Вопрос 85-й. О световидности тел блаженных праведников (В трех пунктах).
Теперь мы должны рассмотреть вопрос о световидности тел блаженных праведников после воскресения, имея перед собой следующие три пункта для выяснения: 1) Будет ли световидность в прославленных телах? 2) Будет ли эта световидность видима для непрославленного глаза? 3) Обязательно ли будет видимо прославленное тело непрославленным телом?
Раздел 1. Является ли световидность чем-то подобающим для прославленных тел?
То, что световидность не является чем-то подобающим для прославленных тел, представляется из следующего:
Возражение 1. Авицена говорил, что «всякое светящееся тело состоит из просвечивающих частей». Но части прославленного тела не будет просвечивающими, так как в некоторых из них, таких как плоть и кости, преобладает земляная стихия. Поэтому прославленные тела не будут светлыми или световидными.
Возражение 2. Всякое световидное тело скрывает то, что позади него. Поэтому одно светило позади другого является заслоненным, и пламя огня препятствует тому, чтобы видеть находящееся позади него. Но прославленные тела не будут скрывать то, что находится внутри них, ибо, как говорит Григорий в толковании на слова «не равняется с нею (премудростью) золото и хрусталь» (Иов. 28:17): «там (то есть в небесном царстве) плотность или непроницаемость телесных членов не будет скрывать душу человека от зрения ее другими людьми, и самая гармония тела будет видна телесному зрению» («Поуч.» ПЛ 76, 84). Поэтому эти прославленные тела не будут световидными.
Возражение 3. Свет и цвет требуют в своем носителе противоположного расположения, ибо, как сказал Аристотель, «свет есть крайняя точка видимости в теле, не имеющем определенных границ, а цвет – теле, имеющем определенные границы» («Чувство и чувствен.»). Прославленное тело будет иметь цвет или окраску, ибо, как говорит Августин, «красота тела есть гармония частей в сочетании с очарованием цвета» («О гр. Бож.» ПЛ 41, 781). Невозможно, чтобы прославленные тела не имели красоты, а поэтому они не будут световидными.
Возражение 4. Если в прославленных телах будет существовать световидность, она по необходимости будет одинаковой во всех частях тела, также как все части будут одинаково нечувствительны, тонки и быстры. Но в этом есть нечто неподобающее, так как одна часть имеет более значительное расположение к световидности, чем другая, например, глаз по сравнению с рукой, движения души по сравнению с костями и влажности тела по сравнению с плотью и нервами. Поэтому несообразно для этих тел быть световидными.
Этому противоречит написанное: «тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13:43), и еще: «во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» (Прем. 3:7).
Далее мы знаем и написанное апостолом Павлом: «сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор. 15:43), что относится к световидности, как это ясно по предыдущему тексту, где слава воскресших тел сопоставляется со славой звезд. Поэтому тела святых будут световидными.
Отвечаю: Необходимо утверждать, что тела святых после воскресения будут световидными, и это на основании слов Писания, которое дает такое обетование. Причину этой световидности некоторые относят к пятой или небесной сущности, которая тогда будет преобладающей в человеческом теле. Однако, поскольку такое мнение абсурдно, как мы уже неоднократно замечали (В. 84, п. 1), лучше считать, что причиной световидности тел будут излияние в тело славы души. Все то, что воспринимается в чем-то, воспринимается или принимается не по образу или мере того источника, от которого оно идет, но по образу и мере воспринимающего. Поэтому та световидность, которая является в душе духовной, воспринимается в теле и является в нем как нечто телесное. Отсюда следует, что в соответствии с большей световидностью души, по причине ее более значительной заслуги, и тело также будет отличаться в световидности, как утверждает апостол (1Кор. 15:41). Таким образом, в прославленном теле будет познаваться слава души, также как через хрусталь или прозрачный сосуд познается цвет тела, находящегося в нем, как об этом говорит Григорий в объяснении слов из книги Иова (Иов. 28:17): «не равняется с нею золото или хрусталь» («Поуч.» ПЛ 76,84; в рус. Библ. «кристалл»).
Ответ на возражение 1. Авицена говорит здесь о теле, имевшем светлость благодаря природе составляющих его частей. К световидности прославленного тела это не имеет отношения, потому что оно будет иметь свою световидность скорее по заслуге добродетели.
Ответ на возражение 2. Григорий сопоставляет прославленное тело с золотом из-за его световидности, светлости, а хрусталю или кристаллу из-за его прозрачности. Потому, очевидно, мы должны сказать, что прославленные тела будут и прозрачными и светлыми, световидными, ибо то, что световидное тело бывает не прозрачно, обязано тому факту, что эта его световидность происходит от плотности светлых частей, а плотность противоположна прозрачности. Поскольку же световидность прославленных тел будет происходить от другой причины, как мы уже сказали выше, то и плотность прославленных тел не будет лишать их прозрачности, также как плотность хрусталя или кристалла не лишает его прозрачности. Некоторые, однако, говорят, что прославленные тела сопоставляются с хрусталем или кристаллом не потому, что они прозрачны, но из-за этого своего подобия им, ибо также как то, что находится в хрустальном сосуде, является видимым, так и слава души, заключенная в прославленном теле, не будет скрыта. Но первое объяснение лучше потому, что лучше соответствует достоинству прославленного тела и является более совпадающим со словами Григория.
Ответ на возражение 3. Слава тела не разрушит его природу, но, наоборот, усовершит ее. Поэтому тело будет сохранять окраску, ему подобающую по причине природы составляющих его частей, но в дополнение к этому оно будет иметь светлость, происходящую от славы души. Точно также мы видим те тела, которые имеют окраску, свойственную им по природе, пылающую от великолепия солнца, или от какой-либо другой причины, внешней или внутренней.
Ответ на возражение 4. Также как свет славы будет переливаться из души в тело по образу и по мере, соответствующей телу, и также как он находится в теле иначе, чем в душе, так он будет изливаться и в каждую часть души в соответствии с образом и мерой этой части. Поэтому не неразумно считать, что различные части должны иметь световидность по различному, а именно в соответствии с тем, что они различно расположены к ней своей природой. Сравнения с другими будущими дарованиями тела здесь быть не может, ибо различные части тела в отношении их не имеют различного расположения.
Раздел 2. Будет ли световидность прославленного тела видима для непрославленного глаза?
То, что световидность прославленного тела не будет видима для непрославленного глаза, представляется из следующего:
Возражение 1. Видимый предмет должен быть соответствующим зрению или пропорционален ему. Непрославленный глаз не соответствует тому, чтобы увидеть светлость славы, так как эта светлость отличается по роду от светлости природы. Поэтому световидность прославленного тела не будет видима непрославленным глазом.
Возражение 2. Светлость прославленного тела будет более великой, чем теперешняя светлость солнца, так как светлость солнца также будет тогда более великой, чем она есть теперь, как об этом сказано (Ис. 30:26; Петр Ломбрд.), а светлость прославленного тела будет еще более великой, по каковой причине солнце и весь мир и воспримут тогда более значительную светлость. Непрославленный глаз не более способен смотреть на самый шар солнца из-за величия его светлости. Поэтому еще менее будет он способен тогда взирать на световидность прославленного тела.
Возражение 3. Видимый предмет и находящийся перед человеком должен быть им увиден, если только нет какого-либо повреждения в глазах. Однако световидность прославленного тела, находящегося против непрославленных глаз, не обязательно зрима этими глазами, как это очевидно из рассказа Евангелия об учениках Христа, которые видели Его тело после воскресения, не свидетельствуя о его световидности. Поэтому световидность прославленных тел не будет видима для непрославленного глаза.
Этому противоречит сказанное в церковном толковании на слова о том, что Христос «тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:21) сказано: «оно будет подобно светлому телу, которое Христос имел во время Преобразования» (ПЛ 192, 251). Мы знаем, что светлость Христова тела была зрима учениками во время Преображения, и что глаза их были еще непрославленными. Поэтому можно считать, что светлость прославленного тела после воскресения будет зрима и непрославленным глазам.
Нечестивые грешники будут мучимы на Суде благодаря зрению славы праведных, согласно словам Писания (Прем. 5:2). Но они не полностью видели бы их славу, если бы не видели их светлости.
Отвечаю: Некоторые утверждали, что светлость прославленного тела будет видима непрославленному глазу только чудом. Но это невозможно, если эта светлость или световидность не была названа в не прямом смысле, и это потому, что свет по самой своей сущности имеет природную тенденцию к тому, чтобы приводить в движение зрение, а зрение по своей сущности имеет соответственную тенденцию к тому, чтобы воспринимать свет, также как истинное находится в отношении к разуму, а благое к влечению. Поэтому, если бы существовало зрение совершенно неспособное воспринимать свет, то или это зрение названо так не в прямом смысле (т.е. оно, собственно, не есть зрение), или же не в прямом смысле назван «светом» – свет. Но в данном случае такого не прямого оборота речи быть не может, потому что иначе ничего не было бы нами постигаемо, когда нам говорят, что прославленные тела будут светлыми. В таком же смысле человек, говорящий, что звезда собаки (Сириус) находится на небесах, не передает никакого знания тому, кто не знает никакой другой собаки, кроме известного ему животного.
Поэтому мы должны сказать, что световидность прославленного тела будет видима непрославленному глазу.
Ответ на возражение 1. Светлость славы будет отличаться в родовом отношении от природной светлости в отношении своей причины, но не в отношении вида. Поэтому также как светлость природы пропорциональна зрению по причине своего вида, так будет пропорциональна или соответственна и светлость славы.
Ответ на возражение 2. Также как прославленное тело будет нечувствительно или невосприимчиво к природному страданию, но восприимчиво только к силе души, так благодаря свойству своей славы оно будет действовать только действием души. Усиленная светлость не препятствует зрению, поскольку оно действует действием души, ибо тогда она (светлость) доставляет скорее наслаждение, но она препятствует зрению, поскольку оно действует действием природы, а именно она препятствует опалением и разрушением органа зрения и разбиванием душевного состояния на части. Таким образом, хотя часть прославленного тела будет превосходить светлость солнца, она не будет по своей природе препятствовать зрению, но будет утешать его. Поэтому эта светлость сопоставляется с камнем ясписом кристалловидным (Апок. 21:11).
Ответ на возражение 3. Светлость или световидность прославленного тела является результатом заслуги воли, а поэтому она будет подчинена воле, так чтобы быть зримой или быть незримой по ее распоряжению. Поэтому это будет во власти прославленного тела – или обнаружить свою светлость или скрыть ее: таково было мнение Препозитинуса.
Раздел 3. Будет ли прославленное тело обязательно (или по необходимости) видимо непрославленным телом?
То, что прославленное тело будет обязательно видимо непрославленным телом, представляется из следующего:
Возражение 1. Прославленные тела будут светлыми, световидными. Светлое тело обнаруживает себя и другие вещи. Поэтому прославленные тела будут обязательно видимы.
Возражение 2. Всякое тело, скрывающее собою другие тела, которые находятся позади его, обязательно воспринимается зрением, по тому самому факту, что для зрения скрыты эти другие тела, находящиеся позади. Прославленное тело будет скрывать собою от зрения другие тела, которые будут находиться позади его, потому что оно будет окрашенным телом. Следовательно, оно будет обязательно видимо.
Возражение 3. Так же, как размер есть нечто относящееся к телу или находящееся в нем, так и качество или свойство, благодаря которому тело является видимым. Размер прославленного тела не будет подчинен воле, так чтобы это тело было способно быть большего или меньшего размера. Поэтому и свойство видимости не будет подчинено воле, так чтобы тело было способно сделаться невидимым.
Этому противоречит то, что наше тело будет прославлено, сделавшись подобным телу Христа после Его воскресения. После воскресения тело Христа было не обязательно видимо людьми, фактически оно исчезло из зрения учеников на их пути в Эммаус (Лк. 24:31). Поэтому и прославленные тела не обязательно будут видимы.
Отвечаю: Затем мы знаем, что тогда тело будет в совершенном послушании воле. Поэтому, по желанию души, тело будет или видимо или невидимо. Видимый предмет является видимым в соответствии с тем, что он воздействует на зрение. В чем-либо не совершается изменение благодаря тому, что оно воздействует или не воздействует на вне его находящийся объект. Поэтому прославленное тело может быть и видимо и невидимо без изменения какого-либо свойства, относящегося к его совершенству. Следовательно, это будет во власти прославленной души то, чтобы его тело было видимо или не видимо, также как и всякое другое действие тела будет во власти души. А иначе прославленное тело не представляло бы из себя совершенно послушного орудия своего главного действующего фактора.
Ответ на возражение 1. Эта светлость будет послушна прославленному телу, так что оно будет способно или обнаруживать ее, или скрывать.
Ответ на возражение 2. Окраска тела препятствует ему быть прозрачным, поскольку она воздействует на зрение, потому что зрение не может быть воздействуемо двумя окрасками в одно и то же время, так чтобы воспринимать и ту и другую совершенно. Но окраска прославленного тела будет полностью во власти души, так что оно сможет этой окраской воздействовать или не воздействовать на зрение. Поэтому в его власти будет скрывать или не скрывать тело, находящееся позади его.
Ответ на возражение 3. Размер является присущим самому прославленному телу, и было бы невозможно для размера быть измененным по приказанию души без того, чтобы прославленное тело не претерпело бы какого-то изменения, несовместимого с его нечувствительностью к страданию. Поэтому не существует сравнения между размером и видимостью тела, т.е. его свойством быть видимым, потому что хотя и это свойство не может быть изъято по приказанию души, но действие его будет тогда поставлено в зависимость от души и, таким образом, тело будет скрываемо по распоряжению души.