Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах)

Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79).

В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным?

Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела?

То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего:

Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:12). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» (Еккл. 1:4). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет.

Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32; Исх. 3:6). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ.

Возражение 3. Апостол (1Кор. 15), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

Возражение 4. Конечное состояние (души) есть наиболее совершенное, так как через него достигается цель. Наиболее совершенным состоянием души является то, в котором она отделена от тела, так как именно в отделении от тела она более сообразна Богу и ангелам, и более чиста, как отделенная от чуждой ей природы (плотской). Поэтому отделение от тела есть конечное состояние души и, следовательно, она не вернется от этого состояния к телу, как и взрослый мужчина не кончает тем, что делается мальчиком.

Возражение 5. Телесная смерть есть наказание, наложенное на человека за его собственное преступление, как это видно из Писания (Быт. 2), также как духовная смерть, которая есть отделение души от Бога, налагается на человека за смертный грех. Человек никогда не возвращается к жизни от духовной смерти после получения приговора его осуждения. Поэтому не будет никакого возврата от телесной смерти к телесной жизни, т.е. воскресения тела не будет.

Этому противоречит сказанное: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19:25–26). Поэтому будет воскресение тела.

Отвечаю: Как это явствует из слов апостола (Рим. 5:15), дар Христа больше, чем грех Адама. Смерть вошла в мир через грех, ибо, если бы не было греха, не было бы и смерти. Поэтому даром (заслугою) Христа человек будет восстановлен от смерти к жизни.

Члены тела должны быть сообразны голове. Наша Глава – Христос – живет и вечно будет жить в теле и в душе, ибо «Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6:9). Поэтому, люди, являющиеся Его членами, будут жить в теле и в душе, и, следовательно, воскресение тела будет. В соответствии с различными мнениями о конечной цели человека, существовали различные мнения или утверждающие, или отрицающие воскресение. Конечная цель человека, которой желают все люди, есть блаженство. Некоторые полагали, что человек способен достичь этой цели в этой земной жизни после скончания этой, и они отрицали воскресение. Но это мнение, по аргументации Августина («О гр. Бож.» ПЛ 41,784, ср. ПЛ 41,729), опровергается с достаточной убедительностью – изменчивостью судьбы, человеческого тела, несовершенством и непрочностью познания и добродетели, а все это является препятствием к совершенству земного блаженства.

Поэтому другие утверждали, что после этой жизни есть другая, в которой после смерти человек живет только душой, и они полагали, что такая жизнь достаточна для удовлетворения его естественного желания достичь блаженства. Один из них, а именно Порфирий сказал (в утерянной работе «О возвр. души» ср. Августин «О гр. Бож.» ПЛ 41,794, ПЛ 41,387): «Душа, чтобы быть блаженной, должна избегнуть всех тел». Поэтому они отрицали воскресение. Это мнение было основано различными людьми на различных ложных основаниях. Некоторые еретики утверждали, что все телесное идет от злого начала, а духовное от доброго начала, а отсюда они делали вывод, что душа не может достичь высоты своего совершенства, если не будет отделена от тела, так как тело удаляет ее от ее начала, причастие которого делает ее блаженной. Поэтому все еретические секты, утверждавшие, что телесные вещи сотворены или сформированы диаволом, отрицали воскресение тела. Ложность этого понятия была показана в начале второй книги.

Еще другие мыслители говорили, что вся природа человека находится именно в душе, так что душа пользуется телом как орудием (инструментом), или как мореплаватель пользуется своим кораблем, а поэтому, согласно этому мнению, получается, что если блаженство достигается только душой, то через нее человек идет к нему (ко спасению) без задержки и, таким образом, нет нужды утверждать воскресение тела. Но Аристотель совершенно разрушил основание для такого мнения, показав, что душа соединена с телом как форма с материей («Душа»).

Из всего этого явствует, что если человек не может быть блаженным в этой жизни, то нам необходимо утверждать воскресение.

Ответ на возражение 1. Небеса никогда не разрушатся в отношении их субстанции, но они разрушатся в отношении действия их силы, посредством которого их движение является причиной зарождения и уничтожения низших вещей. По этой причине апостол говорит: «проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31).

Ответ на возражение 2. Душа Авраама, собственно говоря, не есть сам, или весь Авраам, но только часть его (и то же самое можно сказать о других). Поэтому наличие жизни в душе Авраама недостаточно для того, чтобы сделать его живым целым существом, или для того, чтобы сделать Бога Авраамова – Богом живого человека. Но для этого необходимо, чтобы жизнь была в целом составе, т.е. в душе и теле, и хотя этой жизни в целом составе фактически не было тогда, когда произносились эти слова, – она была в каждой его части, как предназначенной к воскресению. Следовательно, Христос доказал воскресение с величайшей проницательностью и силой.

Ответ на возражение 3. Душа сопоставляется с телом не только как делатель с орудием, которым он работает, но также как форма с материей, а поэтому, как говорит Аристотель («Душа»), работа человека принадлежит его составу (целому), а не одной душе. А поскольку делателю подобает награда или плата за его работу, то необходимо, чтобы весь человек, состоящий из души и тела, получил эту награду или плату за свой труд. Как простительные проступки человека называются грехами, только поскольку они являются расположения к греху, а не потому, что имеют абсолютно и вполне характер греха, так и наказание, которое воздается за них в чистилище, не есть в абсолютном смысле возмездие или кара, но оно, скорее, есть очищение, то очищение, которое производится отдельно в теле – через смерть и приведение его в состояние праха, а в душе – через огонь чистилища.

Ответ на возражение 4. При прочих равных условиях, состояние души в теле, т.е. находящейся в теле, есть более совершенное, чем вне тела, потому что душа есть часть целого состава, а каждая неотъемлемая часть является существенной в отношении целого (хотя душа и является, относительно, более сообразной Богу). И это потому, что, говоря по существу, какая-либо вещь более сообразна Богу тогда, когда она имеет все, что требует состояние или условие ее природы, так как тогда она больше всего подражает Божественному совершенству. Поэтому-то сердце животного более сообразно неподвижности Бога тогда, когда оно находится в движении, чем тогда, когда оно находится в покое, потому что совершенство сердца находится в его движении, а его покой есть его гибель (смерть).

Ответ на возражение 5. Телесная смерть была вызвана грехом Адама, грехом, который был изглажен смертью Христа. Поэтому наказание за этот грех Адама не длится вечно. А смертный грех, который вызывает через нераскаянность вечную смерть, не будет искуплен в будущем. Следовательно, эта смерть будет вечная.

Раздел 2. Будет ли это воскресение для всех без исключения?

То, что это воскресение не будет для всех без исключения, представляется из следующего:

Возражение 1. Написано: «не воскреснут нечестивые на суд» (Пс. 1:5, в рус. Библ. «не устоят нечестивые на суде»). Люди воскреснут только для великого Суда. Поэтому нечестивые и тогда не воскреснут.

Возражение 2. Написано: «многие из спящих в прахе пробудятся» (Дан. 12:2). Эти слова имеют ограничительный смысл: «многие», а не все. Поэтому не все воскреснут.

Возражение 3. Воскресением из мертвых люди сделаются сообразными Христу воскресшему. Поэтому апостол рассуждает, что если Христос воскрес, то и мы воскреснем (1Кор. 15). Но только те будут сообразны воскресшему Христу, которые носили Его образ, а это относится только к праведным. Поэтому только они воскреснут.

Возражение 4. Наказание не снимается, если не отпускается вина. Телесная смерть есть наказание за первородный грех. Так как первородный грех не прощен всем, то не все и воскреснут.

Возражение 5. Как мы вновь рождаемся благодатью Христа, так мы и воскреснем Его благодатью. Те, которые умирают в утробе матери, никогда не могут быть вновь рожденными, а поэтому они не могут и воскреснуть. Следовательно, не все воскреснут.

Этому противоречит то, что мы знаем сказанное: «все мертвые услышат глас Сына Божия, и, услышавши, оживут» (Ин. 5:25, в рус. Библ. без «все»). Поэтому все мертвые воскреснут!

И апостол говорит: «все мы воскреснем» (1Кор. 15:51 в рус. Библ. «все изменимся»).

Отвечаю: Воскресение необходимо для того, чтобы те, которые воскреснут, могли получить наказание или награду по заслугам. И наказание, и награда долженствует всем: или по их собственным заслугам, как взрослым, или по заслугам других, как детям.

Следовательно, все воскреснут.

Те вещи, причина которых исходит от природы вида, должны находиться во всех членах этого вида. К таковым относится и воскресение, потому что причина воскресения, как было сказано выше (п. 1, отв. 4) заключается в том, что душа не может иметь конечного совершенства человеческого вида, пока она отделена от своего тела. А поэтому никакая душа не останется навсегда отделенной от тела, и, следовательно, для всех и для каждого необходимо воскреснуть.

Ответ на возражение 1. Как объяснено в церковном толковании, эти слова псалма относятся к духовному воскресению, которым нечестивые грешники не воскреснут на суде (ПЛ 191,64, также Августина «На Пс.» ПЛ 86,69). Или же эти слова относятся к тем нечестивым грешникам, которые являются совершенно неверующими, и, которые не воскреснут для Суда, так как они уже осуждены (Ин. 3:18).

Ответ на возражение 2. Августин объясняет это ограничительное слово «многие» как означающее «все» («О гр. Бож.» ПЛ 41,696). Действительно, такой образ речи часто встречается в Священном Писании (Ср. Мф. 20:28; Рим. 5:15). Или еще это ограничение может относиться к детям, назначенным в лимб, которые, хотя и воскреснут, но не считаются по существу пробудившимися, так как они не будут иметь сознания ни страдания, ни славы, а пробуждение есть расковывание или освобождение сознания и чувств.

Ответ на возражение 3. Все люди, и добрые, и злые, сообразны Христу, живя в этой жизни, в отношении того, что относится к природе вида, но не в отношении того, что относится к благодати. Поэтому все будут сообразны Ему в восстановлении природной жизни, но не в подобии славы, за исключением одних добрых или праведных.

Ответ на возражение 4. Умершие в первородном грехе выполнили своим умиранием обязательство смерти, которая есть наказание за первородный грех. Поэтому, несмотря на него, они могут воскреснуть из мертвых, ибо наказание за первородный грех есть, скорее, подвергнуться смерти, чем быть ею удерживаемым.

Ответ на возражение 5. Мы возрождаемся благодатью Христа, которая дается нам, а воскресаем мы благодатью Христа, посредством которой произошло то, что Он принял нашу природу, так как через это мы сделались сообразными Ему в природных вещах. Поэтому те, которые умирают в материнской утробе, хотя они не возрождаются получением благодати, тем не менее, воскреснут – из-за сообразности своей природы с Ним, каковую сообразность они получили, достигнув совершенства человеческого вида.

Раздел 3. Является ли воскресение чем-то природно-естественным?

То, что воскресение является чем-то природно-естественным, представляется из следующего:

Возражение 1. Как говорит Дамаскин: «то, что наблюдается вообще во всех, показывает природу индивидов, содержимую под этим общим показателем» («О пр. вере» ПГ 94,1040). Воскресение относится вообще ко всем. Поэтому оно есть нечто природно-естественное.

Возражение 2. Григорий говорит: «те, которые не содержат веры в воскресение по послушанию (авторитету Церкви), должны содержать ее по рассуждению разума. Ибо, что ежедневно совершается в мире, как не подражание в его стихиях нашему воскресению?» («Поуч.» ПЛ 75,1076). Как пример этому он приводит: свет, который как бы умирает и делается для нас невидимым, и опять как бы заново возникает, и растительность, которая теряет свою зелень и снова обновляется своего рода воскресением, и семена, которые гниют в земле и умирают, а затем прорастают и как бы воскресают, каковой пример дан и апостолом (1Кор. 15:36). Из дел природы ничто не может быть познано, кроме того, что естественно. Поэтому воскресение есть нечто природно-естественное.

Возражение 3. Вещи, которые противны природе, не сохраняются долго, потому что они, так сказать, насильственны. А жизнь, которая восстановится воскресением, будет длиться вечно. Поэтому, воскресение будет чем-то природно-естественным.

Возражение 4. То, к чему устремлено все ожидание природы, по-видимому, должно быть естественным. Именно этим ожидаемым событием является воскресение и прославление святых, согласно словам апостола (Рим. 8:19). Поэтому будущее воскресение есть нечто природно-естественное.

Возражение 5. Воскресение есть своего рода движение к вечному соединению души и тела. Согласно Аристотелю («Физ.»), движение является естественным, если оно имеет окончание в естественном покое, а вечное соединение души и тела будет естественным, ибо, поскольку душа есть надлежащий двигатель тела, она имеет тело соответствующим себе, а это означает, что и тело навеки способно быть оживляемым душой, также как навеки живет душа. Поэтому воскресение будет чем-то природно-естественным.

Этому противоречит то, что мы знаем, что не существует естественного возвращения от лишения (жизни) к habitus’у (сущностной жизни). Смерть есть лишение жизни. Поэтому воскресение, посредством которого человек возвращается от смерти к жизни, не есть нечто естественное. Затем мы знаем, что один вид имеет один определенный путь происхождения, а поэтому живые организмы, рожденные от процесса разложения, никогда не бывают того (же) вида, к которому относятся рожденные от семени. Естественный путь происхождения человека – это быть рожденным от подобных ему по виду, а этого не будет в воскресении. Следовательно, оно не будет чем-то природно-естественным.

Отвечаю: Движение или действие, в отношении которого природа не является ни принципом (или: началом) ни пределом, и такое движение исходит иногда от принципа, стоящего выше природы, как в случае с прославленным телом, а иногда от какого-либо другого принципа или причины, например, насильственное движение наверх камня, которое оканчивается насильственным покоем (его парения в воздухе).

Затем существует движение, в отношении которого природа есть и принцип, или причина, и предел, например, движение камня вниз. И есть еще движение, в отношении которого природа есть предел, но не принцип или причина, а таковой является иногда нечто сверх-природное (как например, в даровании зрения слепому человеку, ибо зрение есть нечто природное, но причина или принцип дарования этого зрения выше природы), а иногда нечто еще, как, например, в искусственной выгонке цветов и плодов. Для природы невозможно быть принципом или началом и не быть пределом, потому что природные принципы назначены к определенным результатам, выше которых они не могут простираться.

Поэтому действие или движение, которое находится в природе в первом отношении, никак не может быть природно-естественным, но оно или чудесное, если идет от сверх-природной причины, или насильственное, если идет от какой-нибудь другой причины или принципа. Действие или движение, которое находится в природе во втором отношении, является природно-естественным безусловно. Действие же, которое находится в природе в третьем отношении, не может быть охарактеризовано как безусловно природное, но только как природное в ограниченном смысле, а именно поскольку оно ведет к тому, что является соответственным природе, и оно называется или чудесное, или искусственное, или насильственное. Ибо, говоря по существу, природное есть то, что является соответственным природе, а вещь является соответственной природе, если она имеет эту природу и все то, что является результатом этой природы, т.е. проистекает из нее, по слову Аристотеля («Физ.»). Следовательно, говоря безусловно, движение не может быть охарактеризовано как природное, если не является природно-естественным его принцип или начало.

Природа не может быть принципом или началом воскресения, хотя это воскресение оказывается в жизни природы. Природа есть принцип движения в той вещи, в которой она – природа – есть или активный принцип, как, например, в движении тяжелых и легких тел и в естественных изменениях животных, или пассивный принцип, как например, в зарождении простых тел. Этот пассивный принцип природного зарождения есть природная пассивная потенция, которая всегда имеет в природе активную силу или способность, соответствующую ей, согласно Аристотелю («Метаф.»), причем в отношении этого не имеет значения – соответствует ли активный принцип в природе пассивному принципу в его конечном совершенстве, а именно в форме, или в расположении, вследствие которого он требует этого конечного совершенства, т.е. формы, как, например, в зарождении человека, согласно учению веры, или во всех других зарождениях, согласно мнениям Платона и Авиценны (см. Аристотель «Метафизика», Платон «Федон», «Тимей», ср. Фома Акв. «Против язычн.» и выше: Часть Первая. В.24, п.8). Но в природе не существует активного принципа воскресения, – ни в отношении соединения души с телом, ни в отношении расположения, которое есть требование этого соединения, так как такое расположение не может быть произведено природой, иначе как на определенном пути – процессом зарождения от семени. Поэтому, даже допуская наличие пассивной потенции в части тела, или некоторого рода склонности к его соединению с душой, надо считать, что она не такова, чтобы быть достаточной для условий природного движения. Поэтому воскресение, говоря точно, есть дело чудесное, а не природное. Природным его можно назвать только в ограниченном смысле, как мы объяснили.

Ответ на возражение 1. Дамаскин здесь говорит о тех вещах, которые находятся во всех индивидах и которые обусловлены принципами природы. Ибо, если божественным действием все люди сделаются белыми, или соберутся вместе в одном каком-то особом месте, как это случилось во время всемирного потопа, то отсюда не следовало бы, что белизна или наличие (нахождение) в каком-то особом месте есть природное свойство человека.

Ответ на возражение 2. От природных вещей никто не приходит путем разумных доказательств к познанию вещей сверх-природных, но через убеждение разума человек может познавать нечто сверх природы, так как природное несет в себе некоторое сходство с сверх-природным, или напоминание о нем. Так, соединение души с телом напоминает соединение души с Богом славой конечного наслаждения. И примеры, приводимые Григорием и апостолом Павлом, являются только подтверждающими свидетельствами нашей веры в воскресение.

Ответ на возражение 3. Эта аргументация рассматривает действование, которое оканчивается в чем-то, что является не природным, но противным природе. Воскресение же не является таковым, а поэтому данная аргументация не достигает цели.

Ответ на возражение 4. Все действование природы подчинено Божественному действованию, также как делание низшего искусства или ремесла подчинено деланию высшего искусства. Поэтому, также как все делание низшего искусства имеет в виду цель, недостижимую иначе как действованием высшего искусства, которое производит форму или использует то, что было сделано низшим искусством, так и конечная цель, которую имеет ввиду все ожидание природы, является недостижимым для действования этой природы, а поэтому достижение конечной цели является не природно-естественным.

Ответ на возражение 5. Хотя не может быть природного движения, заканчивающегося в насильственном покое, но может существовать неприродное движение, заканчивающееся в природном или естественном покое, как было объяснено выше.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle