Источник

Иван Бороздна

Бороздна Иван Петрович (1804–1858) – поэт. Он воспитывался в Московском университетском Благородном пансионе в начале 20-х годов, и его стихи появились в печати одновременно с первыми публикациями студентов Московского университета и его пенсиона, составивших Общество любомудрия. Иван Бороздна дебютировал в 1823 году в «Вестнике Европы» стихотворением «Мудрец», представ таким же любителем мудрости, каковыми были его московские поэты-сверстники Алексей Хомяков, Федор Тютчев, Степан Шевырев. Но Иван Бороздна не был москвичом или, как тогда говорили, москвитянином, что в значительной мере сказалось на его поэтической судьбе. Хотя все его поэтические книги вышли в Москве: в 1828 году – «Опыты в стихах», в 1834-м – «Лира Ивана Бороздны», в 1847-м – «Лучи и тени». В этом отношении он опередил едва ли не всех любомудров. Единственный прижизненный поэтический сборник Хомякова вышел в 1844 году, Тютчева – в 1854-м, Шевырев не издал ни одного. Не было у Бороздны недостатка и в журнальных публикациях. Но ему, как поэту, так и не удалось преодолеть комплекс провинциала-малоросса и поэтической вторичности.

И тем не менее имя Ивана Бороздны заслуживает внимания хотя бы уже тем фактом, что его послания к Пушкину были одними из первых в прижизненной и посмертной поэтической пушкиниане. В 1828 году в «Славянине» он обращался к своему кумиру: «Безвестен я тебе и миру, // Но ты мою возвысил лиру». А в 1837 году из девятнадцати стихотворений, созданных вслед и даже одновременно с лермонтовской «Смертью поэта» в печати появилось только пять: Федора Глинки – в «Библиотеке для чтения», Надежды Тепловой – в литературных прибавлениях к «Русскому Инвалиду», Ивана Бороздны – в «Сыне Отечества», Семена Стромилова – в «Московском Наблюдателе», Мирзы Ахундова – в конце года в том же «Московском Наблюдателе» (в переводе с персидского Бестужева-Марлинского). Стихотворение Бороздны называлось «На смерть поэта». В нем он выступал от имени путеводимого Пушкиным молодого поколенья:

Ты перешел за край земного мира,

Очарователь наш, родной певец,

Священных муз любимый жрец,

И златострунная осиротела лира!

О, как пленительно на ней,

Во славу родины своей,

Измлада полный откровенья,

Играл могучей ты рукой,

Роняя пламень вдохновенья

В грудь молодого поколенья,

Путеводимого тобой!.. –

«На смерть поэта» Бороздны, как и другие стихи 1837 и 1838 годов, конечно, несравнимы с лермонтовским «Смерть поэта». В 1838 году в том же «Сыне Отечества» появится не менее значимый кольцовский «Лес», в котором гражданские мотивы выражены аллегорически: «С богатырских плеч // Сняли голову – // Не большой горой, // А соломинкой...» И это едва ли не единственный пример иносказаний в опубликованных текстах. За исключением стихов Ивана Бороздны, но не текста и не подтекста, а эпиграфа. «На смерть поэта» начинается с эпиграфа из последней строки пушкинского «Андрея Шенье»: «Плачь, муза, плачь!..» Само сопоставление имен погибшего Пушкина и казненного французского поэта Андре Шенье, цитата из «преступного» пушкинского стихотворения 1825 года, по которому несколько лет велось следствие, звучало для современников по сути так же, как лермонтовское «Погиб поэт! – невольник чести...».

Но это не единственное, что связано в русской поэзии с именем Ивана Бороздны. В 1841 году в послепушкинском «Современнике» он опубликовал стихотворное послание к Федору Глинке:

...Земную лиру отвергая,

Псалтырь десятиструнный ты

Благоговейною рукою,

Как дивный Божий дар, приял –

Ты пел... и мир не соблазнял

Тебя земною красотою,

Обычной суетой своей,

Борьбой пороков и страстей!

С этого времени и сам Иван Бороздна, вернувшись в свое родовое черниговское имение Медвёдов, более десяти лет посвятил новому полному переводу Псалтири. В XVII веке появился первый поэтический перевод Симеона Полоцкого, в XVIII веке полное поэтическое переложение Псалтыри осуществили три поэта-псалмиста – Тредиаковский и Сумароков и Федор Дмитриев-Мамонов, но ни один из них в полном объеме так и не появился в печати. В 1818 году была опубликована «Псалтирь в стихах» священника Гавриила Пакатского, ставшая фактически первым полным переводом после Симеона Полоцкого, причем не виршами, а ямбами, которыми «слепой поп» (так назван он в пушкинском письме 1826 года) владел ничуть не хуже многих современников-поэтов. Но его переводам, увы, не суждено было стать поэтическим явлением, ни один из них не увидел свет в «Соревнователе» или «Благонамеренном» рядом с псалмами того же Федора Глинки. Иван Бороздна дебютировал как псалмист в 1842 году в «Москвитянине», а в 1847 году вышел его поэтический сборник «Лучи и тени», в который вошли шесть псалмов. Остальные 145 так и остались неизданными ни в XIX, ни в XX веке. Хотелось бы надеяться, что это произойдет в XXI веке.

Воскресение

Приветствую тебя восторгом неземным,

Обетованный день спасенья,

В который чудо искупленья

Узрел святой Ерусалим!

Пади во прах, величие мирское,

Пред сим величием небес!

Сладкоглаголанье людское,

Питайся манною евангельских словес!

Уже над градом Соломона

Ночные тени с небосклона

Свевал прохладный ветерок!

Уж голубеющий восток,

Сливаясь с розами рассвета,

Желанный день предвозвещал:

Весь мир чего-то ожидал

В своем торжественном покое.

И никогда ничто земное

Красы вселенной никогда

Столь пышно, дивно, как тогда,

Для взора смертных не блистали:

А в граде, полном тишины,

Презренным сном неверья спали

Иуды злобные сыны!

Но кто в сии мгновения святые

По стогнам уж идет быстрее и быстрей?

То с соименницей своей

Благочестивая Мария.

Их Вера чистая звала.

На то святое место, где была

Жизноподателя могила,

Да мирро излиют, да их хвала

Возносится к Нему, как сладкий дым кадила!

Они спешат... загрохотал

По гласу вышнего Владыки

Гром в поднебесье, трус великий

Всю землю вдруг восколебал;

И ангел, низойдя из горней сени рая,

Ко гробу Господа приник:

Как снег бела его одежда неземная,

Как молния сверкает лик!

Он отвалил могильный камень,

Воссел на нем, объял стрегущих страх;

Как мертвые они низринуты во прах:

Казалось, опалил неверных пламень!

И гласом боговдохновенным

Рек ангел женам изумленным:

«Не бойтеся! Христос от гроба уж восстал!

Вот место, где Господь тридневно почивал,

К ученикам Его спешите,

Весть благодати им несите!»

Умолк небесный, сердце их

Сияньем Веры согревая, –

И радость оных жен была такая,

Какой никто не знал до них!

Быстрей мгновенья по вселенной,

От знойной Сирии и до полярных стран,

Молва промчалась. Мир спасенный,

И клик веселия, и глас хвалы священной

Слиял в один торжественный орган!

Ликуй, ликуй, первородитель,

Грехом испытанный Адам!

Эдема дверь открыл Освободитель

Собой искупленным душам!

...Прошли века. И кто пред Божьим храмом

Без Веры пламенной, без радости прямой

Встречает оный день святой,

Когда дерзнут вознесть с молебным фимиамом

Благоговейные сердца

Восторг божественный к обители Творца?

При мысли, что сей день есть праздник Искупленья,

Какой-то льется в душу свет:

Тогда понятны ей и неба откровенья,

И утешительный безсмертия завет!

6 апреля 1830

* * *

О Царь Небесный, Утешитель,

Дух Истины, повсюду Сый,

Всенаполняющий, Святый,

Податель бытия, Зиждитель,

Сокровище благих!

Прийди, вселися в чад Твоих,

Очисти нас от скверн земных –

И будь Ты наших душ Спаситель!

Псалом на единоборство Давида с Голиафом

Быв мал меж братьями своими

И всех в дому отца юнейший, с дней младых

Я пас овец его на пажитях родных

И привыкал скитаться с ними,

Столь низкой доли не кляня!

Тогда орган мои образовали руки,

А персты робкие псалтырь... но кто их звуки

К Творцу вознес бы от меня?

Он Сам, Он Сам, к Кому измлада

Я в горе притекал, Он слух ко мне склонил –

И, Ангела послав взять пастыря от стада,

«Елей таинственный» мне на главу излил!

О! братия мои прекрасны, горделивы...

Но где же избранный из них?

Неся проклятья мне от идолов своих,

Против меня восстал пришелец нечестивый;

И встретил я его в равнине боевой,

Исторгнул страшный меч, сверкнувший надо мной,

И супостата обезглавил;

Тебя ж, Израильский народ,

Из века в век, из рода в род

От поношения избавил!

Молитва на сон грядущим

Ужель мне гробом одр сей будет

Иль, Боже! душу Ты мою

Днем озаришь, а он пробудит

Еще к земному бытию?

Я смерти, гробу предстою:

Страшуся кары безконечной,

Страшуся Твоего суда...

А зло творю, а мной всегда

Прогневаны: Ты, Боже вечный,

И Мать Пречистая Твоя,

И Силы неба, и Хранитель

Святый мой Ангел! Вседержитель!

О! знаю: не достоин я

Твоей любви! Мне осужденье,

Мне должен тяжкое мученье

Назначить вышний Твой совет;

Но, Господи! Хочу иль нет,

Яви Ты мне, яви спасенье!

Коль праведным его Ты шлешь,

То лишь по правде воздаешь;

Коль чистые перед Тобою

Твоею милостью святою

Ущедрены, дивиться ль ей?

Она добру дана в награду!

Но будет милость та дивней,

Даруя грешнику пощаду,

Чтоб одолеть не возмогло

Все мной содеянное зло

Ни благости неизреченной,

Ни милосердья Твоего:

Как хочешь суд твори! Смиренно

Жду приговора от него!

Преложение псалма 2

Почто народы возмутились?

К чему их замыслов тщета?

Властители земли, собравшись, ополчились

На Господа и на Его Христа –

И вопиют, в кичении преступном:

«Мы узы разорвем, мы иго свергнем их!»

А обитающий на небе, недоступном

Для дерзновенных гад земных,

Им посмевается!.. Он грозно обращает,

К ним слово гнева Своего –

И страх безумцев поражает!

А Я, помазанный от Бога моего

Царем на высотах святой горы Его,

Я возвещу Творца веленье!

Он мощным гласом мне вещал:

«Ты сын Мой, от Меня ты ныне жизнь приял!

Проси – и дам тебе народы во владенье

И до пределов мира власть продлишь...

Но, Мной поставленный над царствами земными,

Возьмешь железный жезл и будешь править ими

И, как скудельника сосуд, их сокрушишь!»

И ныне, о владыки, вразумитесь,

Судящие ж своих собратий научитесь

Служить со страхом Богу своему

И радоваться с трепетом Ему!

Воздайте Сыну честь, да, возгорясь, правдивый

Не грянет гнев Его на вас!

Надейтесь на Него – и будете счастливы,

И вас не устрашит суда уж близкий час!

Преложение псалма 4

Коль призову Тебя, Бог правды милосердый!

Внемли – и в тесноте простор мне дай!

Будь щедр – мольбы не отвергай!

А вы доколе тяжкосерды,

О смертного сыны?

Доколе суетою прельщены

И лжи всё ищете! Познайте,

Что дивно Бог хранит Святаго Своего,

Что Он внимает зов его!

Так, гневаясь, не согрешайте;

Да стихнет говор сердца злой

На ложах, где вас ждет покой!

Принесши жертву правды, уповайте

На всемогущего Творца!

О! пусть толпа безумно вопрошает:

«Кто благо нам пошлет?» На нас же да сияет,

О Господи! Свет Твоего лица!

Ты сердцу моему, Всесильный!

Дал радость – и она полней,

Чем радость тех, кому на часть даны обильно

Вино, пшеница и елей!

Уснув, предамся я покою,

Исполненный надежд, которые Тобою

Душе дарованы моей!

Преложение псалма 6

Не в ярости Своей меня Ты обличай

Не в гневе, Господи! карай!

Я немощен: так Ты будь милосерд! Целенье

Пошли мне! Все мои уж кости потряслись,

Моя душа в смятенье...

И Ты, о Господи! доколе?.. Обратись

Избавь мою Ты душу – и спасенье

Подай мне, ради милости Твоей!

О! в смерти кто Тебя помянет?

И славить кто во гробе станет?..

Под гнетом горести своей

Я истомлен стенаньями, о Боже!

Ночь каждую свое я окропляю ложе

Слезами скорби! Свет очей

Померк уж у меня, – я средь врагов ветшаю!

К вам, беззаконники, взываю:

Прочь от меня вы все! Господь мой плач и стон

Услышал, а мою молитву принял Он,

Да все мои враги смирятся,

Смятением поражены,

И быстро вспять да обратятся –

И да бегут, посрамлены!

Преложение псалма 18

Небеса поведают славу Вседержителя,

Твердью возвышается творчество Его,

День от дня внимает слово про Зиждителя,

Ночь благовествует ночи про Него!

Где язык, в котором бы гласы те священные

Не имели отклика? Так! вещанье их

Всю проходит землю – и на край вселенныя

Мощные глаголы долетают вмиг!

В небесах основано солнца обиталище –

И, как из чертога своего жених

Или пробегающий весело ристалище

Исполин могучий, так светило то,

Восходя на высь эфира, устремляется

В путь с востока к западу – и не укрывается

От его живительной теплоты ничто!

Бога милосердного совершен, спасителен

И душе отраден благостный закон;

Свидетельство истинно, глагол вдохновителен, –

И самих младенцев умудряет он!

Его непреложно всякое веление:

В нем находит радость сердцу человек;

Заповедь Господня – очей просветление,

Благодатный страх его пребывает ввек!

Святы суд и правда Судьи Всемогущего:

Вожделенней золота, камней дорогих,

Они слаще меда, из сота текущего, –

В них моя награда и блаженство в них!

Кто из смертных знает свои прегрешения?

Боже! и от тайных меня охрани –

И все произвольно злые помышления

От раба смиренного Сам Ты отжени!

Тогда, не смущаема думами преступными,

Душа моя станет чиста пред Тобой,

А сердце и слово пребудут доступными

Тебе, моя Сила, Искупитель мой!

Песнь покаяния

Псалом 50

Помилуй, Боже, по великой

Меня Ты милости Своей;

По множеству ж щедрот, Владыко,

Изгладь вины души моей!

И вот о чем мое первейшее моленье:

От преступления, Господь! меня омой

И от греха очисти: преступленье

Свое я знаю; грех же мой

Всегда, всегда передо мной!

Против Тебя Единого, Зиждитель,

Против Тебя я согрешил

И злое пред Тобою совершил:

Ты в слове будешь прав: в суде же – победитель!

Зачат я в беззаконьях был

И матерью рожден в грехе; – но возлюбил

Ты правду – и, как правды Совершитель,

Открыл мне тайное Премудрости Своей!

Иссопом окропи меня – и чист я стану!

Омой – и буду снега я белей!

Дай слуху моему веселье – я воспряну,

И кости, пораженные Тобой,

Возрадуются! – Взор же Свой

От моего, о Боже, согрешенья

Ты отведи, изгладь мои все преступленья

И сердце чистое мне дай;

Внутри меня всели дух правды снова,

Меня от Своего лица не отгоняй –

И духа Твоего Святого

Ты от меня не отымай!

А радость Твоего спасенья

Мне, Всемогущий, возврати

И духом Ты меня владычным утверди!

Тогда, тогда Твои пути

Открою грешным чадам тленья –

И нечестивые, смиряясь перед Тобой,

К Тебе все обратятся!.. Бог-Спаситель!

Освободи меня от крови пролитой,

И – вышней Правды возвеститель

Язык возрадуется мой!

О Господи! уста мои открой,

Да преисполнятся оне Твоих хвалений!

О! если б восхотел Ты жертв, я б дать их мог;

Но Ты не любишь всесожжений!

От нас приемлет в жертву Бог

Одно лишь духа сокрушенье,

А сердца, скорбию гнетомого, смиренье

Захочет ли отвергнуть Он?

Облагодетельствуй, о Господи! Сион

И не лиши его защиты и покрова,

Да стены Твоего Ерусалима снова

Воздвигнутся! Тогда, мой Бог и Царь!

Возлюбишь жертву правды, возношенья

И не отринешь всесожженья,

Тогда возложатся тельцы на Твой алтарь!

Приложение псалма 83

О! сколь Твои жилища вожделенны,

Владыко сил! Уже моя душа

Истомлена желаньем безпредельным

Узреть Твои чертоги! Плоть моя

И сердце радостью окрилены

В стремлении к Тебе, живому Богу!

Воробушек приют себе находит,

И горлица гнездо своим птенцам

У алтарей Твоих, Владыко сил,

Мой царь и Бог! Блажен, кто водворился

В превыспреннем селеньи – и во век

Веков Тебя хвалами величает!

Счастлив, кто ждет защиты от Тебя,

Свершая путь по сей долине слез,

В чьем сердце возвышаются ступени,

Ведущие в святилище Твое!

Так, Он прольет, законодавец дивный,

На избранных Своих благословленье!

От силы к силам перейдут они –

Им явится всемощный Бог богов!

Господь! Владыка сил! услышь меня!

О Бог Иакова, склони Свой взор

К помазаннику Твоему! О! день один

Отраднее в обителях Твоих,

Чем тысяча! У прага Твоего

Я счастливее буду, чем под кровлей

Жилища грешников! – Господь есть щит

И солнце! Он даст милости и славу,

Он не лишит того даров небесных,

Кто избрал непорочности стезю!

В ладыка сил, блажен, стократ блажен

Всяк на Тебя надежду положивший!

<1840>

Преложение псалма 90

Тот, кто живет, преисполненный верою в помощь Всевышнего,

Может в обителях Бога небесного быть водворенным!

Господу скажет он: «Ты мой помощник, прибежище, царь мой,

Лишь на Тебя я надеюсь!» Господь сохранит и от кова,

Хитро врагами сплетенного, и от клевет ядовитых!

Он осенит раменами тебя, прострет Свои крилы

В охрану твою! Будто щитом, окружит тебя истина

Божия – и ты не станешь бояться ни страха ночного,

Ни среди дня пролетающих стрел, ни зол потаенных,

В мраке готовимых, ни нападений полдневного беса!

Тысяча перед тобою падет; от тебя же направо

Тьма вдруг погибнет; но смерть не посмеет к тебе прикоснуться!

Ты только будешь все видеть, чтоб беззаконникам

Знать воздаянье! За слово, смиренно тобой изреченное:

«Боже! моя Ты надежда!» Зато, что Его же прибежищем

И збрал ты , Он провещал: «Никогда к тебе зло не приближится,

И не падут на жилище твое ни какие удары!

Ангелам Я заповедал тебя сохранять невредима

На всех путях твоей жизни! Примут тебя они на руки,

Да не преткнешься ногою о камень! наступишь на аспида

И василиска, и ею попрешь ты дракона и скимна!

Тебя Я избавлю того, кто Меня возлюбил всей душою,

И под защиту приму Я того, кто познал Мое имя.

Меня призовет он – и будет услышан; его не покину

В печали; утешу, прославлю, исполню его долголетьем –

И возвещенное Мною – ему покажу Я спасенье!»

Великая полночь

С безмолвною Москвой ждет Русская земля

Призыва к торжеству Христова Воскресенья –

Чу! громозвучно весть спасенья

Несется с высоты престольного Кремля –

И ею град наш потрясает,

А стройный хор колоколов

На этот клич, на клич веков,

Благоговейно отвечает –

И небо радостью святой

Слилось с юдолию земной!

Мгновенье чудное! О тверзлись Божьи храмы

И, словно ярким и звездами,

Тысячецветными огнями

Унизаны они в полночной темноте:

Отвсюду хлынул к ним народ, как моря волны;

Туда, туда стремятся те,

Чьи помыслы в сердечной простоте

Взлелеяны и веры полны,

Кто в благолепии святого торжества

Зрит все величие, всю славу Божества;

Кто со слезами умиленья

Пред дивной правдой Искупленья

От детских лет благоговел –

И для кого огнем нетщетным

Пред Знаменем новозаветным –

Перед Распятием светильник пламенел!

Душепитательною манной

Для верных чтителей Христа,

Смиренно шедших по пространной

Пустыне долгого поста,

Обильно падали пророков предреченья;

Немолчно раздавалися на ней

Благословенного Сиона песнопенья,

Отрадно услаждая слух людей, –

И мнилось, что творцы тех песнопений сами,

Воспрянув из могил, коснулися перстами

Золотострунных арф своих!

А вот и Дамаскин, святый преемник их,

Учитель чистоты – духовная цевница,

Напевом Ангельским пасхальный гимн поет

И Веры теплоту в сердца и души льет!

Блистают радостью всех верующих лица,

А их мольбы тогда угодны небесам –

И пред Воскресшим чисты, святы,

Как вьющийся горе кадильниц фимиам,

Как мироносиц ароматы!

И что же в силах мы Всесильному принесть

За подвиг нашего спасенья,

Как не дары любви, молитвы и смиренья?

Но всем слышна торжественная весть –

И в храмы Божии за Божию семьею

Да идут темною толпою

Нетвердой поступью и те,

Чья жизнь погрязла в суете,

А помыслы – плоды преступного сомненья

Или заносчивой лжемудрости людской

Враждуют с верою... Слепцы! без Откровенья

Нет цели бытия, нет взору просветленья;

Везде вещественность, везде туман густой!

Как прах, высоко ветром возметенный,

Пред солнцем падает, так помыслов тщета,

Так дух, житейскою гордыней обольщенный,

Смирившись, пасть должны пред алтарем Христа –

И храм, чертог Его, всех кающихся примет,

Да дружно брата брат обымет

В единомыслии святом,

Найдя прямое благо в нем,

Назло враждующему аду

И совратителям умов,

А сердцу чистому в отраду

И в назидание веков!

1842 года Апреля 19-го

Москва

Моя молитва в день Вознесения Господня

О Ты, Вознесшийся на небо от земли,

Мольбе души моей страдающей внемли:

Изнемогла она под гнетом испытанья,

И вся растерзана, и нет ей упованья,

И жизнь безцветная, как путь в степи глухой,

Печально тянется юдолию земной!

В душе моей темно, а на сердце так хладно,

Что бытие мое мне стало безотрадно!

И от земли ль мне ждать целенья своего?

Нет, Врач Божественный! Ты даруй мне его:

Отторгни падший дух от суеты презренной,

Да вдохновляемый Тобой и окрыленный,

Порывом крепких дум в высь унесется он

И будет с дольнею невзгодой примирен!

Да на душу сойдет живительной росою

Молитва – благодать, которая Тобою

Низпосылается скитальцам жизни сей,

Гонимым бедствием иль злобою людей!

О Спас наш! удели и мне тот дар священный –

И я воспряну вновь душою исцеленной!

1844 года Мая 3-го дня

Москва

* * *

Я вижу, о мой Спас и Бог,

Великолепный Твой чертог!

Войти ж в него мне нет надежды:

Нет светлой у меня одежды,

Чтобы предстать Тебе я мог!

Все наши ткани дорогие,

Убранства суетно-земные –

Покровы жалкой наготы,

Как рубище, отвергнешь Ты!

О Светодавец! Состраданье

Яви ко мне – и одеянье

Души убогой просвети,

Да милостью Твоей спасенный,

Благообразный, обновленный,

Я в Твой чертог дерзну войти!

29 ноября 1845

с. Медвёдов

Библейская песнь о винограде

Книга пророка Исаии, гл. 5

Мой виноград был на месте тучном: розы

Цвели вокруг него, под тению олив, –

И Я, ту землю оградив,

Ей вверил избранные лозы:

Точило ископал, столп между них воздвиг

И мнил, что лозы те растением могучим

Возникнут на земле: Я гроздий ждал от них;

А выросли оне терновником колючим!

Теперь Иуды сын и ты, Ерусалим,

Судьями будьте между Мною

И виноградником Моим:

Чего заботливой рукою

Я для него не совершил?

Почто ж не грозды он, а тернья породил?

И приговор Мой винограду

Поведаю Я ныне вам:

«Я отыму его ограду,

Я грабежу его предам –

И стену разорю!.. Презренный,

Ногами попранный, он будет брошен Мной:

Ничьей не окопается рукой

И не обрежется – и, как пустырь забвенный,

Земля, где виноградник Мой

Раскинут, дикою подернется травой;

А облакам, по воздуху летящим,

Я заповедаю – в полдневный зной

Не окроплять его дождем животворящим!»

И знайте: Саваофа виноград

Есть дом Израиля, а человек Иудин

Его любимый, новый сад!

Он ждал, что будешь ты, Израиль, правосуден.

Ты ж беззаконие вменил себе в закон;

Он ждал добра плодов обильных,

И что ж? гонимых и безсильных

Единый вопль услышал Он!

18 декабря 1845

с. Медвёдов

Песнь иудейских пленников

У реки Вавилона

Мы, дети Сиона,

Сидели в слезах.

На наших руках

Оковы звучали;

А мы вспоминали

И вольные дни,

И отчие страны,

На вербах органы

Развесив свои,

Средь стен Вавилонских.

«Что ж песен Сиона

Не слышим от вас?

Иль вы их забыли?» –

Коварно спросили

Пленившие нас.

– Нет! песни священной,

Нам Богом внушенной,

Мы петь не дерзнем

На бреге чужом!

О родина! звуки

Той песни твои –

И смолкли они

В час нашей разлуки!

А если тебя

Твой сын позабудет,

Забвенна да будет

Десница моя!..

Язык пусть к гортани

Прилипнет, когда

Лишу тебя дани

Моих вспоминаний;

Иль ты не всегда

Мне высшая мета

Веселья, обета,

Молитвы моей

В годину скорбей!

О Боже правдивый!

Напомни врагам,

Эдома сынам,

Тот день несчастливый,

Тот день роковой,

Как град наш святой

Они разрушали –

Когда вопияли

Со злобой в очах:

«Рассыптесь во прах,

Твердыни Сиона!»

О дщерь Вавилона!

Сколь будет блажен,

Кто мстя за наш плен,

За вопли, за пламень,

За кровь и за стыд,

Твоих сокрушит

Младенцев о камень!

Песнь иудейских пленников

Опыт нового преложения

На брегах Вавилонских рек

Мы, сидя, слезы проливали,

Когда Сион воспоминали;

На вербах, осенявших брег,

Свои развесили органы...

Там те, кем в чуждые нам страны

Мы были в плен увлечены,

Нас вопрошать о песнях стали;

Те ж, кем мы были ведены,

Нас веселиться принуждали

И молвили с улыбкой злой:

«Что ж вы, под небом Вавилона,

Из песен вашего Сиона

Нам не споете ни одной!»

– Как петь нам на земле чужой

Господню песнь! Когда тебя я

Дерзну забыть, Ерусалим,

О! пусть тогда моя десная

Меня забудет навсегда!

Пусть и язык прильнет к гортани,

Коль о тебе воспоминаний

Не сберегу я; иль когда,

Разлукой с родиной томима,

Моя душа Ерусалима

Не станет звать и в дни скорбей

Началом радости своей!

Напомяни сынам Эдома,

О Боже! ужасы разгрома

Ерусалимского, когда

Они, в пылу вражды и брани,

Гласили: «Все до оснований

Да рушится, чтоб и следа

Высокомерного Сиона

Не зреть нам!..» Ты же, Вавилона

Дщерь окаянная! Блажен,

Кто за позор наш и за плен,

За нашу гибель и страданье

Тебе готовит воздаянье;

Кто на тебя грозой падет,

Как наш отмститель безпощадный –

И чья рука о камень хладный

Твоих младенцев разобьет!

25-го Февраля 1847года

с. Медвёдов

Видение Иезекииля

Десница Вышнего коснулася меня –

И, по Его небесной воле,

Ведомый Божьим Духом, я

Оставлен был в каком-то поле,

Печальной наготой пустынною своей

И полном человеческих костей,

Им не было числа! Их груды вековые,

Вздымаясь на лице земли,

Чернелись окрест и вдали,

Давно забытые, сухие –

И Божьим Духом я близ них был обведен.

«Сын человеческий! ответствуй, – рек мне Он;

Возмогут ли ожить, стряхнувши прах могильный,

Все кости, зримые тобою, или нет?»

«То знаешь Ты, Господь!» – мой был ответ.

Вторично провещал Всесильный:

«Сын человеческий! пророчествуй костям:

Внемлите, кости! ныне к вам

Адонаи-Господь так обращает слово:

Я преисполню вас дыханьем жизни снова,

Дам жилы, с кожей плоть Я наведу на вас,

Свой Дух вам ниспошлю – и вы, в красе телесной

Ожив, познаете, что я Господь!»

И глас

Был слышен с высоты небесной,

Когда сподобился пророчествовать я.

Вдруг потряслась кругом земля,

Поднялся шум и стук, а на поле смятенье

Открылось взору моему –

То было дивное костей совокупленье:

Кость к кости, к прежнему составу своему,

Стремясь, одна с другой сцеплялись,

И нити жил по ним мгновенно расстилались,

И плоть, всходя, росла вокруг костей нагих,

И кожею оне, как тканью, облекались;

Но не было еще дыханья в них!

И в третий раз к небесному глаголу

Я преклонил благоговейный слух:

«Сын человеческий! зови да прийдет долу,

От ветров четырех, могучий жизни Дух;

Да возрождением его повеют крылы

На этих пленников могилы,

Да ныне оживут они –

И Господа-Адонаи

Исполнится произволенье!»

И я прорек, как Бог мне повелел.

Смотрю: в единое мгновенье

На хладных мертвецов Дух Божий низлетел,

Дыханьем жизни их согрел –

И призванные к ней Создателем безсмертным,

Воскресли сборищем несметным.


Источник: Молитвы русских поэтов. XI - XIX : антология / Всемирный русский народный собор ; [сост. В. И. Калугина]. - Москва : Вече, 2010. - 799 с. : ил., портр.; 29 см. - (Тысячелетие русской поэзии).; ISBN 978-5-9533-3023-7

Комментарии для сайта Cackle