Нестор Кукольник
Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868) – поэт, прозаик, драматург. Один из самых плодовитых авторов «драматических фантазий» (так называл он свои стихотворные пьесы), исторических драм (самая известная из которых – «Рука Всевышнего отечество спасла»), повестей, рассказов, стихотворений. Известна реплика Пушкина: «А что, ведь у Кукольника есть хорошие стихи? Говорят, что у него есть и мысли». Еще при жизни Пушкина корнет лейб-гвардии Гусарского полка Михаил Лермонтов написал эпиграмму на премьеру пьесы Кукольника «Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский» в Александрийском театре в январе 1835 года:
В Большом театре я сидел,
Давали «Скопина», – я слушал и смотрел.
Когда же занавес при плесках опустился,
Тогда сказал знакомый мне один:
«Что, братец! жаль! – вот умер и Скопин!..
Ну, право, лучше б не родился».
Нестор Кукольник был убежден в своей гениальности, отводя Пушкину место одного из своих современников. Пик популярности Кукольника приходится на середину 30-х годов, когда его произведения вызывали, по свидетельству современника, «самый неистовый восторг». Но в 40-е годы он постепенно сходит с литературной сцены, заняв крупный пост в канцелярии военного министра. О его рвении на службе можно судить по фразе, ставшей крылатой: «Если царь прикажет – через два месяца акушеркой буду». Из всего десятитомного Собрания сочинений (1851–1852), за которым последовало посмертное шеститомное (1871), испытание временем выдержали лишь его романсы из цикла «Прощание с Петербургом» (1840), что вполне объяснимо. Стихи Кукольника стали популярнейшими романсами благодаря великому Михаилу Глинке, с которым его связывали дружеские отношения. «Триумвират» (Кукольник, Брюллов, Глинка) прославился своими литературно-музыкальными вечерами и... кутежами. Композитор и музыкальный критик Л.Н. Серов отмечал: «Тексты этих романсов, хотя и не имеют высокого достоинства поэтического, заключают в себе, однако, всегда идею, доступную музыке, момент или драматический, или внутренне сосредоточенный, лирический». Зачастую, по собственному признанию, он «подкладывал слова под музыку». В цикл «Прощание с Петербургом» входит «Попутная песня», посвященная царскосельскому «пароходу» (так называли паровоз на первой в России железнодорожной ветке от Петербурга до Царского Села). Эта песня входила в число самых популярных из репертуара Федора Шаляпина. Не меньшей популярностью пользовался «Рыцарский романс» Кукольника – Глинки:
Прости! Корабль взмахнул крылом,
Зовет труба моей дружины!
Иль на щите, иль со щитом
Вернусь к тебе из Палестины.
Молва о подвигах моих,
Шумя, придет моим предтечей,
И лавр из нежных рук твоих
Наградой будет мне и встречей.
Клянуся сердцем и мечом:
Иль на щите, иль со щитом!
Сто битв, сто рек, сто городов
О имени твоем узнают,
На сто языков сто певцов
И запоют и заиграют!..
Помимо цикла «Прощание с Петербургом», Глинка создал романсы на слова Кукольника «Стансы» («Вот место тайного свиданья...»), «Сомнение» («Уймитесь, волнения страсти...») и музыку к исторической драме «Князь Холмский». Глинка был не единственным композитором, обращавшимся к поэзии Нестора Кукольника. На музыку положено около тридцати его стихотворений, наиболее известными среди них стали романсы Кукольника – Булахова «Забуду ль я волшебство слов твоих...» и Кукольника – Столыпина «Колечко» («Как взгляну, да погляжу...»).
Классикой русской молитвенной поэзии стала «Колыбельная песня» Кукольника – Глинки из цикла «Прощание с Петербургом». В основе самого жанра народных колыбельных лежат древнейшие заговоры, ставшие в христианские времена молитвами-оберегами. В этот же цикл Глинки входит «Еврейская песня» на стихи Кукольника по библейским мотивам. К лучшим образцам молитвенной поэзии Пушкинской эпохи принадлежит и его «О Матерь Бога Пресвятая!..».
Колыбельная песня
Спи, мой ангел, почивай,
Ясных глаз не открывай.
Баю-баюшки-баю;
Баю-баюшки-баю!
Не спишь, а время улетит,
И грозно тучи соберутся,
И – страсти проснутся,
И буря жизни закипит.
Спаси и сохрани его
От бури, Всемогущий!
Рассей земных волнений тучи
И тихим счастьем осени.
Баю-баюшки-баю;
Баю-баюшки-баю!
Чу! На пороге слышен шум...
Враги пришли, стучатся в двери...
Страданья и потери,
Рой страшных грез
И горьких дум,
Страданья, жертвы и потери.
Спи и сохрани его
От бури, Всемогущий!
Рассей земных волнений тучи
И тихим счастьем осени.
Баю-баюшки-баю;
Баю-баюшки-баю!
1840
Музыка М.И. Глинки, из цикла «Прощание с Пе тербургом» (1840).
Еврейская песня
С горних стран
Пал туман
На долины
И покрыл
Ряд могил
Палестины.
Прах отцов
Ждет веков
Обновленья.
Ночи тень
Сменит день
Возвращенья.
Загорит,
Заблестит
Свет денницы.
И орган,
И туман,
И темницы,
И сребро,
И добро,
И святыню
Понесли
В старый дом,
В Палестину.
<1840>
Из драмы «Князь Холмский». Романсы М.И. Глинки, из цикла «Прощание с Петербургом (1840), А.Б. Щербачева (1902).
Молитва
О Матерь Бога Пресвятая!
Кого и грешный ум людской,
И хор существ безплотных рая
Величит вечною хвалой.
Надежда страждущих! Спасенье
Блуждающих во тьме страстей!
Прийми смиренное моленье
И детский вопль души моей!
Сын праха, раб греха, – с юдоли
Болезней, скорби, суеты,
Средь горько тягостной неволи
И лютой духа нищеты, –
С надеждой руки простираю
К Тебе с сердечною мольбой
И к вечной святости дерзаю
Взнести глас слабый, грешный свой.
Дай мне Твое благословенье,
Богатство веры, Божий страх,
Душе и телу исцеленье,
Защиту в скорби и бедах,
Невозмутимую отраду,
Сопутницу души благой,
И безконечную награду,
Когда окончу путь земной.