Н.И. Державин

Источник

Богослужение Православной Церкви

Всенощное бдение

Все богослужения Православной Церкви глубоко символичны. Любые священнодействия, кроме исторического смысла (причины и истории их появлений), имеют еще и символическое значение. Это совершенно особый язык – язык символов, с помощью которого Церковь говорит с нами и открывает нам грани иного бытия.

Всенощным бдением, или всенощной, называется богослужение, которое совершается вечером накануне воскресений и особо чтимых праздничных дней. Свое название оно получило потому, что в древности христиане собирались в храме поздно вечером и молились всю ночь до рассвета. Потом, из снисхождения к человеческим немощам, богослужение стали начинать раньше, а в самом чинопоследовании делать сокращения. Теперь всенощная длится 3, иногда 4 часа, и только в некоторых монастырях продолжается до утра.

Всенощное бдение состоит из трех частей: великой вечерни, праздничной утрени и небольшой заключительной части – первого часа.

Церковный день начинается с вечера. Таким образом, вечерня является первой службой церковного дня и в то же время последней службой уходящего дня астрономического.

Вечерня

Вечерня символизирует ветхозаветные времена: сотворение мира, грехопадение, изгнание из рая, раскаяние и молитву, а затем надежду и ожидание Спасителя. Все это последовательно раскрывается в стройной и красивой схеме богослужения.

Вечерня начинается с открытия Царских врат. Священник и диакон в молчании кадят престол и алтарь. Это безмолвное каждение символизирует начало творения мира. В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1), но еще не прозвучало Его творческое слово. После каждения священник первым своим возгласом прославляет Творца: Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, и четырежды призывает верующих: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу...

В ответ хор торжественно поет 103-й псалом Давида о сотворении мира, прославляя Премудрость Божию: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...

Во время пения 103-го псалма священник совершает каждение всего храма и молящихся, напоминая этим священнодействием не только о сотворении мира, но и как бы разнося благодать Божию всем предстоящим. Открытые Царские врата символизируют врата райские, отворенные в то время для всех людей. Адам и Ева нарушили волю Божию, согрешили и были изгнаны из рая. В память об этом, после пения псалма и по окончании каждения, Царские врата закрываются. С этого момента и до следующего открытия Царских врат вспоминается бедственное положение человеческого рода, когда появились нужды, болезни и страдания. Люди взывают к Богу: Го́споди, поми́луй! – и просят мира и спасения душ, прощения грехов, избавления от бед и печалей, всю свою надежду возлагая на милость Божию.

Затем поются избранные стихи из псалмов: Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя, и стихиры8 на Го́споди, воззва́х. Диаконское каждение в это время символизирует жертвы, приносимые в ветхозаветные времена, и наши, возносимые к Богу молитвы. В конце стихир звучит Догматик9. Открываются Царские врата, и совершается вечерний вход: из алтаря выходит алтарник со свечой, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к Царским вратам и благословляет вход. Диакон возглашает: Прему́дрость, про́сти!10 – и входит в алтарь. Священник благословляет народ и тоже входит в алтарь. Хор в это время поет песнь Иисусу Христу: Све́те Ти́хий... Текст этого древнего песнопения восходит ко II или III веку. Необычность гимна в том, что в нем отсутствует ярко выраженный хвалебный характер, свойственный данному жанру. Это гимнография созерцательного характера – удивительная и прекрасная молитва.


Славянский язык Русский язык
Све́те Ти́хий святы́я сла́вы Безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го, Блаже́ннаго, Иису́се Христе́! Прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й те́мже мир Тя сла́вит. Иисусе Христе! Тихий Свет святой славы Бессмертного Небесного Святого Блаженного Отца. Мы, дожив до заката солнца и увидев на-ступающие сумерки, воспеваем Бога Отца, Сына и Святого Духа. Ты достоин того, чтобы мы во всякое время воспевали Тебя голосами святыми. Поэтому Тебя прославляет мир.

В этом гимне Сын Божий именуется Тихим Светом Небесного Отца, так как пришел Он к нам на землю не в подноте Божественной славы, а тихим Светом этой славы.

Вечерний вход напоминает молящимся о том, что Господь Бог еще в ветхозаветные времена дал людям обетование о пришествии в мир Спасителя, а крестообразное благословение входа означает, что только через Крест Господень нам вновь открываются двери рая.

В большие праздники после сугубой11 и просительной ектений12 совершается лития и благословение хлебов.

Лития – слово греческое и означает «общее, усиленное моление». Раньше лития совершалась в притворе, там, где стояли оглашенные13 и кающиеся грешники, не смевшие войти в сам храм. Теперь грешники в притворе не стоят, поэтому не выходят туда и священники.

После литии бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Священнослужители подходят к столику, который обычно ставят для этого в центре храма перед праздничной иконой. Старший священник благословляет сосуды с хлебами, пшеницей, вином, елеем и просит Бога, чтобы пища эта не оскудевала в нашей стране и во всем мире и чтобы Господь освятил тех, кто ест ее с благоговением.

Эти молитвы напоминают о временах, когда служба шла очень долго, люди приходили издалека и молящиеся нуждались в еде, чтобы подкрепить силы во время долгого всенощного бдения.

Заканчивается вечерня пением молитвы святого Симеона Богоприимца14 и Ангельским приветствием Богородице: Богоро́дице Де́во, ра́дуйся... Это слова Архангела Гавриила, посланного возвестить Деве Марии о том, что Она родит Сына. Эти две молитвы, звучащие в конце вечерни, указывают на то, что Божие обетование о Спасителе исполнилось.

Утреня

Утреня – вторая часть всенощного бдения. Утреня символизирует времена новозаветные – пришествие Иисуса Христа в мир. Хор поет славословие Ангелов, явившихся вифлеемским пастухам в Рождественскую ночь: Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние.

Затем читается Шестопсалмие – шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142). В этих псалмах говорится о греховном состоянии людей, о жизни, исполненной бедами, печалями и о единственной надежде на милосердие Божие. В храме выключается свет, горят только свечи.

После Шестопсалмия и великой ектении хор поет короткую, исполненную ликования песнь: Бог Госпо́дь, и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне15. Это радостная встреча пришедшего в мир Спасителя. Затем поется тропарь16 и начинается чтение кафизм17. Кафизмы, так же как и Шестопсалмие, призывают нас вспомнить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию.

Начинается полиелей18. Это самая торжественная часть утрени. Во время полиелея прославляется милосердие Божие, давшее нам Иисуса Христа, Спасителя душ и телес наших от власти диавола и смерти. Хор торжественно поет: Хвали́те и́мя Госпо́дне! В храме зажигаются все светильники, открываются Царские врата, священник выходит из алтаря и совершает каждение всего храма в знак благоговения к Богу и святым Его. Хор поет песнопения, положенные по Уставу этого дня. Центральная часть полиелея – чтение Евангелия.

После чтения Евангелия все молящиеся целуют праздничную икону (накануне воскресного дня – Евангелие), лежащую на аналое, и подходят к священнику. Он обмакивает кисточку в сосуд с освященным маслом, крестообразно помазывает лоб каждого подходящего и раздает освященный хлеб.

Начинается чтение канона19. Он состоит из девяти песней. Первый стих каждой песни, который поется хором, называется ирмосом, что значит «связь». Ирмосами весь канон связывается в единое целое. Остальные стихи каждой песни, как правило, читают по очереди два чтеца. Они называются тропарями. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и читаются во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события или святого, прославляемого в этот день.

По окончании канона поются Хвалительные псалмы и стихиры на хвалитех – призывающие всех прославлять Господа: Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода.

Затем Царские врата открываются, и священник возглашает: Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет! (в древности этот возглас предварял появление утренней зари). Хор поет великое славословие: Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние... которое заканчивается Трисвятои песнью: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Утреня на всенощной заканчивается отпустом. Отпуст – это последняя молитва священника, в которой вспоминаются святые, чья память в этот день совершается.

Первый час – последняя часть всенощного бдения. Первый час состоит из псалмов, тропаря, кондака праздника и других молитв. Заканчивается всенощная хвалебной песнью в честь Богородицы: Взбра́нной Воево́де победи́тельная, и отпустом первого часа.

Божественная литургия

Литургия – самое главное богослужение Православной Церкви. В переводе с греческого это слово означает «общественное служение», или «общее дело». Центральный ее момент – Таинство Евхаристии, во время которого приносится Бескровная Жертва – хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Спасителя. Евхаристия в переводе с греческого означает «благодарение». Христос сказал нам: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 53–54, 56).

Понять это Таинство разумом нашим современникам так же сложно, вернее практически невозможно, как и две тысячи лет назад не смогли понять Христа многие из Его ближайшего окружения. Только двенадцать самых преданных учеников, оставшиеся с Ним, впоследствии стали свидетелями и участниками Тайной вечери, где Спаситель преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Но даже тогда будущим апостолам не дано было еще осознать непостижимую Божественную тайну. Настоящее понимание ученики Христа обрели только после Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух. Все христиане, участвующие в Божественной литургии, становятся свидетелями Тайной вечери. Бескровная Жертва Спасителя приносится вне времени, то есть Святые Дары, которыми причащаются верующие люди, есть Тело и Кровь Христа.

Литургия начинается торжественным возгласом: Благослове́нно Ца́рство Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. В этом первом восклицании указывается цель нашего странствия – Царство Божие. Литургия – это восхождение Церкви на Небо, туда, куда вознесся Христос и куда открыл путь и нам. В Литургии мы соединяемся со Христом, и это соединение имеет в себе особенную, животворящую силу, которая дает нам вечную жизнь и открывает путь ко спасению. Литургия есть преодоление пространства и времени, выход из нашей земной реальности. Она открывает нам врата Царствия Божия и вводит нас туда.

Чинопоследование Литургии складывалось постепенно. Оно построено таким образом, чтобы последовательно раскрыть перед нами всю земную жизнь Христа и дать возможность реально стать участниками тех событий, которые произошли две тысячи лет назад на Святой Земле.

Бескровная Жертва, приносимая Богу на Литургии, – это хлеб и вино, претворяемые в Тело и Кровь Христовы, это приобщение к Жертве Христовой, совершенной на Голгофе через отдание Тела на распятие и пролитие Крови. Мы становимся участниками Тайной вечери и Крестной Жертвы Самого Спасителя. Христос, имея любовь к каждому из нас, принес эту Жертву за всех и за вся. Суть Таинства – в мистическом единении с Бескровной Жертвой Спасителя. В тайной молитве, читаемой перед Великим входом, есть удивительные слова, где Христос называется приносящим и приносимым, приемлющим и раздаваемым. Эта молитва говорит о непостижимом евхаристическом соединении Жертвы Бога с человеком. Приобщаясь к Источнику безсмертному, мы получаем духовные силы для борьбы со страстями, с физическими и душевными недугами. Только тот человек может называться членом Церкви, который регулярно причащается Святых Христовых Таин. Через такое единение христианин приобщается ко всей Церкви, основанной Христом. А, как известно, войти в Царство Небесное вне ограды Церкви невозможно.

До нас дошли четыре чина Литургии: апостола Иакова, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и свт. Григория Двоеслова, папы Римского.

В первые века христианства чин Литургии передавадся устно, и только в IV веке, когда прекратилось гонение на христиан, свт. Василий Великий записал Литургию апостола Иакова, первого епископа Иерусалима, но, посчитав ее слишком длинной и сложной для народа, несколько сократил чинопоследование.

Потом свт. Иоанн Златоуст, в свою очередь, изменил Литургию свт. Василия Великого. Но он не просто сократил ее, а написал новые молитвы, тождественные по смыслу предыдущим, только более короткие. Сейчас чаще всего совершается Литургия Иоанна Златоуста, и только Великим постом в определенные дни служится Литургия Василия Великого, а также Литургия Преждеосвященных Даров Григория Двоеслова.

Литургия состоит из трех частей:

– Проскомидия,

– Литургия оглашенных,

– Литургия верных.

Проскомидия

Греческое слово «проскомидия» переводится как «принесение». Первые христиане все необходимое для совершения службы приносили с собой. Как память об этом древнем обычае сохранилось название первой части Литургии, а сам хлеб, употребдяемый на службе, называется богослужебной просфорою, что значит: «приношение».

Вино, употребдяемое для совершения Таинства, должно быть виноградное, красное – как напоминание о пролитой Христом крови. Оно смешивается с водой в память о распятом Христе, когда из Его раны истекли кровь и вода.

Для совершения проскомидии берутся пять просфор: в воспоминание о чуде, когда Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек. Но только одна из этих пяти просфор предназначается для преложения ее в Тело Христово. Как сказал Апостол: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1Кор. 10, 17).

Проскомидия совершается в алтаре при закрытых Царских вратах. Священник и диакон облачаются в богослужебные одежды. Священник берет с жертвенника первую (агничную) просфору и, произнося: В воспомина́ние Го́спода, и Бо́га, и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, – трижды делает на ней копием изображение креста. Из этой просфоры священник вырезает середину в форме куба. Эта кубическая часть называется А́гнцем и символизирует Христа. Агнец кладется на ди́скос20, и в воспоминание крестных мучений Спасителя священник крестообразно надрезает его с нижней стороны, а справа пронзает копием. После этого в Чашу наливают вино, смешанное с водой.

Лжица и копие

Вторая просфора называется Богородичной, потому что из нее вынимается частица в честь Божией Матери.

Название третьей просфоры девятичинная. Из нее вынимаются девять частей: в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны – родителей Девы Марии, святых, в честь которых освящен храм, святых, поминаемых в этот день, а также святителя, чья Литургия совершается.

Из четвертой и пятой просфор вынимаются частицы за живых и умерших.

По запискам верующих на Проскомидии вынимаются также частицы из просфор о здравии живых и об упокоении усопших.

Закончив приготовления к совершению Литургии, священник ставит на дискос звезди́цу21 и покрывает все двумя неболыпими покровца́ми. Сверху полагается еще один покров большего размера, называемый возду́хом.

Звездица

Литургия оглашенных

Такое название она получила потому, что на ней имели право присутствовать не только христиане, но и оглашенные – люди, готовящиеся принять Крещение и проходящие «оглашение», то есть знакомство с основными моментами учения Церкви (раньше это было необходимым условием вступления в Церковь).

Центральное место в Литургии оглашенных занимает чтение Апостола22 и Евангелия. При чтении Евангелия принято стоять с наклоненными головами, не разго-варивать и не ходить по храму, а с благоговением слушать святое благовестие.

После чтения Евангелия на сугубой ектении и ектении об умерших читаются записки, поданные до службы. Священник и все присутствующие молятся за живых и усопших и просят Христа простить им все прегрешения и даровать Царство Небесное.

Заканчивается вторая часть Литургии возгласом диакона: Оглаше́ннии, изыди́те. Раньше после этих слов все некрещеные должны были выйти из храма. На Литургии верных, во время которой совершается самое главное Таинство Церкви, могли оставаться только верные, то есть христиане.

Литургия верных

Литургия верных начинается со слов: Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся. Это значит, что на Литургии верных могут присутствовать и продолжать молиться только христиане, действительные члены Церкви.

Условно Литургию верных можно разделить на шесть частей: 1) перенесение Святых Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верующих к освящению Даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих ко Причащению; 5) Причащение; 6) благодарение за Причащение.

Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол. После двух кратких ектений открываются Царские врата и хор поет Херувимскую песнь. Она призывает нас отложить вся́кое жите́йское попече́ние, то есть оставить всякие житейские мысли, заботы и приготовиться ко встрече с Богом. В это время диакон совершает каждение, а священник молится в алтаре и просит Господа очистить его душу и сердце и сподобить в чистоте духовной совершить Таинство. Затем священнослужители в торжественной процессии переносят Святые Дары с жертвенника на престол. Выйдя из северных врат алтаря, они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся о Патриархе, правящем архиерее, епископах, священниках, диаконах, монахах и затем обо всех православных христианах и через Царские врата возвращаются в алтарь. Перенесение Святых Даров с жертвенника на престол называется Великим входом и символизирует торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим на добровольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время стоят с наклоненными головами и молят Бога помянуть их и всех родных и близких во Царствии Его. Когда священник произносит: Вас и всех правосла́вных христиа́н да помяне́т Госпо́дь Бог... – нужно тихо сказать: Свяще́нство твое́ да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Приготовление верующих к освящению Даров начинается с просительной ектении. Чтобы в душевном мире и взаимной любви присутствовать при совершении главного Таинства, все находящиеся в храме молятся и о предло́женных честны́х Даре́х, чтобы они были угодны Богу, чтобы Господь освятил их Своей благодатью и чтобы Господь послал Ангела Хранителя, который наставит на путь добра и истины, оградит души и тела от всякого зла; просят прощение за грехи и помощи в труде и мирной жизни; чтобы все сподобились христианской кончины безболезненной и непостыдной и чтобы на Страшном суде смогли безбоязненно предстать пред Богом. После просительной ектении священник благословляет народ и говорит: Мир всем! и: Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием испове́мы23, – хор продолжает: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную. Это очень важное свидетельство, так как только в любви и единомыслии можно приступать к Таинству Евхаристии.

После этого, подтверждая свое единомыслие, верующие всем храмом поют Символ веры24. В нем кратко выражаются основные истины православной веры. Пение Символа веры – это наше общее исповедание (то есть открытое засвидетельствование) веры. А приступать к главнейшей части Литургии, ее вершине, которая называется Ана́фора25, или Евхаристический канон26, можно только с верой.

Освящение Даров. Ана́фора. В храме во время совершения Анафоры должна установиться полная тишина, нельзя ходить, многие верующие опускаются на колени.

Молитвы Евхаристического канона, которые тихо читает священник в алтаре, возгласы, им произносимые, ответы хора на возгласы – все это составляет одну непрерывную, цельную молитву.

Благодари́м Го́спода, – возглашает предстоятель, и этим призывом начинается Анафора. В алтаре священник читает молитвы, в которых прославляет и благодарит Бога за сотворение и искупление человека, за все Его милости, за то, что послал на землю Своего Сына, вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь Сам установил Таинство Причащения, Его крестные страдания, смерть, Воскресение и Второе пришествие, просит ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары.

Священник крестообразно осеняет на дискосе Святой Агнец со словами: И сотвори́ у́бо Хлеб сей Честно́е Те́ло Христа́ Твоего́27, – и благословляет Чашу с вином: А е́же в Ча́ши сей, Честну́ю Кровь Христа́ Твоего́. Каждый возглас диакон завершает словом: Ами́нь. Наконец, священник благословляет вместе хлеб и вино и произносит: Преложи́в Ду́хом Твои́м Святы́м. Ами́нь, ами́нь, ами́нь. Таинство совершилось. В эти великие и святые минуты на престоле лежат уже не хлеб и вино, но истинные Тело и Кровь Спасителя. Священнослужители делают перед Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии.

В это время хор поет евхаристический гимн: Тебе́ пое́м, Тебе́ благослови́м, Тебе́ благодари́м, Го́споди...

По освящении Даров иерей произносит молитву о том, чтобы Причастие стало для нас залогом спасения, ибо через него мы имеем единение со Христом. Хор прославляет Божию Матерь: Досто́йно есть..., затем священник поминает церковную иерархию и всех и вся.

Анафора завершается возгласом: И да бу́дут ми́лости Вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ со все́ми ва́ми.

Приготовление верующих ко Причащению начинается с просительной ектении: Вся святы́я помяну́вше, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся...28 О принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х. Верующие просят, чтобы Господь принял Святые Дары как приятную Ему жертву, а нам ниспослал Божественную благодать и дар Святого Духа. Всем храмом поется молитва Господня О́тче наш:


Славянский язык Русский язык
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Отец наш, Сущий на Небесах! Да святится имя Твое, да наступит Царство Твое, да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим (то есть прощаем тех, кто нас обидел); и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого (то есть от дьявола).

При возгласе диакона: Во́нмем!29 Царские врата закрываются, завеса задвигается. Священник берет с дискоса Святого Агнца и, приподнимая его, произносит: Свята́я святы́м. Это означает, что причащаться Святых Даров могут только христиане, освятившие себя молитвой, постом и Таинством Покаяния. Хор поет: Еди́н Свят, еди́н Госпо́дь Иису́с Христо́с, во сла́ву Бо́га Отца́. Ами́нь.

Причащение

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Хор в это время поет так называемый «запричастный» стих, затем священник говорит проповедь.

Наступает время Причащения мирян. Открываются Царские врата, и диакон со Святой Чашей в руках произносит: Со стра́хом Бо́жиим и ве́рою приступи́те! Открытие Царских врат здесь символизирует открытие Гроба Спасителя, а вынос Чаши – явление воскресшего Христа. Священник читает молитву: Ве́рую, Го́споди, и испове́дую...

Верующие по очереди подходят к Чаше30. Сначала принято причащать младенцев. Чтобы священнику было удобнее подносить лжицу31 ко рту ребенка, совсем маленьких детей кладут себе на правую руку, а чтобы малыши не поперхнулись, их причащают только Святой Крови. Диакон накрывает грудь малыша красным платом, и батюшка вливает ему в рот несколько капель Святых Даров.

Взрослые причастники, сложив крестообразно на груди руки (правую поверх левой), подходят к Чаше. Перед Чашей, чтобы ее нечаянно не толкнуть, не крестятся. Причастник называет данное ему при Крещении имя, причастившись, целует нижний край Чаши и идет к столику с «теплотой». Так называют вино, разбавленное теплой водой, которым принято запивать Причастие. Это делается для того, чтобы во рту не оставалось даже самой малой частички Святых Даров.

После Причащения священник погружает в Чашу поминальные частицы, которые были вынуты из просфор на проскомидии, с молитвой, чтобы Господь Своей Кровью очистил грехи всех, за кого были вынуты эти частицы. Благословив народ, иерей в последний раз выносит Чашу, и все склоняются перед ней. Это последнее благословение Чашей символизирует Вознесение Иисуса Христа.

Евхаристия исполнена, и наступает время «возвращения в мир». Как бы ни было хорошо нам здесь быть32, мы не можем оставаться на небе, покуда живем на земле. Но мы видели свет истинный и приняли Духа Небесного33. С ми́ром изы́дем! – этим возгласом Литургия заканчивается. Священник читает перед амвоном последнюю (заамвонную) молитву и отпу́ст – общее благословение с перечислением святых храма и дня. После этого молящиеся подходят к священнику и прикладываются ко кресту.

* * *

8

Стихира – это краткий текст, посвященный празднуемому событию. Она называется так потому, что, как правило, исполняется вместе со стихом из определенного псалма.

9

Догматик – это стихира, посвященная Богородице, в которой излагается догмат о рождении Иисуса Христа от Девы Марии.

10

Это значит: внимайте Премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте

11

Сугубая ектения – усиленное моление: Рцем (начнем молиться) вси (все) от всея́ души́, и от всего́ помышле́ния на́шего рцем...

12

Просительная ектения – просительное моление: Испо́лним (принесем во всей полноте) вечернюю молигву нашу Го́сподеви (Господу)...

13

Оглашенные – люди, только собирающиеся принять Святое Крещение. Оглашение – это введение в основы христианского вероучения,без которого раньше невозможно было принять Крещение.

14

Св. Симеон, согласно Церковному Преданию, был одним из 72 переводчиков Библии на греческий язык. Когда он дошел до 7-й главы книги пророка Мсаии, в которой говорится, что Дева родит Сына, святой усомнился в правильности написания и решил заменить слово «Дева» на «Женщина». Но его руку остановил Ангел Господень и пообещал, что Симеон не умрет до тех пор, пока сам не увидит рожденного Девой Спасителя. И это произошло. Когда Дева Мария принесла в храм рожденного Ею Младенца, св. Симеон встретил Спасителя, взял Его на руки и обратился к Богу с молитвой: Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром; я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля (no-русски: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; увидели очи мои спасение Твое, которое приготовил Ты для всех людей, свет для просвещения язычников и славу людей Твоих Израиля) .

15

Русскии перевод: Бог Господь явился нам, благословен идущий во имя Господне.

16

Тропарь – песнь, кратко излагающая основную мысль празднуемого события или посвященная восхвалению святого.

17

Кафизма – греческое слово, которое означает «сидение», потому что в это время в храме позволяется сидеть.

18

Полиелей (греч.) – многомилостивый.

19

Канон – в переводе с греческого означает «правило». В богослужебном языке каноном называется большое поэтическое произведение. Восходит к VIII в., на Русь пришел из Византии.

20

Дискос – круглое блюдо с подставкой символизирует ясли, на которые был положен родившийся Спаситель и одновременно гроб, в который положили снятое с Креста Тело Христа.

21

Звездица – две дуги, соединенные крестообразно; сим­волизирует Вифлеемскую звезду. Ставится на дискос, чтобы покровцы не прикасались к Святым Дарам.

22

Книга, включающая в себя Деяния святых апостолов, Соборные послания апостолов и Послания апостола Павла.

23

Русский перевод: Возлюбим друг друга и в единомыслии будем исповедовать.

24

См. главу «Вероучение Православной Церкви». «Символ веры».

25

Ана́фора (греч.) – возношение

26

Евхаристический канон (греч.) – благодарственный канон.

27

Русский перевод: Сотвори Хлеб сей Честным Телом Христа Твоего; и далее: А то, что в Чаше сей, – Честною Кровью Христа Твоего.

28

Русский перевод: Помянув всех святых, опять и опять помолимся Г осподу.

29

Этим возгласом диакон призывает молящихся к вниманию, его можно перевести так: «Да будем внимать!»

30

Дети до семилетнего возраста причащаются без исповеди.

31

Так по-славянски называется ложка, которой причащают.

32

Этими словами апостол Петр обратился к Спасителю, став свидетелем Преображения (см. Мф. 17, 4).

33

Перевод первых слов песнопения «Видехом свет истинный», которое звучит перед последним благословением Чашей.


Источник: Державин Николай Иванович. Я пришел в Церковь : Основы церковной жизни. – М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. – 184 с.

Комментарии для сайта Cackle