Иван Лажечников
Лажечников Иван Иванович (1790–1869) – исторический романист, драматург, мемуарист, поэт. Вместе с Василием Жуковским и Петром Вяземским среди добровольцев Московского ополчения был и сбежавший из дома двадцати двухлетний Иван Лажечников, участник сражений под Тарутином, Малоярославцем, Красным, заграничного похода. Позднее он издаст свои «Походные записки русского офицера», которым, как и «Письмам русского офицера» Федора Глинки, суждено будет стать классикой русской военной мемуаристики. «Походные записки...» вышли в 1820 году, а дебютировал он в 1817 году книгой «Первые опыты в прозе и стихах», которая, к счастью для него самого, осталась незамеченной критиками, иначе последующие могли бы и не появиться. Да и сам Лажечников прекрасно созновал уязвимость этих «Первых опытов» и в предисловии отмечал: Если основательная критика присоединила к своим непременным правилам суждение Лагарпа, что должно быть снисходительным к трудам молодых литераторов, за которых говорит еще надежда; то я имею право ожидать, что она не взглянет строгим взором на первые мои опыты, которых большая часть писана до двадцатилетнего возраста». Видимо, это обращение и спасло его... И все-таки одно стихотворение заслуживает внимания. Оно перекликается с «Русской песней» тринадцатилетнего лицеиста Антона Дельвига, в которой отставной солдат провожает сына «разить силы вражески». У Ивана Лажечникова сына провожает мать со словами:
«Мой сын! Иди на бой для славы –
Иди Россию защищать;
Последуй стран родных уставу:
«Не дважды с честью умирать!»
Прославится же он, как исторический писатель, автор популярнейших романов «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» (1831), «Ледяной дом» (1834), «Басурман» (1838), навсегда закрепивших за ним славу «русского Вальтера Скотта». Позднее, в 1840–1850-е годы, выйдут и другие его произведения, в том числе стихотворные драмы, но в исторической трилогии поэзия тоже присутствовала. Иван Лажечников, как и многие другие прозаики того времени, вводил в свои произведения «русские песни», которые «озвучивали» композиторы. Наибольшей популярностью пользовался романс «Сладко пел душа-соловушко» на музыку А.А. Алябьева (1834) и А.Е. Варламова (1838), а также две солдатские песни: «Новобранец» и «Солдатик», музыку к которым во время Крымской войны написал Петр П. Булахов. Молитвы, естественно, тоже входили в его произведения. В этом отношении образцом для всех русских писателей стали молитва «Царю Небес, везде и присно сущий...» из пушкинского «Бориса Годунова» и лермонтовская «Казачья колыбельная».
Молись!
Молись, дитя, молись, творя молитву,
Не обдели ты ею никого:
Ни матерь, ни отца, ни близких сердцу,
Ни их врагов, во тьме кругом ходящих,
Ни сирого, ни бедную вдову,
Ни богача, погрязшего в грехах...
Всех обойди молитвой круговою:
Владык земных, чтоб свой народ любили
И правили им по подобью Божию –
И милостью, и праведной грозою;
И злого чтоб Господь привел к добру,
И доброго, чтоб злые не мутили
Восторга чистого души его,
И на земле ходящих в суете,
И мертвых, от сует в земле почивших.
Молись и о себе, чтобы Господь
В тебе развил и укрепил дары,
Которыми тебя помазал в колыбели, –
Ум, правду, труд и благородство.
Молитва детская так к Господу доступна –
Не согрешай же и не позабудь
Ты в ней кого-нибудь!