Вопрос 86-й. О состоянии, в котором воскреснут тела грешников (В трех пунктах).
Теперь мы должны рассмотреть вопрос о том, в каком состоянии воскреснут тела нечестивых грешников. Перед нами встают три пункта для выяснения: 1) Воскреснут ли тела нечестивых грешников с их уродливостью? 2) Будут ли тела нечестивых грешников разрушаемыми? 3) Будут ли они невосприимчивыми к страданию?
Раздел 1. Воскреснут ли тела нечестивых грешников с их уродливостью или деформацией?
То, что тела нечестивых грешников воскреснут с их уродливостью и деформацией, представляется из следующего:
Возражение 1. То, что было назначено как наказание за грех, не должно быть прекращаемо, если грех не прощен. Отсутствие каких-либо членов тела, явившееся результатом отсечения, так и как все другие телесные деформации, назначаются в этой жизни как наказание за грех. Поэтому они не будут устранены или исправлены у осужденных грешников, имея в виду, что они не получат прощения своих грехов.
Возражение 2. Также как святые восстанут в будущей жизни к конечному блаженству, так нечестивые восстанут к конечному несчастью и страданию. Когда восстанут святые, от них ничего не будет отнято из того, что может относиться к их совершенству, а поэтому ничего не будет изъято и от нечестивых из того, что относится к их дефектности или несчастью. Таковыми являются их деформации или уродливости.
Возражение 3. Как уродливость есть дефектность тела, способного страдать, так и медленность, и инертность движения. Эта медлительность не будет изъята от тел нечестивых грешников после воскресения, так как их тела не сделаются быстрыми. Следовательно, по той же причине от них не будет изъята уродливость.
Этому противоречит сказанное: «мертвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52), к каковым словам апостола есть такое объяснение в церковном толковании: «мертвые, т.е. грешники, или все мертвые вообще, воскреснут нетленными или неразрушенными, т.е. без потери каких-либо членов» (ПЛ 191, 1691). Так что нечестивые грешники воскреснут без их уродливостей. Далее мы можем сказать, что в нечестивых грешниках не будет ничего для уменьшения чувства боли. Но болезненное состояние препятствует чувству боли ослаблением органа чувства, а подобным образом и отсутствие какого-либо члена помешало бы боли воздействовать на все тело. Поэтому нечестивые воскреснут без этих дефектов.
Отвечаю: Для решения этого вопроса необходимо учесть, что уродливость или деформация человеческого тела бывает двоякая. Одна возникает от отсутствия какого-либо члена, так мы говорим, что увечный человек деформирован, потому что ему не хватает надлежащей пропорции частей тела ко всему телу. Деформация этого рода без сомнения не будет в телах нечестивых грешников, потому что все тела – и грешников и праведников – воскреснут целыми.
Другая деформация возникает от ненадлежащего расположения частей тела, по причине ненадлежащего размера, качества или места, каковая деформация кроме того несовместима с надлежащей пропорцией частей к целому. Относительно этих деформаций и таких дефектов, как лихорадки, и подобные им заболевания, которые иногда приводят к деформации, Августин не пришел к определенному выводу («Enchir» ПЛ 40, 274).
Среди современных учителей имеется два мнения по этому вопросу. Некоторые говорят, что такие деформации и дефекты останутся в телах грешников и именно потому, что эти грешники приговорены к высшей степени несчастья и страдания, от которого не должно быть отстранено никакое несчастье или страдание. Но это мнение представляется неразумным по следующей причине. В восстановлении восстающего к будущей жизни тела мы рассчитываем видеть его, скорее, в его природно-естественном совершенстве, чем в его предыдущем состоянии. Поэтому те, которые умерли в старости, воскреснут молодыми, как было уже нами указано выше (В. 81, п. 1). Следовательно, те, которые имели дефекты в теле или деформации (этого второго вида), возникшие от них, будут восстановлены в воскресении без этих дефектов и деформаций, если этому не воспрепятствует грех, так что если какой-либо человек воскреснет с наличием этих деформаций, то это будет, согласно данного мнения, для его наказания. Далее мы знаем, что образ или мера наказания соответствует мере греховной вины. Но в таком случае может получиться так, что грешник, имеющий быть осужденным, может быть обременен менее тяжелыми грехами, имея в то же время на себе деформации и дефекты, которые другой грешник не имеет, а этот другой обременен более тяжелыми грехами. Поэтому, если тот, кто имел деформации в земной жизни, воскреснет с ними, в то время как другой, не имевший их, воскреснет, как это очевидно, без них, хотя он за свои грехи заслуживает более великого наказания, то отсюда воспоследует, что мера наказания не будет соответствовать размеру вины, фактически может получиться так, что менее виновный человек будет более наказан, и при этом из-за страданий, которые он уже претерпел в этой жизни, что, конечно, абсурдно.
Поэтому другие, с большим основанием говорят, что Тот, Кто создал природу, полностью восстановит природу человеческого тела в воскресении. Поэтому всякая деформация или дефект, которые были в теле благодаря порче, искажению или слабости природы, или слабости природных начал (например – лихорадка, частичная слепота и т.д.) – будут совершенно уничтожены при воскресении, в то время как другие дефекты человеческого тела, которые являются уже естественным результатом его природных начал, такие как инертность или тяжесть, восприимчивость к страданию и т.п., останутся в телах осужденных грешников, но будут удалены из тел избранников славой воскресения.
Ответ на возражение 1. Так как в каждом суде наказание налагается в юрисдикции данного суда, то те наказания, которые налагаются в этой временной жизни за какой-либо отдельный грех, являются сами по себе временными и не простираются сверх границы этой жизни. Поэтому хотя осужденным грешникам не прощаются их грехи, отсюда не следует, что они будут подвергнуты тем же самым наказаниям, какие они имели в этой земной жизни. Но Божественная справедливость требует, чтобы они понесли более суровое наказание на-века.
Ответ на возражение 2. Между праведниками и нечестивыми нет аналогии, потому что вещь может быть совершенно благой, но не совершенно злой. Поэтому конечное блаженство святых требует, чтобы они были совершенно освобождены от всякого зла, в то время как конечное несчастье и страдание нечестивых грешников не будет исключать все (природное) благо, ибо как говорит Аристотель, «если вещь будет полностью дурная или злая, она уничтожит себя» («Этика»). Поэтому необходимо, чтобы благо природы грешников лежало в основании их несчастья и страдания, каковое благо есть дело их Творца, Который и восстановит эту самую телесную природу в совершенство ее вида.
Ответ на возражение 3. Медленность и инертность движения есть один из тех дефектов, которые являются естественным результатом принципов или начал человеческого тела, а деформация к такого рода дефектам не относится. Поэтому сравнение неосновательно.
Раздел 2. Будут ли тела нечестивых грешников неразрушаемыми?
То, что тела нечестивых грешников будут разрушаемы, представляется из следующего:
Возражение 1. Все, составленное из противоположностей, должно по необходимости быть разрушаемым. Тела нечестивых грешников будут составлены из противоположностей, из которых они составлены и теперь, ибо иначе они не были бы теми же самыми (людьми) ни в видовом отношении, ни нумерически, как следствие видового различия. Поэтому они будут разрушаемыми.
Возражение 2. Если тела нечестивых грешников не будут разрушаемыми, то это будет обязано или природе, или благодати, или славе. Но это не будет благодаря природе, так как они будут той же самой природы, что и теперь. Не будет это и благодаря благодати или славы, так как ни того, ни другого в них не будет совершенно. Следовательно, они будут разрушаемыми.
Возражение 3. Представляется непоследовательным или несообразным удалять величайшее из наказаний от тех, которые находятся в состоянии величайшего несчастья. Смерть, как говорит Аристотель (там же), есть величайшее из несчастий. Поэтому смерть не должна быть удалена от нечестивых грешников, находящихся в состоянии величайшего несчастья и, следовательно, их тела будут разрушаемыми.
Этому противоречит сказанное: «в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее, пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апок. 9:6).
Далее мы знаем, что нечестивые грешники будут наказаны вечным наказанием и в отношении души и в отношении тела, по сказанному: «и пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Но это было бы невозможно, если бы их тела были разрушены. Поэтому их тела будут неразрушаемы.
Отвечаю: Так как в каждом движении должен быть принцип движения или его причина, – движение или изменение может быть удалено от движимого двояко. Во-первых, через отсутствие принципа движения, во-вторых, через препятствие, поставленное принципу движения. Разрушение есть род изменения, а поэтому тело, которое является разрушаемым из-за природы своих принципов или начал, может быть наделено неразрушаемостью двояко. Во-первых, полным удалением того принципа, который ведет к разрушению, и в этом отношении тела нечестивых грешников будут разрушаемы. Ибо, поскольку небеса благодаря своему локальному движению являются первым принципом или причиной изменения, а все остальные вторичные действующие факторы действуют в силу этого небесного движения и как бы движимы им, то отсюда следует, что с прекращением небесного движения уже не будет больше какого-либо действующего фактора, который сможет изменить тело в смысле изменения его природного качества или свойства. Поэтому после воскресения и прекращения небесного движения не будет никакого качества, способного изменить человеческое тело, т.е. вести его к разрушению, ибо разрушение, также как зарождение, является пределом изменения. Поэтому тела нечестивых грешников будут неразрушаемыми, и это будет соответствовать цели Божественного правосудия, так как, будучи живыми на веки, эти тела будут подвергнуты вечному наказанию. Это также согласно с требованием Божественной справедливости и правосудия, о чем мы еще будем говорить дальше (п. 3, В. 99, п. 1), как и то, что в настоящей земной жизни, наоборот, разрушаемость тел служит Божественным целям Промысла, согласно которому через разрушение одного зарождается другое.
Во-вторых, тело может быть наделено неразрушаемостью через то, что перед разрушением будет установлена преграда, препятствие, и именно в этом смысле тело Адама было неразрушаемым, потому что конфликтующие качества, которые существуют в теле человека, были остановлены или удержаны благодатью невинности от устремления к разложению тела на составные части. Тем более, следовательно, они будут удержаны в прославленных телах после воскресения, т.е. в таких телах, которые будут полностью подчинены духу.
Так, после всеобщего воскресения оба вышеуказанных образа неразрушаемости будут соединены вместе в телах праведников.
Ответ на возражение 1. Те противоположности, из которых составляется человеческое тело, способствуют или ведут к разрушению это тело в качестве уже вторых причин, ибо их первой активной причиной является небесное движение. Поэтому, при наличии небесного движения, для тела, составленного из противоположностей, необходимо быть разрушаемым, если только не воспрепятствует этому какая-либо более могущественная причина. Если же небесное движение будет прекращено, наличие противоположностей, составляющих человеческое тело, будет недостаточно для того, чтобы обуславливать процесс разрушения, и это будет в соответствии с природой, как мы объяснили выше.
Философы же были не осведомлены о прекращении небесного движения, а поэтому считали, что тело, составленное из противоположностей, является обязательно разрушаемым в соответствии с природой.
Ответ на возражение 2. Эта неразрушаемость будет результатом природы, но не в том смысле, что в телах осужденных грешников окажется какой-то принцип или причина неразрушаемости, а в том, что тогда произойдет прекращение небесного движения, как активной причины разрушения, по сказанному выше.
Ответ на возражение 3. Хотя смерть, безусловно, является величайшим из наказаний, однако ничто не мешает тому, что она, в каком-то отношении, ведет к прекращению наказаний и, следовательно, устранение смерти может привести к увеличению наказания. Как говорит Аристотель, «жизнь приятна всем, ибо все желают существовать... Но мы не должны относить это к нечестивой или развращенной жизни, также как и к жизни, проводимой в скорби» («Этика»). Поэтому, также как жизнь является, безусловно, приятной, но не жизнь, проводимая в скорбях, так и смерть, т.е. отсутствие или лишение жизни, безусловно, мучительна и является величайшим из наказаний, так как она лишает человека первичного блага, а именно бытия, с которым отходят от него все другие вещи, но поскольку она лишает человека нечестивой жизни и такой, которая проводится в скорбях, – она есть лекарство от страдания, потому что она ставит ему предел. А из этого следует (в отношении осужденных грешников), что уничтожение смерти ведет к увеличению наказаний, делая их вечными.
Если, однако, мы скажем, что смерть есть нечто карательное по причине телесного страдания, которое чувствует умирающий, то нет сомнения, что осуждённые грешники будут продолжать чувствовать гораздо более сильное страдание. Поэтому-то о них сказано, что они находятся в вечной смерти, согласно Писанию: «смерть будет пасти их» (Пс. 48:15).
Раздел 3. Будут ли тела осужденных грешников чувствительны к страданию?
То, что тела осуждённых грешников будут нечувствительны к страданию, представляется из следующего:
Возражение 1. Согласно Аристотелю, «увеличение страдания в результате приводит к потере субстанции» («Топика»). И, как он же говорит, «если вещь, имеющая конец, будет постоянно уменьшаться, она должна быть, наконец, уничтожена» («Физ.»). Поэтому, если тела осужденных грешников будут чувствительны к страданию, и будут всегда находиться в страдании, они, в конце концов, будут уничтожены, т.е. разрушены, а, как мы показали выше, (п. 2), это неверно. Поэтому они будут нечувствительны к страданию.
Возражение 2. Всякий действующий фактор уподобляет принимающего его действие себе. В таком случае, если тела осужденных грешников являются воспринимающими на себе огонь, этот огонь будет уподоблять их себе. Огонь уничтожает тела постольку, поскольку он, в уподоблении их себе, дезинтегрирует их, разрушает на составные части. Поэтому, если тела осуждённых грешников будут восприимчивы к страданию, они, в конце концов, будут уничтожены огнем, и, таким образом, придется сделать тот же самый вывод, что и выше.
Возражение 3. Те животные, например саламандры, о которых говорят, что они остаются живыми в огне, не будучи разрушаемы им (ср. Аристотель «История животных»), не мучаются от огня, потому что животное не воспринимает телесного страдания, если его тело в каком-то смысле не повреждается им. Поэтому, если тела осужденных грешников, подобно этим животным, смогут оставаться в огне без разрушения, как это утверждает Августин («О гр. Бож.» ПЛ 41, 710, 712), то представляется, что они не будут испытывать там и никакого мучения, что не было бы так, если бы их тела не были нечувствительными к страданию.
Возражение 4. Если бы тела осужденных грешников были чувствительны к страданию, их страдание очевидно превосходило бы всякое теперешнее телесное страдание, также как радость святых будет превосходить всякую земную радость. В этой земной жизни иногда бывает, что из-за чрезмерности страдания душа отделяется от тела. Поэтому, тем более в будущей жизни, если бы тела грешников были чувствительны к страданию, души отделялись бы от них из-за чрезмерности страдания, и, тем самым оставленные тела делались бы разрушаемыми, чего не может быть. Следовательно, эти тела будут нечувствительны к страданию.
Этому противоречит сказанное: «мы изменимся» (1Кор. 15:52), а в церковном толковании на эти слова сказано: «Мы – только одни благие и праведные – изменимся неизменяемостью и нечувствительностью славы» (ПЛ 191, 1691). Далее мы знаем, что как тело сотрудничает с душой в заслуге, так оно сотрудничает и в грехе. Благодаря первому виду сотрудничества не только душа, но и тело будет вознаграждено после воскресения. Поэтому и тела осужденных грешников также получат возмездие, т.е. будут наказаны, чего не могло бы быть, если бы они были нечувствительны к страданию. Следовательно, они будут чувствительны к нему.
Отвечаю: Главной причиной того, что тела осужденных грешников не будут истреблены огнем, явятся Божественное правосудие, по которому они будут определены к вечному наказанию. Божественному правосудию служит и природное расположение или состояние, со стороны ли страдающего тела, или со стороны активных причин, ибо, поскольку страдательность есть своего рода восприимчивость, то существует два рода страдания, соответствующих двум путям или способам, которыми одна вещь воспринимается в другую. Ибо форма может быть воспринята в субъект материально по его природному бытию, как например, воздух воспринимает тепло от огня материально. Соответственно этому образу восприятия существует тот род страдания, который мы называем страданием природным. Но есть другой путь или способ восприятия, а именно духовный или мысленный, посредством как бы внутреннего слова или понятия, как например, подобие белизны воспринимается в воздухе как в посреднике и в глазном зрачке, и это восприятие подобно тому, посредством которого душа воспринимает подобие вещей. Соответственно этому образу восприятия существует другой образ страдания, который мы называем страданием души. Поскольку, как было сказано выше (п. 2), после воскресения и прекращения небесного движения для тела будет невозможно быть изменяемым своим природным свойством, то будет тогда невозможно для любого тела и быть страдающим природным страданием. Следовательно, в отношении этого образа страдания тела осужденных грешников будут невосприимчивыми, также как они будут и неразрушаемыми. Но и после того, как прекратится небесное движение, сохранится то страдание, которое по образу души, так как воздух будет и воспринимать свет от солнца и передавать зрению все разнообразие цветов. Поэтому в отношении этого образа страдания тела осужденных будут восприимчивыми. Что же касается прославленных тел, то хотя они будут воспринимать нечто и будут в каком-то смысле принимающими действие чувства, или восприимчивы к нему, они, тем не менее, не будут страдающими, так как не будут воспринимать ничего из того, что вызвало бы в них страдание или причиняло вред, как это будет с телами осужденных грешников, которые по этой причине и называются чувствительными к страданию.
Ответ на возражение 1. Аристотель говорит здесь о том страдании, которым воспринимающий его изменяется в своем природном состоянии. Но, как сказано выше, этого рода страдания не будет в телах осужденных грешников.
Ответ на возражение 2. Подобие действующего фактора находится в воспринимающем его двояко. Во-первых, таким же самым образом, как и в действующем факторе, и так это бывает во всех однозначных или единообразных факторах, например вещь, являющаяся горячей, делает другую вещь горячей, и огонь порождает огонь. Во-вторых, иначе, чем в действующем факторе, и так это бывает во всех не единообразных факторах. В них иногда бывает, что форма, находящаяся в действующем факторе духовно или мысленно, воспринимается в принимающего ее материально. Так форма дома, построенного строителем, материально находится в самом доме, а духовно или мысленно в уме строителя. С другой стороны, иногда она находится в действующем факторе материально, а в воспринимающем ее она находится духовно или мысленно. Так белизна находится материально на стене, на глазном зрачке и в передающем посреднике. Так это будет и в случае, о котором мы говорим, потому что вид, который находится в огне материально, будет восприниматься телами осужденных духовно или мысленно, так что огонь будет уподоблять эти тела себе, и, тем не менее, не будет их уничтожать.
Ответ на возражение 3. Согласно словам Аристотеля в трактате «Свойства стихий», никакое животное не может жить в огне (Примечание в тексте: «Анонимный арабский трактат, приписываемый Аристотелю, переведенный Джеральдом из Кремона»). И Гален говорит, что нет такого тела, которое, в конце концов, не истребилось бы огнем, хотя иногда некоторые тела могут оставаться в нем без вреда, такие тела, как эбеновое черное дерево. Пример саламандры не вполне противоречит этому положению, так как она не может оставаться в огне без того, чтобы не быть уничтоженной, в конце концов, а то время как тела осужденных в аду не уничтожатся. А из того, что эти тела не будут терпеть уничтожения от огня, не следует, что они не будут этим огнем мучимы, так как сенсибельный объект имеет природную способность доставлять удовольствие или наоборот страдание чувства не только в отношении (или со стороны) своего природного действия возбуждения органа чувства или причинения ему страдания, но также в отношении (или со стороны) своего духовного, мысленного действия, так как когда сенсибельный объект достодолжно пропорционален чувству, – он доставляет удовольствие, в то время как противоположный результат получается, когда этот объект находится в излишке или в какой-то дефектности. Так, мягкие краски и гармоничные звуки приятны, в то время как диссонирующие звуки раздражают слух.
Ответ на возражение 4. Страдание отделяет душу от тела не в соответствии с тем, что страдание утверждается на способности души, чувствующей его, но в соответствии с тем, что эмоция или страдание души ведет к телу, изменяемому, благодаря этому в своем природном состоянии. Так мы знаем, что благодаря гневу души тело человека становится разгоряченным, согретым, а благодаря страху оно холодеет.
Однако после воскресения для тела будет невозможно изменять в своем природном состоянии, как это было показано выше (п. 2). Поэтому, как бы велико ни было страдание, оно не будет отделять тело от души.