Марк Мангано (протестант)

Источник

Книга пророка Иезекииля. Гари Холл

Исторический и культурный фон

Книга Иезекииля – это собрание четырнадцати точно датированных отрывков, включая вводные стихи. Видение Иезекииля в первой главе датировано тридцатым годом, четвертым месяцем, пятым днем месяца (1:1). Во втором стихе уточняется, что это событие произошло в пятом году царя Иояхина, то есть в 593 году до н.э. О каком тринадцатом годе говорит автор – не разъясняется, но логичнее всего предположить, что речь идет о тридцатом годе жизни Иезекииля.824 Это значит, что Иезекииль родился в 623 году до н.э. во времена правления царя Иосии и был современником Иеремии в Иерусалиме и Даниила в Вавилоне. Он был свидетелем хаоса последних лет Иудейского царства. Его увели в плен во время второй депортации, в 597 году до н.э.825 Первое видение явилось ему в 592 году до н.э., то есть через год после событий, описанных в книге Иеремии 27‒28.

Иосия воцарился в возрасте восьми лет, в 640 году после того, как был убит его отец Амон, а все участники заговора были казнены. Через восемь лет, в 631 году, он начал реформы и в двенадцатый год царствования стал очищать страну от языческих культов (2Пар.34:3).

В восемнадцатый год царствования Иосии, во время очищения храма был найден свиток закона (возможно часть и большая часть Второзакония, хотя этот вывод подвергается сомнениям; 4 Царств 22; 2Пар.34:821). Это придало новый импульс реформам, вершиной которых стало грандиозное празднование Пасхи (4 Царств 23).

Год 612 до н.э. стал поворотным для истории всех ближневосточных народов. После многолетней борьбы против союза Мидии и Вавилона, пала Ниневия – столица Ассирии. Спасшиеся после поражения скрылись на западе, в Харане, где в войну на стороне Ассирии в рамках коалиции вступил Псамметих из Египта. В 610 году Харан пал, а с ним завершила свое существование Ассирийская Империя. Псамметих умер в том же году; его место занял сын Нехо II, решивший закрепить господство Египта в Палестине. Для этого он направил войска в Кархемис, чтобы помочь остаткам ассирийского войска в войне против Вавилона.

Иосия решил вмешаться в войну и встретил армию Нехо близ города Мегиддона (который Иосия контролировал), очевидно, чтобы воспрепятствовать растущему могуществу Нехо. В этом бою Иосия был убит, а его тело было перевезено в Иерусалим (4Цар.23:28‒30). Трон занял сын Иосии Иоахаз II, но три месяцы спустя Нехо сместил его и отправил пленником в Египет. (Кстати, Нехо так и не успел помочь остаткам ассирийского войска.) На трон Иудеи, вместо Иоахаза, Нехо в качестве вассала поставил Елиакима (брата Иоахаза), дав ему имя Иоаким. Египетское господство в Палестине и Сирии продолжалось несколько лет, в течение которых Вавилон укреплял свои восточные рубежи.

В 605 году Нехо выдвинулся к Кархемису, на севере Сирии, очевидно, для того, чтобы консолидировать свои силы, но был полностью разбит вавилонским войском, находящимся под командованием Навуходоносора II. В 604 году Навуходоносор направил войска к прибрежным равнинам Палестины и разграбил Аскелон. Иоаким покорился Вавилону. Позднее, в 601 году, Вавилон выступил против Египта, но получил сильное сопротивление. Иоаким же воспользовался моментом, чтобы восстать против Вавилона (2Цар.24:1).

В 598/597 годах вавилонское войско направилось в Палестину. Иоаким умер перед самой атакой на Иерусалим, и царем стал его сын Иехония. Царствование Иехонии продлилось всего три месяца, после чего он был взять в плен, в Вавилон, где провел в темнице несколько лет, пока не был освобожден и взят на содержание царем Вавилона (4Цар.25:27‒30).826 Захватив Иерусалим, Навуходоносор вынес из страны ее сокровища и захватил в плен многих людей. На троне был оставлен дядя Иехонии, Матфания, которому дали имя Седекия.

Седекия был слабым правителем, который боялся своих советников и был близок к Иеремии. Его правление отмечено непрекращающимися политическими интригами и борьбой между сторонниками провавилонского и проегипетского курса и приверженцами независимого развития страны. Каждая партия пыталась оказать влияние на политику двора. Вавилонский мятеж 595‒594 годов, очевидно, стал причиной встречи представителей правящих кругов Едома, Моава, Амона, Тира и Сидона, которые собрались в Иерусалиме, чтобы составить заговор против Вавилона (Иер.27:1‒3). Встреча завершилась ничем, но Иудея избрала путь борьбы за независимость. В ответ на это Навуходоносор, вернувшись в 588‒587 году, осадил Иерусалим, захватил, разграбил и разрушил город и храм и увел в плен огромное число горожан. Иеремия, который в это время находился под стражей (Иер.38), был отпущен вавилонянами на свободу, которые обходились с ним учтиво (Иер.39:11‒14). Так начался период вавилонского пленения, хотя некоторые жители страны уже были уведены в плен ранее (среди них были Даниил и Иезекииль). Гедалия был поставлен областеначальником, столица была перенесена в Мицфу. Иеремия поддерживал Гедалию, но группа иудеев вскоре составила заговор и убила Гедалию, захватила Иеремию и скрылась в Египте (Иер.41‒43). В 581 году в Вавилон была уведена еще одна группа местных жителей, а Иудея была передана под юрисдикцию Самарии.

Хотя Иеремия и Иезекииль ни разу не ссылаются друг на друга, каждый из них, без сомнения, знал о проповеди другого. Несмотря на то, что Иеремия был в Иерусалиме, а Иезекииль – в Вавилоне после 597 года, они поднимают похожие темы и делают одинаковые выводы.827

Даты, указанные в тексте книги Иезекииля, в основном следуют в хронологическом порядке, как показано в следующей таблице:

Таблица 21. Датировка книги пророка Иезекииля


Ссылка Ссылка день/месяц/год Современная датировка
1:1‒2 Призвание Иезекииля 05/04828/30(05)829 31 июля 593 г. до н.э.
8:1 Видение идолопоклонства в Иерусалиме 05/06/06 17 сентября 592 г. до н.э.
20:1 Депутация старейшин 10/05/07 14 августа 591 г. до н.э.
24:1 Начало осады 10/10/09 15 января 588 г. до н.э.
26:1 Пророчество против Тира 01/‒830/11 с апреля 587 по апрель 586 гг. до н.э.
29:1 Пророчество против Египта 12/10/10 7 января 587 г. до н.э.
29:17 Вавилон сокрушит Египет 01/01/27 26 апреля 571 г. до н.э.
30:20 Пророчество против фараона 07/01/11 29 апреля 587 г. до н.э.
31:1 Пророчество против фараона 01/03/11 21 июня 587 г. до н.э.
32:17 Путь из Египта в шеол 15/(01)712 с апреля 586 по апрель 585 гг. до н.э.
33:21 Новости о падении Иерусалима 05/10/12 8 января 585 г. до н.э.
40:1 Видение нового Иерусалима 10/01/25 28 апреля 573 г. до н.э.

За исключением пророчеств против народов (главы 25‒32), остальные даты даны в хронологическом порядке. А в главах 25‒32 только стих 29:17 выбивается из хронологического ряда. Похоже, что книга Иезекииля намеренно построена в порядке хронологии и истории. В этом смысле Иезекииль подобен Аггею и Захарии.

Место написания книги – месопотамский город Вавилон. Иезекииль сообщает, что он находился среди пленников в Вавилоне, у реки Кебар (или Хебар, 1:3). Кебар, в действительности, представляет собой канал отходящий от реки Евфрат, к северу от Вавилона. На протяжении 100 километров этот канал параллелен Евфрату, а затем вновь соединяется с ним у древнего Эрека. Он был частью разветвленной сети каналов, которые были вырыты, чтобы расширить пахотные земли Месопотамии и заселить новые земли за пределами междуречья. Называется и точное местонахождения Иезекииля – Тел-Авив (3:15), что буквально означает «холм множества обломков» (или «холм больших развалин»). Можно ли предположить, что пленников поселили близ места, где требовались рабочие руки для его восстановления?831 Число пленников этого периода достигало 10 тысяч человек, среди которых были политики, военные чины, религиозные лидеры и искусные умельцы. Политика Вавилона состояла в том, чтобы селить пленников вместе, что, безусловно, было на руку иудеям. В поздний Персидский период (V век до н.э.) появляются свидетельства о том, что пленники добились немалых успехов в торговле и земледелии.

Книгу следует читать в контексте месопотамской культуры. Животные, описанные в видении первой главы похожи на крылатых существ с человеческими лицами, коих было в достатке в произведениях искусства древнего Ближнего Востока, в особенности на территории Ассирии. Многие из этих животных были четвероногими, крылатыми быками или львами с человеческими головами. Так обычно представляли себе малых богов, которые поддерживали престолы больших богов. Были также найдены четырехкрылые фигуры людей, увенчанные орлиными головами. Некоторые из них, относящиеся к Персидскому периоду, имели человеческую голову, четыре крыла и ноги быка.832 Что же касается животных с четырьмя лицами, то они, кажется, были нововведением самого пророка. Глаза на колесах, возможно, были яркими отблесками, слепящими глаза. Месопотамские тексты рассказывают про различные уровни на небесах, каждый из которых слагался из камня определенной окраски, например средина небес состояла из камня лазурита. Таким образом, элементы видения первой главы следует понимать в контексте месопотамской культуры. Многие элементы также отражают богоявление из других ветхозаветных текстов.833 Иезекииль воспользовался знакомыми идеями и символами, чтобы объяснить необъяснимое – явление Бога в Вавилоне.

Текст и автор

Иезекииль был сыном Бузи и священником (1:3, в совр. пер. – жрецом). В тридцать лет священник приступал к своим обязанностям (Чис.4:30), но Изекиилю так и не удалось послужить в иерусалимском храме.834 Несмотря на это, он успел приобрести довольно обширные знания о храме и богослужении. Судя по его лексике, на него сильно повлияла книга Левит, в особенности главы 17‒26.835 Его имя значит «Бог укрепляет» – наиболее подходящее имя в данных обстоятельствах.836 Иезекиилю и другим пленникам нужно было знать, что Бог не покинул их в Вавилоне. Иезекииль был женат, но его жена внезапно умерла (24:15‒18). Ему было запрещено оплакивать ее смерть, очевидно потому, что плач мог стать символическим действом для пленников, которым было запрещено оплакивать падение Иерусалима (24:1‒3:22). Это событие было слишком трагичным и тяжелым, чтобы подобрать подходящие слова для выражения скорби.

Книга Иезекииля носит очень личный характер. Вся она написана от первого лица, чтобы читатель мог приобщиться к опыту автора. Иезекииль часто инсценировал свои проповеди, иногда он прибегал к странным действиям, а иногда претерпевал личные страдания. Чтобы донести свою мысль, довольно долгое время он лежал на боку (4:4‒6) и питался довольно скромно (4:9‒17), брился наголо и сбривал бороду (глава 5), собирал чемоданы и делал пролом в стене (12:1‒7), устанавливал знак на перекрестке дорог (21:18‒20), ходил по долине, усеянной человеческими костями (37:1‒14) и соединял вместе две дощечки (37:15‒17). Книга называет Иезекииля «сыном человеческим», термин, указывающий на его человеческое бытие по сравнению со святостью и славой Бога.

Современные ученые обрушили на книгу немало критических замечаний. В середине XX века некоторые из них считали, что действия Иезекииля были подобны поведению человека с серьезными умственными отклонениями. Его часто называли психотиком, шизофреником, эпилептиком или параноиком. Наиболее радикальным оказался всеобъемлющий анализ поведения пророка, проведенный по категориям Фрейда.837 Другие видели в нем мистика или физически нездорового человека, который впоследствии поправил свое здоровье.838 К счастью этот период толкования ушел в лету. Ученые разобрались, что и другие пророки иногда поступали подобно Иезекиилю. Они также указали на то, что символические, ведомые свыше действия вполне нормальны для пророков Ветхого Завета. Следовательно, причину поведения следует искать во взаимоотношениях между пророком и Богом и в ожидаемом воздействии символического поступка, а не в расстройстве здоровья.839

Текст книги пророка Иеремии

Масоретский текст книги Иезекииля отличается от текста Септуагинты. Второй на 4‒5% короче еврейского текста. Масоретский текст имеет несколько преимуществ по сравнению с греческим текстом, среди которых короткие добавления или глоссы. К тому же в Масоретском тексте отличается построение главы 7, а глава 36 несколько длиннее. Сегодня трудно сказать, в чем причины такого расхождения: в обычной порче рукописей или в различных древних редакциях книги.840

История толкования

До начала XX столетия книга Иезекииля не подвергалась критическому анализу. СР. Драйвер заметил, что «у критиков не возникало вопросов к авторству книги, ибо с начала до конца она безошибочно отражает мысль одного и того же человека».841 Он также утверждает, что: «Литературный стиль Иезекииля ярко выражен» и что «книга его пророчеств методически организована, явно им самим...».842

Это заключение было оспорено в первой половине XX века немецкими учеными.843 Сначала только два раздела приписали другому автору, а затем такому же вердикту подверглись и остальные части книги, пока вся книга не перестала считаться трудом Иезекииля. Частично, причиной таких выводов стали проповеди Иезекииля, с которыми он обращается то к жителям Вавилона, то к жителям Иерусалима, а также части книги, где он, кажется, попросту описывает происходящие на его глазах события (главы 811). Сомнения также появились из-за большого числа повторений и священнического, а не традиционно пророческого подхода. К. Торей отодвинул дату создания книги к III веку до н.э., а Иезекииля считал вымышленным персонажем. Однако к концу XX столетия некоторые ученые стали выступать за более традиционный подход к изучению книги, относясь с большим уважением к датам и ссылкам, которые встречаются в тексте. Работа Карла Гордона Хоуви изменила направление критических исследований. На основе археологических и исторических источников Хоуви доказывал, что традиционные даты имеют под собой твердое основание.844 Гринберг выступал за целостный подход к книге. Циммерли заметил, что изучение должно начинаться с тех дат, что указаны в книге, которые, в большинстве своем, можно считать подлинными. Он обнаружил лишь несколько отрывков, которые оказались изначально независимыми.

Гринберг заметил, что необоснованные заявления ученых сильно повлияли на современного читателя. Одни сегодня считают оригинальной лишь поэтическую часть книги, другие находятся в тисках «всеобщего предубеждения» первоначальной простоты текста, третьи «путают подлинность текста с тематической однообразностью».845 Лучше всего подходить к изучению текста открыто, терпеливо и смиренно. Выдвигая суждение, критик должен оставлять в стороне свои предубеждения.

Контекст книги Иезекииля хорошо объясняет, почему пророк обращался и к пленникам в Вавилоне и к жителям Иерусалима. Пленники, жившие в Вавилоне, были некогда элитой иерусалимского общества и были весьма заинтересованы в процессах, происходивших в городе. Более того, 29 глава ясно говорит о том, что пленники надеялись на скорейшее возвращение в Землю Обетованную. Иеремии потребовалось много слов, чтобы объяснить необоснованность этих ожиданий. Теперь этим людям следовало обживать новые места. Иезекииль поднимает ту же тему, и потому к словам, явно сказанным в Вавилоне, но обращенным к жителям Иерусалима следует относиться серьезно.846

Структура

Структурная композиция книги легко угадывается. Она состоит из трех основных разделов, где каждая глава поднимает определенную тему.

I. Осуждение Иудеи и Иерусалима – 1:1‒24:27

А. Призвание Иезекииля – 1:1‒3:27

B. Символическое действо и разрушение Иерусалима – 4:1–5:17

C. Осуждение идолопоклонства – 6:1‒14

D. Наступление конца – 7:1‒27

E. Оскверненный храм в запустении – 8:1‒11:25

F. Картины суда в виде притчей и аллегорий – 12:1‒17:24

G. Личная ответственность каждого – 18:1–32

H. Картины суда в виде притчей и аллегорий – 19:1‒24:27

II. Пророчества против народов – 25:1‒32:32

A. Амон, Моав, Эдом, Филистия – 25:1‒17

B. Тир ― 26:1‒28:26

C. Египет ― 29:1‒32:32

III. Восстановление Иудеи и Иерусалима

A. Иезекииль в дозоре – 33:1‒33

B. Пастыри Израиля – 34:1‒31

C. Против горы Сеир (Эдом) – 35:1‒15

D. Израиль, благословенный и обновленный – 36:1‒38

E. Долина иссохших костей и две дощечки – 37:1‒28

F. Гог и Магог – 38:1‒39:29

G. Восстановление храма – 40:1‒43:12

H. Восстановление поклонения – 43:13‒46:24

I. Вода из храма – 47:1‒12

J. Новые границы и распределение земли между племенами ― 47:13‒48:35

Жанр

Одна из сложностей толкования книги Иезекииль – ее многожанровость. Толкование требует восприимчивости к образному языку и стилю книги. Книга наполнена живыми аллегориями.847 Среди них: вино (глава 15), неверная жена Яхве (глава 16), орлы (глава 17), львицы (глава 19), виноградник (глава 19), меч (глава 21), две сестры (глава 23) и котел (глава 24). Иезекииль проделывает много символических действий (см. ранее). Встречаются также видения (главы 1‒3, 8‒11, 37, 40‒48), в которых Иезекииль иногда переносится в другое место (Иерусалим или долина костей). Книга включает историко-богословский обзор Израиля (глава 20), в ней встречаются юридические термины (главы 43, 44:45), пророчества-дебаты (глава 33) и погребальные плачи (главы 19, 27:32).848

Выдающейся особенностью стиля Иезекииля следует считать постоянную ссылку на «сына человеческого». Это словосочетание стало любимым способом обращения Бога к пророку (см. 2:1,6,8 и т.д.).849 Очевидно, так Бог подчеркивает человеческую природу Иезекииля в отличие от Бога, источника проповеди пророка. С помощью этого обращения Бог указывает Иезекиилю на его человеческую слабость и на силу Божьего Духа, с помощью которого Иезекииль и совершает предначертанные дела.850

Богословские темы

Богословская мысль Иезекииля довольно сложна, что не удивительно для пророка, который так часто излагал Божью волю Божьему народу в условиях такого исторического хаоса. Надежды на продолжение Давидовой династии и жизни народа были окончательно похоронены, а обещания, данные некогда Аврааму – забыты. Люди требовали новых проповедей, в которых звучала бы мысль о том, что Бог не забыл Своих обещаний, но представление этих посланий должно было приобрести новую форму. Теперь Бог объявлял о Своем верховенстве над царствами и народами и подтверждал Свои планы на возвращение Израиля и всего мира под свое руководство, используя язык, который позднее будет назван языком апокалиптики.

В этих проповедях главное внимание отводится двум темам: суд и последующее восстановление. Но представление этих тем приобретает разную окраску.

1. Первой задачей Иезекииля было объяснение идеи верховного управления Бога жизнью и судьбой Израиля и всех народов мира. Поэтому-то первая глава и начинается с рассказа о видении ослепительной Божьей славы и присутствия его престола в Вавилоне. Херувимы нарисованы в виде человекообразных существ, поддерживающих престол. Хотя многие символы этого видения взяты из месопотамской культуры, Иезекииль дает понять, что все они используются лишь для словесного описания духовной реальности. Все что ему удается увидеть – это «образ славы Господней» (2:1). В каком-то смысле отношения Бога с Израилем прошли полный круг, ибо именно здесь, в Месопотамии, Бог впервые явился Аврааму и призвал его в Ханаан.

Неизменность Божьих намерений оказалась важнейшей чертой Божьего характера, которую теперь должны были осознать плененные иудеи. Несмотря на то, что они оказались далеко от родины, из-за совершенных грехов, Бог не оставил и не покинул их. Они все еще ответственны перед Ним за свои поступки, а Он все еще сражается на их стороне. Он не ограничен стенами храма, а Его власть не ограничена границами Израиля. Поэтому, видение Бога, покидающего храм (глава 10), – это послание Израилю о том, что разрушение храма никак не влияет на полноту Божьей силы, присутствия или значимости. Он уходит из Земли, потому что она стала местом процветания идолопоклонства и созрела для наказания. А возвращение Бога в новый храм доказывает его стремление вернуться на прежнее место и найти там истинное поклонение в покорности (глава 43).

Более всего Иезекииль предпочитает называть Бога «славой Яхве». Эти слова описывают великолепие Яхве, которое священник Иезекииль, конечно же, ярко представлял, находясь под влиянием мест из Пятикнижия, где дается описание явлений Бога Яхве (1:28, 3:12,23, 8:4, 9:3, 10:4,18, 11:22‒23, 43:2,4‒5, 44:4, см. Исход 24:16,17, 40:34‒35; Левит 9:6,23; Числа 14:10,21,22, 16:19:42). Все, что происходит ныне и произойдет в будущем, еще больше прославит Бога, включая суд и последующее восстановление. И то и другое только подтвердит праведность и святость Бога, которые Израилю и народам мира придется признать.

Бог желает, чтобы люди знали Его. Все Его действия нацелены на то, чтобы у людей появились личные отношения с Ним. Поэтому фраза: «чтобы они познали, что Я – Господь» встречается в книге порядка шестидесяти раз. Ее можно назвать основной темой книги.851 Верховный суд Божий необходим для того, чтобы помочь людям познать Его. Бог наказывает Израиль и народы мира, чтобы они познали, кто Он (Израиль – 6:7,10, 11:10,12, 12:15, 13:14, 17:21, 22:16, народы мира – 28:22, 29:6, даже Гог 38:23). Но Бог также и вернет Израиль на родину и восстановит былые благословения, убережет его от неправедных политиков (34:27), опять же, чтобы они познали, кто Он (20:42, 36:11, 37:6). Ради этого Он также восстановит завет с Израилем (16:62).

2. Израиль описан в ярких красках, как грешный народ, который следует наказать за нарушение завета. И хотя язык завета редко встречается на страницах книги Иезекииля, сам завет лежит в основании проповеди пророка. Разного рода объявления о приходе суда предполагают наличие завета и требования покорности. В трех отрывках, в главах 16,20 и 23 Иезекииль показывает, что неверие и непокорность были спутниками Израиля в течение всей истории. В 16 главе Израиль описан как подкидыш, которого Бог нашел, уберег, взрастил и с которым в определенный срок установил отношения завета (заключил брак). В ответ Израиль блудодействовал с другими богами и народами, то есть оказался неверной женой. В 20 главе Иезекииль утверждает, что Израиль регулярно проходил через времена непокорности и непослушания. В самом начале они восстали и отказались забыть египетских идолов (стих 8). Даже в пустыне, получив закон и Субботу, как знамение закона, они остались непокорны (стихи 13:21). Когда они получили в дар землю, то продолжали поклоняться хананейским богам, вместо того, чтобы проявлять верность единому Богу (стих 28). В главе 23 Израиль вновь нарисован, как грешница, которая не переставала восставать против Бога с самого рождения. Она блудодействовала даже с Египтом. Иудее могло показаться, что ее сестра, Израиль, которая отправилась в плен несколькими годами ранее, была грешнее ее. Но это не так (стих 11). Они обе были водимы тем же духом непослушания и неверности. Некоторые выражения Иезекииля могут показаться слишком пылкими или даже грубыми, но они не оставляют сомнений в виновности Иудеи. Сестрам следовало бы устыдиться, но, похоже, что они лишены такого чувства.

Глава 8 рисует подробности богоотступнических действий, которые происходили в самом храме. Пышно процветали синкретизм и идолопоклонство. В потаенных комнатах стояли идолы, у ворот храма шло поклонение вавилонской богине процветания, и даже в самом центре храма совершались языческие обряды поклонения богу солнца (стихи 8 и далее, 14:16). Такие языческие действа были мерзостью для святого Бога. Идолопоклонство было не только внешним; люди «допустили идолов в свое сердце» (14:3). Это было проявление вероотступничества в его худшей форме, и чтобы противостоять таким соблазнам, Бог воздвиг среди народа других пророков, подобных Иезекиилю. Но были в те времена и такие пророки, которые пытались скрыть могилу людских мерзостей. Они говорили не от имени Бога, а были гадателями, что само по себе является мерзостью (13:1‒16). У них не было и понятия об истине, из их уст лилась неуместная проповедь о мире (стих 16, ср. Иер.23:17).

Кроме того, Иезекииль перечисляет конкретные нарушения завета, помимо идолопоклонства. Этот народ с презрением относился к родителям, притеснял бедняков и чужеземцев, нарушал субботу, был повинен в многочисленных случаях инцеста и прелюбодеяния, брал взятки и давал деньги в рост (22:6‒12). Трудно представить более явные нарушения завета. У Бога не оставалось выбора, как только наслать на людей обещанные во Второзаконии (28:15‒68) проклятия.

3. Иезекииль разделяет с другими пророками проповеди, осуждающие народ Божий. У Бога есть только один ответ на грех – наказание грешника. Описанный разными способами, суд предполагал падение Иудеи и Иерусалима и последующее пленение. Как было сказано ранее, среди пленников бытовала склонность недооценивать сложившиеся обстоятельства и ожидать скорого возвращения на родную землю. С этими взглядами уже пришлось столкнуться Иеремии (глава 29), но очевидно, существовали пророки, предвещающие скорое возвращение. Первая проповедь Иезекииля рассказывает о суде (4:1‒3), знаком которого стала осада Иерусалима. Царь вавилонский стал карающим мечом Божьим, инструментом, осуществляющим Божьи планы (21:19). Образ огня также используется на страницах Ветхого Завета, чтобы показать опустошительное разрушение, которое грядет с наказанием Божьим. Это также предполагает участие армий и осаду Иерусалима, ибо побежденный город был частично сожжен (главы 15, 20:45‒49). Все эти образы ясно показывали реальность и окончательность грядущего суда (глава 12). Действительное падение Иерусалима описано ближе к середине книги (32:21).852

Пленение стало результатом вавилонского нашествия. Город был похож на горшок, из которого вскоре будет извлечены люди: кто-то будет предан смерти, а кого-то уведут в плен (11:4‒13). Иуда, который когда-то был виноградной лозой, посаженной в плодородную землю, теперь был выкорчеван, пересажен и боролся за выживание в другой, бедной почве (19:10‒14). Так пришел конец избранному народу (глава 7), и эта часть проповеди не удивительна, ибо вся книга посвящена плененным иудеям.

4. Ясными словами Иезекииль объясняет концепцию индивидуальной ответственности, хотя сама идея принадлежит не ему.853 Очевидно, пленники часто цитировали популярную пословицу, чтобы подчеркнуть, что страдают они невинно: «Отцы ели кислый виноград, а зубы разболелись у сыновей» (18:2, см. также Иер.31:27‒30). На это Иезекииль отвечает: «Кто согрешил – тот и умрет».854 Иезекииль доказывает свою точку зрения, рисуя две гипотетические ситуации: человек, покорный закону во всем, но имеющий сына, поступающего неправедно, и праведник, отец которого был законоотступником. В обоих случаях, наказанию подвергается только нарушитель закона, и никто другой. Неправедный сын праведника будет наказан, а праведный сын неправедного отца – нет (главы 19‒20; в действительности даже Ной, Даниил или Иов не смогли бы спасти своих детей, 14:14‒16). Поэтому пленники не нравы, говоря, что страдают несправедливо. Более того, Бог – благодатен и милостив, а потому даже если нечестивые покаются, Он простит их (главы 21‒22). Ветхий Завет многое говорит и о коллективном сознании людей, но не об этом здесь идет речь.

5. Дело не завершается судом и наказанием, ибо, благодаря Своей благодатности и милости, Бог предусмотрел спасение остатка народа. Эта идея берет начало еще в проповедях пророка Исайи (10:20‒23). В отрывках, в деталях описывающих ужасы суда Божьего, Иезекииль включает послания надежды. Бог избавит некоторых, чтобы они познали, что Он – Господь (6:8‒10). После опустошения Иудеи с помощью меча, голода, диких зверей и эпидемий, Бог позволит остатку народа устоять (14:21‒23). Эта концепция закладывает основание для темы восстановления народа.

6. И другие пророки заглядывали в будущее, видя в восстановлении народа милостивую и благодатную руку Божью. Парадигмой служило Божье спасение народа в исходе из Египта (см. Исайи 40‒66). Подобный старому, новый исход ожидает народ Божий в будущем. Иезекииль также использует опыт исхода как парадигму будущего спасения. Язык 20 главы (стихи 33‒40), где речь идет о намерениях Бога относительно плененных иудеев, полностью заимствован пророком из книги Исход. Так Бог выведет их «рукой могучей и десницей простертой» и приведет народ Свой «в пустыню народов чужих» (стихи 34Ь‒35а). Затем он обновит завет Свой с ними и вновь введет их в землю Израиля (стихи 37:42). Так они пройдут через повторное очищение и новое начало. Как пастырь, Бог будет присматривать за своим разрозненным стадом повсюду (34:11‒16), возвратит их на родину и заключит там с ними завет мира (34:25‒31), которому уже не будет конца (16:60). Что важнее, Бог вернет их в землю, очистит их и даст им новое сердце и новый дух (36:25‒26, 11:19). То есть Он заключит с ними новое соглашение, заложит основу для новых взаимоотношений, что поможет преодолеть слабости предыдущего завета (ср. Иер.31:31‒34). Вернувшийся народ предпочтет послушание непослушанию. Они будут жить в восстановленной земле, подобно новому Эдему (36:30:35). Это восстановление повлечет за собой новую жизнь и новый союз между народами (глава 37).

7. Бог также владеет судьбой народов мира. Поэтому Иезекииль, подобно большинству других пророков, обращается с проповедью к другим народам (главы 25‒32) и перечисляет грехи, за которые они будут судимы. Его интересуют народы, граничащие с Израилем: Амон, Моав, Эдом и Филистия (глава 25), которые жестоко обошлись с Иудеей во время Вавилонского кризиса. Но больше Его занимает Тир (главы 26‒28) и Египет (главы 29‒32). Тир – город, вознесшийся в роскоши и богатстве (глава 27). Его гордыня, кажется, не знает никаких пределов, ибо царь именует себя богом, ставит себя выше всяких человеческих границ (глава 28). Он поклоняется сам себе, а потому сила и власть у Тира и Сидона будут отняты.

Египет постигнет та же участь по тем же причинам. Он и его правители высокомерны, а фараон почитает себя за бога (глава 29). Он чтит многих богов, но они не спасут его от кары единственного истинного Бога вселенной (главы 30:31). Из списка выпадает Вавилон, который в настоящий момент остается орудием Божьим для наказания Израиля. Но другие пророки, такие как Иеремия (главы 50‒51) мы узнаем, что и ему не удастся избежать наказания Божьего.

8. Книга Иезекииля наполнена драматической эсхатологией (главы 38‒48). Нарисованная им картина будущего породила самые разнообразные толкования. Идея глав 38‒39 и 40‒48 кажется довольно ясной. Главы 38‒39 подобны пророчествам против народов мира в том, что они также рисуют нашествие народов на землю Израиля, что влечет за собой Божий суд и завершается возвращением Израиля на родину. Главы 40‒48 противоположны главам 8‒11. Они ожидают полного восстановления разрушенного храма, священства, принесения жертв, субботы и праздников и возвращения славы Божьей в храм. Обновленные воды потекут из храма в пустыню; будут установлены новые границы земли и границы племен. Подобно главам 1‒3 главы 40‒48 рождены видением. Таким образом, книга Иезекииль как бы заключена меж двух видений.

Ученые разработали несколько моделей для толкования глав 38‒48. Применение буквального толкования, похоже, затруднено следующими обстоятельствами: помещением нового храма на самую высокую гору, недостаточным разъяснением многих деталей храма, трудностями сопоставления территории племен с реальными районами земли и невозможностью течения вод в главе 47. Христианское толкование описывает видение символически, считая Церковь Иисуса Христа его исполнением, а язык этой главы, который используется многими новозаветными авторами подтверждением такого подхода (см. далее). Но такое толкование вряд ли имело какой-либо смысл для современников Иезекииля, а потому оно требует некоторых уточнений. Диспенсионалистское толкование, которое в популярной форме изложено в комментариях Скоуфилда, комбинирует буквальный и футуристический подходы. Оно притягивает отрывок к тысячелетнему царству, следующему за так называемой эрой церкви, когда реальный Израиль вновь будет жить в Земле Обетованной, вновь восстановит храм и начнет приносить жертвы и соблюдать традиции. Но эта модель, похоже, неправильно толкует новозаветное учение о воплощении Иисуса Христа, важности его жертвенной смерти и искуплении грехов мира. Она заставляет усомниться в последовательности Бога и поступательном характере Его отношений с человечеством, а также в Его планах совместного спасения иудеев и язычников. Она делает ошибку, пытаясь буквально истолковать отрывок, насыщенный образами.

Апокалиптическая модель не упускает из вида символизм этих глав, их численную симметрию и глубоко образный язык, с помощью которого автор пытается нарисовать истинную картину будущего. Главы 38‒39 явно написаны этим стилем, а главы 40‒48 нужно толковать тем же способом. Эта модель объясняет многие намеки на книгу Иезекииля, которые мы находим в новозаветных отрывках, особенно в книге Откровение. Божий план будущего Израиля был выражен языком и символами, которые были понятны священнику Иезекиилю и его читателям. В этой модели картину будущего можно выразить следующим образом: исполнение Божьего плана для его народа, центральное место поклонения в новой эре, постоянное присутствие Господа среди Его народа, благословения, исходящие от Божьего присутствия, организованное распределение обязанностей среди Божьих людей.855

Толкуя любого пророка, нужно стремиться применить модель, которая начинает рассмотрение с первоначальных обстоятельств и жанра текста, а затем плавно переходит к Новому Завету. Обходить стороной тему Нового Завета – неприемлемо, потому что Новый Завет снова и снова рисует Иисуса Христа как Мессию, исполнившего Ветхий Завет. Правильно истолковать Ветхий Завет невозможно, смотря на него только глазами современного человека.

Связь с Новым Заветом

На книгу Иезекииля Новый Завет ссылается довольно часто, хотя прямых цитат из книги там не встретишь. Добрая половина аллюзий встречается в книге Откровение.856 Иисус явно выступает в роли пастыря и Мессии из рода Давидова, о котором говорит 34 глава книги Иезекииля. Он также назван животворным источником, из которого текут реки живой воды (Ин.4, 7:38‒39). Он – больше храма (Мф.12:6), и Он – храм, который можно построить за три дня (Ин.2:19). Иисус был явлением славы Божьей во всей полноте (Ин.1:14) и сиянием Божьей славы (Евр.1:3).

Некоторые многочисленные параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение можно представить в виде следующей таблицы:857

Таблица 22. Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение


Книга Иезекииль Тема Книга Откровение
37 Воскресение 20:4‒9
38‒39 Сражение с Гогом и Магогом 20:7‒10
39:21‒29 Суд 20:11‒15
40‒48 Новый храм и новый Иерусалим 21:1‒22:25
47:1 Река 22:1
47:12 Потоки с плодовыми деревьями 22:1‒5
48:16‒17 Измерение города 21:16‒17
48:30‒34 Двенадцать врат 21:12‒13
48:35 Имя: Господь там 21:23, 22:4‒5 – Бог и Агнец там
Но отметьте следующие расхождения:
40‒42 Храм 21:22 – нет нужды в храме
44 Новое священство Нет упоминаний
45 Разделение земли Нет упоминаний

Видение будущего у Иоанна имеет сходную структуру. Единственное различие – в поклонении, священстве и некоторых деталях разделения земли. Эти моменты отсутствуют, потому что получили исполнение в Иисусе и в Церкви. Эсхатология Иоанна во многом обязана книге Иезекииля, но модель толкования Иоанна – апокалипсическая, то есть Иоанн ставит Иисуса Христа в центр Божьего плана искупления.

* * *

824

Некоторые предположили, что здесь говорится о тринадцатом годе после начала реформ Иосии, но если бы это было так, то автор, конечно же, сказал бы об этом. Другие попытались исправить текст, читая «третий год» или «тринадцатый год». Также предполагали, что текст ссылается на тридцатый год правления Иояхина и на последнюю редакцию книги. Но если это так, то стих 2 противоречит стиху 1. Вряд ли бы редактор оставил такое явное противоречие. Подробнее об этом см. John В. Naylor, Ezekiel, ТОТС (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1969), pp. 36–39.

825

Во время предшествующей депортации в 605/604 годах был уведен в плен Даниил (Дан. 1:1 и далее).

826

Расшифрованные вавилонские документы, относящиеся к 590-м годам до н.э., особенно те, что рассказывают про меню царского стола того времени, упоминают о Яухину, царе из земли Яхуду – очевидно указывая на Иояхина.

827

См. Naylor, Ezekiel, p. 35; Walther Zimmerli, Ezekiel 1, Hermeneia (Philadelphia: Fortress, 1979), pp. 44–45; и William L. Holladay, «Had Ezekiel Known Jeremiah Personally?» CBQ 63 (2001): 31–34. Холладей отвечает на вопрос положительно.

828

Стих второй не указывает месяц.

829

30 год жизни Иезекииля соответствует 5 году пленения царя Иояхина, как объясняет стих 2. Эта дата стала основанием для датировки последующих событий книги.

830

Месяц не указан.

831

Когда было основано современное государство Израиль, новую столицу близ берега Средиземноморья также назвали Тель-Авив.

832

John Н. Walton, Victor Н. Matthews, and Mark W. Chavalas, The IVP Bible Background Commentary: Old Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2000), p. 690.

Малых

833

Moshe Greenberg, Ezekiel 1–20, АВ (New York: Doubleday, 1983), p. 58.

834

Возможно, именно в этом состоит значимость 30 года в 1:1. В особенно важный, но так и не наставший день своей жизни, когда Иезекииль должен быть начать служение в храме, в присутствии Божьем, он увидел Бога в Вавилоне. Это видение стало сильным свидетельством для Иезекииля и всех пленников.

835

Подробнее об этом см. Zimmerli, Ezekiel 1, pp. 46–52.

836

Имя «Иезекииль» встречается еще один раз, в 1 Паралипоменон 24:16, где речь идет о главе священнической чреды.

837

Edwin С. Broome Jr., «Ezekiel's Abnormal Personality, «/BI 65 (1946): 277–292. Общеизвестный Карл Джаспере (Karl Jaspers) согласился с этим анализом.

838

Обзор различных взглядов см. у Zimmerli, Ezekiel 1, pp. 17–18.

839

Сама мысль о том, что современный ученый может анализировать личность автора древнего текста с точки зрения современной культуры, кажется абсурдной.

840

Хотя этот вопрос и не связан с текстом книги, интересно отметить, что иудейская традиция помещает трех главных пророков в различные канонические списки. Вавилонский Талмуд, трактат Баба Батпра 14Ь, предлагает следующий порядок: Иеремия, Иезекииль, Исайя. Причина объясняется так: «книга Царств завершается рассказом о разрушении Иерусалима, Иеремия рассказывает только о разрушении Иерусалима, Иезекииль начинает с разрушения и заканчивает темой обещания и утешения, а Исайя содержит только обещания утешения: поэтому мы связываем разрушение с разрушением, и утешение с утешением».

841

Driver, Introduction, p. 279.

842

Там же, р. 296.

843

Подробнее см. Zimmerli, Ezekiel 1, pp. 6–8.

844

Carl Gordon Howie, The Date and Composition of Ezekiel (Philadelphia: SB1:1950).

845

Grccnberg, Ezekiel, p. 20.

846

Там же, pp. 15–16.

847

Как аллегории, так и символические действия необычны для пророков, хотя и они иногда встречаются в других книгах. Это усложняет толкование книги.

848

Более подробный список жанров см. у Daniel Block, The Book of Ezekiel, NICOT (Grand Rapids: Eerdmans, 1997), 1:15–16.

849

Словосочетание, как форма обращения Бога к Иезекиилю, встречается в книге более 90 раз.

850

Эта же фраза используется Даниилом (7:13), где имеет особенную важность. Там этими словами называется тот, кому будет отдана вечная власть над народами. В Новом Завете Иисус также любил называть Себя «сыном человеческим». Фраза не была общепризнанным титулом Мессии, и Иисус, кажется, старался ею подчеркнуть Свою человеческую природу. Но двойственность фразы помогла проницательным слушателям увидеть в Иисусе обещанного Мессию.

851

Eugene Н. Merrill, «Ezekiel,» in A Biblical Theology of the Old Testament, ed. by Roy B. Zuck (Chicago: Moody Press, 1991), p. 367.

852

Если убрать пророчества против других народов и считать только материал, обращенный к людям завета.

853

Сравните, например, все законы Исхода, которые говорят об индивидуальной ответственности каждого за свои действия, или защищают личность от плохого обращения.

854

В СП: «Душа согрешающая, та умрет». Под «душой» подразумевают человека.

855

Taylor, Ezekiel, p. 253.

856

Число аллюзий (намеков) трудно подсчитать. Можно ли считать, что одно похожее слово или символ уже представляют собой аллюзию, или нужно, чтобы слово встречалось в тексте, по крайней мере, дважды или трижды? ЛаСор, Хаббардии Буш (LaSor, Hubbard, Bush, Survey, p. 478) насчитали 65 аллюзий и цитат в Новом Завете, 45 из которых – в книге Откровение. Издание Нового Завета на древнегреческом языке (The Greek New Testament, USB edition) перечисляет 141 место, из которых 84 встречаются в книге Откровение.

857

Книга Откровение содержит и много других параллельных мест. Например, образы из 1 главы книги Иезекииля повлияли на образы в 4, 5, 6,7,18 и 21 главах Откровения. Язык глав 26–27 книги Иезекииля во многом нашел отражение в Откровении 18.


Источник: Введение в Ветхий Завет. С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии / [Раднал Бэйли и др.] ; под ред. Марка Мангано ; [пер. с англ. и ред. К. Назаров]. - Москва : Духовная акад. Апостола Павла, 2007. - 520 с.

Комментарии для сайта Cackle