А.М. Смулов

Источник

4. Развернутые формулировки принципов миссии в рамках предложенной классификации

Систематизировав изложенный выше материал, сформулируем принципы миссионерского служения по их содержанию, в рамках предложенной классификации.

1. Божественно-богословская категория принципов:

Господь, как Глава Православной Церкви лично возглавляет ее миссионерское служение, использует чудеса и знамения для укрепления просвещаемого народа в вере.

Человек призывается к миссионерскому служению по Божественному предопределению с принятием дара от Духа Святого, а, при молитвенном обращении, получает помощь от самого Господа в любых ситуациях, когда исчерпываются возможности человеческие. В ситуации затруднительного выбора, по молитве ко Господу, используется жребий для определения воли Божией.

Миссионер – посланник Бога, получает Божественную благодать, проповедует Его слово и отвечает за точную передачу учения Христова. Миссионерская проповедь ведется непрерывно до окончания времен, а проповедник изначально соглашается с тем, что плоды проповеди, если Богу будет угодно, явились уже в бытность другого миссионера. Сеющий и жнущий едины во Господе.

Миссионер находится в непрерывном личном и соборном молитвенном общении с Богом, вершиной которого является общение литургическое и Причастие Святых Христовых Тайн (Евхаристия).

Соработа Бога, миссионера и просвещаемого, в приходе последнего к Богу, происходит в лоне Церкви. Любовь человека есть отклик его на Любовь Божию, в любви происходит Богопознание, личная встреча человека с Богом и обожение. Миссионер являет обращаемому красоту Истины в Православии.

Благовестие универсально в своей Истине и Божественном Откровении, его может принять любой человек, поэтому проповедь изначально и всегда обращена ко всем людям без исключения. Миссионерские деяния неизменно связаны с изгнанием бесов. Момент изгнания (отречения) сатаны (бесов) содержится в самом чине Св Крещения.

Русский воцерковленный народ есть богоизбранный в миссионерском делании, в преемственности дела миссии и дальнейшей передаче веры, опыта богообщения и христианской культуры. Чем более воцерковленным будет русский народ, чем более он будет входить в общение с другими нехристианскими народами, тем благотворнее будет его воздействие на эти народы в их соединении с Церковью Христовою.

Исправлению ошибок миссионера служат признание вины и его искреннее покаяние перед Богом, влекущее прощение и «изменение ума».

2. Божественно-иерархическая категория принципов:

Миссионер-проповедник есть лишь со-работник Богу в деле просвещения и спасения человека. Служащий помощником Богу, лишь способствует внимающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святого.

Миссионерская деятельность Церкви осуществляется по соборным решениям, принимаемым при абсолютном главенстве духовной власти и под водительством Духа Святого. Миссия следует определениям Св Синода Церкви по ее организации, формам и методам работы вообще, и в конкретных обстоятельствах, в частности. Фундаментальными решениями являются принятие концепций и программ организации (реорганизации) миссионерской деятельности.

Миссионер перед началом служения получает благословение в лице церковного священноначалия. Особо высокие требования Церковь может предъявлять к миссионерам-монашествующим и одиноким миссионерам. Миссионерское попечение о женском поле преимущественно доверяется, посвятившим себя Господу, вдовам и девам.

Любая проповедь в любом новом месте должна начинаться с совершения богослужения. Литургическое богослужение имеет высшую иерархическую ступень, а ее высший смысл составляет Таинство Евхаристии.

Потребно единство и единодушие православных миссионеров во всех богословских, особенно в догматических, вопросах. Сотрудничество с инославными христианскими миссионерами недопустимо: отсутствие единомыслия с ними может стать непреодолимым соблазном для обращаемых.

3. Мученическо-исповедническая категория принципов:

Служение Церкви на поприще миссионерства полагает готовность на личный духовный подвиг.

Задача миссионера доносить Божественное Откровение и Евангелие без всякого искажения, хотя бы это требовало перенесение трудностей и лишений, вплоть до самопожертвования за веру христианскую.

Проявление любви и терпения к просвещаемым светом Христовым, может потребовать исповедничества и мученичества, страданий за Господа, но миссионер имеет божественную Его поддержку в таких страданиях.

4. Церковно-просветительская категория принципов:

Благовествование и общедоступное разъяснение сути его, ясное для усвоения, должно подаваться в любви и радости совершения миссионерского служения. Если проповедник не имеет любви к своему делу и к тем, кому проповедует, то даже красноречивое изложение учения Христова остается без всякой пользы.

Открытость в общении, индивидуальный подход к каждому человеку ведомому ко Христу и Православию, уподобление Господу, умывающему ноги ученикам, сопровождение проповеди православной веры добрыми делами и смирением – одни из важных основ успеха миссионера.

С целью приведения к вере надобно проповедовать обдуманно, ясно, отчетливо, и коротко. Такое ведение, постепенное и терпеливое, возможно через ум и сердце. Христианство полагает обращение преимущественно к сердцу, удовлетворение его потребности и утешения, поэтому в церковном просвещении следует стараться действовать более на сердце человека, чем на его ум.

Проповедь, в первую очередь, должна быть направлена на «мытарей» и «грешников», равно на перспективные социальные группы населения (молодежь и интеллигенцию). Необходимо открыть людям Христа в форме радостного, по возможности праздничного, переживания.

Важными моментами в миссии являются разъяснение приоритета церковного соборного богослужения, защита и хранение духа Св Писания и Св Предания, апологетика Православия в ее апостольской преемственности. Значимым элементом просвещения является составление молитв самими новообращенными.

Миссионер должен стремиться обеспечить непрерывное бережное окормление и внимание к новообращенным, ревностное о них попечение, полное разъяснение нестроений, возникающих у оглашаемых и новокрещенных, возложение на них бремени не более необходимого, научение церковному домостроительству – жизни в общине. Община – идеальная воспитательно-просветительская среда для взрослых, особенно это касается монастырей, имеющих четкие уставные и нравственные границы. Св Крещением духовное просвещение только начинается.

Принципиально не только воспитание уважения к миссионеру-учителю, но воспитание миссионером ближайших учеников для передачи веры через воцерковленных представителей просвещаемого народа, доверие к которым у местного населения выше, чем к иноплеменникам.

Обучение детей и взрослых основам, а затем глубинам православной культуры, обучение прикладным ремеслам и искусствам, передача разностороннего миссионерского опыта, выработка навыков личной активности в создании миссионерских аргументов, новации методов миссионерской деятельности ведет к вовлечению в миссию всех христиан.

5. Духовно-воспитательная категория принципов:

С принятием Св Крещения начинается духовное воспитание и самовоспитание человека – его воцерковление, которое должно продолжаться до конца дней его земной жизни.

Миссионер обеспечивает пребывание воцерковляемого в посте и молитвенном общение с Богом, в поддержании активной внутренней духовной жизни, общении с духовником не только во время исповеди, но и при всех жизненных потребностях. Важным моментом при этом определяется воцерковление женщин и девочек, как нынешних и будущих матерей, наставляющих своих чад в вере Христовой.

Богослужение на родном языке просвещаемого народа есть источник оглашения для неверующих и поддержания духа для принявших крещение. Церковное соборное богослужения, обладает высшим приоритетом в духовном воспитании новокрещенных.

Значимым фактором следует считать духовное-воспитание и передачу культурного наследия, просвещаемым народам на их родном языке. Требуется гармоничное сочетание христианской и национальной культур в их взаимной свободе, ведущее к преображению культурной и личной жизни человека, к постепенному и необратимому переходу к христианским обычаям во всей их полноте. Сочетание инкультурации и церковной рецепции культуры воспитывает, среди прочего, заботу о благе православного государства, патриотизм и любовь к Отечеству.

Необходимо установление миссионером личных доверительных (солидарных) отношений с представителями просвещаемого народа, основанных на индивидуальном подходе проповедника к каждому человеку ведомому им ко Христу и Православию. Примером высшей степени солидарность является жертвование жизнью за спасение учеников своих.

Воспитание помощников-инородцев и создание мультипликативного эффекта в просвещении и христианском воспитании, предполагает выделение ключевых заинтересованных социальных групп (например, молодежи и интеллигенции) многократно повышающих потенциал миссионерской работы.

Миссионер не в коем случае не должен просить, или хоть в малой степени поощрять вознаграждения от новообращенных за свои миссионерские труды. Возможно принимать пожертвования на Церковь и другие богоугодные дела, если они идут от чистого сердца жертвователя, показывая при этом реальные результаты, следующие от таких даров.

Воспитание, образование и духовно-нравственная подготовка самих миссионеров является важной составляющей духовного воспитания просвещаемого народа.

6. Благотворительно-социальная категория принципов:

Миссионер не может оставлять без внимания социальный аспект миссии. Благотворительность и церковное социальное служение, проявляемое, в частности, в открытии школ и больниц, постоянной заботе о житейских нуждах людей, является неотъемлемым, важным и эффективным средством миссионерской работы в любом обществе.

7. Культурно-историческая категория принципов:

В христоцентричном сочетании христианской и местной культур миссионер достигает глубокого культурного обогащения просвещаемых народов. Культурное воздействие должно осуществляться на различных уровнях: материальном, нравственном и духовном.

Познание просвещаемых, как народа в целом, с описанием и анализом его быта и нравов, истории и культуры, так и конкретного человека, завоевание, в итоге, внимания и любви, позволяет перейти от обсуждения нужд телесных к познанию нужд духовных и вере.

Изучение и достаточно полное знание особенностей культурно-исторического развития просвещаемых стран, литературы и особенностей искусств, позволяет получить достоверное и весьма точное представление о фундаменте «миссионерского поля».

Познание исторических менталитета, веры, обрядов, обычаев и наклонностей пасомых, оглашаемых и просвещаемых дает миссионеру ключ к пониманию современной жизни народа, особенностям предстоящих миссионерских деяний. При внешней лояльности к традиционным религиям проповедник, в своей деятельности, строго следует христианским догматам, не допускает искажений и вольно-расширительных трактовок православных истин, категорически отвергает обычаи неприемлемые для христианина. Мягкость позиции миссионера определяется постепенностью отвода просвещаемых от старых обычаев, не противоречащих христианству, с постоянным разъяснением того, что это позволяется по снисхождению.

Предлагая евангельское слово всем и везде, сообразно времени, уровню развития и возрасту просвещаемых, миссионеру, особенно на первых стадиях его деятельности, необходимо согласовывать место и время осуществления миссии с местными обычаями и особенностями. В противном случае, эти особенности культуры и веры, трудовой деятельности могут послужить объективными обстоятельствами, лишающими проповедника возможности достичь поставленной цели.

Миссия должна устраняться от политического и дипломатического влияний, всячески воздерживаться от вмешательства в государственное управление страны пребывания, не начинать и не делать, не поддерживать и не критиковать ничего, выходящего за границы ее назначения.

8. Свободно-волевая категория принципов:

В миссионерстве не может быть ни насилия, ни угроз, ни завлечения к Богу обещанием материальных и иных земных благ (подарков, льгот, выгод и обольщений). Насилие гасит любовь к Богу и отнимает свободу выбора. Действуя с апостольской искренностью, проповедник не может использовать приманки и ухищрения для умножения числа новообращаемых ни до, ни во время, ни после совершения Таинства Крещения, тем более вербовать христиан при помощи денег. Он не может позволить и восприемникам делать соблазняющие ко крещению подарки.

Не обличая огульно исторические вероисповедания, проповедник представляет Христианство как религию, удовлетворяющую всем исканиям человеческой души, чего не могли дать другие религии. Вместе с тем он ставит во главу угла тезис о том, что свобода заключена не в религиозном плюрализме, но во Христе.

Действуя исключительно убеждением, миссионер оказывает всестороннюю и всевозможную помощь людям без условия принятия крещения.

К крещению иноверцев следует приступать не ранее, как они будут в достаточной степени просвещены, и сами изъявят на то свое согласие. Требования к знанию вероучения должны носить дифференцированный подход, определяемый различием в положении, образовании, поле и возрасте человека. Допустим отказ в совершении Таинства Крещения при признании у оглашенного отсутствия или слабости веры.

Особое внимание следует уделять формальным и неформальным лидерам общества, а также главам семейств, проживающих в местах проповеди.

9. Личностная категория принципов:

Важнейшими качествами миссионера должны быть признаны: готовность и способность жить по воле Божией, быть личным примером для верующих и просвещаемых. Примером своей жизни (пребывании в молитвенном общении с Богом, посте, исполнением заповедей Христовых) миссионер проповедует о любви, милосердии, незлобии, кротости, смирении и чистоте больше, чем своими словами. Он реально служит людям всеми дарами, полученными от Духа Святого.

Глубокая и разносторонняя подготовка, личный культурный рост, незыблемое духовное воспитание, знание глубин веры и апологетика Православия, хранение Св. Писания, приводят к возрастанию роли личности миссионера, занятию проповедником активной миссионерской позиции, своевременной трансформации ее форм и методов под влиянием меняющихся условий несения вероучения просвещаемым.

Миссионер, всеми силами, должен стараться заслужить доброе мнение о себе и уважение как у просвещаемого народа, так и у всех проживающих на территории страны соотечественников и иностранцев. Уважение привлекает к проповеднику всеобщее внимание, является основой будущих доверия и благорасположения людей, укрепляемых искренностью, рассудительностью, разумными советами и готовностью к необходимой помощи.

Главным стержнем миссионерского служения должен быть мотив любви к заблудшим, погрязшим в своем греховном падении и неверии людям. Категорически недопустимо преследование веропроповедником корыстных, меркантильных, либо иных низменных интересов.

От монашествующих мужского пола и одиноких мужчин-мирян, определенных на миссионерское служение, Церковь требует ревностных трудов и подвигов, терпения и смиренномудрия, отрешения, при необходимости, от земных благ, готовности к христианскому милосердию и благотворительности. Исполнение таких требований Церкви являет собой достойный пример пасомым.

Миссионер, состоящий в браке и имеющий детей должен стать действенным примером целомудрия, верности, единодушия, благоразумия, обеспечения семейного мира и порядка, образцом воспитания детей в вере православной, в страхе Божием. Супруга христианина, будучи его опорой и помощницей, будет образцом и наставницей в донесении христианских истин до женщин и девочек.

Миссионерство женского монашества и женщин-мирян (из числа вдов и дев) предполагает проявление образа христианского социального служения и благотворительности, особого попечения о женском поле.

10. Лингвистическая категория принципов:

Овладение миссионером, по молитвенному обращению к Богу и при участии Духа Святого, языками просвещаемых народов и использование их в богослужебной деятельности и благовестии.

Точное познание языка просвещаемого народа позволяет миссионеру сделать проповедь евангельской вести доходчивой и понятной, а донесение Божественных Откровений доступными для восприятия и понимания во всех оттенках и особенностях изложения.

Миссионер должен свидетельствовать об истинах вероисповедания в простом и ясном словесном изложении, а текст проповеди тщательно готовиться. Вместе с тем, язык изложения может быть вербальным, невербальным и «специальным». Важно также понимание отнесения разновидностей языка к категориям: церковной, книжной и простонародной.

Православное вероучение следует излагать подробно. В большой степени этому способствует квалифицированный письменный перевод Св Писания на язык просвещаемого народа, который создается, при необходимости, при участии природных носителей языка, письменным в полной мере, либо в части введения православной богословской терминологии. Значимую роль играет распространение на национальном языке богослужебных книг, противоеретических письменных трудов и детской вероучительной литературы.

В духовных учебных заведениях должны на высоком качественном уровне преподаваться языки народов, у которых будет трудиться миссионер.

11. Организационная категория принципов:

Основой подготовки миссионера должны быть концепции и программы организации (реорганизации) миссионерской деятельности, в том числе, в части касающейся собственно организационных моментов и разного рода обеспечения миссионерской деятельности.

Для осмысления и утверждения наиболее эффективных форм и методов миссии следует фиксировать весь значимый миссионерский опыт, как положительный, так и отрицательный. Передача и обмен опытом позволяет сохранить преемственность, обеспечить его практическое использование, повысить активность и новации методов в миссионерском делании.

Миссионер должен проходить серьезную системную воспитательную и образовательную подготовку перед началом миссионерского служения, а также повышать квалификацию в процессе реализации своей миссии. Предполагается духовно-нравственное воспитание и приобщение аскетической жизни. Подготовка включает, к частности, обретение знаний, умений и навыков межличностного общения, основ медицинских знаний и народной медицины, рабочий специальностей, ремесел и прикладных искусств. Прп. Макарий (Глухарев) писал: «Надобно всегда иметь вооруженное, всегда образуемое, обучаемое и пополняемое воинство на случай открытия великой брани, а не тогда уже набирать ратников, когда настанет время выступать в поле, вступать в сражение» [цит. по 12, с. 3].

Проповедник должен быть весьма глубоко подготовлен в знании Св. Писания, трудов Святых Отцов и учителей Церкви. Он обязан уделять время для поддержания и расширения своего духовного и научного образования путем чтения богословских, научных, исторических и практических трудов, русской (и национальной) литературы, классических и современных ему авторов.

Такой рост позволит быть готовым к разрешению возникающих вопросов, споров, возражений и нестроений в толкованиях представителей иных религий, равно быть достойным учителем и оппонентом в ключевых научных проблемах, связанных с верой и ее исповеданием.

Руководитель миссии должен стать для начинающих миссионеров «семинарией, академией и университетом». Он обеспечивает создание и использование миссионерской библиотеки из книг богословского и общенаучного содержания, периодических церковных и светских изданий, отвечающих интересам миссионерской работы.

Каждому миссионеру определяется его «канонический удел» = «миссионерское поле». Одновременно с этим, принципиально важна взаимная поддержка миссионеров друг другу, как знанием, так и личным временем. В целом, существенное значение имеет верное распределение ресурсов, в первую очередь: трудовых, временных и материально-денежных. Особое внимание следует уделять планированию трудового времени, как ресурса необратимого. При этом проповедник, особенно возведенный в священный сан, не должен быть обременен, по возможности, бытовыми и хозяйственными заботами, которые предпочтительно должны ложиться на плечи его помощников.


Источник: Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии (Научное издание) / А.М. Смулов. - Москва: Изд. «Перо», 2018. - 125 с.: ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle