Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 96. О СУЕВЕРИИ В СОБЛЮДЕНИЯХ

Наконец, мы рассмотрим суеверие в соблюдениях, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) о соблюдениях ради познания, которые практикуются в магическом искусстве; 2) о соблюдениях, направленных на то, чтобы обусловить изменения в некоторых телах; 3) о наблюдениях за приметами; 4) о ношении священных слов в шее.

Раздел 1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ НЕЗАКОННЫМ ПРАКТИКОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЯ МАГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что практиковать соблюдения магического искусства не является незаконным. В самом деле, говорить о чем-либо как о незаконном можно двояко. Во-первых, со стороны рода деяния, как [например] об убийстве и воровстве; во-вторых, поскольку оно определено к злой цели, как когда человек подает милостыню из тщеславия. Но соблюдения магического искусства не являются злыми по роду, поскольку они состоят в некоторых постах и молитвах Богу; кроме того, они определены к доброй цели, а именно – к приобретению знаний. Следовательно, практиковать эти соблюдения не является незаконным.

Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано, что «даровал Бог., отрокам», которые воздерживались [от царской пищи], «знание и разумение всякой книги и мудрости» (Дан. 1, 17). Но соблюдения магического искусства как раз и состоят в некоторых постах и воздержаниях. Таким образом, похоже на то, что это искусство достигает своей цели благодаря Богу и, следовательно, практиковать его законно.

Возражение 3. Далее, заблуждение тех, кто вопрошает демонов о будущем, похоже, состоит в том, что, как было показано нами выше (95, 1), демоны лишены такого знания, поскольку оно приличествует одному только Богу. Однако демонам ведомы научные истины, поскольку науки связаны с вещами необходимыми и неизменными. И коль скоро такие вещи являются субъектами человеческого знания, то тем более они [являются субъектами] знания демонов, которые, как говорит Августин, обладают [более точными чувствами и] более тонким умом583. Следовательно, похоже, что нет ничего греховного в том, чтобы практиковать магическое искусство, даже если его результаты достигаются с помощью демонов.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых» (Вт. 18, 10, 11), каковое расспрашивание возможно только при наличии помощи со стороны демонов. Но соблюдения магического искусства есть поиск правды путем «общения с демонами посредством символов»584. Следовательно, практиковать магическое искусство незаконно.

Отвечаю: магическое искусство является как незаконным, так и бесполезным. Оно незаконно потому, что средства, к которым оно прибегает ради обретения знания, не имеют ничего общего с тем, что причиняет научные знания, и состоят они в том, что люди пристально вглядываются в какие-то формы, бормочут странные слова и так далее. Следовательно, это искусство использует их не как причины, а как символы, но не как те символы, которые установлены Богом, а как ритуальные знаки. Таким образом, из этого следует, что они суть бессодержательные символы и являются своего рода «договором или обращением к демонам за советом, а также общением с ними посредством символов»585. Поэтому, как говорит Августин, христиане должны полностью отвергать и никоим образом не прибегать к магическому искусству, равно как и к любому другому искусству, которое является тщетным и вредным суеверием586. С точки же зрения обретение научных знаний это искусство бесполезно. В самом деле, коль скоро средства этого искусства не позволяют человеку обретать научные знания естественным для него способом, а именно путем обучения и открытий, то, следовательно, их чают получить или от Бога, или от демонов. Нет никаких сомнений в том, что некоторые, например Соломон (3Цар. 3; 2Пар. 1), обладали мудростью и наукой как тем, что было всеяно в них Богом. Кроме того, Господь сказал ученикам: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк. 21, 15). Однако этот дар предоставляется не всем и не в связи с какими-либо особыми соблюдениями, но так, как угодно Святому Духу, согласно сказанному [в Писании]: «Одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания (тем же Духом)» (1Кор. 12, 8), и далее: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12, 11). С другой стороны, демоны, как было показано в первой части (109, 3), не занимаются просвещением ума. Но обретение знания и мудрости происходит посредством просвещения ума, и потому никто и никогда не может обрести знания с помощью демонов. В связи с этим Августин говорит: «Порфирий признает, что умная часть души от теургических телетов», то есть освящений, «не получает никакого очищения, которое делало бы её способной к видению Бога и к восприятию того, что существует действительно»587, например, научных умозаключений. Впрочем, демоны, вступая в общение с людьми, могут делиться с ними некоторыми научными знаниями, но это совсем не то, о чем желают узнать посредством магии.

Ответ на возражение 1. Обретение знаний является благом, но не тогда, когда это делается с помощью недолжных средств, а именно к этому и склоняет магическое искусство.

Ответ на возражение 2. Воздержание этих отроков было связано не с тщетными соблюдениями символического искусства, а с установлениями божественного Закона, поскольку они отказывались питаться нечистым мясом, которое предлагали им язычники. Поэтому в качестве награды за повиновение они получили от Бога знание, согласно сказанному [в Писании]: «Я сведущ более старцев – ибо повеления Твои храню» (Пс. 118, 100).

Ответ на возражение 3. Расспросы демонов о будущем греховны не только потому, что демоны лишены этого знания, но и по причине вступления с ними в общение, о котором идет речь в рассматриваемом возражении.

Раздел 2. МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ НЕЗАКОННЫМИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕЛАХ СОБЛЮДЕНИЯ, ЕСЛИ ИХ ЦЕЛЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ТОМУ ПОДОБНОЕ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что направленные на изменения в телах соблюдения, если их целью является восстановление здоровья или что-либо подобное, законны. Ведь законно же использовать естественные телесные силы для того, чтобы они произвели надлежащие им следствия. Но и в природном порядке встречаются вещи, обладающие той или иной таинственной силой, причину которой человек постигнуть не может (например, почему магнит притягивает железо, и много другого, о чем поведал нам Августин588). Следовательно, похоже, что использовать такого рода силы для изменения в телах законно.

Возражение 2. Далее, искусственные тела, равно как и тела естественные, являются субъектами небесных тел. Но естественные тела под влиянием тел небесных могут приобретать некоторые связанные с их видом таинственные силы. Значит, и искусственные тела, например, образы, под влиянием небесных тел могут приобретать некоторые таинственные силы, способные производить те или иные следствия. Поэтому в использовании их и подобных им вещей нет ничего незаконного.

Возражение 3. Далее, демоны, по словам Августина, тоже могут различным образом изменять тела589. Но эти их способности проистекают от Бога. Следовательно, использование их способностей ради причинения таких изменений законно.

Этому противоречат следующие слова Августина: «К суеверию относятся практики магических искусств, амулеты и осужденные медицинской наукой знахарские средства, такие как колдовство, любые тайнописи, которые они называют иероглифами, и подобные им вещи, которые они надевают или привязывают»590.

Отвечаю: исследуя то, что делается ради производства некоторого телесного следствия, должно принимать во внимание, способно ли оно производить это следствие естественным образом, и если да, то в этом нет ничего незаконного, поскольку использовать естественные причины для производства надлежащих им следствий законно. Но если оно не представляется способным произвести это следствие по природе, то из этого надлежит заключить, что его используют ради производства этого следствия не как причину, а только как некий символ, и потому налицо «общение с демонами посредством символов». В связи с этим Августин говорит, что «демоны приманиваются к тварям, которых не они создали, а Бог, смотря по своему различию, различными привлекательными для них не родами пищи, как животные, а знаками, как духи, знаками, которые соответствуют вкусу каждого из них, а именно: разного рода камнями, травами, деревьями, животными, заклинаниями, обрядами»591.

Ответ на возражение 1. Нет ничего суеверного и незаконного в том, чтобы просто использовать естественные вещи ради производства каких-либо следствий, а именно тех, которые, по общему мнению, они могут производить по природе. Но если помимо этого используются какие-то знаки, слова или какие-либо иные суетные соблюдения, которые очевидным образом не обладают действенностью по природе, то тогда налицо суеверие и беззаконие.

Ответ на возражение 2. Естественные силы естественных тел являются следствиями их субстанциальных форм, которые они получают под влиянием небесных тел, и потому благодаря тому же влиянию они обладают некоторыми активными силами. С другой стороны, формы искусственных тел являются следствиями замысла мастера и, будучи, как сказано в первой [книге] «Физики», не чем иным, как порядком, соединением и фигурой592, не могут обладать естественной активной силой. Поэтому если под влиянием небесных тел в них и возникает какая-то сила, то это происходит не потому, что они искусственны, а потому, что в них присутствует их естественная материя. Таким образом, то мнение, которое, согласно Августину, разделял Порфирий, а именно, что «с помощью трав, камней, животных, каких-либо звуков и слов, разных выдумок и штук, даже наблюдений за движениями звезд в обращении неба, люди на земле приводят в действие способные к тому силы», ложно. Поэтому ниже Августин говорит, что «все это – дело этих же самых демонов, глумящихся над покорными им душами»593.

Следовательно, те образы, которые называются астрономическими, тоже получают свою действенность от демонов, признаком чего является то, что на них необходимо изображать некие символы, которые по природе не могут производить никаких следствий, поскольку фигура не является началом природного действия. И все же астрономические образы отличаются от образов, применяемых в некромантии, поскольку последние недвусмысленно означают колдовство и обман, то есть указывают на очевидный сговор с демонами, тогда как в случае других образов имеет место неочевидный сговор посредством символов, представленных в виде знаков или фигур.

Ответ на возражение 3. То, что Бог, Которому покорны демоны, может использовать их так, как того пожелает, свидетельствует о божественном величии. Но человек не обладает властью над демонами и потому не может использовать их так, как того пожелает; напротив, он призван противоборствовать демонам. Поэтому человек никоим образом не вправе явно или неявно сговариваться с демонами ради получения от них какой-либо помощи.

Раздел 3. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ НЕЗАКОННЫМИ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИМЕТАМИ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что наблюдения за приметами не являются незаконными. Так, одним из человеческих несчастий является болезнь. Но возникновению в человеке болезни предшествуют некоторые наблюдаемые врачами признаки. Следовательно, похоже, что наблюдение за такого рода признаками вполне законно.

Возражение 2. Далее, было бы неразумно отрицать то, что случается чуть ли не с каждым. Но многие попадали в ситуацию, когда встреченный тогда-то и там-то человек или зверь, произнеся некое слово [или звук] или совершив какое-то странное или неловкое движение, этим предвозвестил какое-то доброе или дурное событие. Следовательно, похоже на то, что наблюдение за того рода вещами не является незаконным.

Возражение 3. Далее, человеческие действия и события расположены божественным Провидением в определенном порядке, и этот порядок, похоже, таков, что эти события являются образами событий в будущем, поскольку, согласно апостолу, те вещи, которые происходили в древности с отцами, являются образами того, что происходит с нами сейчас (1Кор. 10, 6). Но в наблюдении за установленным божественным Провидением порядком нет ничего незаконного. Следовательно, похоже, что и в наблюдении за такого рода предзнаменованиями нет ничего незаконного.

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «сговор с демонами сопровождается тысячами нелепейших [соблюдений и] наблюдений, например, за подергиванием члена, камнем, собакой, мальчиком, проходящим между идущими рядом друзьями, ударом ноги прохожего о косяк; а ещё – возвращением на ложе, если, надевая обувь, случайно чихнул, возвращением в дом, если, выходя, споткнулся; когда крысы прогрызают дыру в одежде, то из суеверия больше страшатся будущего, нежели сожалеют о действительно причиненном ущербе»594.

Отвечаю: люди внимательно наблюдают за подобными вещами не как за причинами, а как за знаками будущих хороших или дурных событий. При этом наблюдаемые таким образом знаки никак не могут быть усвоены Богу, поскольку они предложены нам не божественной властью, а, пожалуй, человеческой суетностью вкупе с преступными кознями демонов, которые стремятся с помощью всего этого вздора запутать человеческие умы. Из сказанного понятно, что все эти наблюдения являются суеверными и незаконными и суть не что иное, как остатки идолопоклонства, которое занималось наблюдением за предзнаменованиями удачных и неудачных дней и имело много общего с тем предсказанием по звездам, которое отталкивается от какой-то конкретной даты. Впрочем, [в отличие от предсказания по звездам] в рассматриваемых нами наблюдениях нет ничего от разума или искусства, и потому они ещё более суетны и суеверны.

Ответ на возражение 1. Причины болезни находятся внутри нас, обусловливая те признаки болезни, за которыми законно наблюдают врачи. Ведь нет ничего незаконного в том, чтобы усматривать предзнаменования будущих событий в их собственных причинах, как [например] когда раб, видя гнев своего господина, страшится телесного наказания. Не исключено, что нечто подобное можно было бы сказать и о том случае, когда человек боится, что его ребенок может пострадать от сглаза, о чем мы уже говорили в первой части (117, 3). Но это не имеет никакого отношения к рассматриваемому нами виду соблюдений.

Ответ на возражение 2. Первый получаемый людьми опыт таких наблюдений может выглядеть правдоподобным по [чистой] случайности. Но впоследствии, когда ум человека попадает в западню этого вида соблюдений, многие вещи начинают происходить с ним по наущению демонов, желающих, как говорит Августин, «чтобы люди, увлекшись этими наблюдениями, становились все более любопытными и все более запутывались в многообразных силках пагубного заблуждения»595.

Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, у евреев, среди которых предстояло родиться Христу, были пророческими не только слова, но и дела596. Поэтому учиться на примере этих дел как тех знаков, которые были даны нам Богом, законно. Однако не все то, что происходит согласно установленному божественным Провидением порядку, определено к тому, чтобы обозначать нечто в будущем. Следовательно, приведенный аргумент бездоказателен.

Раздел 4. ЗАКОННО ЛИ НОСИТЬ НА ШЕЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ СЛОВА?

С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что носить на шее божественные слова законно. Ведь божественные слова при написании не менее действенны, чем при произнесении. Но произнесение священных слов, таких как «Отче наш», «Аве Мария» и многих других, которые являются обращением к имени Господа ради получения некоторых следствий (например, исцеления больного), законно, поскольку, согласно сказанному [в Писании], «именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей» (Мк. 16, 17, 18). Следовательно, похоже на то, что носить на шее священные слова в качестве средства от болезни или каких-либо иных бедствий законно.

Возражение 2. Далее, священные слова на человеческом теле не менее действенны, чем на телах змей и других животных. Но использование магических знаков при заклинании змей или исцелении некоторых животных является действенным, в связи с чем [в Писании] сказано: «Их безумие – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса ни заклинателя, ни самого искусного в заклинаниях чародея»597 (Пс. 57, 5, 6). Следовательно, носить священные слова в качестве средства от людей законно.

Возражение 3. Далее, слово Божие не менее свято, чем святые реликвии, по каковой причине Августин говорит, что «слово Божие не менее значимо, чем тело Христово». Но носить святые реликвии на шее или каким-либо иным способом как обереги законно. Следовательно, точно так же законно в целях защиты использовать устные или письменные слова Священного Писания.

Возражение 4. С другой стороны, Златоуст говорит: «Некоторые носят на себе начертанные отрывки из Евангелия, обмотав их вокруг шеи. Не то ли это Евангелие, которое ежедневно слушают все, когда оно читается в церкви? А если это оно, то как человек, который, слушая Евангелие, не видит в том для себя никакой пользы, чает спастись, нося его вокруг шеи? Кроме того, в чем сила Евангелия? В фигурах ли букв или в разумении смысла? Если в фигурах, то прав тот, кто носит их вокруг шеи, но если в разумении, то чем носить их вокруг шеи, лучше носи их в сердце своем».

Отвечаю: в любом заклинании или ношении начертанных слов есть две вещи, к которым, похоже, надлежит относиться с предосторожностью. Первая – та, что именно произнесено или начертано, поскольку если это связано с обращением к демонам, то очевидно, что речь идет о суеверии и беззаконии. И точно так же, похоже, следует избегать использования незнакомых слов, за которыми могло бы скрываться что-либо незаконное. Поэтому Златоуст говорит, что «многие ныне, по примеру фарисеев, увеличивавших воскрилия одежд своих, измышляют и пишут еврейские имена ангелов и носят их на себе, внушая ужас не разумеющим их». Кроме того, нужно заботиться о том, чтобы там не было чего-либо ложного, поскольку тогда никакое следствие не может быть усвоено Богу, в Котором нет никакой лжи.

Второй вещью, которой нужно остерегаться, является та, чтобы к священным словам не подмешивалось что-либо суетное, например, какой-то начертанный знак, за исключением знака креста, или какое-то дописанное или прикрепленное пожелание, или ещё что-либо подобное, не имеющее ничего общего с почитанием Бога, поскольку все это так или иначе суеверно. Что же до всего остального, то в нем ничего незаконного нет. Поэтому в «Декреталиях» сказано: «При смешении лечебных трав недопустимо использовать заговоры или колдовство, но – только божественный символ или молитву Господню, чтобы возносить хвалу одному только сотворившему все Богу».

Ответ на возражение 1. Нет никаких сомнений в том, что произнесение божественных слов или призвание имени Господня, если это делается ради почитания одного только Бога, на помощь Которого уповают, законно. Незаконно же это тогда, когда делается в связи с каким-либо суетным соблюдением.

Ответ на возражение 2. Даже заклинание змей или каких-то иных животных при сосредоточенности ума исключительно на священных словах и божественной силе является законным. Впрочем, подобные заклинания очень часто содержат в себе незаконные соблюдения в надежде достигнуть желаемого с помощью демонов, и в первую очередь это имеет место тогда, когда речь идет о змеях, поскольку змей был первым орудием, к которому прибег дьявол для искушения человека. Поэтому глосса на приведенные слова говорит: «Заметь, что Священное Писание не рекомендует все то, что приводится им для сравнения, как [например] это имеет место в случае неправедного судьи, который едва услышал просьбу вдовы».

Ответ на возражение 3. То же самое можно сказать и о ношении реликвий, поскольку если их носят в качестве свидетельства веры Богу и тем святым, чьими реликвиями они являются, то в этом нет ничего незаконного. Но если к этому подмешивается какое-то суетное обстоятельство (например, что ларец треугольный или какой-то там еще, что не имеет ничего общего с почитанием Бога и святых), то тогда это суеверно и незаконно.

Ответ на возражение 4. Златоуст говорит о том случае, когда начертанным знакам уделяют гораздо больше внимания, чем разумению слов.

* * *

583

Gen. ad Lit. II, 17.

584

De Doctr. Christ. II, 20.

585

Ibid.

586

De Doctr. Christ. II, 23.

587

De Civ. Dei X, 9.

588

De Civ. Dei XXI, 5, 7.

589

De Trin. III, 8, 9.

590

De Doctr. Christ. II, 20.

591

De Civ. Dei XXI, 6.

592

Phys. I, 5.

593

De Civ. Dei X, 11.

594

De Doctr. Christ. II, 20.

595

De Doctr. Christ. II, 23.

596

Contra Faust. IV, 2.

597

В каноническом переводе: «Яд у них – как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях».


Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 47-122. - 2013 С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle