Вопрос 73-й. О признаках, которые будут предшествовать Страшному Суду (в трех пунктах).
Теперь мы должны рассмотреть признаки, которые будут предшествовать Страшному Суду, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Будут ли какие-либо признаки предшествовать приходу Господа на Суд? 2) Действительно ли Солнце и Луна померкнут? 3) Подвигнутся ли силы небесные перед приходом Господа на Суд?
Раздел 1. Будут ли предшествовать пришествию Господа какие-либо признаки?
То, что пришествию Господа не будут предшествовать какие-либо признаки, представляется из следующего:
Возражение 1. Написано: «Когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3). Но если бы люди были устрашены предваряющими признаками, не было бы тогда мира и безопасности. Поэтому пришествию Господа не будут предшествовать признаки.
Возражение 2. Признаки требуются для обнаружения чего-либо. Но Его пришествие должно быть скрыто, ибо написано: «день Господень придет как тать ночью» (1Фес. 5:2). Поэтому признаки не должны предшествовать Его пришествию.
Возражение 3. Время Его первого пришествия было заранее познано пророками (Ср. Быт. 49:10; Дан. 9:24; Агг. 2:8; Лк. 2:26), что не относится к Его второму пришествию (ст. Мф. 24:36; Деян. 17). Никаких таких признаков не было перед первым пришествием Христа, а поэтому их не будет и перед вторым.
Этому противоречит то, что мы знаем написанное: «И будут знамения в Солнце и в Луне, и в звездах, а на земле уныние народов» и т.д. (Лк. 21:25).
Отвечаю: Иероним перечисляет следующие пятнадцать признаков или знамений, предшествующих Суду. В первый день все моря поднимутся на пятнадцать локтей выше гор, на второй день все воды настолько погрузятся в пучины, что едва ли будут видимы, на третий день они будут восстановлены в их прежнее состояние, на четвертый день все большие рыбы и другие твари, движущиеся в водах, соберутся вместе и, подняв свои головы над поверхностью моря, будут издавать друг на друга злобное рычание, на пятый день все птицы соберутся вместе в полях с воплями друг к другу, не прикасаясь к пище и воде, на шестой день огненные реки поднимутся к небесному своду стремительно, несясь с запада на восток, на седьмой день все небесные светила, т.е. и планеты и неподвижные звезды выкинут огненные хвосты, подобно кометам, на восьмой день произойдет великое землетрясение и все животные будут свалены, на девятый день все растения будут обрызганы как бы кровью, на десятый день все камни, малые и большие, будут разделены на четыре части, несущиеся друг на друга, на одиннадцатый день все холмы и горы и строения будут превращены в прах, на двенадцатый день все животные придут из леса и с горы на поля, рыча и не прикасаясь к еде, на тринадцатый день откроются все могилы с востока до запада, чтобы тела могли воскреснуть, на четырнадцатый день все люди покинут свои убежища, не понимая ничего и не говоря, но бросаясь туда и сюда, подобно безумным, на пятнадцатый день все умрут и воскреснут с теми, которые умерли давно перед этим. Когда придет Христос для Суда, Он явится во славе, из-за той власти и силы, которые надлежат Судье. Достоинству судебной власти присуще иметь некоторые признаки или знаки, которые побуждают людей к почтению и подчинению, а поэтому пришествию Христа и Его Страшному Суду будут предшествовать многие признаки или знамения, для того, чтобы сердца людей были приведены в подчинение грядущему Судии и были приготовлены к Суду, будучи предупреждены этими знамениями.
Но нелегко узнать каковы могут быть эти знамения или признаки, ибо те признаки, о которых мы читаем в Евангелии (Мф. 24, Мк. 13 и Лк. 21), по словам Августина в его письме к Езекии о конце света («Письма» ПЛ 33, 914), относятся не только ко второму пришествию Христову, но также и ко времени разрушения Иерусалима, и к непрекращающемуся посещению Христом Его Церкви. Так что, если мы рассмотрим их тщательно, то, пожалуй, найдем, что ни один из них не относится ко второму Пришествию, как замечает Августин («Письма» ПЛ 33, 918), потому что те признаки, которые упоминаются в Евангелии, например, войны, страх и т.д. существовали от начала человеческого рода. Если только мы не допустим, что ко времени второго пришествия они будут более распространены, хотя неизвестно в какой именно степени своего увеличения или распространения, они будут предрекать близость второго пришествия.
Признаки или знамения, перечисляемые Иеронимом, Августин не подтверждает, он только говорит, что нашел их написанными в летописях древнееврейского языка (Ср. Петр Eater ПЛ 198, 1611). И, действительно, они содержат очень мало вероятности.
Ответ на возражение 1. Согласно Августину («Письма» ПЛ 33, 198), к концу света будет общее гонение благих людей со стороны нечестивых, так что в одно и то же время одни будут подвергаться страху, а именно благие, а другие будут в безопасности, а именно нечестивые. Слова «когда будут говорить: мир и безопасность» относятся к нечестивым, которые будут мало обращать внимание на приближение Суда, в то время как слова из Евангелия от Луки (Лк. 21:26): «люди будут издыхать от страха» и т.д. должны быть относимы к благим.
Мы можем также ответить и так, что все те признаки или знамения, которые совершатся относительно Суда, рассматриваются как совершающиеся в пределах времени, занятого этим Судом, так что Судный день содержит их всех, или включает их в себя. Поэтому, хотя люди будут устрашены появлением этих знамений, но прежде чем они начнут появляться, нечестивые люди будут считать себя «в мире и безопасности» – после смерти антихриста и до пришествия Христа, видя, что мир не уничтожился сразу, как они сначала подумали.
Ответ на возражение 2. О дне Господнем говорится, что он «придет как тать ночью», потому что точное время его прихода неизвестно, так как узнать это точное время из появившихся знамений будет невозможно, хотя, как мы уже сказали (отв. 1), все эти самые явные признаки и знамения, которые будут непосредственно предшествовать дню Суда, могут быть в него включены.
Ответ на возражение 3. В Своем первом пришествии Христос явился сокровенно, хотя назначенное для этого время было заранее познано пророками. Поэтому при Его первом пришествии не было надобности в появлении знамений и признаков, которые появятся к Его второму пришествию, когда Он придет не сокровенно, но явно, хотя назначенное для этого время скрыто.
Раздел 2. Действительно ли к времени Суда Солнце и Луна померкнут?
То, что ко времени Суда Солнце и Луна действительно померкнут, представляется из следующего:
Возражение 1. Как говорит Рабанус в комментарии на Мф. 24:29, «ничто не препятствует нам считать, что Солнце, Луна и звезды будут тогда лишены своего света, так же как мы знаем, случилось с Солнцем во время страдания Господа» (Ср. Беда «На Марк.» ПЛ 92, 263).
Возражение 2. Как говорит Аверроэс, свет небесных тел направлен к зарождению низших тел, потому что посредством его, а не только своим движением, они воздействуют на этот низший мир. Но зарождение тогда прекратится. Поэтому и свет не сохранится в небесных телах.
Возражение 3. По мнению некоторых, низшие тела будут очищены от качеств, которыми они действуют. Небесные тела действуют не только движением, но, как мы сказали (возр. 2), и светом. Поэтому, как прекратится движение неба, так прекратится свет небесных тел.
Этому противоречит то, что согласно астрономам, Солнце и Луна не могут находиться в затмении в одно и то же время, а это потемнение, когда Господь придет на Суд, утверждается как одновременное. Поэтому данное потемнение не будет действительно обусловлено или обязано естественному затмению.
Отвечаю: Для той же самой вещи является несоответственным быть причиной и умаления, и увеличения вещи. Когда придет Христос, свет небесных светил увеличится, согласно слов Исаии: «свет Луны будет как свет Солнца, а свет Солнца будет светлее всемеро» (Ис. 30:26). Поэтому, для света этих тел не подобает прекратиться (свету), когда (и) придет Господь. Если мы говорим о Солнце и Луне в отношении самого момента Христова пришествия, то невероятно, чтобы они померкли благодаря лишению своего света, так как когда придет Христос и святые воскреснут, – весь мир обновится, как мы покажем далее. Если же мы говорим о них в отношении времени, непосредственно предшествующего Суду, то возможно, что Божественной властью Солнце, Луна и другие светила небес померкнут, – или в различное время, или все вместе, и это для того, чтобы наполнить людей страхом. (Сказанного достаточно для ответа на 1 возражение.)
Ответ на возражение 2. Свет находится в небесных телах не только для того, чтобы вызывать зарождение в этих низших телах, но также и для совершенства и красоты самих небесных тел. Поэтому нельзя сделать вывод, что, когда прекратится зарождение, прекратится и свет небесных тел. Скорее он тогда увеличится.
Ответ на возражение 3. Не представляется вероятным, чтобы стихийные качества были удалены от стихий, хотя некоторые и утверждают это. Однако если они и будут удалены или изъяты, все-таки не было бы никакой аналогии между ними и светом, так как стихийные качества находятся в противодействии друг к другу, так что их действие разрушительно, в то время как свет есть принцип действия не посредством противодействия, но посредством начала, регулирующего вещи, находящиеся в противодействии друг к другу, и приводящего их назад к гармонии. Нет аналогии у света и с движением небесных тел, ибо движение есть акт того, что является несовершенным, а поэтому оно должно прекратиться с прекращением несовершенства, а этого нельзя сказать о свете.
Раздел 3. Подвигнутся ли силы небесные, когда придет Господь?
То, что силы небесные не подвигнутся, когда придет Господь, представляется из следующего:
Возражение 1. «Силы небесные» могут означать только блаженных ангелов. Недвижность, отсутствие движения есть нечто сущностное для блаженства, а поэтому для них невозможно быть движимыми или подвигнутыми.
Возражение 2. Незнание есть причина удивления («Метаф.»). Незнание, так же как страх, находится далеко от ангелов, ибо, как говорит Григорий, «чего не видят те, которые видят Того, Кто видит все» («Диал.» ПЛ 77, 376). Поэтому для них невозможно быть движимыми удивлением.
Возражение 3. Все ангелы будут присутствовать на Божественном Суде, ибо сказано: «все ангелы стояли вокруг престола» (Апок. 7:11). «Силы» означают один особый чин ангелов, а поэтому о них не могло быть сказано отдельно от всех прочих, что они «подвигнутся».
Этому противоречит то, что мы знаем сказанное: «Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его» (Иов. 26:11). Столпы небес могут означать только силы небесные, а поэтому силы небесные подвигнутся.
И еще написано: «звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся» (Мф. 24:29).
Как говорит Дионисий, слово «силы» имеет двоякое применение и смысл в отношении ангелов («О неб. Иер.» ПГ 3, 284). Иногда оно присваивается одному чину ангелов, который по его утверждению есть средний чин средней иерархии, а по утверждению Григория есть высший чин низшей иерархии («Проп. на Ев.» ПЛ 76, 1250). В другом же смысле слово «силы» употребляется для обозначения всех небесных духов вообще. В разбираемом нами вопросе это слово может быть понимаемо в обоих смыслах. В сентенциях Петра Ломбардского это слово объясняется в соответствии со вторым смыслом, т.е. как обозначающее всех ангелов, и тогда о них у него говорится, как о «подвигнутых» из-за удивления при обновлении мира.
Отвечаю: Это может быть объяснено и в отношении «сил», как имени особого чина ангельского, и тогда об этом особом чине говорится как «подвигшемся» более чем другие чины, по причине их действия, так как, согласно Григорию (там же), мы именно этому чину приписываем совершение чудес, которые будут особенно совершаться в это время. Или еще потому что этот чин, поскольку, согласно Григорию, он принадлежит к средней иерархии, не ограничен в своей силе и поэтому его служение должно иметь отношение к общим причинам, и, следовательно, надлежащим служением этих сил должно быть, по-видимому, приведение в движение небесных тел, которые являются причиной того, что совершается в природе здесь внизу. И самое имя данного чина обозначает это, так как они называются «силы небесные» (Мф. 24:29). Следовательно, они тогда будут приведены в движение или «подвигнуты», потому что больше они не будут уже производить свое действие, с прекращением движения небесных тел, также как те ангелы, которые назначены быть хранителями людей, уже больше не будут исполнять свое служение ангелов-хранителей.
Ответ на возражение 1. Это изменение не нарушает ничего, присущего их состоянию, но относится или к их действиям, которые могут различаться без изменения с их стороны, или к некоторому новому рассмотрению вещей, которых они до этого были не способны видеть посредством их установившихся мысленных образов, каковое изменение в рассмотрении или в мысли не отнимается от них их состоянием блаженства. Поэтому Августин говорит, что «Бог движет духовную тварь в течение времени» («Degen. ad. lit.» ПЛ 34, 388).
Ответ на возражение 2. Удивление обычно имеет место в отношении вещей, превосходящих наше состояние или возможность и, следовательно, небесные силы будут удивляться на Божественную власть и силу, совершающую такие дела, поскольку ангелы не в состоянии их совершать или охватить их постижением. В этом смысле блаженная Агнесса и сказала, что «Солнце и Луна удивляются на Его красоту» («Жизнь св. Агнессы» сост. св. Амвросием. Ср. псевдо-Амвросий «Письма» ПЛ 17, 814). Это удивление не означает незнания в ангелах, но оно говорит о том, что они не охватывают Бога своим постижением.
Всем вышесказанным дан ответ и на третье возражение.