Вопрос 78-й. О той границе, за которой начнется воскресение (в трех пунктах).
Теперь мы должны рассмотреть вопрос о той границе, за которой начнется воскресение. Мы имеем перед собой следующие пункты для выяснения: 1) Будет ли смерть той границей или чертой для всех, за которой начнется воскресение? 2) Все ли воскреснут из состояния праха? 3) Имеет ли этот человеческий прах естественную склонность к соединению с душой?
Раздел 1. Будет ли смерть той границей или чертой для всех, за которой начнется воскресение?
То, что смерть не будет для всех той границей или чертой, за которой начнется воскресение, представляется из следующего:
Возражение 1. Мы знаем, что некоторые люди не умрут, но облекутся в бессмертие, ибо в Символе веры сказано, что Христос «придет судить живых и мертвых» («Апост. Символ»). Это относится не ко времени суда, потому что тогда все будут уже живы, а к предшествующему времени, т.е., иначе говоря, не все люди умрут перед судом.
Возражение 2. Естественное и общее желание не могут быть напрасным или пустым, но оно исполняется в некоторых случаях. Согласно словам апостола, это есть общее желание, чтобы «не совлечься, но облечься» (2Кор. 5:4). Поэтому тогда будут некоторые, которые никогда не были лишены (или: «совлечены») своего тела через смерть, но которые будут прямо (без прохождение через смерть) облечены в славу воскресения.
Возражение 3. Августин говорит, что четыре последних прошения молитвы Господней относятся к настоящей жизни («Enchir» ПЛ 40,285), а одно из них есть такое: «остави нам долги наши». Поэтому Церковь просит, чтобы все долги могли быть ей прощены в этой жизни. Молитва Церкви не может быть напрасной и неприятной, по сказанному: «о чем не попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23). Следовательно, в какое-то время этой жизни Церковь получит отпущение всех долгов, а один из долгов с которым мы связаны через грех нашего прародителя, есть долг, который мы несем в первородном грехе. Поэтому в какое-то время Бог дарует Церкви, чтобы люди рождались без первородного греха... Смерть есть наказание за первородный грех. Следовательно, в конце мира будут некоторые люди, которые не будут умирать.
Возражение 4. Мудрый человек должен всегда выбирать самый краткий путь для совершения чего-либо. Для людей, которые будут найдены тогда живыми, самым кратким путем для перехода их в новую жизнь будет прямое перемещение в состояние воскресения, чем сначала умирание, а потом уже воскресение из мертвых для бессмертия. Поэтому Бог, имеющий высочайшую мудрость, изберет именно этот путь для тех, кто окажется тогда живым.
Этому противоречит сказанное: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор. 15:36), и апостол здесь говорит о воскресении тела, которое уподоблено семени.
Отвечаю: И далее там же написано: «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (22). Если во Христе все оживут, то, значит, святые по-разному решают этот вопрос, но более безопасным и более общим мнением является то, по которому все люди умрут и затем воскреснут из мертвых, и это по трем основаниям. Во-первых, потому, что это находится более в согласии с Божественной справедливостью, которая присудила человеческой природе за грех ее прародителя то, чтобы все, которые по акту природы образуют свое происхождение от этого прародителя, должны получить пятно первородного греха, и, следовательно, должны быть должниками смерти. Во-вторых, потому, что это находится более в согласии с Божественным Писанием, которое предрекает всеобщее воскресение (Ин. 5:28; 1Кор. 15:51), а воскресение не может быть предречено ни о чем ином, как «о том, что погибло» как говорит Дамаскин («О прав. вере» ПГ 92,1220). В-третьих, потому, что это более находится в гармонии с порядком природы, в которой мы видим, что то, что разрушится, не обновляется иначе как посредством разрушения же. Так, виноградный уксус не делается вином, если он не разложится и не превратится в сок винограда. Поэтому, поскольку человеческая природа навлекла на себя необходимость смерти, она не может возвратиться к бессмертию иначе как посредством смерти же.
Это также находится в согласии с порядком природы по другой причине, а именно поскольку, как сказано Аристотелем («Физ.»), движение небес есть «некоторая жизнь для всего существующего в природе», также как движение сердца есть жизнь для всего тела, то также как все члены тела делаются мертвыми с прекращением движения сердца, так и после прекращения движения небес ничто не сможет остаться живым этой жизнью, которая была поддерживаема воздействием этого движения. Таковой и является та жизнь, которой мы теперь живем, а поэтому надо сделать вывод, что те, которые будут жить после того, как движение небес придет к своей остановке, должны отступить от этой жизни.
Ответ на возражение 1. Это различение мертвых и живых относится не к самому времени суда, и не ко всему предшествующему времени, так как все, кто должны будут быть судимы, были в какое-то время живыми, и какое-то время мертвыми, но оно относится к тому особому времени, которое будет непосредственно предшествовать суду, а именно когда начнут являться знамения и признаки суда.
Ответ на возражение 2. Совершенное желание святых не может быть напрасным, но ничто не препятствует быть напрасным или тщетным их условному желанию. Таковым является то желание, которым мы желали бы не быть «совлеченными» от тела (через смерть), но быть «облеченными» (в бессмертие), если бы это было возможно. Такое желание некоторые называют «бессильным желанием».
Ответ на возражение 3. Будет ошибкой говорить, что кто-либо кроме Христа зачат вне первородного греха, потому что те, кто были бы зачаты вне первородного греха, не имели бы нужды в том искуплении, которое совершено Христом и, таким образом, Христос не был бы Искупителем всех людей. И невозможно сказать, что они не имели нужды в этом искуплении потому, что им было даровано зачатие вне греха, ибо такая благодать была бы ниспослана или их родителям, т.е. чтобы грех природы мог быть исцелен в них (потому что пока этот грех в них оставался, они были бы неспособны родить без передачи или сообщения первородного греха), или самой природе, которая была исцелена. Но мы должны признать, что каждый человек нуждается в искуплении Христа лично, а не только по причине природы, и человек не может быть освобожден от греха или разрешен от долга, если он не навлек на себя долга или не подвергся греху. А поэтому никто не мог бы пожать в себе плода молитвы Господней («и остави нам долги наши»), если бы он не был должником и подчиненным греху. Поэтому прощение долгов или освобождение от греха не может быть относимо к тому, кто рожден вне долга или свободен от греха, но только к тому, кто рожден с этим долгом и впоследствии освобожден благодатью Христа.
Нельзя сделать и тот вывод, если это вообще может быть утверждаемо без заблуждения, что некоторые не умрут, потому что они рождены вне первородного греха, хотя смерть есть наказание за первородный грех, и это потому, что Бог может по Своему милосердию простить наказание, которое человек навлек на себя прошлым грехом, как Он простил без наказания женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8). Подобно этому Он может освободить от смерти и тех, которые приняли долг смерти, будучи рожденными в первородном грехе, и, таким образом, если они не умрут, из этого не будет следовать, что они были рождены вне первородного греха.
Ответ на возражение 4. Самый короткий путь не всегда есть тот путь, который надо выбрать, но только тогда, когда он есть более или одинаково приспособлен к достижению цели. В данном случае это не так, как это ясно из вышесказанного.
Раздел 2. Все ли воскреснут из праха?
То, что не все воскреснут из праха, представляется из следующего:
Возражение 1. Воскресение Христа есть образец нашего воскресения, но Его воскресение не было из праха, ибо Его плоть не видела тления, согласно словам Писания (Пс. 15:10; Деян. 2:27, 31). Поэтому и все люди воскреснут не из праха.
Возражение 2. Человеческое тело после смерти не всегда сжигается. Но что-либо не может быть приведено в состояние праха, если оно не будет сожжено, поэтому не все воскреснут из праха.
Возражение 3. Тело мертвого человека не приводится в состояние праха немедленно после смерти. Но некоторые из людей воскреснут сразу же после смерти (не успев обратиться во прах), а именно те, которые окажутся в конце мира живыми. Поэтому не все воскреснут из праха.
Возражение 4. Предел «от которого» или исходный, соответствует конечному пределу. Конечный предел воскресения не есть тот же самый для благих и для нечестивых, а поэтому и исходный предел не есть тот же самый. Поэтому, если нечестивые воскреснут из праха, то благие воскреснут не из праха.
Этому противоречит то, что Хаимо говорит (в толковании на Рим. 5:10: «ибо, если будучи врагами»...): «Все, рожденные в первородном грехе, находятся под приговором: «земля еси и в землю отыдеши» (ПЛ 117,405). Все, кто воскреснет во всеобщем воскресении, были рождены в первородном грехе. Поэтому все воскреснут из праха. В человеческом теле есть много такого, что по существу и по истине, не относится к человеческой природе. Все это будет тогда изъято, а поэтому все тела должны быть приведены в состояние праха.
Те же самые основания, которыми мы показали (п. 1), что все люди воскреснут от смерти, показывают и то, что во всеобщем воскресении все воскреснут из праха, если в противоположность этому некоторые люди не удостоятся ускорения момента воскресения по особой привилегии благодати. Общий порядок восстания из праха тоже основан на предуказании Священного Писания о преобразовании и преображении тел (Фил. 3:21), как на Св. Писании основывается и предуказание о воскресении. И, таким образом, следует, что также как все умирают, чтобы тела всех могли быть способны действительно воскреснуть, так тела всех будут разрушены, чтобы они могли быть способны к преобразованию и преображению. Ибо также как смерть была наложена на человечество Божественной справедливостью как наказание человеку, так и разрушение его тела, что явствует из Писания: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19).
Кроме того, порядок природы требует не только разделения союза души и тела, но и расторжения стихий или элементов, смешанных в телах также как уксус не может быть возвращен к состоянию вина, если он сначала не будет растворен в первоосновную материю, ибо смешение элементов и вызывается, и сохраняется движением небес, и когда оно прекратится – все смешанные тела будут расторгнуты или разложены на их составные части, т.е. на их чистые, несмешанные элементы.
Ответ на возражение 1. Христово воскресение есть образец нашего воскресения в отношении конечного, а не исходного предела.
Ответ на возражение 2. Под «прахом» мы имеем в виду все «останки», остающиеся после разложения тела, и это по двум причинам. Во-первых, потому, что в древние времена был обычай сжигать тела мертвых и сохранять то, что остается после сжигания, т.е. пепел или «прах», а отсюда сделалось обычным говорить об останках человеческого тела, как о прахе. Во-вторых, из-за самой причины расторжения или разложения тела, каковая причина есть жар склонностей к греху, которым коренным образом заражено человеческое тело, а поэтому для того, чтобы очиститься от этой заразы, человеческое тело должно быть разложено на его составные первоначальные компоненты, а когда что-либо разрушается огнем, о нем говорится как приводимом к праху. Поэтому слово «прах» дается всему тому, во что разлагается и растворяется человеческое тело.
Ответ на возражение 3. Огонь, который будет очищать лицо земли, будет способен внезапно приводить в состояние праха тела тех, которые будут найдены тогда живыми, также как он разложит другие смешанные тела на их основоположную материю.
Ответ на возражение 4. Движение получает свой вид не от исходного предела, а от своего конечного предела. Поэтому воскресение святых, которое будет славным, должно отличаться от воскресения нечестивых, которое не будет славным в отношении конечного предела, а не в отношении исходного предела. И это вообще часто случается, что конечный предел не есть тот же самый, в то время как исходный предел – тот же самый, например, вещь может получить движение от черноты и к белизне, и к бледности.
Раздел 3. Имеет ли тот прах, из которого будет восстановлено и преображено человеческое тело, какую-либо естественную склонность или стремление к душе, которая будет соединена с ним?
То, что прах, из которого будет восстановлено и преображено человеческое тело, будет иметь естественную склонность к душе, которая будет соединена с ним, представляется из следующего:
Возражение 1. Если бы этот человеческий прах не имел бы склонности или направленности к своей душе, то он находился бы в таком же самом отношении к этой душе, как и другой чей-нибудь прах, а поэтому не составляло бы разницы, если бы тело, которое должно быть соединено с данной душой, было восстановлено из этого праха или из какого-либо другого, но такое предположение ложно.
Возражение 2. Тело более зависит от души, чем душа от тела. Душа, отделенная от тела, все еще как-то зависит от тела, а поэтому ее движение к Богу затрудняется из-за ее желания быть с телом, как об этом говорит Августин («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,483). Тем более, значит, тело, отделенное от души, имеет естественное устремление или склонность к своей душе.
Возражение 3. Написано: «кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах» (Иов. 20:11). Но грехи находятся только в душе. Поэтому в человеческом прахе еще останется естественная склонность или тяготение к душе.
Этому противоречит то, что мы знаем, что человеческое тело может быть разложено на свои элементы, или оно может быть изменено в плоть других животных. Но элементы являются гомогенными, и такова же плоть льва или другого животного. Так как в других частях элементов или животных не имеется естественной склонности к этой душе, то не будет склонности или влечения ней и в тех частях, в которые было видоизменено человеческое тело. Это явствует из авторитетного заявления Августина, который говорит: «Человеческое тело, хотя и измененное в субстанцию других тел, или даже в первичные элементы, хотя бы оно сделалось пищей и плотью каких бы то ни было животных, или даже человека – в одно мгновение возвратится к своей душе, т.е. к той душе, которая ранее одушевляла его и делала его живым и развивающимся человеком» («Enchir» ПЛ 40,273).
Кроме того, мы знаем, что каждой естественной склонности или стремлению соответствует естественный действующий фактор, а иначе природа имела бы недостаток в чем-то необходимом. Вышеуказанный человеческий прах не может быть воссоединен с той же самой душой каким-либо естественным действующим фактором, а поэтому в этом прахе нет и естественной склонности или стремления к воссоединению с душой.
Отвечаю: По этому вопросу имеется троякое мнение. Некоторые говорят, что человеческое тело никогда не разлагается на свои первичные элементы и поэтому в его прахе всегда остается некоторая сила, помимо элементов, которая дает естественное стремление к той же самой душе. Но это утверждение находится в противоречии с авторитетным заявлением Августина, приведенным выше в разделе «этому противоречит», также как с чувством и разумом, так как все то, что составлено из противоположностей, может быть разложено на свои компонентные части.
Поэтому другие считают, что эти части элементов, на которые разлагается человеческое тело, удерживают еще свет, благодаря тому, что они были соединены с душой, и по этой причине имеют естественную склонность к человеческим душам. Но это тоже бессмысленно, так как части элементов имеют ту же самую природу, и одинаковую долю света и тьмы. Поэтому мы должны сказать по-другому, а именно, что в этом прахе нет естественно-природной склонности или стремления к воскресению, и это совершается только повелением Божественного промысла, который определил, чтобы этот прах был воссоединен с этой душой. Вследствие этого же повеления будут воссоединены эти части элементов, а не другие.
Вышесказанным дан ответ и на первое возражение.
Ответ на возражение 2. Душа, отделенная от тела, остается в той же самой природе, которую она имеет, когда соединена с телом. С телом это не так, а поэтому сравнение не подходит.
Ответ на возражение 3. Эти слова Иова не означают, что грехи действительно сохраняются в прахе мертвого человека, но они означают, что этот прах сохраняется в соответствии с определением Божественной справедливости, ибо она предназначила его к восстановлению тела, которое будет вечно страдать за совершенные (в теле) грехи.