Павел Флоренский
Флоренский Павел Александрович (1882–1937) – религиозный философ, богослов. В марте 1904 года, еще будучи студентом-математиком Московского университета, он писал матери: «Произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно, воспринять все положительное учение церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством и т.д. – вот как мне представляется одна из ближайших целей практической деятельности. В необходимости церковности я лично, да и многие, убеждены более, чем в чем-либо другом». В 1907 году в Сергиевом Посаде вышел сборничек стихов Павла Флоренского «В Вечерней лазури», само название которого перекликается с первой поэтической книгой Андрея Белого «Золото в лазури». В годы учебы на физико-математическом факультете Московского университета (1900–1904) он был близок в кружку «аргонавтов» Андрея Белого и дебютировал в поэзии как московский младосимволист, но сделал свой выбор, убедившись в необходимости церковности.
В 1918 году поэма Андрея Белого «Христос воскрес» приводит к окончательному разрыву отношений.
Гимн хвалебный
Из поэмы «Святой Владимир»
Господи! Милый!..
Хочу хвалить Тебя слабым голосом своим, –
славословить мыслью своею, –
воздать хвалу Тебе, Господи, –
Сильный.
Трепещет в полноте душа моя,
изливает в меня тепло Твое, Господи.
Как прозрачный, высвечиваюсь насквозь
светом Твоим:
в тихом исступлении безсвязно говорю Тебе,
Господи – в тихом...
Вот я пред Тобою с отверстою грудью,
Милый.
Хочу слабым духом своим воздавать хвалу Тебе.
Замираю в радости Твоей, –
Сладкий.
За дела Твои, Господи, воздаю хвалу Тебе.
За ясное Солнышко, – светлое;
ведь оно любит всех нас, с лаской греет нас
и целует.
За солнышко, Господи, благодарю Тебя,
за тихую луну, – кромную, бледноликую,
и за звездочки:
золотыми ресницами они щурятся
из своих стран на нас, далеких,
утешают нас в горестях глазками чистыми –
лучистыми,
образуют корону светлую из своих лучей
для бедняжки Матери измученной,
украшают многострадальную Матерь общую,
успокаивают Ея муки.
За маленьких птичек – глупеньких,
благодарю Тебя, Господи.
Они смешные, ничего не понимают
в страданиях Матери-страдалицы,
но ведь они маленькие, они не виноваты;
их щебетанье слышит Матерь –
успокаивает.
За все Твои твари благодарю Тебя,
Господи.
Ты Один – Один создал нас.
Но больше всего благодарю Тебя, Господи,
и славлю Тебя.
(1904–1905)
Молитва
Богородице ясная,
не оставь, помоги.
Жизнь мятется ненастная,
обступили враги.
Розвым облачком, Нежная,
Ты в лазури скользишь, –
жду в тревоге мятежный я,
Жду я мира. Дай тишь!
Мариам ясновзорная,
тихим оком взгляни.
Ты – Помощница скорая,
Засвети в тьме огни.
Ведь впотьмах бегу тропкою
ядовитых зарниц.
И с надеждою робкою
не поднять мне ресниц.
Волоса золоченые
обвивают звезду:
через слезы соленые
вдаль смотрю я в бреду.
11 февраля 1905
Сергиев Посад
Amor fati10
День и ночь проходят ровной
Чередой, а ты не видишь
Как безмолвно я страдаю
И не жалуюсь ничуть.
Было время: я подняться
Думал вверх струей фонтанной,
Но, поднявшись до вершины,
Низвергнулся с высоты.
Я сказать тебе не смею
(да и чем ты мне поможешь?)
И, томяся неисцельно,
Я стараюсь хоть заснуть.
И душа полна тоскою
(не понять тебе усопших!),
Смерть повила взор печальный –
Черным крепом мне в глаза.
Близка гибель, – Бог далече,
И Ему душой молиться
Я не смею, я не в силах,
И молчу, потупя взор.
Ты же, кроткий, агнец Божий,
Помолись хоть ты, коль можешь,
Помолись в смиреньи чистом
За томящихся душой.
16 марта 1907
В некоторых материалах о Павле Флоренском это стихотворение приводится как предсмертное, что, конечно же, не соответствует действительности: оно написано за тридцать лет до расстрела.
In pace11
Акафист
1–й лик:
Радуйся, Дева, Царица Небесная,
Богоневеста, вовеки Неневестная.
Радуйся, стройная и безмятежная
Лилия снежная.
2-й лик:
Ты лишь одна, в чистоте неизменная,
жизни явила нам Семя нетленное,
грех победившее.
С Сыном прошла Ты креста все страдания,
нас искупившая.
Им же числа нет и нету названия.
1-й лик:
«Радуйся, Зорька Светила Предвечного,
Роза пурпурная рая!» –
Дитятко, Деве навстречу, безпечное
крикнуло, в чреве играя.
2-й лик:
С горных вершин дуновеньем живительным
страсти жестокой смири треволнение, –
страсти горение.
Свежей прохладой овей очистительной.
Благоприятное
слово Свое нам скажи, Благодатная.
1-й лик:
Слово Предвечное в чреве носившая
и несказанная нам рассказавшая,
Радуйся, Кроткая, радугой ставшая,
Слово явившая.
2-й лик:
Хищница Смерть, с крылом черным, когтистая,
жертву за жертвой уносит безжалостно,
неумолимая,
Ты лишь одна, Богородица чистая,
Духом любимая,
Смерть победила рожденьем нетягостным.
1-й лик:
О, помоги, Слово Божье Вместившая,
муки надежды на землю Низведшая,
выходы сладким рыданьям Нашедшая,
их отворившая.
2-й лик:
С лязгом железным от крыльев стенающих
Хищница каркает нам среди радости
гостьей зловещею, –
с жертвой исчезнет в провалах зияющих,
в бездне чернеющей.
Ты же, Лазурь, упокой Деву в сладости.
1-й лик:
Радуйся, Лань, Мариам умиренная,
с тихой улыбкой долу склоненная
облачком взметанным, с неба лазурного,
вечно безбурного.
2-й лик:
Дева Всевышняя, Мать кротковзорная,
в жгучей пыли мы бредем утомленные
и опаленные.
1-й лик:
Ты одна злобных лучей отгоняешь рой,
Помощи нам скорая.
В честный нас свой омофор, Мариам, укрой.
2-й лик:
Все мы – как узник, весною волнуемый,
бьемся в стены, смертельно тоскуем мы,
стонем, безсильные.
1-й лик
Вырви тлетворные Смерти посевы, –
севы могильные,
Сыне безгрешный, единственный Девы!
2-й лик:
Зноем и шумом томит жизнь безбожная,
правда с неправдой кружат многосложныя
вихрями пыльными.
1-й лик:
Тихая, Тихая, дай умирения!..
В сердце обильными
струями влей благодать разумения...
Оба лика:
Радуйся, радостью нашею ставшая,
кротко гордыни смирять не уставшая.
Радуйся, Дева, Царица Небесная!
Богоневеста вовек Неневестная!
Радуйся, радуйся, Богом Избранная,
Им осиянная!
Масленица 1905
Село Толпыгино
Акафист вошел в рукописный неизданный сборник «Ступени» (1906) и в первый изданный сборник «В Вечерней лазури» (1907).
* * *
Любовь к року, судьбе (лат). Впервые: «В Вечерней лазури» (1907).
В мире (лат.). Впервые: «Народ». Киев, 1906. 9 апреля, № 6.