Вопрос 93. О счастье святых и их жилищах
Мы должны рассмотреть вопрос о блаженстве святых и их жилищах. Относительно этого исследуется три положения:1) увеличится ли блаженство святых после Страшного Суда; 2) можем ли мы назвать степень блаженства обиталищем; 3) различаются ли разные обители в соответствии с разной степенью благотворительности.
Раздел 1. Будет ли блаженство святых после суда еще больше, чем сейчас?
Возражение 1. Представляется, что блаженство святых после Страшного Суда не будет больше, чем сейчас. Поскольку чем ближе вещь приближается к Божественному подобию, тем совершеннее она разделяет блаженство. Душа более похожа на Бога, когда она отделена от тела, чем когда она объединена с ним. Следовательно, ее счастье больше до воссоединения с телом, чем после.
Возражение 2. Далее, сила более эффективна, если она объединена, чем когда она разделена. Душа более едина/объединена, когда она отделена от тела, чем когда она присоединена к нему. Следовательно, у нее есть больше силы для действия, и, соответственно, она имеет более совершенную долю блаженства, поскольку оно состоит в действии [*Cf. FS, Q [3], A [2]].
Возражение 3. Далее, блаженство состоит в акте умозрительного интеллекта. Интеллект, в своем действии, не использует органы тела; и, соответственно, будучи объединенной с телом, душа не становится способной на более совершенное понимание. Следовательно, блаженство души не больше после Суда, чем до него.
Возражение 4. Далее, ничего не может быть величественнее, чем что-то безграничное, и присоединение ограниченного к безграничному не вытекает во что-то большее, чем безграничное само по себе. Блаженство души до ее воссоединения с телом приводится в состояние блаженства, радуясь в безграничном благе, а именно, в Боге; после воскресения тела она будет находить радость в чем-то другом, как, возможно, в славе тела, и это ограниченное благо. Следовательно, их радость после возвращения в тело не будет больше, чем раньше.
Этому противоречит, Толкование на Откровение «Я увидел под жертвенником души убиенных» (Откр. 6,9) говорит: «Сейчас души святых пребывают под жертвенником, т.е. они менее возвеличены, чем будут». Следовательно, их блаженство будет более значительным после воскресения, чем сейчас после смерти.
Далее, как блаженство даруется праведникам в качестве награды, так и несчастье посылается грешникам. Но несчастье грешников после воссоединения с телом будет больше, чем раньше, поскольку они будут наказаны не только душой, но и телом. Следовательно, блаженство святых будет более значительным после воскресения тела, чем до него.
Отвечаю: Это очевидно, что блаженство святых возрастет в объеме после воскресения, потому что их блаженство тогда будет не только в душе, но и в теле. Более того, блаженство души также будет увеличено в объеме, видя, что дуща будет радоваться не только в своем собственном благе, но также и в теле. Мы можем также сказать, что блаженство души увеличится по глубине/силе [*Cf. FS, Q [4], A [5], ad 5, где св.Томас отказывается лт этого утверждения]. Тело человека может быть рассмотрено в двух направлениях: во-первых, как зависимое от души в силу ее завершенности; во-вторых, как содержащее что-то, что препятствует душе в ее действиях, поскольку душа не идеально восполняет тело. Относительно первого рассмотрения тела, его союз с душой добавляет некое совершенство душе, поскольку каждая часть несовершенна, и закончена в целом; по этой причине целое для части, как форма для содержания. Соответственно, душа более совершенна в своем естественном состоянии, чем когда она целиком, например, в человеке, который возникает в результате союза души и тела, чем когда она отдельная часть. Относительно второго мнения воссоединение тела препятствует совершенству души, об этом написано «тленное тело отягощает душу» (Прем. 9,15). Если тогда из тела будут удалены все вещи, которые мешают действию души, душа будет более совершенной, когда она существует в таком теле, чем когда отделена от него. Чем больше совершенна вещь в существовании, тем более совершенно она сможет действовать: в связи с этим действие души, объединенной с телом, будет более совершенным, чем действие души, отделенной от тела. Но прославленное тело будет телом, как описано, будет в целом подчиненено духу. Следовательно, поскольку блаженство заключается в действии [*Cf. FS, Q [3], A [2], seqq.], блаженство души после воссоединения с телом будет более совершенно, чем раньше. Поскольку точно также как душа, отделяясь от тленного тела, способна осуществлять свою деятельность более совершенно, чем когда она соединена с ним, так и присоединившись к прославленному телу, ее деятельность будет более совершенной, чем когда она была отделена от тела. Каждая несовершенная вещь желает быть совершенной. Следовательно, отделенная от тела душа желает естественно воссоединения с телом и в силу этого желания, которое происходит от несовершенства души, ее деятельность, в которой она ограничена по отношению к Богу, менее интенсивна. Это согласуется с высказыванием Августина, что «ввиду желания тела она сдерживается от направления со всей своей мощью к этому высшему благу» (Gen. ad lit. XII, 35).
Ответ на возражение 1. Душа, соединенная с прославленным телом, более подобна Богу, чем когда она отдалена от него, поскольку, когда она с ним соединена, она имеет более совершенное существование. Потому что чем совершеннее вещь, тем она более подобна Богу: даже сердце, совершенство жизни которого состоит в движении, более подобно Богу, пока оно в движении, чем когда оно в состоянии покоя, хотя Бог никогда не двигается.
Ответ на возражение 2. Сила, которая по своей собственной природе способна быть в содержании, более эффективна, когда подчиненена содержанию, чем когда отделена от содержания, хотя вполне можно сказать, что сила, отделенная от содержания, является более эффективной.
Ответ на возражение 3. Хотя в процессе понимания душа не использует тело, совершенство тела будет как-то способствовать совершенству интеллектуальной деятельности, так как,будучи соединенной с прославленным телом, душа будет более совершенной по своей природе, и, соответственно, более эффективной в своей деятельности, и, следовательно, хорошие качества тела будут использоваться в качестве инструмента деятельности, из которой состоит счастье: таким образом, философ утверждает, что внешние хорошие качества способствуют счастью жизни в качестве интрумента (Ethic. I, 8,10).
Ответ на возражение 4. Хотя, если ограниченное добавить к безграничному, великой вещи не получится, это создаст больше вещей, поскольку ограниченное и безграничное – это две вещи, в то время как безграничное само по себе является одним целым. Большее увеличение радости имеет отношение не к более великой вещи, но к большему количеству вещей. Следовательно, радость увеличивается в размере/объеме, потому что относится к Богу и к славе тела, в сравнении с радостью, которая относится к Богу. Более того, слава тела будет способствовать интенсивности радости, что относится к Богу, поскольку оно способствует более совершенной деятельности, с помощью которой душа стремится к Богу, поскольку чем совершеннее соответствующая деятельность, тем величественнее удовольствие [*Cf. FS, Q [32], A [1]], как утверждается в Этике (Ethic. x, 8).
Раздел 2. Следует ли степени блаженства называть обителями?
Возражение 1. Представляется, что степени блаженства не следует называть обителями. Поскольку блаженство подразумевает понятие о награде: в то время как обитель не обозначает ничего, имеющего отношения к награде. Следовательно, разные степени блаженства не могут быть названы обителями.
Возражение 2. Далее, обитель по внешему виду обозанчает место. Место, в котором святые будут пребывать в блаженстве не материальное, но духовное, а именно Бог, Который Един. Следовательно, есть только одна обитель, и, соответственно, мы не должны называть разные степени блаженства обителями.
Возражение 3. Далее, поскольку на небесах будет люди разных добродетелей, сейчас они в чистилище, и были в лимбе отцов. Но в чистилище или лимбе не различают обители. Следовательно, подобным образом не следует их различать на небесах.
Этому противоречит: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14,2). Августин объясняет это относительно разных степеней наград (Tract. LXVII in Joan.).
Далее, в каждом упорядоченном городе существует различие домов. Царство Небесное сравнивается с городом (Откр. 21,2). Следовательно, мы должны различать разные обители там в соответствии с разными степенями блаженства.
Отвечаю: Поскольку местное движение превосходит все другие движения, продолжение движения, расстояние и тому подобные вещи происходят из местного движения ко всем другим движениям в соответствии с философом (Phys., liber VIII, 7). Конец местного движения – это место, и когда вещь прибыла к месту назначения, она остается там на покой и содержится. Следовательно, в каждом движении этот самый покой в конце движения называется домом [коллокация] или обителью. Поэтому, поскольку термин движение сместился к понятию действия инстинктивной потребности и воли, достижение конца инстинктивного движения называется обителью или домом, так что единство дома соответствует единству блаженства, чье блаженство со стороны объекта и множество обителей соответствует различиям блаженства со стороны блаженных. Даже при этих условиях мы наблюдаем в естественных вещах, что есть одно место, к которому все светлые предметы стремятся, поэтому каждый приближается к нему в соответствии со степенью своей светлости, поэтому они имеют разные обители, которые соответствуют их разным степеням освещенности.
Ответ на возражение 1. Обитель подразумевает понятие конца и, соответственно, награды, которая является концом добродетели.
Ответ на возражение 2. Хотя есть только одно духовное место, есть разные степени приближения к нему: и разные обители соответствуют им.
Ответ на возражение 3. Те, кто были в лимбе/чистилище или сейчас пребывают в чистилище, не пришли еще к своему концу. Поэтому разные обители не различаются в чистилище или лимбе, но только на небесах или в аду, которые являются концом для праведников и грешников.
Раздел 3. Различаются ли разные обители в соответствии с разными степенями милосердия?
Возражение 1. Представляется, что разные обители не различаются в соответствии с различными степенями милосердия. Поскольку написано: «Он дал... каждому по его силе» [Дауэй: «способность»] (Мф. 25,15). Характерная особенность вещи – это ее природная сила. Следовательно, дары благосклонности и славы распределяются согласно разным степеням природной силы.
Возражение 2. Далее, написано: «Ибо Ты воздаешь каждому по делам его» (Пс. 61,13). То, что воздается – это мера блаженства. Следовательно, степени блаженства различаются в соответствии с разнообразием дел, а не разнообразием милостыни.
Возражение 3. Далее, награда причитается за действие, а не привычку. Следовательно, «не тот сильнейший, который получил венец, но тот, кто вовлечен в конфликт» (Ethic. i, 8) и «он … не получит венец [Вульгата «не»] кроме как тех случаев, когда он борется законно». Блаженство – это награда. Следовательно, разные степени блаженства будут дароваться в соответствии с разными степенями дел, а не в соответствии с разными степенями милосердия.
Этому противоречит: Чем больше человек соединен с Бог, тем счастливее он будет. Мера милосердия – это мера союза человека с Бога. Следовательнее, разнообразие блаженства будет в соответствии с разными степенями милосердия.
Далее, «если одна вещь вытекает просто из другой вещи, увеличение первой вытекает из увеличения последней». Приобретение блаженства является следствием дел милосердия. Следовательно, получение величайшего блаженства является следствием большого количества дел милосердия.
Отвечаю: Отличительный принцип обителей или степеней блаженства имеет двойственную природу, а именно ближнюю и отдаленную. Ближний принцип – это разница положения, которое будет в праведниках, что произойдет в результате разницы совершенства в них, что касается блаженного действия, в то время как отдаленный принцип – это добродетель, с помощью которой они приобрели это блаженство. В первом случае обители различаются в соответствии с милостью небес, которая, чем совершенней будет в человеке, тем он будет больше способен увидеть Божественную ясность, от увеличения которой зависит увеличение совершенства Божественного видения. Во втором случае обители различаются в соответствии с милостью привычки. Поскольку наши действия поощряются не самой сущностью действия, но привычкой добродетели, которой они наполняются. Каждая добродетель получает свою поощрительную силу от милосердия [*Cf. FS, Q [114], A [4]], которое имеет конец для объекта [*Cf. SS, Q [24], A [3], ad 1]. Следовательно, разнообразие добродетели восходит к разнообразию милосердия, и, таким образом, милость привычки будет различать обители по добродетели.
Ответ на возражение 1. В этом тексте «добродетель» обозначает не саму природную способность, но природную способность вместе со старанием получить благодать/милость [*Cf. SS, Q [23], A [8]]. Соответственно, добродетель в этом смысле будет своего рода материальным положением для измерения благодати и славы, которые получит человек. Но милостыня – это формальное дополнение добродетели в отношении славы, и, следовательно, разница степени в славе более зависит от степени милосердия, чем от степени вышеупомянутой добродетели.
Ответ на возражение 2. Труды сами по себе не требуют награды, если только они не наполнены милосердием: и, следовательно, разные степени славы будут соответствовать разным степеням милосердия.
Ответ на возражение 3. Хотя привычка милосердия или любой другой добродетели не является тем достоинством, за которое полагается награда, это, тем не менее, принцип и причина достоинства в действии: и, соответственно, согласно их разнообразию есть разнообразие наград. Это не мешает нашему рассмотрению определенной степени достоинства в действии в общем, не в отношении существенной награды, которая есть радость в Боге, но в отношении некоторой случайной награды, которая есть радость в некотором созданном благе.