Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 86. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ И НАЧАТКАХ

Далее нам надлежит рассмотреть жертвоприношения и начатки. Под этим заглавием наличествует четыре пункта: 1) является ли жертвоприношение, будучи предметом предписания, необходимым; 2) кто может пользоваться жертвоприношениями; 3) из чего именно они должны совершаться; 4) в частности, обязаны ли люди предлагать начатки.

Раздел 1. ОБЯЗЫВАЕТ ЛИ ПРЕДПИСАНИЕ СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предписание не обязывает людей совершать жертвоприношения. Так, нами уже было сказано (II-I, 103, 3) о том, что с наступлением евангельских времен люди не обязаны соблюдать обрядовые предписания Старого Закона. Но предложение жертвоприношений является одним из обрядовых предписаний Старого Закона, о чем читаем: «Три раза в году празднуй Мне» (Исх. 23, 14), и далее: «Пусть не являются пред лицо Мое с пустыми руками» (Исх. 23, 15). Следовательно, ныне предписание не обязывает людей совершать жертвоприношения.

Возражение 2. Далее, жертвоприношения, прежде чем они совершены, зависят от человеческой воли, как это явствует из слов Господа: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику» (Мф. 5, 23), из чего можно заключить, что дальнейшие действия предоставлены на выбор жертвователя, а после того, как жертвоприношения совершены, вновь их предложить невозможно. Следовательно, предписание никоим образом не обязывает людей совершать жертвоприношения.

Возражение 3. Далее, если бы кто-либо был обязан отдать некую вещь Церкви, но этого не сделал, то его можно было бы принудить к этому посредством отрешения от церковных причастий. Но представляется незаконным отрешать от церковных причастий тех, кто отказывается совершать жертвоприношения, поскольку в постановлении Шестого Собора сказано: «Не дозволяется раздающему святое причастие взыскивать что-либо с получающего, а буде он что-либо взыщет, да будет низложен». Следовательно, люди не обязаны совершать жертвоприношения.

Этому противоречат следующие слова Григория: «Да позаботится каждый христианин о том, что он предложит Богу при служении обедни».

Отвечаю: как уже было сказано (85, 3), слово «жертвоприношение» относится ко всему, что предлагается для поклонения Божеству. При этом если вещь предлагается для того, чтобы при поклонении Богу её уничтожили или освятили, то тогда она является одновременно жертвоприношением и жертвой. Поэтому [в Писании] сказано: «Сожги всего овна на жертвеннике (это – всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу)» (Исх. 29, 18); и еще: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки» (Лев. 2, 1). Если же, с другой стороны, она предлагается для того, чтобы, сохраняя свою целостность, она или участвовала в богослужении, или [впоследствии] использовалась Его служителями, то тогда она будет жертвоприношением, но не жертвой. Поэтому жертвоприношениям этого вида присуща добровольность их предложения, согласно сказанному [в Писании]: «От всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» (Исх. 25, 2). Тем не менее, тот или иной [человек] бывает обязан совершать жертвоприношения, и это может иметь место по четырем причинам. Во-первых, по причине предварительного соглашения, как когда Церковь выделяет человеку участок земли, а он, в свою очередь, обязуется в установленное время совершать некоторые жертвоприношения, что, однако же, можно рассматривать как своего рода арендную плату. Во-вторых, по причине ранее принятых обязательств или принесенного обета, как когда человек или приносит прижизненный дар, или желает завещать Церкви какое-либо движимое или недвижимое имущество, которое перейдет к ней в будущем. В-третьих, по причине потребности Церкви, как, например, когда её служители оказываются без средств к существованию. В-четвёртых, по причине обычая, как когда верные бывают обязаны на некоторых священных празднествах совершать те или иные общепринятые жертвоприношения. Впрочем, в последних двух случаях жертвоприношение остается добровольным с точки зрения его, так сказать, количества или вида предлагаемой вещи.

Ответ на возражение 1. Новый Закон не обязывает людей совершать жертвоприношения на тех официальных празднествах, о которых идет речь в [книге] «Исход», но обязывает их к этому по ряду других причин, о которых было сказано выше.

Ответ на возражение 2. Обязательство совершить жертвоприношение может возникнуть как до её совершения, как это имеет место в первом, третьем и четвертом [из приведенных] случаев, так и после, если это связано с принятым обязательством или данным обетом, поскольку человек обязан в действительности предоставить то, что уже было предложено Церкви посредством принятых на себя обязательств.

Ответ на возражение 3. Не совершающие тех жертвоприношений, которые они обязаны совершать, могут быть покараны посредством отрешения от причастий, но не самим священником, через которого должны быть совершены жертвоприношения, чтобы он не стал вымогать что-либо за даяние причастий, а кем-то из тех, кто стоит над ним.

Раздел 2. ТОЛЬКО ЛИ СВЯЩЕННИКИ МОГУТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯМИ?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что жертвоприношениями могут пользоваться не только священники. В самом деле, главным жертвоприношением, похоже, является предоставление жертвы. Но все, что дается бедному, в Писании называется «жертвой», согласно сказанному: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13, 16). Следовательно, жертвоприношениями могут пользоваться в первую очередь бедные.

Возражение 2. Далее, во многих приходах монахи участвуют в жертвоприношениях. Но, как говорит Иероним, «иное дело церковники и иное – монахи». Следовательно, жертвоприношениями могут пользоваться не только священники.

Возражение 3. Далее, миряне с дозволения Церкви покупают жертвоприношения, например хлеб и т. п., и делают это единственно ради того, чтобы использовать их самим. Следовательно, жертвоприношения могут иметь отношение к мирянам.

Этому противоречит декрет папы Дамасия, в котором сказано: «Никто помимо священников, которые изо дня в день служат Господу, не может пить и есть жертвенное, которое предложено в пределах святой Церкви, поскольку в Ветхом Завете Господь запретил сынам Израилевым есть священный хлеб, за исключением Аарона и его сыновей» (Лев. 24, 9).

Отвечаю: священник назначен посредником и стоит, так сказать, «между» людьми и Богом, как в свое время стоял Моисей (Вт. 5, 5), поэтому ему надлежит и излагать людям божественное учение и таинства, и предлагать Господу то, что принадлежит людям, например, их молитвы, жертвы и жертвоприношения. Так, апостол говорит, что «всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр. 5, 1). Следовательно, те жертвоприношения, которые люди предлагают Богу, имеют отношение к священникам не только в том смысле, что они используют их по их прямому назначению, но и в том, что они могут распределять их между верными следующим образом: некоторую часть тратить на приобретение связанных с богослужением вещей, ещё часть – на удовлетворение собственных нужд (поскольку [как говорит апостол] «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1Кор. 9, 13)), и ещё часть – на поддержку бедных, которым Церковь, насколько может, должна помогать из своего имущества, поскольку и Господь, как говорит Иероним, комментируя слова [Писания]: «Чтобы нам не соблазнить их» (Мф. 17, 27), имел Свой кошель для бедных.

Ответ на возражение 1. Все то, что дается бедному, в строгом смысле слова не является жертвой, а называется оно так потому, что дается им ради Бога. В таком же смысле и по той же причине оно может быть названо и жертвоприношением, хотя истинным жертвоприношением является то, что дается непосредственно Богу. Истинные жертвоприношения могут быть использованы для помощи бедным, но только в случае распределения их не жертвователями, а священниками.

Ответ на возражение 2. Монахи или другие верующие могут получать из жертвоприношений в одном из трех случаев. Во-первых, как бедные, причем согласно либо распределению священников, либо определению Церкви; во-вторых, как служители алтаря, и тогда они вправе принимать те жертвоприношения, которые предлагаются добровольно; в-третьих, если им принадлежит приход, и тогда они могут принимать жертвоприношения, обладая правом на них в качестве пастырей Церкви.

Ответ на возражение 3. Освященные жертвоприношения, например священные сосуды и одеяния, нельзя предоставлять для пользования мирянам, и именно об этом говорит папа Дамасий. Но если они не освящены, то священники могут дозволить использовать их мирянам либо даровав их им, либо продав.

Раздел 3. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШАТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ИЗ ВСЕГО ТОГО, ЧЕМ ОН ЗАКОННО ВЛАДЕЕТ?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что человек не может совершать жертвоприношения из всего того, чем он законно владеет. Так, согласно человеческому закону «позор блудницы заключается в том, что она делает, а не в том, что она получает», то есть тем, что она получает, она владеет законно. А между тем она не вправе совершать жертвоприношения из своей платы, согласно сказанному [в Писании]: «Не вноси платы блудницы... в дом Господа, Бога твоего» (Вт. 23, 18). Следовательно, незаконно совершать жертвоприношения из всего того, чем владеют законно.

Возражение 2. Далее, в том же месте [Писания] запрещено вносить в дом Господа «цену пса»497. Но очевидно, что человек законно владеет деньгами, вырученными им за законно проданного пса. Следовательно, незаконно совершать жертвоприношения из всего того, чем мы законно владеем.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Когда приносите хромое и больное – не худо ли это?» (Мал. 1, 8). Но можно вполне законно обладать хромым и больным животным. Следовательно, похоже, что не из всего того, чем законно владеют, можно совершать жертвоприношение.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Чти Господа от имения твоего» (Прит. 3, 9). Но все, чем человек законно владеет, является его имением. Следовательно, он может совершать жертвоприношения из всего того, чем он законно владеет.

Отвечаю: как говорит Августин, «если ты обираешь слабых, делясь добычей с покрывающим тебя судьей, то таково уж свойство правосудности, что даже ты не будешь доволен им, а если и ты не будешь доволен им, то уж тем более не будет доволен им Бог твой»498. В связи с этим [в Писании] сказано: «Кто приносит жертвы от неправедного стяжания – того приношение насмешливое» (Сир. 34, 18). Из этого очевидно, что жертвоприношение не должно совершаться из того, что связано с неправедным приобретением или обладанием. Впрочем, в Старом Законе, в котором многое было дано как образ будущего, некоторые вещи считались нечистыми с точки зрения того, что они прообразовывали, и потому их приношение было запрещено. Но в Новом Законе, как сказано [в «Послании к Титу"] (Тит. 1, 15), все Божий твари чисты и, следовательно, все, чем обладают законно, само по себе может быть принесено в жертву. Однако акцидентно возможна ситуация, когда нельзя приносить в жертву то, чем законно владеешь, например, если это может навредить другому, как это имело место в том случае, который осудил Господь, [а именно] когда сын предложил Богу то, в чем нуждался его отец (Мф. 15, 5), или если это может повлечь за собою злословие, неуважение и тому подобное.

Ответ на возражение 1. В Старом Законе было запрещено вносить плату блудницы по причине её нечистоты, а в Новом Законе – по причине злословия, иначе сочли бы, что Церковь, принимая жертвоприношения от платы за грех, тем самым одобряет сам грех.

Ответ на возражение 2. Закон почитал собаку нечистым животным. Впрочем, другие нечистые животные могли быть выкуплены, и их цену можно было вносить, согласно сказанному [в Писании]: «Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей» (Лев. 27, 27). Но пса нельзя было ни предлагать, ни выкупать, причем как потому, что идолопоклонники приносили собак в жертву своим идолам, так и потому, что он символизировал разбой, доход от которого нельзя использовать для жертвоприношения. Новый Закон, однако, этот запрет отменил.

Ответ на возражение 3. Принесение в жертву слепого или хромого животного было объявлено незаконным по трем причинам. Во-первых, по причине её предназначения, в связи с чем читаем: «Когда приносите в жертву слепое – не худо ли это?» (Мал. 1, 8), поскольку жертве приличествует быть без изъянов. Во-вторых, по причине неуважения, и потому несколько ниже сказано: «Вы хулите» имя Господне «тем, что говорите: «Трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее – пища ничтожная"» (Мал. 1, 12). В-третьих, по причине данного прежде обета, согласно которому человек принял на себя обязательство предлагать только то, что лишено изъянов, и потому далее читаем: «Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное» (Мал. 1, 14). Об этих причинах полезно помнить [и ныне, во времена] Нового Закона, но если они не актуальны, то ничего незаконного не происходит.

Раздел 4. ОБЯЗАНЫ ЛИ ЛЮДИ ПРИНОСИТЬ НАЧАТКИ?

С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что люди не обязаны приносить начатки. В самом деле, после объявления закона о первенцах [Писание] говорит так: «Да будет тебе это знаком на руке твоей» (Исх. 13, 9), из чего следует, что речь идет об обрядовом предписании. Но необходимость соблюдения обрядовых предписаний Новым Законом отменена. Следовательно, никто не обязан приносить начатки.

Возражение 2. Далее, начатки предлагались [евреями] Господу за то особое покровительство, которое Он оказал этим людям, в связи с чем читаем: «Возьми начатков всех плодов земли... и приди к священнику, который будет в те дни, и скажи ему: «Сегодня исповедую пред Господом, Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам"» (Вт. 26, 2, 3). Следовательно, другие народы не обязаны приносить начатки.

Возражение 3. То, что обязан делать каждый, должно быть чем-то конкретным. Но ни в Новом, ни в Старом Законе ничего не сказано о конкретном количестве [приносимых] начатков. Следовательно, никто не обязан их приносить.

Этому противоречит установление, утверждающее право священников на десятины и начатки, которые каждый обязан им приносить.

Отвечаю: начатки есть своего рода жертвоприношение, поскольку их предложение Богу сопровождается определенными словами. В самом деле, приведенный выше текст продолжается так: «Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит её пред жертвенником Господа, Бога твоего» (Вт 26, 4), а далее предписывается сказать: «Вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне» (Вт. 26, 10). Затем, предложение начатков обусловливалось особой причиной, а именно божественным покровительством, как если бы этим человек подтверждал, что он получил плоды земли от Бога и потому обязан предложить Богу что-то взамен, согласно сказанному [в Писании]: «От руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1Пар. 29, 14). И так как то, что мы предлагаем Богу, должно быть чем-то особым, человеку было предписано предлагать Богу начатки, являющиеся особой частью плодов земли. А коль скоро священник «для человеков поставляется на служение Богу» (Евр. 5, 1), то предлагаемые людьми начатки предоставлялись для пользования священникам. В связи с этим читаем: «И сказал Господь Аарону: «Вот, Я поручаю тебе наблюдать за приношением Мне начатков""499 (Чис. 18, 8). Далее, одним из положений естественного закона является то, что человек должен совершать приношения в честь Бога из того, что он получил от Бога. Но при этом каждому частному лицу в Старом Законе божественно предписывалось предлагать что-либо или из его начатков, или в таком-то количестве, в то время как в Новом Законе мы имеем установление Церкви, согласно которому люди обязаны приносить начатки в соответствии с обычаями их страны и потребностями служителей Церкви.

Ответ на возражение 1. Соблюдение обрядов в строгом смысле слова означало некое предзнаменование будущего, и потому с наступлением предвозвещенной ими истины оно было прекращено. Но предложение начатков является указанием на предшествующее покровительство, за которое, как предписывает нам естественный разум, нам надлежит выказывать благодарность. Поэтому рассматриваемая обязанность в целом сохранилась.

Ответ на возражение 2. В Старом Законе начатки предлагались не только за благоволение Божие, выразившееся в предоставлении обещанной Им земли, но также и за предоставление самих плодов данной Богом земли. Поэтому-то и сказано: «Вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне» (Вт. 26, 10), причем вторая причина обща всем людям. А ещё можно ответить, что подобно тому, как Бог в силу особого благоволения предоставил землю обетованную евреям, точно так же в силу общего благоволения Он даровал всем людям всю землю, согласно сказанному [в Писании]: «Землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113, 24).

Ответ на возражение 3. Как говорит Иероним, «у древних было принято, что вместо начатков самые богатые отдавали священникам сороковую часть, а те, кто победнее, шестидесятую». Таким образом, похоже на то, что количество приносимых начатков должно варьироваться в этих пределах в зависимости от обычаев той или иной страны. А то, что [точное] количество начатков не устанавливается законом, представляется разумным, поскольку, как уже было сказано, начатки есть своего рода жертвоприношение, условием которого является его добровольность.

* * *

497

В каноническом переводе: «Не вноси... цену «пса"», т. е. «пес» понимается не буквально.

498

De Verbis Domini, Serm. 113.

499

В каноническом переводе: «Вот, Я поручаю тебе наблюдать за возношениями Мне».


Источник: Сумма теологии. Часть II-II. Вопросы 47-122. - 2013 С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания.

Комментарии для сайта Cackle