Телолюбие
Как бороться с чревоугодием?
Я ежедневно борюсь с чревоугодием. Тут нельзя поступить так, как я смог поступить с плотскими связями: обрезать раз и навсегда и не возвращаться. Горло надо обуздывать, в меру натягивая и отпуская вожжи.
Блаженный Августин (354–430).
Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую.
Сидя за столом, исполненным снедей, представляй пред мысленными очами твоими смерть и суд.
Преподобный Иоанн Лествичник († 649).
Надо сперва отучаться от многоядения, а потом от сластоядения.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867).
Если хочешь довольствовать чрево свое малым, то воздай славу укрепившему тебя Богу.
Преподобный Ефрем Сирин (IV век).
Относись к пище легко и не неистовствуй, обнаруживая чревоугодие... В замену удовольствий, которые заключаются в этих вещах, побуждай себя к радостям, заключающихся в божественных словах и священных песнопениях, и к даруемой тебе от Бога мудрости...
Преподобный Макарий Великий (IV век).
Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет – кричит, а когда привыкнет, замолчит.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894).
Кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест, глаза не сыты – это грех...
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913).
Ешь поменьше, а переложишь, укори себя.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824–1894).
Как ни вкусен обед, или вообще – блюда, никогда не увлекайся ощущением вкуса и не обременяй своего желудка, а с ним и души множеством пищи.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908).
Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после вкушения хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь.
Преподобный Силуан Афонский (1866–1938).