Иван Лялечкин
Лялечкин Иван Осипович (1870–1895) – поэт, драматург. В 1895 году увидел свет знаменитый сборник «Молодая поэзия», о котором его составитель П.П. Перцов писал: «Наш сборник едва успел выйти, как умер один из самых молодых его участников – И.О. Лялечкин (1870–1895). В то время, помимо Надсона, это была первая смерть в рядах молодой поэзии... Лялечкин возбуждал особенные ожидания в Брюсове. Жалуясь в письмах ко мне на безнадежность всей юной поэзии, он делал исключение только для Бальмонта и еще для Лялечкина». К этому же времени относится отзыв Ивана Куприна о начинающем Лялечкине: «Когда видишь на обложке новое имя, то всегда приходит в голову – имеет ли оно будущее, или это фамилия без будущего. Впервые я задумался над этим несколько лет назад, когда мне попались стихи поэта Лялечкина. Стихи были неплохи, хотя и незрелые, и видно было, что писал их начинающий молодой автор. «Ну, хорошо, – сказал я себе. – сейчас он молод, и «Лялечкин» звучит наивно и даже мило. А что же будет, когда он доживет до седых волос? Он все еще будет Лялечкиным, и это будет смешно не вязаться с его поэзией, когда она станет зрелой и серьезной. Нет, это фамилия без будущего, зрелого писателя из него не выйдет"».
Фамилия Лялечкин, как многие и многие другие, действительно оказалась без будущего, но Куприн и Перцов недаром обратили внимание на его дебют: на фоне «Молодой поэзии» конца XIX века он выделялся не только цитатностью и приверженностью к романсной традиции. «Люди, у которых нет развитых органов для чувствования, – писал он Ивану Бунину, – создают какую-то цеховую поэзию, гражданскую, купеческую, мещанскую...». В этом отношении, по выражению Брюсова, ставившего имя Ивана Лялечкина в один ряд с Афанасием Фетом и Константином Фофановым, он был «предтечей безвестных гармоний». Таким он и остался в русской поэзии.
К Сикстинской Мадонне
Она несет Его смиренно миру,
И смотрит Он на этот грешный мир,
Тоской, смущением и ужасом объят.
Он видит все: всю суматоху бед,
И дикое неистовство безумья,
И безысходное стремление надежд,
И боль неизцелимую мучений.
Все видит Он; но взор Его сияет
Таким спокойствием, такой святою верой
И блеском торжествующей победы,
Что ясно и земле, покорной лишь страстям,
Что перед ней Спаситель мира – сам.
Сонет
Покинем вертепы докучной тревоги,
Покинем с мечтою о мире ином, –
И к мирному храму не в блещущей тоге,
А в рубище ветхом – пойдем!
Пойдем, чтобы слышать о свете, о Боге,
Нетленного духа священный псалом;
И встанем, как мытарь, в дверях на пороге,
С поникшим смиренно челом!
На торжище шумном, где душно, как в склепе,
Оставим злых помыслов бренные цепи
На торжище буйном людской суеты, –
И к храму снесем покаянье, – и в храме
К престолу положим дарами
Души покаянной мечты!
<1895>