Источник

2. Православное учение о молитве

Исихазм: сокровенное ядро

Сокровенное – да пребудет сокровенно. Вступительная заметка к библиографии – не тот род текста, в котором уместно входить в глубины аскетического искусства молитвы. Поэтому мы ограничим себя лишь обсуждением состава, спектра тематики данного раздела библиографии. Мы колебались в выборе названия для раздела. Его материал заведомо не охватывает всего многообразия форм молитвенной жизни в Православии; в редкостном изобилии этих форм немало таких, которые непосредственно не связаны с аскезой и, в частности, исихастской традицией. В разделении молитвенной сферы на личную молитву и молитву, совершаемую соборно (храмовую, литургическую, входящую в чины разных видов богослужений), – исихастское учение о молитве относится всецело к молитве личной; но и в этой последней многие формы также не имеют специальной связи с подвигом: таковы обращаемые к Богу молитвенные хвалы, обеты, прошения... Как общеизвестно, ядром исихазма служит созданная в его традиции особая практика непрестанного творения Иисусовой молитвы, издревле именуемая Умнóе Делание, πρα̂ξις νοερά. Однако, с другой стороны, было бы неадекватно и нецелесообразно ограничивать раздел исключительно Умным Деланием. Исихазм не является замкнутой эзотерической сферой, и Умное Делание – органическая часть обширной икономии православной церковной молитвы. Соответственно, в библиографии должен быть представлен его исторический и идейный контекст: работы, прослеживающие его генезис, проводящие компаративный анализ, освещающие смежные темы богословия и аскетики и т.п. В итоге, мы выбрали для названия более широкую формулу; но следует уточнить, что истинное содержание раздела, не сводясь лишь к Умному Деланию, вместе с тем не является и полной библиографией литературы о православной молитве.

* * *

Чтобы определить тематический круг раздела, надо учесть, что Умное Делание отнюдь не должно пониматься как только лишь «техника молитвы». Речь в нем идет не об одной молитве в собственном, узком смысле, но о цельном человеке в акте молитвенного устремления и процессе последовательного восхождения к полноте Богообщения и единения с Богом. Этот процесс, выработанный исихастской традицией, обладает сложным, многомерным строением, в основе которого – тесное соединение двух активностей: непрестанной молитвы и «внимания», т. е. внимательной, бдительной охраны молитвенной концентрации человека. Каждая из этих активностей, в свою очередь, комплексна, имеет собственную икономию. Сфера молитвы по устроению сообразна ступенчатой структуре, «лествице» всего духовного процесса: исихастская молитва проходит различные ступени, восходящие к «самодвижным» формам, где все более явственно действие благодати. Внимание же членится соответственно многим своим задачам: здесь различают внимание ума, сердца, «внимание к себе», сюда же присоединяют память и бодрствование, трезвение, «внутрь-пребывание» (термин св. Феофана Затворника)... Из сочетания икономии внимания и икономии молитвы рождается холистическая антропологическая практика, в которую вовлекается и в ходе которой трансформируется все человеческое существо в его цельности. Однако Умное Делание не ограничено и эмпирическими пределами человеческого существа. Направляясь к Богообщению, оно, тем самым, имеет мета-эмпирические и мета-антропологические измерения, и человек осуществляет себя в нем как «открытая система»: открытая воздействию и изменению не только в эмпирической реальности, в сфере сущего, но также и в бытии. Стихия и способ этого осуществления открытости человека – любовь к Богу и ближнему, личное общение в любви.

В результате, тематический и проблемный круг для темы исихастской молитвы составляют антропология философская и богословская, онтология, психология, многие сферы богословия, такие как богословие Имени, богословие обожения, любви, общения, не говоря уже о богословии молитвы как таковом. В творениях исихастских учителей, составивших богатый корпус классики исихазма, весь этот спектр тем нашел глубокое выражение. Однако судьба всякой классики такова, что каждая эпоха должна заново для себя открывать и постигать классическое наследие, и в каждую эпоху это наследие обнаруживает новую глубину, обретает новое звучание и значение. При этом, классика духовной традиции обладает своей спецификой. Исихастские учители использовали язык аскетического опыта, далекий от всех дискурсов современного знания и разума, и потому, в качестве первой ступени к адекватному пониманию, необходимо современное прочтение этого языка. Сегодня эта первая, герменевтическая ступень достигнута лишь для отдельных сторон исихастского наследия. Обобщая, можно сказать, что сейчас мы уже заметно приблизились к способности верного понимания исихастского богословия; необходимая для этого перспектива была создана усилиями православных богословов ХХ в. (вначале это были представители русской диаспоры, затем богословы других православных стран – Греции, Сербии, Румынии). Напротив, в изучении антропологии исихазма герменевтическая ступень покуда не пройдена; те принципы видения, принципы истолкования опыта, которые позволили бы раскрыть эту антропологию в ее сути и глубине, разве что начинают вырисовываться.

Характер и состав представленной в разделе литературы отражают описанное состояние предмета. В русскоязычной части раздела преобладают практические руководства и наставления в молитвенной жизни, флорилегии, сочинения духовно-назидательного характера. Упомянутые труды православных богословов, сложившие современный взгляд на исихастскую традицию, как правило, не являются специальными сочинениями о молитве и Умном Делании и потому вошли в другие разделы библиографии (главным образом, Раздел 1). Что же до западной литературы, то ее львиную долю составляют исследования Иисусовой молитвы, а среди них – труды частного характера, изучающие трактовку этой молитвы у определенных подвижников, практику ее в определенные эпохи или в определенных регионах, и т.п. Однако уже присутствуют и работы, посвящаемые богословским аспектам Умного Делания, прежде всего, богословию Имени и богословию обожения (последняя тема отнесена у нас к Разделу 1). Имеются также компаративистские исследования, и начинают появляться труды (еп. Каллиста (Уэра), А. Риго и др.), в которых изучается соматика исихастской аскезы. В целом же, ситуация позволяет ожидать, что весьма актуальный, назревший поворот к глубокому комплексному изучению Умного Делания как цельной антропологической стратегии вскоре станет реальностью.

В заключение укажем некоторые существенные особенности состава раздела. Суть их в том, что в нашей библиографии многие важные труды и даже целые блоки литературы, посвященной Умному Деланию, находятся не в данном разделе, а за его рамками. К тому, однако, были веские основания. Повторим снова: Умное Делание – ядро исихазма. В известном смысле, вся традиция есть производное, продукт развертывания этого своего ядра, и его созданию, усовершенствованию, разъяснению посвящены многие и многие творения столпов традиции, ее отцов-основоположников. По принципам нашей библиографии, все эти отцы представлены персональными рубриками в разделах, отвечающих их эпохе (главным образом, это византийские Разделы 4, 6). Далее, Умному Деланию посвящена и львиная доля «Добротолюбия», которое все в целом представляет собой уникальный компендий исихастской молитвы; однако «Добротолюбие» и литература о нем также размещаются в других разделах, новогреческом (7) и русском (9). Затем, в других разделах располагаются и те немалочисленные работы, где изучается тема исихастской молитвы в творениях определенных подвижников, либо в определенный период. И наконец, особым ответвлением литературы об Умном Делании по праву можно считать всю печатную продукцию, порожденную имяславческим конфликтом в Русской Церкви (раздел 10).

Все перечисленные виды литературы необходимо учитывать, чтобы составить истинное представление об объеме литературы Умного Делания и ее спектре. К большей части этой «внележащей» литературы мы даем отсылки в конце раздела.

Литература

1. [Аноним]. Слово о молитве Иисусовой // Правосл. путь. 1992. 77–86.

2. Антоний (Блум), митроп. Сущность молитвы // ВРЗПЭ 1968. 61. 41–47.

3. Антоний (Блум), митроп. Молитва и жизнь. (Авториз. пер. с англ.). Рига 1992.

4. Антоний (Блум), митроп. Беседы о молитве. СПб. 1996. 143. 21999. 142.

5. Антоний (Блум), митроп. Разговор о молитве // Страницы. 1997. 2(4). 596–605.

6. Антоний (Блум), митроп. Может ли молиться современный человек? Клин 1999. 317.

7. Антоний (Блум), митроп. Учитесь молиться. Пер. с англ. М. 1999. 122.

8. Антоний (Галынский-Михайловский), архиеп. Путь умного делания: О молитве Иисусовой и Божией благодати. Красногорск 1999. 80.

9. Антоний (Галынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божией благодати. Красногорск 2000. 367.

10. Беседа об Иисусовой молитве. Спб. 1994.

11. Беседа об умосердечной молитве старца с одним учеником и одним монахом-афонцем. Курск 1912.

12. Беседы о молитве Иисусовой. М. 1998. 509.

13. Благодатное действие молитвы Иисусовой / Сост. иером. Стефан [Куртеев]. М. 21897. 32.

14. Большаков С.Н. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру (личные воспоминания и встречи). Брюссель 1971. 21991; Краснодар 1991. 63. *Переизд.: Люберцы 1992. 30; М. 1995. 64. *Нем. пер.: Bolscbakov S. N. Auf den Höhen des Geistes. Gespräche eines russischen Mönches über das Jesus-Gebet. Wien 1976. 88. *Итал. пер.: Bolshakoff S. Luce del Tabor. Gradi superiori di preghiera e l'esperienza della trasfigurazione. (Ricordi personali di incontri con esicasti). Fratocchie 1972.

15. Бунге Гавриил, иером. Скудельные сосуды: Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Пер. с нем. Рига 1999. 217. *Итал. пер.: Bunge Gabriel. Vasi di argilla. La prassi della preghiera personale secondo la tradizone dei santi padri. Bose 1996. 232. *Исп. (каталанский) пер.: Bunge Gabriel. Vasos de terrissa. La praxi de la pregaria cristiana segons la tradicio dels Padres. Montserrat 1998.

16. Василий (Кривошеин), архиеп. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» // ВРЗПЭ 1952. 10. 35–38. *То же: // Он же (№ 1.52), 32–38. *Франц. пер.: // ВРЗПЭ 1951. 7–8. 55–59.

17. Вениамин (Федченков), митроп. Молитва Господня: Из творений. М. 1996. 224. *21998.

18. Герман, схиигумен. Заветы о делании молитвенном. Берлин 1923. *Переизд.: Platina, СА 1984·

19. Григорий Нисский, св. О молитве: С истолкованием молитвы Отче наш. М. 1999. 94.

20. Дунаев А. Г. История Иисусовой молитвы и «Макариевский корпус». [Вопрос о происхождении Иисусовой молитвы. Иисусова молитва на Руси. История Иисусовой молитвы] // Преп. Макарий Египетский. Духовные слова и послания (№ 4.540). Кн. 1. Ч. 2. Гл. 4. 245–301.

21. Дюкофф П. Мистическая молитва по Дионисию. СПб. 1996. 172.

22. Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. М. 1882. *2Киев 1891. 20. *Переизд.: М. 1893; М. 1906 и др.; 7М. 1913. [Компиляция из фрагментов 1 изд. «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу», Казань 1881].

23. И. М. Как научиться Иисусовой молитве? Одесса 1913. *Куйбышев 1990. 56. *Барнаул 1993. 56. *Брест 1994.

24. Иерофей (Влахос), архим. Одна ночь в пустыне Святой Горы. Беседа с пустынником об Иисусовой молитве. Пер. с новогреч. СТСЛ 1993. 159. *21997. 188. * Франц. пер.: Vlachos Hierothée. Entretiens avec un ermite de la Sainte Montagne sur la priere du coeur. P. 1988. 187. (Points-Sagesses. 78). *Англ. пер.: Hierotheos (Vlachos), archim. A night in the desert of the Holy Mountain. Levadia 1991.4Ib. 1998. 200. *Серб. пер.: Jerotij (Vlahos), arhim. Veče u pustinji Svete Gore. Sveta Gora Atonskä Manastir Hilandar. 1995. 186. *Венг. пер.: Egz éjszaka a Szent Hegy sivatagában. Budapest 1997. *Рум. пер.: О noapte in pustia Sfântului Munte. Cluj-Napoca 1999.

25. Из афонской рукописи неизвестного монаха (О упражнении в молитве Иисусовой) // ВРХД 1976. 117. 65–69.

26. Иконом К. Ангельский дар: Слово о молитве. М. 1999. 78.

27. Иларион (Алфеев), игумен. О молитве. Клин 2001. 71.

28. Иннокентий, схимонах. Наставления о молитве Иисусовой // Правосл. жизнь. 1993. 7. 5–22.

29. Иноческое келейное правило. М. 1916. XXX, 199. *Репр.: Коломна 1993. *То же, сокращ.: СТСЛ 1992. 72.

30. [Иоанн Кронштадтский, прот] О силе молитвы. По руководству о. Иоанна Кронштадтского. М. 1905. 31. *Репр.: М. 1990. 31.

31. Иоанн Кронштадтский, прот. В мире молитвы. СПб. 1906. *Репр.: Джорданвилль 1988. *То же: СПб. 1991. 72.

32. Иоанн Кронштадтский, прот. О молитве // Надежда. 1980 [Вып. в 1982]. 7. 141–149.

33. [Иоанн Кронштадтский, св.] О силе молитвы: Из дневника о. Иоанна Кронштадтского // Русь. Ростов Великий. 1994. 11. 129–134.

34. Искатель непрестанной молитвы, или Сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве / Сост. игумен Тихон. Саровская пустыпь 1901. *2М. 1904. *Переизд.: М. 1996. 222.

35. Истолкование Молитвы Господней словами святых отцов. М. 1896. *Переизд.: СПб. 1996. 160.

36. Как бороться с помыслами. М. 2001. 78.

37. Кассиан (Безобразов), еп. О молитве Господней // Правосл. мысль. 1949. 7. 58–84.

38. Кассиан (Безобразов), еп. К вопросу о построении молитвы Господней // Правосл. мысль. 1951. 8. 56–85.

39. Ключ разумения. Русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой / Сост. Авраам (Рейдман), игумен. М.; Екатеринбург 2003. 368. [Тексты свв. Нила Сорского, Игнатия (Брянчанинова), старцев Василия Поляномерульского и Зосимы Верховского; полные описания их см. в Разд. 9, 13. Готовится переизд.]

40. Макарий, иером. Подвиг христианской молитвы, по учению Слова Божия и изречениям святых отцов и Богомудрых подвижников благочестия. Спб. 1900.

41. Мень А., прот. Практическое руководство к молитве. Изд. 2, доп. М. 1995. 222.

42. Молитвы и наставления подвижников благочестия: Молитвы, которыми молились подвижники келейно. М. 1991. 32. *То же: Б.м. Б.г. 32.

43. Мусхелишвили Н. Л. К проблеме сопоставления Умного делания и системы «духовных упражнений» Игнатия Лойолы // Синергия (№ 1.161). 230–248.

44. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Семантика и ритм молитвы // Вопросы языкознания. 1993. 1. 45–51.

45. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А., Спивак Д. Л. В поисках общего значения. Сравнительный анализ восточных и западной молитв // Страницы. 1996. 4. 80–91.

46. Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. Мюнхен 1990. 173. *2М. 1992.

47. Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск 1909.

48. О молитве, внутренних свойствах и внешних действиях ее по учению Священного Писания, св. отцев, учителей и писателей церковных. Одесса. Б.г. *Переизд.: Mahopac, NY 1991. 64.

49. О молитве вообще и Молитве Господней в особенности. М. 1896. *2М. 1912. 61.

50. О молитве и трезвении. Из творений Святых Отцов Василия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирианина. // Надежда. 1980. 4. 17–40. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию"].

51. О молитве и трезвении. Преп. Нил Синайский. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Преп. Филофей Синайский. Св. Исаак Сириянин // Надежда. 1981. 5. 16–44. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию"].

52. Парфений, схимник. О молитве Иисусовой. Изд. обители Благовещения Богородицы настоятеля схимонаха Парфения 1912.

53. Пархоменко Константин, свящ, Пархоменко Е. О молитве. СПб.; М. 2003. 480. [Популярные беседы].

54. Позов А. С. Логос-медитация древней Церкви (Умное делание). Мюнхен 1964. 163. *Репр.: Воронеж 1996. 184.

55. Рафаил, архим. Размышление о молитве. М. 1891. 32.

56. Сборник о молитве Иисусовой. Сортавала 1936.

57. Сборник о молитве Иисусовой. М. 1994. 560. [Сод.: Умное делание... Сост. игумен Харитон (№ 2.65). Сборник о молитве Иисусовой (№ 2.56)].

58. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу и истолкование Молитвы Господней словами святых отцев. М. 1881. 601. *Рец.: // ДС 1909. 6 (июнь). 183–184. *Репр., под измененным названием: Святые отцы о молитве и трезвении. Сост. святитель Феофан Затворник М. 1997. [Этот сб-к святитель Феофан называл «сокращенное Добротолюбие"].

59. Серафим, архим. Наша молитва. София 1993. *Болг. пер.: София 1994. 254.

60. Серафимо-Дивеевское молитвенное правило. М. 1993. 63.

61. Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Клип 1999. 172.

62. Солдаткин С. В. Структурно-функциональный анализ мистической практики «умного делания» // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1997. 1. 113–116.

63. Сотницы. Ярославль. Б.г. 289. [Сб-к выдержек, упорядоченных по «сотницам» из творений древних аскетов (Антоний Великий, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Исайя Отшельник), а также рус. подвижников (Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский). Темы выдержек – все стороны и составляющие Умного делания].

64. Тихон, инок. О молитве и посте // ВРЗПЭ 1991. 6. 17–24.

65. Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Изд. Валаамского монастыря. 1936. 298. *Репр.: СТСЛ 1992. *2Мадрид 1974. *3М. 1994. 559·*4М. 1998. 352. *Англ. пер.: The Art of Prayer. An Orthodox Anthology / Igumen of Valamo Chariton (Compiler), [et al.]. Transl. Kadloubovsky E., Palmer E. M. Ed., Introd. by Timothy Ware. L. 1966. 287. 21997. *Франц. пер.: Chariton, hiéromoine de Valamo. L'art de la prièrë anthologie de textes spirituels sur la prière du coeur / Prés. par Archimandrite Kallistos Timothy Ware. Bellefontaine 1976. 393. (Spiritualité orientale. 18). *Переизд.: Bellefontaine 1988. 297. *Итал. пер.: Caritone di Valamo. L'arte della preghiera / Pref. ed. ital. Enzo Bianchi. Pref. ed. ingl. T. Ware. Torino 1980; 3Torino 2000. 289. *Рум. пер. в 2-х тт.: см. № 13.69. [Ставшая классич. источником по Умному деланию, систематизир. антология текстов, отличающаяся чрезв. удачным, глубоким отбором. Наряду с широко изв. авторами, включает ряд ценных, гор. менее изв. текстов валаамских подвижников].

66. Умное делание. Иисусова молитва. Изречения святых отцов и подвижников благочестия // Надежда. 1983. 9. 30–79. [Выдержки из Сборника игумена Харитона, распространявшиеся в кач. самиздата].

67. Флоровский Георгий, прот. «Непрестанно молитесь» (1Сол. V. 17) // ВРСХД 1965. 79. 8–13.

68. Хотовицкий А. О молитве Иисусовой // ЖМП 1994. 7–8. 71–78.

69. Четвериков Сергий, прот. Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви. Беседы инока-старца с мирским иереем, вызванные «Сборником о молитве Иисусовой». Сердоболь 1938.

70. Шевченко Ю. Подземный монастырь и практика «умной молитвы» // Наука и религия. 1992. 4–5. 33–35.

* * *

71. A monk of the Eastern Church [Lev Gillet, archim.]. On the Invocation of the Name of Jesus. Fellowship of St. Alban and St. Sergius 1950. 32 [и переиздания]. *Фламанд. пер.: Het Jezusgebed. De anroeping van de Naam Jezus. Door een monnik van de Oosterse Kerk, Vader Lev Gillet. Rotterdam 1984. 108. *Нем. пер.: Das Jesusgebet. Anleitung zur Anrufung des Namens Jesus, von einem Monch der Ostkirche / Hrsg. und eingel. von Jungclaussen E. Regensburg 1976. 72.

72. Adnès P. Garde du coeur // DS 1967. 6. 100–117.

73. Adnès P. Jésus (prière à) // DS 1974. 8. 1126–1150.

74. Aleth Pourquery. Prière de Jésus et combat spirituel // Contacts. 1992. 44(157). 5.

75. Anthony Bloom, archbp. Living prayer. L. 1966. 125. *Франц. пер.: P. 1972. 146.

76. Anthony Bloom, archbp. School for Prayer. L. 1970. 75. *Франц. пер.: P. 1973. 158. *Итал. пер.: Brescia 1976. *Рец.: // Contacts. 1970. 22(72). 317; Contacts. 1973. 25(84). 348. *Серб. пер.: Kragujevac 1996. 107.

77. Anthony Bloom, archbp. Courage to pray. L. 1973. 123.

78. Antoine [Bloom], métrop. La prière // ВРЗПЭ 1969. 65. 16–24.

79. Antoine [Bloom], métrop. Prière et la vie // ВРЗПЭ 1970. 72, 73–74. 251–260, 5–23; 1971. 75–76. 134–150.

80. Antoine, père. La prière et l'ascèse d'un chrétien orthodoxe // Les cahiers de la Fraternité Saint Basile le Grand et Saint Marc d'Ephèse. №11. (Nouvelle serie).

81. Balthasar H. U. von. La prière contemplative. P. 1958. *2Bruges 1959.

82. Basarab M. Das Jesusgebet in der orthodoxen Spiritualität // Orthodoxes Forum. 1991. 5. 11–22.

83. Bacht H. Das «Jesus-Gebet», seine Gcschichte und Problematik // Geist und Leben. 1951. 24· 326–338. *Тоже: WeltnäheOder Weltdistanz? Fr. a. M. 1962. 141–162, 259–263.

84. Barsotti D. Meditazione sulla preghiera a Gesù. Firenze 1994.

85. Bartelink G. J. M. Quelques observations sur le terme μονολόγιστος // ViC 1980. 34. 172–179. [Об «однословной молитве» в раннем монашестве, к-рая рассматривается как форма, предшествующая Иисусовой молитве].

86. Behr-Sigel Е. La prière à Jésus ou le mystère de la spiritualité monastique orthodoxe // Dieu Vivant. 1947. 8. 69–94.

87. Behr-Sigel E. La prière de Jésus. P. 1948. *To же: // La douloureuse joie. (№ 2.148). 81–129.

88. Behr-Sigel E. Le lieu du coeur. Initiation à la spiritualité de l'Église orthodoxe, avec une contribution de l'évêque Kallistos Warë «La Puissance du Norn: la prière de Jésus dans la spiritualité orthodoxe». P. 1989. 158. (Coll. Theologie). *Рец.: J. M. // Contacts. 1990. 42(149). 75–78. *Итал. пер.: Il luogo del cuore. Milano 1993.

89. Blasucci A. Images et contemplation // DS 1971. 7(2). 1472–1490.

90. Bobrinskoy B. Prière et vie intérieure dans la tradition orthodoxe // Verbum caro. 1960. 12. 350–353.

91. Bobrinskoy B. Prière du coeur et Eucharistie // Persoana si comuniune (Mélanges en honneur de Dumitru Staniloae). Sibiu 1993. 627–634.

92. Bolshakoff S. Rencontres avec la prière du coeur ou douze entretiens sur la «Prière de Jésus». Geneve 1981. *Итал. пер.: Incontri con la preghiera del cuore. Dodici colloqui sulla «Preghiera di Gesù». Milano 1984.

93. Bolshakoff S. Heer, maak het stil in mijn hart. Bonheiden 1983. 179. (Monastieke Cahiers. 25).

94. Bonezkaja N. Umnoje delanije. Der geistige Weg des orthodoxen Gläubigen // Novalis. Zs. fur spirituelles Leben. 1997. 3, 4. 16–18, 30–32.

95. Bottini G. C. «Pose la sua faccia tra le ginocchia». 1 Re 18, 42 e paralleli estrabiblici // Studium Biblicum Franciscanum. Liber annuus. 1982. 32. 73–84.

96. Bouchet J.-B. La prière du coeur dans l'Orient chrétien // La vie spirituelle. 1988. 142. 179–187.

97. Brashear W. Christian amulet // Papyri Greek and Egyptian edited by various hands in honour of Eric Gardner Turner on the occasion of his seventieth birthday (P. Turner) L. 1981. 192–193. (Graeco-Roman Memoirs. 58). [О берл. ркп V-VI вв. P. Berol. inv. 21230, с текстом об использ. молитвы к Иисусу для исцеления].

98. Brock S. The Prayer of the Heart in Syria’ Tradition // Sobornost. 1981. 4:2. 131–142.

99. Brunini M. Diventa tutto fuoco. La preghiera del cuore nella spiritualità dell'Oriente cristiano. Pisa 1995. 217. (Collana Quaderni Stenoniani. 5).

100. Bunge G. «Priez sans cesse». Aux origines de la prière hésychaste // StMon 1988. 30. 7–16.

101. Camelot Th. L'oraison des Pères du desert // L'Oraison (Cahiers de la vie spirituelle). P. 1947.

102. Chryssavgis J. The tradition of silence in Athonite prayer: Early sources and contemporary expressions // CistSt 1997. 32(4). 467–498.

103. Clément O. A note on prayer in Eastern Christianity // CistSt 1974. 9:2/3. 185–191.

104. Clément O. La prière du coeur. Bellefontaine 1977. *Рец.: // Contacts. 1978. 30(104). 411.

105. Crainic V. N. Das Jesusgebet // ZKG 1941.60:2. 341–353.

106. Cranenburgh H. van. Les noms de Dieu dans la prière de Pachôme et de ses frères // RAM 1976. 52. 193–212.

107. Cuttat J.-A. La rencontre des religions. P. 1957. *Англ. пер.: The encounter of religions: A dialogue between the West and the Orient, with an essay on the prayer of Jesus / Foreword by Hildebrand D. von. N. Y. 1960. 159.

108. Déchanet J. M. Yogin du Christ. Bruges 1956. *3Bruges 1959. *4[c измененным назв.:] La voie du silence. L'expérience d'un moine, suivie de note sur la Prière du coeur. 4P. 1960. 232. [219–230: выдержки из Добротолюбия]. *Фламанд. пер: De weg naar de stilte. Yoga voor de gelovige mens. Brugge 1961. 251.

109. Deseille Placide. La prière de Jésus dans la spiritualité hésychaste // Assemblée du Seigneur. Bruges 1964. 12. 60–71.

110. Die Meditation des Herzcnsgebets / Hrsg. Rosenberg A. München 1983.

111. Duquoc Ch. The Prayer of Jesus // Concilium. 1982. 159. 11–17.

112. Evdokimov P. N. La prière de l'Église d'Orient. P. 1966. 206. *Итал. пер.: La preghiera della Chiesa orientale. Brescia 1970.

113. Florovsky G. V. Personal prayer and corporate worship // World Conference on Faith and Order: The 1947 Meeting of the Continuation Committee held at St. Georgé's School, Clarens, Switzerland, 28.07–1.09.1947. Oxford 1947. 43–46.

114. Gasparino A. La preghiera del cuore. Ldc, Leumann 1992.

115. Giblet J. La prière de Jésus // L'expérience de la prière dans les grandes religions. Actes du Colloque de Louvain-la-Neuve et Liège (22–23 novembre 1978) / Ed. Limet H., Ries J. Louvain 1980. [474]. 261–273. (Homo religiosus. 5).

116. Goettmann Alphonse, Goettmann Rachel. Prière de Jésus, prière du coeur. P. 1994. 221. (Spiritualités vivantes. 122). *Рец.: Rocha J. A. // StMon 1989. 31. 453. [Развиваемая авторами собств. трактовка практики Иисусовой молитвы, близкая к имяславию (см. Разд. 10) и мистике Имени в иудаизме].

117. Gorodetzky Nadejda. The Prayer of Jesus // Blackfriars. Oxford 1942 (Feb.). 23(263). 74–78.

118. Grolimund Vasilije. L'arte delle arti. La preghiera mentale nella tradizione monastica russa // VM (№ 9.1525). 67–112.

119. Guillaumont A. Une inscription copte sur la "Prière de Jésus» // OCP 1968. 34. 310–325. *To же: // Id. (№ 4.40). 168–183. *Англ. пер.: The Jesus Prayer among the Monks of Egypt // ECR 1974. 6. 66–71.

120. Guillaumont A. Le problème de la pri&egraegrave;re continuelle dans le monachisme ancien // L'experience de la prière dans les grands religions. Actes du Colloque de Louvain-la-Neuve et Liège (22–23 novembre 1978) / Ed. Limet H., Ries J. Louvain 1980. 285–293. (Homo religiosus. 5).

121. H. de B. La prière du coeur. P. 1952. *To же: // ВРЗПЭ 1953.4. 13–40.

122. Hamman A. The Prayer of Jesus // Way. 1963 (July). 3:3. 174–183.

123. Hausherr l. Prière de Jésus. // OCP 1946. 12. 286–301.

124. Hausherr I. Opus Dei // OCP 1947. 13. 195–218. *То же: // Id. (№ 1.405). 121–144. [О непрестанной молитве].

125. Hausherr I. Variations récentes dans les jugements sur la méthode d'oraison des hésychastes // OCP 1953. 19. 423–428.

126. Hausherr l. Les Exercises spirituels de saint Ignace et la méthode d'oraison hésychaste // OCP 1954. 20. 7–26.

127. Hausherr I. Note sur l'inventeur de la méthode d'oraison hésychaste // OCP 1954. 20. 179–182. *To же: // Id. (№ 2.132). 4–7.

128. Hausherr I. Comment priaient les Perès // RAM 1956. 32. 33–58, 284–296.

129. Hausherr I. Noms du Christ et voies d'oraison. Roma I960. 314. (OCA 157). *Рец.: Basile (Krivocheine) // ВРЗПЭ 1964. 46–47. 180–183. *Англ. пер.: The Name of Christ: The Names of Jesus used by the early Christians. The development of the Jesus Prayer. Kalamazoo 1978. (Cist. Studies. 44). *Рец.: McGuckin J. // Heythrop J. 1986 (Jan.). 27:1. 87.

130. Hausherr I. Prière de vie-vie de prière. P. 1964.

131. Hausherr l. La prière perpétuelle du chrétien // Laicat et sainteté. Roma 1965. 2. 111–166. *To же: // Id. (№ 2.132). 255–306.

132. Hausherr l. Hésychasme et prière. Roma 1966. XII, 308. (OCA 176). *Рец.: Guillaumont A. Notices bibliographiques // RHR 1968. 174. 221; Bayer M. // OS 1969. 18. 61. [Сб-к, куда вошли все осн. статьи автора на указ. тему].

133. Heiler F. Das Gebet. Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München 1923. 5München; Basel 1969. [Один из базовых зап. трудов о молитве].

134. Jugie М. Les origines de la méthode d'oraison des hésychastes // EO 1931. 30. 179–185.

135. Kallistos of Diokleia, bp. Praying with the body: the hesychast method and non-Christian parallels // Sobornost. 1992. 14:2. 6–35.

136. Kallistos of Diokleia, bp. The «Monk of the Eastern Church» and the Jesus prayer // Sobornost. 1993. 15:2. 17–27.

137. Kallistos Ware, hierom. Pray without ceasing: the ideal of continual prayer in Eastern monasteries // ECR 1969. 2. 253–261.

138. Kallistos Ware, hierom. The power of the Namë The function of the Jesus Prayer // Word out of silencë A symposium on world spiritualities / Ed. Robinson J.-D. Cross Currents. 1974. (Summer/Fall). 24:2/3. 184 sq.

139. Kallistos Ware, hierom. Silence in prayer: the meaning of hesychia // One yet twö monastic tradition, East and West. Orthodox-Cistercian Symposium, Oxford Univ. 28.06–01.07.1973. Theology and Prayer / Ed. Allchin A. M. L. 1975. 8–28. (Suppl. to Sobornost 3). *To же: Kalamazoo 1976. 22–47. *Нем. пер.: // Erbe und Auftrag. 1975. 51. 427–447.

140. Kallistos Ware, bp. Name of Jesus. Prayer to Jesus. // Dict. of Christian Spirituality. L. 1983. 222–224.

141. Kallistos Ware, bp., .Jungclaussen Е. Hinführung zum Herzensgebet. Freiburg i. Br. 1986.

142. Kallistos Ware, bp. The power of the Name. The Jesus Prayer in Orthodox spirituality. Oxford 1986. (Fairacres Publication. 43). *Новогреч. пер.: Kallistos Ware. Ή δύναμη του̂ Ὀνόματος. "Η προσευχή του̂ Ιησου̂ στήν Ὀρθόδοξη πνευματικότητα. Ἀθη̂ναι 1989.94. *Рум. пер.: № 13.298. *Серб. пер.: Калист (Вер), еп. Сила Имена: Исусова молитва у православноj догматици. Вршац 1996. 37. (Библиотека «Свети Теодор Вршачки». 3). *Рус. пер.: Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Сила имени. Молитва Иисусова в православной духовности // ЦиВ 1999. 1(8). 187–217.

143. Kallistos Ware, bp. The origins of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai // SS (№ 1.598). 175–184.

144. Kallistos Ware, bp. Ways of prayer and contemplation: Eastern // Christian spirituality. Ed. McGinn B., Meyendorff J. I. Origins to the twelfth century. N. Y. 1985. (№ 1.291). 395–414.

145. Kasser R. La «Prière de Jésus» kelliote réexaminée en quelques points // OCP 1996. 62:2. 407–410.

146. Kotetnikov V. A. L’opera dello «starec» Arsenij (Troepolskij) e la pratica della preghiera del cuore // GV (№ 9.670). 327–338.

147. Kovalevskij E. Technique de la prière. P. 1961.

148. La douloureuse joie. Aperçus sur la prière personnelle de l’Orient chrétien. [Clément O., Bobrinskoy B., Behr-Sigel E., Lot-Borodine M.] Bellefontaine 1974. (Spiritualité orientale. 14). *Рец.: // Contacts. 1975. 28(90). 252–254.

149. La preghiera nella Bibbia e nella tradizione patristica e monastica / Ed. Vagaggini C. 2Milano 1988.

150. Lafrance J. La prière du coeur. Lille. 1975. *Dourgne 1978. 105. *Фламанд. пер.: Het gebed van het hart / Uit het Frans vertaald door de benedictinessen van Bonheiden. Abdij Bethlehem. Bonheiden 1981. 133. (Monastieke cahiers. 19).

151. Lanne E. La «prière de Jésus» dans la tradition égyptienne. Témoignage des psalmes et des inscriptions // Irénikon. 1977. 50. 163–203. *To же: // Id. Tradition et communion des Églises. Recueil d'études. Leuven 1997. 307–340.

152. Lanne E. Le forme della preghiera personale in San Benedetto e nella tradizione // Atti del 7° Congr. Int. di studi sull'alto medioevo. Spoletto 1982. 2. 449–476.

153. Laroche M. La vie en son nom. La prière du Nom de Jésus et ses méthodes spirituelles. Saint-Vincent-sur-Jabron 1992. 127. (Coll. Le Soleil dans le Coeur).

154. Lefebvre G. Prière pure et pureté du coeur d'a près S. Grégoire le Sinaite et Jean de la Croix. P. 1959.

155. Lo yoga cristiano. La preghiera esicasta / A cura di Vannucci G. 2Firenze 1978.

156. Lourié B. Prière de Jésus au cours de filiation des sectes monophysites et une fausse attribution a Chénouté // XVIIIth Int. Congr. of Byz. Studies. Sel. Papers: Main and communications. Moscow 1991. II: History, Archaeology, Religion, Theology. Eds-in-chief Ševčenko I., Litavrin G. G. Corresp. ed. Hanak W. К Shepherdstown, WV. 1996 [print. 1998]. 367–374.

157. Makarios-Symposium über das Gebet. Vorträge der dritten Finnisch-deutschen Theologentagung in Amelungsborn 1986 / Hrsg. Martikainen J., Kvist H.-O. Abo 1989. [MakSymp III].

158. Maloney G. A. The Jesus Prayer and early Christian spirituality // Sobornost. 1967. 5(5). 319.

159. Marx M. J. Incessant prayer in ancient monastic literature. Roma 1946.

160. Matta el Maskine. Conseils pour la prière // Irénikon. 1986. 59. 451–481. [Автор – духовник м-ря Св. Макария в Египте, изв. совр. дух. писатель].

161. Matta el Maskine. Prière, Esprit Saint et unité chrétienne. Bellefontaine 1990. (Spiritualité orientale. 48).

162. Matta el Maskine. L’expérience de Dieu dans la vie de Prière. Bellefontaine 1997. (Spiritualité orientale. 71).*Итал. пер.: Matta el Meskin. L'esperienza di Dio nella preghiera. Bose 1999. 400.

162a .Matus Thomas. Yoga and the Jesus Prayer Tradition. An experiment in faith / Pref. Griffiths B. Ramsey, N.J. 1984. 193.

163. McDonald K. The Jesus Prayer and its relevance today // Diakonia. [USA] 1977. 12:3. 266–278.

164. Meyendorff J. Prière de Jésus // DS 1983. 12. 78–79.

165. Mensbrugge A. van der. Prayer-time in Egyptian monasticism (320–450) // StPatr 1957. II. TU 64.435–454.

166. Mother Maria [Lydia Gysi, abbess], TheJesus Prayer. Publ. by The Greek Orthodox Monastery of the Assumption. Normandy, Whitby, North Yorkshire. 1972. 44. *Переизд.: 1974, 1975.

167. Munitiz J. Prayer on Mount Athos: Reflections on a visit made in July, 1970 // ECR 1971. 3:3. 277–285.

168. Munitiz J. Greek Anima Cristi prayer // ECR 1974.6. 170–180.

169. Nasr S. H. The Prayer of the Heart in hesychasm and sufism // GOTR 1986. 31. 195–203.

170. Nasrallah J. La prière dans l'Église orthodoxe // Études Fransiscaines. 1962. 12. 8–18.

171. Nicodemus Scretta, archim. Ή νοερά προσευχή κατά τη̩̂ διδασκαλία̩ του̂ α͗νωνύμου άγιορείτου ήσυχαστου̂. 2 Θεσσαλονίκη 1996. 144. [О кн.: Νηπτική Θεωρία. Θεσσαλονίκη 1979].

172. ÓHanlon D. The influence of «Eastern traditions» on Thomas Merton""s personal prayer // CistSt 1991. 26:2. 165–183.

173. Oratio. Das Gebet in patristische und reformatorische Sicht. Göttingen 1999.

174. Oury G.-M. Dictionnaire de la prière. CLD. 1990. 236.

175. Perisić V. Molitva uma i molitva srcä prilog razumevanju isihastičke antropologije // Kulture istoka. Beograd 1989 (April-Juni). 6(20). 40–43. *To же: // Mistika istoka i zapada / Prired. Pajin D., Gaspari M. Gornji Milanovac: Dečje novine 1989. 114–120.

176. Philonenko M. De la «Prière de Jésus» au «Notre Père» (Abba; targoum du Psaume 89.27; 4Q369; Luc 11, 2) // RHPhR 1997. 77:2. 133–140.

177. Preghiera et lotta spirituale. Introduzione alla preghiera del cuore / Ed. Bianchi E. Introd. Rigo A. Torino 1991.

178. Recheis A. Das Jesusgebet // Una Sancta. 1954. 9. 1–25.

179. Regnault L. La prière continuelle «monologistos» dans la littérature apophtegmatique // Irénikon. 1975. 48. 467–493.

180. Regnault L. Quelques apophtégmes arabes sur la «Prière de Jésus» // Irénikon. 1979. 52. 344–355. *Переизд.: // Id. (№ 4.310)

181. Rigo A. L'epistola ai monaci (e l'epistola ad un igumeno) di uno Pseudo-Crisostomö un trattato dell'orazione esicasta scritto nello spirito dello Pseudo-Macario // Studi e Ricerche sull'Oriente Cristiano. 1983. 6:3. 197–215.

182. Rigo А. "Καθίσας ε͗ν κελλίω̩ ἡσύχω...»: le posizioni corporee nella pratica delle tecniche dell'orazione esicasta // Annali della Facoltà di lingue e letterature straniere di CáFoscari. № 3. Orientalia. 1983. 22. 1–12.

183. Rigo A. Le tecniche d'orazione esicasta e le potenze dell'anima in alcuni testi ascetici bizantini // Rivista di studi bizantini e slavi. 1984. 4. 75–115.

184. Rigo A. Le formule per la Preghiera di Gesù nell'esicasmo athonita // CrSt 1986. 7. 1–18.

185. Rigo A. Ancora sulla Preghiera di Gesù nell'esicasmo bizantino dei secoli XIII-XV // Studi e Ricerchi sull'Oriente Cristiano. 1987. 10. 171–182.

186. Rigo A. La preghiera di Gesù // Parola, Spirito e Vita. 1992. 25. 245–291.

187. Rigo A. La Preghiera di Gesù in un anonimo greco del XIX secolo // GV (№ 9.670). 305–326.

188. Rigo A. Le origini delle tecniche psicofisiche d'orazione del Cristianesimo bizantino // Éstetica у religion. El discurso del cuerpo у los sentidos / A cura di Vega A., Rodriguez Tous J. A., Bouso R. Barcelona 1998. 257–266.

189. Rinckel H.-P. La prière du coeur. P. 1990. *Итал. пер.: Cinisello Balsamo 1992. *Рец.: E. В-S. // Contacts. 1991. 43(153). 73–75.

190. Ryan E.J. The invocation of the Divine Name in Sinaite spirituality // Eastern Churches Quarterly. 1961–62. 14:4–5. 291–299.

191. Ryder A. Prayer. The Eastern Tradition / Ed. Curran T. N. Y. 1983. 88.

192. Saint-Servais Ch. Sur la Prière de Jésus // Contacts. 1963. 15. 249–253.

193. Scherschel R. Der Rosenkranz – das Jesusgebet des Westens. Freiburg; Basel; Wien 1979. 116. (FThSt 116). 21982. 176.

194. Schreijäck Th. Der Weg des Namens – oder Herzensgebets. Erinnerungen eines alten Weges christlicher Spiritualität // Religionspädagogische Beiträge. 1989. 23. 157–167.

195. Schultze В. Untersuchungen über das Jesus Gebet // OCP 1952. 18. 319–343.

196. Serr J. La prière du coeur. Bellefontaine 1970. (Spiritualité orientale. 6).

197. Serr J., Clément O. La Prière du coeur. Bellefontaine 1977. 99. (Spiritualité orientale. 6 bis). [Serr J. La prière du coeur. Clément O. La prière de Jésus.] *21989. 100. *Итал. пер.: 4Milano 1989. *Рец.: // Contacts. 1978. 30(104). 411.

198. Sinkiewicz R. E. An early Byzantine commentary on the Jesus Prayer. Introduction and edition // MS 1987.49. 208–220.

199. Sjögren P.-О. The Jesus Prayer / Foreword Squire A. L. 1975. 96. [Пер. со швед.].

200. Slesinski R. F. The philosophical presuppositions of the Jesus Prayer // Following the star from the East: essays in honour of Archimandrite Boniface Luykx / Ed. Chirovsky A. M. Ottawa; Chicagö Metropolitan Andrey Sheptytsky Institute of Eastern Christian Studies, Saint Paul University; Redwood Valley, CA 1992. XII, 273.

201. Špidlik T. La preghiera presso i popoli slavi // La preghiera / Ed Boccassino R. Milano; Roma 1967. 2. 787–817.

202. Špidlik Т. Il metodo esicastico // Rivista di vita spirituale. 1978. 32. 506–524. *To же: // Alla ricerca di Dio. Le tecniche della preghiera / Publ. Ancilli E. Roma 1978. 197–215.

203. Špidlik T. La preghiera esicasta // La preghiera / A cura di Ancilli E. Roma 1988. 1. 261–275.

204. Špidlik T. La spiritualité de l'Orient Chrétien. II. La prière. Roma 1988. 459. [Фундам. труд с детальнейшей рубрикацией и классификацией понятий и аспектов правосл. уч. о молитве. Обширн. систематизир. библ.].

205. Špidlik T. La preghiera del cuorë Un confronto fra l'Oriente e l'Occidente // Vedere Dio. Incontro tra Oriente e Occidente / A cura di Spiteris Y., Gianesin B. Bologna 1994. 63–81. *To же: // Lezioni sulla Divinoumanità. Roma 1995. 215–230.

206. Staniloae D. Les prières pour autrui et la catholicité de l'Église // Contacts. 1972. 24. 9–27.

207. Staniloae D. La prière dans un monde sécularisé // Contacts. 1978. 30(103). 237–249.

208. Staniloaë D. Prière de Jésus et expérience du Saint-Esprit / Préf. Clément O. P. 1981. *Итал. пер.: Roma 1988. 131. *Рец.: Zuzek R. // OCP 1981. 47. 521 ; J.M. // Contacts. 1981. 33(114). 165–168.

209. Staniloae D. Prayer and holiness: the icon of man renewed in God / Introd. Allchin A. M. Oxford 1982. 5Ib. 1996. 27. (Fairacres Publication. 82). [5 бесед для монахов бенедиктинского м-ря в Шевтони (Бельгия). Франц. ориг. бесед издан под назв.: Bréviaire hésychaste // Irénikon. 1979].

210. Stead J. St. Benedict and hesychasm: Is there a relationship between their ways of prayer? // PBR 1995. 14:1–3. 41–51. [Привлекаются: Варсануфий и Иоанн, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов].

211. Stoop F. Jezusgebed en paasgebeuren // Benediktijns Tijdschrift. Egmond 1971. 32. 15–23.

212. Suttner E. Chr. Philokalie und Jesusgebet im westlichen Europa unserer Tage (mit umfassender Literaturübersicht). 1000 Jahre zwischen Wolga und Rhein. München 1988.

213. Swanson M. N. «These three words will suffice»: the "Jesus prayer» in Coptic tradition // ParOr 2000. 25. 695–714.

214. Un moine de l'Église dOrient [Lev Gillet, archim.]. La prière de Jésus. Sa genèse et son développement dans la tradition byzantino-slave // Irénikon. 1947. 20. 249–273.

215. Un moine de l'Église dOrient [Lev Gillet, archim.]. La prière de Jésus. Sa genèse et son développement et sa pratique dans la tradition religieuse byzantine. Chevetogne 1951. 107. *3 изд., пересмотр, и доп.: La prière de Jésus. Sa genèse et son développement et sa pratique dans la tradition religieuse Byzantino-Slave. Chevetogne 1959. 128. *Chevetogne 1963. *P. 1974. 121. (Coll. Livre de vie). *Рец.: // REB 1955. 13. 178; Schultze B. // OCP 1951. 17. 488–490; Didier J.-C. // Mélanges de science religieuse. 1951. 8. 301; Špidlik T. // OCP 1960. 26. 162; Deschepper J.-P. // Revue philosophique de Louvain. 1976 (Févr.). 74. 170. *Англ. пер.: The Jesus Prayer. Its genesis, development and practice in the Byzantine-Slavic religious tradition. Transl. from the 4th French ed. N. Y. 1967. 125. Rev. ed. with a foreword by Kallistos Ware. Crestwood 1987. 120. [Библ. 115–118]. *Рец.: // REB 1955. 13. 178; [A monk of the Eastern Church. The Prayer of Jesus] // The Heythrop J. 1968 (Jan). 9:1. 103; ÓCallaghan D. F. // Irish Theological Quarterly. 1967. 34. 366. *Итал. пер.: La preghiera di Gesù. Genesi, sviluppo e pratica nella tradizione religiosa bizantino-slava, di Un monaco della Chiesa d'Oriente. Brescia 1964. 141.

216. Un moine de l'Église dOrient [Lev Gillet, archim.]. L'invocation du nom de Jésus dans la tradition byzantine // La vie spirituelle. 1952. 38–45. [Cp. № 2.71].

217. Vogel A A. The Jesus Prayer for today. New York/Ramsey 1982. X, 114.

218. Vorgrimler H. Jesusgebet // LTK 1960. 5. 964–966.

219. Wagenaar Ch. Prière de Jésus et Sentences des Pères // ColCist 1984. 46. 259–271.

220. Wunderle G. Zur Psychologie des hesychastischen Gebets. 2Würzburg 1947. 3Ib. 1949. (Das östliche Christentum. NF. 2).

См. также рубрики: «De Oratione» Евагрия Понтийского (Раздел 4), «Метод священной молитвы и внимания», «Молитва и мистико-аскетический опыт» в персоналии св. Григория Паламы, «Молитвенно-мистический опыт» в персоналии св. Николая Кавасилы (Раздел 6), «Добротолюбие» (Раздел 7), Славянское «Добротолюбие» (Раздел 9), Русское «Добротолюбие» (Раздел 9), «Откровенные рассказы странника» (Раздел 9), Имяславие (Раздел 10). Помимо этих рубрик, есть много и отдельных работ, затрагивающих темы исихастской молитвы, однако вошедших в др. разделы. Приводим их список, не претендующий на полноту: №№ 1.112, 153, 188, 214, 224, 237, 285, 286, 358, 365, 400, 421, 459, 521, 566; 4.57, 325, 437, 584, 628, 713, 721, 740, 858, 859, 860, 865, 878, 882, 894, 918, 963, 972, 1131, 1162, 1199–1203, 1206, 1233, 1237, 1255, 1308, 1319, 1358, 1387, 1691, 1792, 1837, 1840; 5.107, 129, 252, 263, 321; 6.159, 397, 398, 401, 404, 456, 465, 1522, 2023, 2024; 7.84, 86; 8.194, 248; 9.494, 637, 640, 641, 642, 645, 646, 666, 669, 672, 704, 707, 733, 756, 770, 791, 794, 886, 1016, 1017, 1093, 1121, 1122, 1135, 1149, 1150, 1153, 1178, 1218, 1236, 1253, 1265, 1405, 1423, 1471, 1479, 1487, 1499; 12.289; 13.41, 69, 132, 143, 215, 337, 365, 366, 442.


Источник: ИСИХАЗМ. Аннотированная библиография / Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2004. – 912 с. ISBN 5-94625-090-6

Комментарии для сайта Cackle