сост. Дмитрий Семеник

«Я верю своему аппетиту»

И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. (Втор. 32:15).

Смирен духом, да горд брюхом.

Русская пословица.

В какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать тело свое, соразмерно с тем будет насыщаем пищею и утешением духовными.

Преподобный Симеон Новый Богослов († 1021).

Воздержание чрева укрощает страсти, удобно возжигает их прихотливое употребление пищи.

Преподобный Исаия Отшельник († 370).

…Убегай объядения, чтобы не увязнуть в сети плотского вожделения: объядением отъемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица: подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога.

Преподобный Антоний Великий (251–355).

Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.

Преподобный Серафим Саровский († 1833).

Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!»...

Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний.

Возобладай над чревом, пока оно над тобой не возобладало.

Преподобный Иоанн Лествичник († 649).

Пресыщение приближает к старости, притупляет чувства, омрачает мысль, ослепляет проницательный ум, наполняет тело влагами, скопляет гной, причиняет множество болезней и производит большую тяжесть и непомерную тучность.

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Чревоугодник сокрушается только о том, как бы наполнить чрево свое яствами, а когда поест, мучается во время пищеварения; воздержание же сопровождается здоровьем.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе, будто по недостатку подкрепления пищею. Это – мечта. Преодолей себя, помолись усердно и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная: увидишь на деле, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4). Не надейся на хлеб.

Необремененное пищею сердце всегда несравненно больше способно держать в себе веру в Бога, благость и любовь, чувствовать милости Божии, вообще – стоять в истине.

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святаго и делаешься духовным.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).

Приятность наслаждения умерла, как скоро пища прошла через гортань, но похотливость чрева оживает в этом гробе.

Матерь же сластолюбия – чревоугодие, ибо оно порождает сластолюбие, а может быть, и многие другие страсти; от него, как от корня – отпрыски, возникают прочие страсти и, в скором времени став деревьями, на породившей вырастают в достигающие до небес пороки, потому что сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин († 435).

Чревоугодие и то, когда человек имеет пристрастие к какой бы то ни было пище, хотя бы к весьма простой, вроде соленых огурцов. Ап. Павел, правда, говорит: пища не поставляет нас пред Богом, но это нужно понимать так: всякая пища сама по себе безразлична, но не безразлично наше отношение к ней.

Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874–1937).

Ты писала, что «любишь вкусную пищу», а кто же ее не любит? Только тот не любит, кто вкусил небесного утешения и обуздывает чрево – этого господина всего худого.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873–1958).

Комментарии для сайта Cackle