Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 76-й. О причине воскресения (в трех пунктах).

Теперь мы должны рассмотреть вопрос о причине нашего воскресения, имея перед собой следующие три пункта для выяснения:

1) Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа?

2) Будет ли причиной нашего воскресения – звук трубы?

3) Будут ли ангелы делать что-либо в отношении воскресения?

Раздел 1. Является ли причиной нашего воскресения воскресение Христа?

То, что причиной нашего воскресения не является воскресение Христа, представляется из следующего:

Возражение 1. При наличии данной причины, действие следует. Однако при наличии воскресения Христа, воскресение других мертвых не последовало тотчас же. Поэтому Его Воскресение не есть причина нашего воскресения.

Возражение 2. Действия не могут быть без предшествующей причины. Но воскресение мертвых произошло бы и в том случае, если бы Христос не воскрес, ибо Бог смог бы освободить и избавить человека каким-либо другим путем. Поэтому воскресение Христа не есть причина нашего воскресения.

Возражение 3. Та же самая вещь производит одно действие на всем протяжении одного и того же вида. Воскресение будет общим для всех людей. Так как воскресение Христа не является собственной причиной, т.е. причиной Его (Христа) воскресения, то оно, поэтому, не может считаться причиной воскресения и других людей.

Возражение 4. Действие сохраняет некоторое подобие своей причины. Но воскресение людей, во всяком случае, некоторых из них, а именно нечестивых, не будет нести в себе никакого подобия воскресения Христа. Поэтому воскресение Христа не будет причиной их воскресения.

Этому противоречит, как сказал Аристотель, «во всяком роде то, что является первым, есть причина того, что приходит после него» («Метаф.»). Христос, в силу Своего телесного воскресения именуется «первенцем из умерших» (1Кор. 15:20) и «перворожденным» из мертвых (Апок. 1:5; в рус. Библ. тоже «первенцем»). Следовательно, Его воскресение есть причина воскресения других.

Кроме того, воскресение Христа имеет больше общего с нашим телесным воскресением, чем с нашим духовным воскресением, которое совершается оправданием. Но воскресение Христа есть причина этого нашего оправдания, что явствует из слов апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Поэтому Его воскресение есть причина нашего телесного воскресения.

Отвечаю: Христос, по причине Своей человеческой природы именуется посредником между Богом и людьми (1Тим. 2:5). Поэтому Божественные дарования ниспосылаются людям через посредство человеческой природы Христа. Также как мы не можем быть избавлены от духовной смерти иначе, как через дар благодати, ниспосылаемой Богом, так не можем мы быть избавлены от физической смерти иначе как воскресением, совершаемым Божественной властью. Поэтому, как Христос получил свыше в отношении Своей человеческой природы первые плоды благодати и Его благодать есть причина нашей благодати, так как «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16), – так в Христе началось и наше телесное воскресение, и Его воскресение есть причина нашего. Так что Христос, как Бог, есть, так сказать, двузначная причина нашего воскресения, а Он же, как Бог и воскресший человек, есть причина ближайшая, непосредственная и, так сказать, однозначная. Однозначная действующая причина производит свое действие в подобии к своей собственной форме, так что она является не только действенной, но также и протипной причиной в отношении своего действия. Это происходит в двух отношениях. Иногда та самая форма, посредством которой действующий фактор уподобляется своему результату, является прямым и непосредственным принципом или началом того действования, которым производится этот результат или следствие, как, например, жар в огне, который производит жар. Иногда же не сама форма, в отношении которой наблюдается это подобие, но принципы этой формы. Так, например, если белый человек родит белого человека, белизна родившего не есть прямой принцип активного зарождения и, однако о его белизне говорится как о причине белизны рожденного, потому что принципы белизны в родившем являются генеративными принципами, обуславливающими белизну в рожденном. В этом смысле воскресение Христа и есть причина нашего воскресения, потому что та же самая сила, которая совершает воскресение Христа и которая есть однозначная действующая причина и нашего воскресения, действует для нашего воскресения, – а именно сила Божества Христова, та сила, которая есть общая Ему и Отцу. Поэтому написано: «Тот, Кто воскресил из мертвых Иисуса, оживит и ваши смертные тела» (Рим. 8:11). И это самое воскресение Христа, в силу Его пребывающего (то есть во Христе) Божества, есть как бы инструментальная причина нашего воскресения, поскольку Божественные действования были совершаемы посредством плоти Христа, как если бы она была некоторым органом, примером чему Дамаскин приводит рассказ о прикосновении Его тела, посредством которого был исцелен прокаженный (Мф. 8:3; «О пр. вере». ПГ 94,1049).

Ответ на возражение 1. Достаточная причина производит сразу то свое действие, к которому она непосредственно направлена, но не то действие, к которому она направлена посредством чего-то еще, и это независимо от того, насколько она, как причина, является достаточной. Так, жар, как бы он ни был интенсивен, не производит жара в чем-то другом сразу же, в первое мгновение, но он сразу начинает производить движение к жару, так как жар является его действием посредством движения. О воскресении Христа говорится как о причине нашего воскресения в том смысле, что оно произвело наше воскресение не непосредственно и мгновенно, но посредством своего начала или принципа, а именно Божественной силы, которая совершит наше воскресение в подобии воскресения Христа. Божественная сила действует посредством Божественной воли, а поэтому не необходимо, чтобы наше воскресение последовало бы тотчас же за воскресением Христа, но необходимо, чтобы оно совершилось в то время, которое определила Божественная воля.

Ответ на возражение 2. Сила Бога не связана с какой-либо отдельной второй причиной, т.е. не ограничена ею, но Он может производить действия всех этих причин, или непосредственно, или посредством других причин. Так Он мог бы произвести зарождение низших тел, даже если бы не существовало движение небес и, тем не менее, в соответствии с порядком, который Он установил в тварном мире, движение небес есть причина зарождения наших тел. Подобно этому, в соответствии с порядком, назначенным для человека Божественным промыслом, воскресение Христа есть причина нашего воскресения, и, тем не менее, Он мог бы назначить иной порядок и тогда наше воскресение имело бы иную причину, назначенную Богом.

Ответ на возражение 3. Эта аргументация имеет силу тогда, когда все вещи одного вида имеют ту же самую направленность к первой причине того действия, которое должно быть произведено в целом этого вида. Но в данном случае это не так, потому что человечество Христа ближе к Его Божеству, чем человечество или человеческая природа других людей, а именно сила Божества есть первая причина воскресения. Поэтому Божество Христа произвело Его воскресение непосредственно, а воскресение других Оно (Божество Христа) производит посредством воскресения Христа-Человека.

Ответ на возражение 4. Воскресение всех людей будет нести в себе некоторое подобие и сходство с воскресением Христа в отношении того, что относится к жизни природы, по которой все были сообразны Христу, имея ту же человеческую природу. Поэтому все воскреснут к бессмертию, но в святых, которые были сообразны Христу не только по природе, но и по благодати, откроется сообразность с Ним в отношении того, что присуще славе.

Раздел 2. Будет ли звук трубы причиной нашего воскресения?

То, что звук трубы не будет причиной нашего воскресения, представляется из следующего:

Возражение 1. Дамаскин говорит: «Верь, что воскресение совершится по воле, власти и мановению Божию» («О пр. вере» ПГ 94,1225). Поскольку все это является достаточной причиной нашего воскресения, мы не должны добавлять к этому звук трубы.

Возражение 2. Бесполезно производить звук для того, кто не может слышать. Мертвые не имеют и не будут иметь способности слышать. Поэтому не подобает употреблять звук для того, чтобы их разбудить из мертвого сна.

Возражение 3. Если какой-либо звук будет причиной воскресения, то это только силой Бога, данной этому звуку. Поэтому в толковании на слова Псалма «Он дает гласу Своему глас силы» (Пс. 67:34) сказано: «для того, чтобы возбудить от сна наши тела». Но с того момента, с которого вещи дана сила, хотя бы она была дана чудесным образом, тот акт, который воспоследует, является природным или естественным, что мы видим на примере слепорожденного, который, получив зрение, начал видеть уже естественно. Поэтому, если бы какой-либо звук оказался причиной воскресения, то оно, это воскресение, было бы чем-то естественным, что неверно.

Этому противоречит то, что мы знаем написанное: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (1Фес. 4:16). И в другом месте написано: «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия..., и услышав, оживут» (Ин. 5:25, 28).

Отвечаю: Этот «глас» и именуется трубою, как об этом говорится в «Сентенциях» Петра Ломбардского. Причина и ее действие должны быть в некотором отношении соединенными вместе, так как двигатель и движимое, делатель и создаваемое им, являются, по Аристотелю («Физ.»), одновременными. Воскресение Христа есть однозначная причина нашего воскресения. Поэтому при воскресении тел Христос должен осуществить его, давая какой-то общий телесный знак. Согласно мнению некоторых, этим знаком будет в буквальном смысле голос Христа, приказывающий воскресению (начаться), также как Он приказал морю, и волнение его прекратилось (Мф. 8:26).

Другие считают, что этим знаком воскресения будет ничто иное, как само это явное второе явление (пришествие) Сына Божия в мире, в соответствии со словами Евангелия: «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). Это мнение основывается на авторитете Григория, который сказал, что «звук трубы есть ничто иное, как Сын, явившийся миру как судья» (цитировано Альбертом «Сентенции»). Соответственно этому мнению, видимое присутствие Сына Божия называется Его голосом (Пс. 67:34; Ин. 5:25), потому что, как только Он явится в мире, вся природа будет повиноваться Его приказанию о восстановлении человеческих тел. Поэтому о Нем говорится как о приходящем или являющемся «с приказанием» (1Фес. 4:16; в рус. Библ. «при возвещении»). В этом смысле Его явление, поскольку оно имеет силу приказания, и именуется Его «голосом», каковой «голос», чем бы он ни был, иногда именуется «криком» (Мф. 25:6), как крик глашатая, собирающего на суд, иногда звуком трубы (1Кор. 15:52; 1Фес. 4:15) – или из-за ее отчетливости и определенности, как это считает Петр Ломбардский, или в согласии с ветхозаветным использованием трубы (Числ. 10), ибо в Ветхом Завете трубой созывали на совет, побуждали к сражению, призывали на праздник. И те, которые воскреснут, будут созваны на совет суда (Ин. 5:28), на сражение, на котором «Мир (святых) ополчится с Ним против безумцев» (Прем. 5:20) и на праздник вечного торжества (Мф. 25:34).

Ответ на возражение 1. В этих словах Дамаскин касается трех вещей, относящихся к материальной причине воскресения, а именно: Божественной воли, которая приказывает, силе, которая исполняет, и легкости этого исполнения, когда он добавляет «мановение», по сходству с нашими собственными делами, ибо это очень легко для нас совершить то, что совершается сразу же при нашем слове. Но эта легкость еще более очевидна, если, прежде чем мы произнесем это слово, наши слуги исполнят нашу волю немедленно при первом знаке этой воли, каковой знак воли называется «кивок» или «мановение», которое является своего рода причиной исполнения, поскольку другие посредством его ведомы к исполнению нашей воли. И Божественное мановение, при возникновении которого совершится наше воскресение, есть ничто иное, как знак, даваемый Богом, тот знак, которому будет повиноваться вся природа, соучаствуя в воскресении мертвых. Этот знак есть то же самое, что звук трубы, как было объяснено выше.

Ответ на возражение 2. Как формы (сакральных слов при совершении) Таинства имеют силу освящать не через слышание, но через произнесение, так и этот звук, каков бы он ни был, будет иметь инструментальную действенность воскресения не через осознание его, но через произнесение, также как звук производимый вибрированием воздуха будит спящего тем, что он развязывает (пробуждает) орган восприятия, а не тем, что он делается познаваемым в отношении смысла, так как суждение о звуке, который достиг уха спящего, является чем-то последующим в отношении пробуждения и не является его причиной.

Ответ на возражение 3. Эта аргументация имела бы значимость если бы сила, даваемая звуку, была совершенным бытием в природе, ибо тогда то, что происходило бы от нас, имело бы в качестве принципа силу, уже сделавшуюся природной. Но эта сила не такого рода, но такого, который мы приписали выше формам Таинств.

Раздел 3. Участвует ли в нашем воскресении ангельское служение?

То, что ангельское служение совсем не участвует в нашем воскресении, представляется из следующего:

Возражение 1. Восстание мертвых указывает на силу более значительную, чем та, на которую указывает зарождение людей. Когда зарождаются люди, душа вкладывается в тело не посредством ангелов. Поэтому и воскресение, которое есть воссоединение души с телом, не будет совершено служением ангелов.

Возражение 2. Если это служение ангелов при воскресении людей должно быть приписано или отнесено к посредству каких-либо ангельских чинов, то, по-видимому, оно особенно относимо к Силам, которым присуще творить чудеса. Но, согласно мнению Петра Ломбардского, не к ним, но к Архангелам. Поэтому воскресение не будет совершено служением ангелов.

Этому противоречит сказанное нам, что «Господь... при гласе Архангела... сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» (1Фес. 4:16). Поэтому воскресение мертвых будет совершено ангельским служением.

Отвечаю: Согласно Августину, «также как более грубые и низшие тела управляются в определенном порядке более тонкими и более сильными телами, так все тела вообще управляются Богом через разумный дух жизни» («О Тр.» ПЛ 77,873). В таком же смысле говорит и Григорий («Диал.» ПЛ 77,328). Следовательно, во всех делах касающихся тел, а именно собирание вместе смертных останков и их расположение к восстановлению человеческого тела. Поэтому Бог в этом отношении будет использовать служение ангелов в воскресении тел. Что же касается души, то также как она создается непосредственно Богом, так она будет непосредственно Богом воссоединена с телом, без какого-либо действования со стороны ангелов, и также Он Сам без ангелов прославит тело человека, как Он Сам же прославляет его душу. Это служение ангелов именуется их голосом (участием), согласно одному объяснению Августина («Письма» ПЛ 33,573), помещенном у Петра Ломбардского.

Вышесказанным дан ответ на первое возражение.

Ответ на возражение 2. Это служение будет исполнено главным образом одним Архангелом, а именно Михаилом, который есть князь Церкви, как он был князем Синагоги (Дан. 10:21). Однако он будет действовать под властью Сил и других высших чинов ангельских, так что то, что он будет совершать, будут совершать в каком-то отношении и эти высшие чины. И низшие, чем он, ангелы также будут сотрудничать с ним, в отношении воскресения каждого отдельного лица, охрана которого им была назначена (ангелам «хранителям»), так что этот «голос» Архангела (1Фес. 4:16) может быть приписан или «одному, или многим ангелам», как это указано Петром Ломбардским.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle