Вопрос 87 .О ДЕСЯТИНАХ
Далее нам надлежит рассмотреть десятины, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) обязаны ли люди следовать предписанию о приношении десятин; 2) из чего должно приносить десятины; 3) кому должно приносить десятины; 4) кто должен приносить десятины.
Раздел 1. ОБЯЗАНЫ ЛИ ЛЮДИ СЛЕДОВАТЬ ПРЕДПИСАНИЮ О ПРИНОШЕНИИ ДЕСЯТИН?
С первым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что люди не обязаны следовать предписанию о приношении десятин. В самом деле, заповедь Старого Закона о приношении десятин гласит: «Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу» (Лев. 27, 30), и далее: «Всякую десятину из волов, овец и козлов, которые ходят под пастушеским жезлом, должно посвящать Господу»500 (Лев. 27, 32). Но это предписание не может считаться моральным предписанием, поскольку с точки зрения естественного разума десятая часть ничем не лучше девятой или одиннадцатой. Таким образом, оно может быть или судебным, или обрядовым предписанием. Но нами уже было сказано (II-I, 103, 3; II-I, 104, 3) о том, что с приходом благодати судебные и обрядовые предписания Старого Закона перестали быть обязательными. Следовательно, ныне люди не обязаны приносить десятины.
Возражение 2. Далее, во времена благодати люди обязаны делать только то, что было предписано Христом через апостолов, согласно сказанному [в Писании]: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 20); и Павел говорит: «Я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деян. 20, 27). Но ни в учении Христа, ни в таковом апостолов ничего не сказано о принесении десятин, а слова Господа о десятинах: «И того не оставлять» (Мф. 23, 23), похоже, сказаны о прежних временах законных соблюдений, в связи с чем Иларий говорит, что «десятину с трав, которая предзнаменовывала будущее, не должно было оставлять». Следовательно, во времена благодати люди не обязаны приносить десятины.
Возражение 3. Далее, во времена благодати люди обязаны соблюдать законные установления не больше, чем это было до Закона. Но прежде, чем был дан закон о десятинах, причиной [ее принесения] было не предписание, а обет. В самом деле, [в Писании] сказано, что «положил Иаков обет, сказав: «Если Господь, Бог, будет со мною, и сохранит меня в пути сем... из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть"» (Быт. 28, 20, 22). Следовательно, во времена благодати люди не обязаны приносить десятины.
Возражение 4. Далее, согласно Старому Закону люди были обязаны приносить три вида десятин. Так, читаем [в Писании], что левиты «не получат удела, так как десятину [сынов Израилевых], которую они приносят в возношение [Господу], Я отдаю им в удел» (Чис. 18, 23, 24). Были и другие десятины, о которых сказано: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое происходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он» (Вт. 14, 22, 23). И ещё были десятины, о которых сказано: «По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих, и пусть придет левит (ибо ему нет части и удела с тобою), и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, – и пусть едят и насыщаются» (Вт. 14, 28, 29). Но во времена благодати люди не обязаны приносить второй и третий вид десятин. Следовательно, не обязаны они приносить и первый.
Возражение 5. Кроме того, тот долг, который обязывает человека независимо от того, какие на дворе времена, подлежит возврату под страхом греха. Таким образом, если бы и во времена благодати предписание обязывало людей приносить десятины, то в тех странах, где десятины не приносятся, все люди, включая распространяющих учение служителей Церкви, находились бы в состоянии смертного греха. Но такое [мнение] представляется неразумным. Следовательно, во времена благодати предписание не обязывает людей приносить десятины.
Этому противоречит поддержанное декретом мнение Августина, сказавшего, что «десятины надлежит приносить, а кто отказывается их приносить, тот присваивает себе то, что принадлежит другому».
Отвечаю: в Старом Законе десятины приносились ради обеспечения служителей Бога хлебом насущным. Поэтому [в Писании] сказано: «Приносите все десятины в хранилище Мое, чтобы в доме Моем была пища»501 (Мал. 3, 10). Поэтому предписание о принесении десятин было отчасти моральным и всеянным в естественный разум, а отчасти судебным, черпавшим свою силу из божественного установления. В самом деле, естественный разум предписывает нам, что люди ради всеобщего благополучия должны обеспечивать жизненные потребности служителей Божиих, что подобно тому, как народ обязан обеспечивать жизненные потребности своих правителей, солдат и т. д. Об этом, ссылаясь на человеческий обычай, апостол говорит так: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» (1Кор. 9, 7). А вот мера того, что должно предлагать служителям Божиим, была определена не естественным законом, а божественным установлением, основанным на состоянии тех людей, которым был дан закон. Ведь они были разделены на двенадцать колен, причем принадлежавшие к двенадцатому колену левиты были заняты исключительно божественным служением и не владели ничем таким, что могло бы обеспечивать их жизненные потребности. Поэтому было правильным потребовать от остальных одиннадцати колен предоставлять десятую часть доходов левитам, дабы обеспечить последним достойную жизнь. А для того, чтобы некоторые по небрежению не опускали это исполнять, предписание о принесении десятин было установлено как судебное, поскольку все, что установлено людьми ради особой цели сохранения соответствующего состоянию народа равенства, называется «судебными предписаниями». Но при этом такого рода установления, равно как и все то, что было с ними связано, были предвозвещением того, что имело произойти в будущем, согласно сказанному [в Писании]: «Все это происходило с ними, как образы» (1Кор. 10, 11). В указанном отношении в них наличествовало нечто от «обрядовых предписаний», которые были установлены, прежде всего, для того, чтобы служить предзнаменованиями будущего. Поэтому и предписание о принесении десятин предвозвещало нечто в будущем. В самом деле, десять, будучи, так сказать, числовым пределом (поскольку числовой ряд завершается десятью и далее вновь начинается с единицы), является совершенным числом. Следовательно, дававший десятую часть, которая является признаком совершенства, и оставлявший девять других частей себе, этим образно подтверждал, что с его стороны наличествовало несовершенство, и что то совершенство, которое он чаял обрести от Бога, имело прийти «чрез Иисуса, Христа».
Тем не менее, как уже было сказано, это было не столько обрядовое, сколько судебное предписание. В самом деле, мы уже говорили (II-I, 104, 3) о том, что между обрядовыми и судебными предписаниями Закона существует то различие, что во времена Нового Закона соблюдать обрядовые предписания незаконно, тогда как в сохранении судебных предписаний во времена благодати нет ничего греховного, хотя нет и ничего обязательного. Действительно, их надлежит соблюдать только в тех случаях, когда они предписаны имеющими полномочия устанавливать законы властями. Так, одно из судебных предписаний Старого Закона гласит, что укравший овцу должен вернуть четыре овцы (Исх. 22, 1), и если какой-либо царь издаст аналогичный указ, то его подданные будут обязаны его исполнять. И точно так же во времена Нового Закона церковные власти предписали принесение десятин, чем выказали немалое милосердие, благодаря которому люди Нового Закона дают служителям Нового Завета не меньше, чем люди Старого Закона давали служителям Ветхого Завета. Действительно, на людей Нового Закона наложены большие обязательства, согласно сказанному [в Писании]: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в царство небесное» (Мф. 5, 20). К тому же служители Нового Завета, как это явствует из сказанного апостолом (2Кор. 3, 7, 8), наделены большим достоинством, чем служители Ветхого Завета.
Из всего этого очевидно, что обязанность человека приносить десятины отчасти возникает из естественного закона и отчасти – из предписания Церкви, которая, впрочем, в зависимости от времени и обстоятельств может устанавливать другую меру.
Сказанного достаточно для ответа на возражение 1.
Ответ на возражение 2. Предписание о принесении десятин, коль скоро оно суть моральное предписание, было дано в Евангелии Господом, сказавшим: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10), и о том же говорит нам апостол (1Кор. 9).
А вот определение конкретной меры оставлено на усмотрение Церкви.
, Ответ на возражение 3. До пришествия времени Старого Закона богослужение не было уделом какого-либо конкретного человека, хотя и было сказано, что священниками были первенцы и что они получали двойную долю. Поэтому и не было установлено какой-либо конкретной доли, которую следовало выделять служителям Бога, но в случае встречи с кем-либо из них каждый человек сам решал, что ему надлежит принести. Так, Авраам, ведомый своего рода пророческим чувством, отдал десятую часть всего священнику Бога всевышнего Мелхиседеку (Быт. 14, 20), и Иаков положил обет приносить десятины (Быт. 28, 20, 22), хотя он, похоже, имел в виду приносить их не служителям, а выделять на богослужения, например, на жертвоприношения, о чем свидетельствуют его слова: «Я дам Тебе десятую часть».
Ответ на возражение 4. Второй вид десятин, который предусматривался для предложения жертв, в Новом Законе не представлен, поскольку законные жертвы были прекращены. А вот третий вид десятин, которые надлежало есть с нуждающимися, Новым Законом был увеличен, поскольку Господь предписал отдавать бедным не только десятую часть, но весь остаток, согласно сказанному [в Писании]: «Подавайте милостыню из всех ваших остатков»502 (Лк. 11, 41). Кроме того, и те десятины, которые приносятся служителям Церкви, должны распределяться ими для поддержания бедных.
Ответ на возражение 5. Служители Церкви должны более заботиться о том, чтобы людям прибывало духовных, а не преходящих благ. Поэтому апостол не желал пользоваться данным ему Господом правом получать пропитание от тех, кому он проповедовал Евангелие, «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9, 12). И при этом те, которые не вносили свой вклад в его содержание, не грешили, поскольку иначе апостол не упустил бы случая их исправить. И точно так же служители Церкви праведно удерживаются от требования принесения Церкви десятин тогда, когда это могло бы породить злословие в связи с неупотребительностью [этого требования] или же по какой-либо иной причине. Таким образом, те, которые не приносят десятин в тех местностях, в которых Церковь этого от них не требует, не навлекают на себя проклятья, если только они не являются столь упрямыми, что не пожелали бы приносить десятины даже в том случае, если бы они были востребованы.
Раздел 2. ОБЯЗАНЫ ЛИ ЛЮДИ ПРИНОСИТЬ ДЕСЯТИНЫ ИЗ ВСЕГО, ЧТО У НИХ ЕСТЬ?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что люди не обязаны приносить десятины из всего, что у них есть. В самом деле, принесение десятин, похоже, является предписанием Старого Закона. Но в Старом Законе нет никакого предписания относительно персональных десятин, то есть тех, которые связаны с собственностью, приобретенной благодаря персональной деятельности, например торговли или воинской службы. Следовательно, никто не обязан приносить десятины из такого рода вещей.
Возражение 2. Далее, как уже было сказано (86, 3), никто не вправе совершать жертвоприношения из того, что было приобретено неправедно. Но жертвоприношения, которые предлагаются непосредственно Богу, похоже, более тесно связаны с божественным поклонением, чем десятины, которые предлагаются служителям. Следовательно, никто не вправе приносить десятины из того, что приобретено неправедно.
Возражение 3. Далее, в последней главе [книги] «Левит» предписано приносить десятины только «из семян земли и из плодов дерева», а также из животных, «которые ходят под пастушеским жезлом» (Лев. 27, 30, 32). Но человек получает доход и от других вещей, например от растущих в его саду трав и т. п. Следовательно, из такого рода вещей человек не обязан приносить десятины.
Возражение 4. Кроме того, человек не может приносить что-либо из того, над чем он не властен. Но человек не всегда сохраняет себе все то, что приносят ему земли и стада, поскольку подчас он несет потери из-за воровства или грабежа, подчас выставляет [выращенное] на продажу, а подчас отдает в виде налога правителю или платы работникам. Следовательно, из таких вещей он не обязан приносить десятины.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28, 22).
Отвечаю: для того, чтобы вынести суждение о вещи, надлежит исследовать её начало. Так вот, началом принесения десятин является обязательство, посредством которого телесные вещи приличествуют тем, кто сеет духовные, согласно сказанному апостолом: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор. 9, 11). И это обязательство является тем началом, на котором основана заповедь Церкви о принесении десятин. Но все то, чем обладает человек, суть телесные вещи. Следовательно, люди должны приносить десятины из всего, что у них есть.
Ответ на возражение 1. На то, почему Старый Закон не содержал предписания относительно персональных десятин, была особая причина, связанная с условиями жизни этих людей, а именно та, что остальные колена обладали некоторым имуществом, с помощью которого они могли обеспечивать нужды левитов, которые никаким имуществом не владели, но при этом могли получать доход от других законных занятий, на которые имели право и остальные евреи. С другой стороны, люди Нового Закона распространились по всему миру, причем многие из них не имеют никакого имущества и живут за счет торговли, и если бы они не приносили десятин от торговых доходов, то они вообще бы не оказывали никакой поддержки служителям Божиим. Кроме того, служителям Нового Закона гораздо строже запрещено заниматься доходными делами, согласно сказанному [в Писании]: «Никакой воин Божий не связывает себя делами житейскими»503 (2Тим. 2, 4). Поэтому согласно Новому Закону люди обязаны приносить персональные десятины в соответствии с обычаями их страны и нуждами служителей, в связи с чем Августин (и эти слова повторены в декрете) говорит: «Десятины должно приносить из доходов, полученных от военного дела, торговли и ремесла».
Ответ на возражение 2. Неправедно обретенными вещи бывают двояко. Во-первых, когда само обретение было неправедным; таковыми являются, например, вещи, полученные в результате грабежа, воровства или ростовщичества, и их человек обязан вернуть, не принося из них никакой десятины. Однако если на прибыль от ростовщичества куплено поле, то ростовщик обязан приносить десятины из того, что на нем произросло, поскольку оно получено не от ростовщичества, а дано Богом. С другой стороны, о некоторых вещах говорят как о неправедно обретенных потому, что их обретение связано с чем-то постыдным, например блудом, лицедейством и тому подобным. Такого рода вещи человек возвращать не обязан и, следовательно, он должен приносить из них десятины, поскольку в этом случае речь идет о принесении персональных десятин. Церковь, однако, не должна принимать такие десятины до тех пор, пока эти люди остаются пребывать в грехе, дабы никто не подумал, что она разделяет с ними их грехи, поэтому она вправе принимать от них подобные вещи только после их покаянья.
Ответ на возражение 3. То, что определено к цели, нужно рассматривать с точки зрения его соответствия цели. Затем, принесение десятин делается не ради пользы приносящих, а ради служителей, достоинство которых не позволяет им со скрупулезной точностью настаивать на мелочах, что, согласно Философу, было бы пороком504. Поэтому Старый Закон не счел нужным предписывать принесение десятин из такого рода незначительных вещей, полагая их за ничто, но предоставил это на усмотрение тех, кто хочет их принести. Так, мы знаем, что фарисеи, желавшие совершенным образом исполнять Закон, давали десятины даже из этих мельчайших вещей. Господь же осуждал их не за это, а за то, что они оставили важнейшее, то есть духовные предписания, тогда как за первое они все же заслуживали похвалы, на что Господь указывает словами: «Сие надлежало делать» (Мф. 23, 23), то есть, согласно комментарию Златоусту, [делать] в течение всего времени Закона. С другой стороны, сказанное, похоже, указывает скорее на уместность, чем на обязанность. Поэтому и ныне люди не обязаны приносить десятины из таких ничтожных вещей, если только это не является обычаем их страны.
Ответ на возражение 4. Человек не обязан приносить десятины из того, чего он лишился вследствие воровства или грабежа, прежде чем он не вернет себе свою собственность, если только он не понес убытки из-за собственных ошибок или небрежения, поскольку в таком случае Церковь не должна терять вместе с ним. Если он продал пшеницу, не принеся из нее десятины, то Церковь вправе потребовать десятину как от покупателя, который приобрел вещь с приличествующей Церкви частью, так и от продавца, поскольку он, преследуя собственные интересы, обманул Церковь, но когда один из них принес [десятину], другой освобождается от обязательств. Десятины из земных плодов должны приноситься постольку, поскольку эти плоды являются даром Божиим. Поэтому десятины не облагаются налогом и не могут служить платой работникам. Следовательно, при исчислении десятин нельзя учитывать налоги и плату работникам, но должно приносить десятины из того, что произведено в целом.
Раздел 3. ДОЛЖНО ЛИ ПРИНОСИТЬ ДЕСЯТИНЫ ДУХОВЕНСТВУ?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что не должно приносить десятины духовенству. В самом деле, Ветхий Завет определил десятины левитам постольку, поскольку те не получили удела в своем народе (Чис. 18, 23, 24). Но духовенство Нового Завета обладает уделом, причем не только церковным, но иногда и родовым. Кроме того, им приносят начатки и жертвоприношения как за живых, так и за умерших. Следовательно, им не должно приносить десятины.
Возражение 2. Далее, подчас случается так, что человек проживает в пределах одного прихода, а его хозяйство расположено в пределах другого; или пастух может часть времени выпасать свое стадо в пределах одного прихода, а часть времени – в пределах другого; или его овчарня может быть расположена в пределах одного прихода, а выпас – в пределах другого. Но во всех этих и подобных им случаях, похоже, невозможно решить, какому именно духовенству надлежит приносить десятины. Следовательно, похоже на то, что духовенству не должно приносить какие-либо установленные десятины.
Возражение 3. Далее, в некоторых странах существует обычай нанимать солдат за счет церковной десятины, да и некоторым монахам дано право получать десятины. Следовательно, десятины, пожалуй, приличествуют не только тому духовенству, которое попечительствует о душах.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их – за то, что отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18, 21). Но духовенство является преемником сынов Левия в Новом Завете. Следовательно, десятины должно приносить одному только духовенству.
Отвечаю: в отношении десятин должно рассматривать две вещи, а именно право получать десятины и то, что дается под именем десятин. Право получать десятины [по своей сути] духовно, поскольку оно возникает из долженствования, согласно которому служители алтаря должны обеспечиваться всем необходимым для их служения и материальное приличествует тому кто сеет духовное. Это долженствование касается исключительно попечительствующего о душах духовенства, и потому только оно одно полномочно обладать этим правом.
С другой стороны, то, что дается под именем десятин, [по своей сути] материально, и потому им может пользоваться кто угодно, по каковой причине оно и попадает в руки мирян.
Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (1), Старым Законом были предусмотрены особые десятины, которые предназначались для оказания помощи бедным. А в Новом Законе десятины приносятся духовенству, однако не только для удовлетворения их собственных нужд, но также и для того, чтобы духовенство могло использовать их для помощи бедным. Поэтому они не являются излишними – ведь и церковная собственность, и жертвоприношения, и начатки, равно как и десятины используются в одних и тех же целях.
Ответ на возражение 2. Персональные десятины надлежит приносить церкви того прихода, в пределах которого человек живет, в то время как земельные десятины представляется более разумным приносить церкви того прихода, в пределах которого расположена земля. Впрочем, закон предписывает в таких вопросах следовать сложившемуся обычаю. Пастух, который в разное время выпасает свое стадо в пределах двух приходов, должен приносить пропорциональные [времени выпаса] десятины в обе церкви. Наконец, коль скоро приплод возникает на пастбище, то десятины от стада принадлежат скорее церкви того прихода, в пределах которого расположено пастбище, чем церкви того прихода, на землях которого расположен загон.
Ответ на возражение 3. Подобно тому, как Церковь может предоставить мирянину нечто под именем десятины, точно так же она может позволить ему получать приносимые десятины, хотя при этом само право получения сохраняется за служителями Церкви. Причину этого надлежит усматривать либо со стороны потребности Церкви, как когда десятины отдаются Церковью солдатам в качестве платы за службу, либо с точки зрения вспомоществования бедным, как когда некоторые десятины предоставляются в виде милостыни верующим мирянам или тем служителям, которые не попечительствуют о душах. Иные же из монахов вправе получать десятины постольку, поскольку они попечительствуют о душах.
Раздел 4. ОБЯЗАНО ЛИ ПРИНОСИТЬ ДЕСЯТИНЫ ТАКЖЕ И ДУХОВЕНСТВО?
С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что духовенство тоже обязано приносить десятины. Так, согласно обычному праву приходская церковь должна получать десятины из тех земель, которые расположены в пределах её прихода. Но подчас случается так, что духовенство владеет некоторыми землями в пределах того или иного церковного прихода или одна церковь владеет церковной собственностью в пределах прихода другой. Следовательно, похоже на то, что духовенство обязано приносить земельные десятины.
Возражение 2. Далее, некоторые верующие, относясь к духовенству, обязаны приносить земельные десятины церквям из тех земель, которые они возделывают собственноручно. Следовательно, похоже, что духовенство не освобождено от принесения десятин.
Возражение 3. Далее, в восемнадцатой главе [книги] «Числа» предписано не только то, что левиты должны принимать от людей десятины, но и то, что они сами должны приносить десятины первосвященнику (Чис. 18, 26, 28). Следовательно, духовенство обязано приносить десятины верховному понтифику точно так же, как миряне обязаны приносить десятины духовенству.
Возражение 4. Кроме того, десятины должны служить не только для обеспечения нужд духовенства, но и для оказания помощи бедным. Таким образом, если духовенство освобождено от принесения десятин, то от этого должны быть освобождены и бедные. Однако последнее [утверждение] не является истинным. Следовательно, первое [утверждение] ложно.
Этому противоречит декрет папы Пасхалия, согласно которому «требование десятин от духовенства есть не что иное, как новая форма вымогательства».
Отвечаю: причина давать не является причиной брать, поскольку причина действия не может являться причиной претерпевания. Однако вполне возможно, что один и тот же человек выступает одновременно дающим и берущим, будучи и действующим, и претерпевающим воздействие, но с разных точек зрения и в силу разных причин. Затем, десятины приличествуют духовенству как служителям алтаря и сеющим в людях духовное. Поэтому духовенство как таковое, то есть как обладающее церковной собственностью, не обязано приносить десятины, в то время как в случае любой другой причины обладания собственностью – то ли унаследования её от родственников, то ли купли, то ли какой-то иной подобной причины, оно обязано приносить десятины.
Из сказанного очевиден ответ на возражение 1, поскольку духовенство подобно всем остальным обязано приносить десятины из своих частных земель приходской церкви, причем даже в том случае, если речь идет о духовенстве этой же церкви (ведь обладать вещью как частной собственностью и обладать ею как общей собственностью – это разные вещи). А вот церковные земли не подлежат обложению десятиной даже в том случае, если они расположены в пределах другого прихода.
Ответ на возражение 2. Те верующие, которые, относясь к духовенству, попечительствуют о душах и участвуют в духовном наставлении людей, не обязаны приносить десятины и вправе принимать их. Иначе обстоит дело с теми верующими, которые, относясь к духовенству, не участвуют в духовном наставлении людей и потому согласно обычному праву обязаны приносить десятины, хотя многие из них по причине тех или иных предоставленных папским престолом дозволений бывают от них освобождены.
Ответ на возражение 3. В Старом Законе начатки приличествовали священникам, а десятины – левитам. И коль скоро левиты были по чину ниже священников, Господь наказал, чтобы первые вместо начатков приносили первосвященнику «десятину – из десятины» (Чис. 18, 26). Поэтому и ныне и по той же причине духовенство обязано приносить десятины верховному понтифику по [первому] его требованию. В самом деле, согласно предписанию естественного разума, того, на кого возложены заботы об общественном благосостоянии многих, необходимо обеспечивать всеми благами, дабы он [со своей стороны] имел возможность принимать все необходимые меры для поддержания общественного благосостояния.
Ответ на возражение 4. Десятины должны использоваться для оказания помощи бедным по усмотрению духовенства. Следовательно, у бедных нет никаких прав на принятие десятин, и при этом они обязаны их приносить.
* * *
В каноническом переводе: «Всякую десятину из крупного и мелкого скота (из всего, что проходит под жезлом, десятое) должно посвящать Господу».
В каноническом переводе: «Приносите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища».
В каноническом переводе: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть».
В каноническом переводе: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими».
Ethic. IV, 4, 6.