сост. Дмитрий Семеник

В чем причина уныния?

Печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил пожелание, тот победил страсть, а кто победил страсти, тем не владеет печаль.

Помысл чревоугодия концом имеет помысл блуда, а помысл блуда концом имеет помысл печали, потому что печаль и уныние немедленно последуют в побежденном таковыми помыслами, по отрезвлении его.

Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежёт о том, что в мире, тот всегда будет веселиться.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке.

Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается, и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения... От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего смирение, и то, чтобы никого не судить.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Прошу вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь вас сохранить.

Преподобный Лев Оптинский (1768–1841).

Отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).

Комментарии для сайта Cackle