это слово также встречается.

39

В 24-й и 25-й главах Евангелия от Матфея содержится подробное описание Второго пришествия Христа.

40

Дары Святого Духа подаются в Таинстве Миропомазания, но в современной практике Таинство Миропомазания неотделимо от Таинства Крещения и совершается сразу после него.

41

Подробно о Крещении и остальных Таинствах см. в главе «Таинства».

42

Вся 15-я глава 1-го Послания к Коринфянам посвящена теме воскресения мертвых.


Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Комментарии для сайта Cackle