Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 49. О следствиях страстей Христовых

Далее нам надлежит исследовать то, что является следствиями страстей Христовых, в отношении которых будет рассмотрено шесть пунктов: 1) были ли мы освобождены страстями Христовыми от греха; 2) были ли мы избавлены ими от власти дьявола; 3) были ли мы освобождены ими от нашего долга наказания; 4) были ли мы примирены ими с Богом; 5) были ли ими отверсты нам небесные врата; 6) превознесли ли они Христа.

Раздел 1. Были ли мы избавлены от греха посредством страстей Христа?

С первым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что мы не были избавлены от греха посредством страстей Христа. В самом деле, избавлять от греха приличествует одному только Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Я Сам изглаживаю преступления ради Себя самого» (Ис. 43, 25). Но Христос пострадал не как Бог, а как человек. Следовательно, страсти Христа не освободили нас от греха.

Возражение 2. Далее, материальное не воздействует на духовное. Но страсти Христовы были материальными, тогда как грех существует в духовной твари, душе. Следовательно, страсти Христовы не могли очистить нас от греха.

Возражение 3. Далее, нельзя быть очищенным от греха, который еще не совершен и имеет произойти в будущем. Таким образом, коль скоро после смерти Христовой и по сей день совершается много грехов, то похоже на то, что смерть Христа не избавила нас от греха.

Возражение 4. Далее, для создания следствия достаточно -наличия действенной причины. Но для прощения грехов необходимы и другие вещи, например крещение и покаяние. Следовательно, похоже, что страсти Христовы не являются достаточной причиной прощения грехов.

Возражение 5. Кроме того, [в Писании] сказано: «Любовь покрывает все грехи» (Прит 10, 12); и еще: «Милосердием и верою очищается грех»242 (Прит 16, 6). Но есть много другого, во что мы верим и что возбуждает в нас любовь. Следовательно, страсти Христовы не являются надлежащей причиной прощения грехов.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ему возлюбившему нас, и отмывшему нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1,5).

Отвечаю: страсти Христовы являются надлежащей причиной прощения грехов трояко. Во-первых, посредством возбуждения нашей любви, поскольку, как сказал апостол, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8). Но именно благодаря любви прощаются нам грехи наши, согласно сказанному [в Писании]: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). Во-вторых, страсти Христовы причиняют прощение грехов посредством искупления. В самом деле, коль скоро Он есть наш (лава, то благодаря Страстям, которые Он претерпел из любви и послушания, Он искупил нас как Своих членов от наших грехов ценою Своих страстей, что подобно тому, как человек посредством усердия рук искупает себя от греха, совершенного посредством ног. Ведь как природное тело одно, хотя и состоит из многоразличных членов, так и вся Церковь, мистическое тело Христа, есть своего рода один человек с головой, которая суть Христос. В-третьих, посредством действенности, поскольку плоть Христова, в которой Он пострадал, являлась орудием Божества, и потому Его действия и претерпевания были наделены божественной властью удаления греха.

Ответ на возражение 1. Хотя Христос пострадал не как Бог, однако Его плоть была орудием Божества и, следовательно, Его страсти, как уже было сказано, обладали своего рода божественной властью удаления греха.

Ответ на возражение 2. Хотя страсти Христовы были материальными, тем не менее они черпали своего рода духовную силу из Божества, с Которым инструментально была соединена плоть, и благодаря этой силе страсти Христовы являются причиной прощения грехов.

Ответ на возражение 3. Христос посредством Своих страстей избавил нас от наших грехов каузально, то есть тем, что установил причину нашего избавления, благодаря которой могут быть прощены все грехи, прошлые, нынешние и будущие, что подобно тому как когда врач изготовляет лекарство, которое может исцелить всех заболевших, в том числе и в будущем.

Ответ на возражение 4. Коль скоро страсти Христовы, как уже было сказано, предшествуют как своего рода общая причина прощения грехов, то существует необходимость очищения каждого индивида от его личных грехов. И это как раз и происходит благодаря крещению, покаянию и другим таинствам, которые черпают свою силу в страстях Христовых, о чем речь у нас впереди.

Ответ на возражение 5. Страсти Христа связаны с нами в том числе и чрез веру, благодаря которой мы причащаемся их плодам, согласно сказанному [в Писании]: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» (Рим. 3, 25). Но вера, посредством которой мы очищаемся от греха, – это не безжизненная вера, которая может существовать и с грехом, а живая вера в любви. Следовательно, страсти Христовы касаются нас не только в наших умах, но и в наших сердцах. Поэтому и таким вот образом грехи могут быть прощены властью страстей Христовых.

Раздел 2. Были ли мы избавлены страстями Христовыми от власти дьявола?

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что мы не были избавлены от власти дьявола страстями Христовыми. Ведь тот, кто не может ничего сделать другим без дозволения кого-то еще, не имеет над ними никакой власти. Но без божественного дозволения дьявол не может причинить человеку никакого вреда, как это явствует из сказанного в [книге Иова] (Иов. 1, 2) о том, что дьявол, получив власть от Бога, вначале причинил ущерб его имуществу, а затем и телу. И точно так же читаем, что бесы не могли войти в стадо свиней без дозволения на это Христа (Мф. 8, 31, 32). Таким образом, у дьявола нет власти над людьми и, следовательно, мы не были избавлены от его власти страстями Христовыми.

Возражение 2. Далее, власть дьявола над людьми заключается в том, что он соблазняет их и досаждает их телам. Но он продолжает делать все это и после Страстей. Следовательно, мы не были избавлены от его власти страстями Христовыми.

Возражение 3. Далее, сила страстей Христовых действенна вовеки, согласно сказанному [в Писании]: «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10, 14). Но избавление от власти дьявола произошло не везде, поскольку в мире есть еще немало идолопоклонников, и не навсегда, поскольку во времена Антихриста, о котором сказано, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес. 2, 9), он будет особенно активно использовать свою власть для причинения людям пагубы. Следовательно, похоже, что страсти Христовы не являются причиной избавления человечества от власти дьявола.

Этому противоречит сказанное Господом, когда близилось время Его страстей: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе!» (Ин. 12, 31, 32). Но Он был вознесен от земли Своими страстями на кресте. Следовательно, Его страсти лишили дьявола его власти над человеком.

Отвечаю: в отношении той власти, которую дьявол имел над людьми до совершения страстей Христовых, должно усматривать три вещи. Первую – со стороны человека, который был побежден искушением и своим грехом заслужил подчинения себя власти дьявола. Другую – со стороны Бога, Которого человек оскорбил согрешением и по правосудному решению Которого человек был предоставлен власти дьявола. Третью – со стороны дьявола, который по своей злобе препятствовал человеку обрести спасение.

Что касается первого, то посредством страстей Христовых человек был избавлен от власти дьявола постольку, поскольку Страсти, как было показано выше (1), являются причиной прощения грехов. Что касается второго, то следует говорить, что страсти Христовы освободили нас от власти дьявола постольку, поскольку они примирили нас с Богом, о чем будет сказано ниже (4). Что же касается третьего, то страсти Христовы избавили нас от дьявола постольку, поскольку в страстях Христовых он вышел за попущенные ему Богом пределы власти, составив заговор с целью убиения Христа, Который, будучи безгрешным, не заслуживал смерти. Поэтому Августин говорит: «Дьявол был побежден праведностью Христа, поскольку он, не найдя в Нем ничего достойного смерти, все же убил Его. И, конечно же, справедливо, что те, кого он удерживал как должников, должны освободиться верою в Того, Кого он убил безо всякого долгу»243.

Ответ на возражение 1. О дьяволе говорят как об имеющем власть над людьми не в том смысле, что он будто бы может вредить им без дозволения Бога, а в том, что ему справедливо дозволено вредить людям, которых он искусил, склонивши к согласию [на грех].

Ответ на возражение 2. По дозволению Бога дьявол и ныне может искушать людские души и досаждать их телам, однако у нас имеется данное нам страстями Христовыми средство, с помощью которого мы можем отбиться от нападений врага и не погибнуть вечною смертью. Тем же, кто противился дьяволу до совершения Страстей, это было дозволено благодаря их вере в Страсти, хотя те еще не исполнились. Впрочем, в одном отношении никто не мог избежать дьявола, то есть не спуститься в ад. После же совершения страстей Христовых люди могут защитить себя от этого посредством их силы.

Ответ на возражение 3. Бог попускает дьяволу обманывать людей в тех или иных местах, временах и посредством других людей в соответствии со скрытыми от нас намерениями Своих Судов. Однако у нас всегда есть данное нам страстями Христовыми средство, с помощью которого мы даже во времена Антихриста сможем избежать злых демонских силков. Если же кто-либо не станет использовать это средство, то это нисколько не умалит действенности страстей Христовых.

Раздел 3. Были люди освобождены страстями Христовыми от наказания за грех?

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что люди не были освобождены страстями Христовыми от наказания за грех. В самом деле, главным наказанием за грех является вечное проклятие. Но проклятые за свои грехи в аду не были освобождены страстями Христа, поскольку «нет искупления в аду». Следовательно, похоже, что страсти Христовы не избавили людей от наказания за грех.

Возражение 2. Далее, на избавленных от долга наказания не может быть наложено наказание. Но на раскаявшихся налагается искупительное наказание. Следовательно, страсти Христа не освободили людей от долга наказания.

Возражение 3. Далее, наказанием за грех является смерть, согласно сказанному [в Писании]: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6, 23). Но и после страстей Христовых все люди продолжают умирать. Следовательно, похоже, что мы не были избавлены от долга наказания.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он взял на себя наши немощи и понес наши печали» (Ис. 53, 4).

Отвечаю: благодаря страстям Христовым мы были избавлены от долга наказания двояко. Во-первых, непосредственно, а именно постольку поскольку страсти Христа были достаточным и даже избыточным воздаянием за грехи всего человечества, а достаточное воздаяние упраздняет долг. Во-вторых, опосредованно, а именно постольку, поскольку страсти Христа являются причиной прощения греха, и в них долг наказания находит свое завершение.

Ответ на возражение 1. Страсти Христовы производят свое следствие в тех, с которыми они связаны чрез веру, таинства веры и любовь. Поэтому погибшие в аду, не будучи подобным образом соединенными с Христом, не могут воспользоваться этим следствием.

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1), для того, чтобы быть причастными следствиям страстей Христовых, нам надлежит уподобиться Ему. Затем, мы таинственно уподобляемся Ему посредством крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6, 4). Поэтому при крещении на людей как на полностью избавляемых воздаянием Христа не налагается никакого искупительного наказания. Однако коль скоро Христос «однажды пострадал за грехи наши» (1Петр. 3, 18), то человек не может посредством таинства крещения вторично уподобиться смерти Христа. Таким образом, необходимо, чтобы согрешающие после крещения уподоблялись Христу посредством личного претерпевания от того или иного наказания или страдания, соразмерного их греху, и этим соучаствовали в воздаянии Христа.

Ответ на возражение 3. Воздаяние Христа соделывает в нас следствие постольку, поскольку мы, как уже было сказано (1), соединены с Ним как члены со своею главой. Но члены должны быть сообразованы со своею главой. Следовательно, как Христос, изначально обладая исполненной благодатью душой и страдательным телом, посредством Страстей достиг славы бессмертия, так и мы, Его члены, будучи полностью освобождены Его страстями от долга наказания, тем не менее вначале получаем в души наши «дух усыновления», благодаря чему принимаемся в сонаследование славы бессмертия, и при этом все еще обладаем страдательным и смертным телом, но впоследствии, «уподобившись» страданиям и смерти Христа, мы будем приведены в славу бессмертия, согласно сказанному апостолом: «А если – дети, то – и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» (Рим. 8, 17).

Раздел 4. Были ли мы примирены с Богом страстями Христа?

С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что посредством страстей Христовых мы не были примирены с Богом. В самом деле, друзья не нуждаются в примирении. Но Бог всегда любил нас, согласно сказанному [в Писании]: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил» (Прем. 11, 25). Следовательно, страсти Христа не примирили нас с Богом.

Возражение 2. Далее, одно и то же не может быть одновременно причиной и следствием, и потому являющаяся причиной заслуги благодать не может сама быть заслугой. Но причиной страстей Христа является любовь Божия, согласно сказанному [в Писании]: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Ин. 3, 16). Следовательно, представляется нелепым, что мы были примирены с Богом посредством страстей Христовых так, что Он вновь начал нас любить.

Возражение 3. Далее, завершением страстей Христовых было убийство Его людьми, что было тяжким оскорблением Бога. Следовательно, страсти Христовы должны были обусловить скорее гнев Божий, чем примирение с Ним.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5, 10).

Отвечаю: страсти Христа являются причиной нашего примирения с Богом двояко. Во-первых, поскольку они устраняют грех, сделавший людей врагами Божиими, согласно сказанному [в Писании]: «Равно ненавистны Богу и нечестивец, и нечестие его» (Прем. 14, 9); и еще: «Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие» (Пс. 5, 6). Во-вторых, поскольку такая жертва была в высшей степени благоугодна Богу. Но присущим жертве следствием является умиротворение Бога (ведь и человек прощает совершенный против него проступок, если ему оказывается должное и приятное ему почтение, в связи с чем читаем: «Если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою» (1Цар. 26, 19)). И именно таким добрым деянием было добровольное страдание Христа, поскольку тем, что оно было совершено в человеческой природе, Бог был примирен со всеми грехами человечества в отношении тех, которые соединили себя с распятым Христом так, как было показано нами выше (1).

Ответ на возражение 1. Бог любит всех людей со стороны их природы, которую Он Сам сотворил, и ненавидит их со стороны совершаемых ими против Него грехов, согласно сказанному [в Писании]: «Всевышний ненавидит грешников» (Сир. 12, 6).

Ответ на возражение 2. О Христе говорят, что Он примирил нас с Богом, не в том смысле, что будто бы Бог начал нас снова любить, поскольку читаем: «Любовью вечною Я возлюбил тебя» (Иер. 31, 3), а в том, что страсти Христовы устранили самый источник ненависти и смыли грехи воздаянием, сделанным в форме «приношения приятного».

Ответ на возражение 3. Людьми были не только убийцы Христа, но и Сам убитый Христос. Но любовь страдающего Христа превосходила злобу Его убийц. Поэтому страсти Христовы примирили Бога с человечеством в большей степени, чем возбудили Его гнев.

Раздел 5. Отверз ли Своими страстями Христос нам небесные врата?

С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос Своими страстями не отверз нам небесных врат. Ведь сказано же [в Писании]: «Сеющему правду – награда верная» (Прит 11, 18). Но наградой за правду является вступление в царство небесное. Поэтому дело представляется так, что сеявшим правду святым отцам по вере их был открыт вход в царство небесное и без страстей Христовых. Следовательно, страсти Христа не являются причиной отверстия врат царства небесного.

Возражение 2. Далее, Илия был вознесен на небо до совершения страстей Христовых (4Цар. 2). Но следствие не может предшествовать причине. Следовательно, похоже, что небесные врата отверзлись не по причине страстей Христовых.

Возражение 3. Далее, мы читаем о том, что когда крестился Христос, «отверзлись Ему небеса» (Мф. 3, 16). Но Его крещение предшествовало Страстям. Следовательно, небесные врата отверзлись не по причине страстей Христовых.

Возражение 4. Кроме того, [в Писании] сказано: «Идущий пред ними откроет им путь»244 (Мих. 2, 13). Но открыть путь к небесам, похоже, есть не что иное, как открыть врата. Следовательно, похоже, что небесные врата были отверсты нам не страстями Христа, а Его вознесением.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Имеем дерзновение входить во святилище», то есть в небесные обители, «посредством крови Христа»245 (Евр. 10, 19).

Отвечаю: закрытые врата – это препятствие, не дающее людям войти. Но людям был закрыт вход в царство небесное по причине греха, согласно сказанному [в Писании]: «Путь... назовется «святой путь» (нечистый не будет ходить по нему)» (Ис. 35, 8). Затем, грех, который препятствует людям войти в царство небесное, двояк. Один, а именно грех прародителей, является общим всему человечеству, и этот грех закрыл перед нами вход в небеса. В связи с этим читаем, что после грехопадения прародителей Бог «поставил... Херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3, 24). Другой – это личный грех каждого из нас, совершенный в соответствии с нашим личным деянием.

Так вот, страстями Христа мы были избавлены не только от общего греха всего человечества, причем как со стороны вины, так и со стороны долга наказания, за которые Он принес воздаяние за нас, но и от личных грехов тех индивидов, которые соучаствуют в Его страстях чрез веру, таинства веры и любовь. Поэтому врата царства небесного были отверсты нам посредством страстей Христовых. Об этом апостол нам говорит так: «Христос, Первосвященник будущих благ., со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9, 11, 12). Это было нам также предвозвещено [в книге «Числа"], в которой сказано, что [преследуемый кровниками] убийца должен «жить там», то есть в городе своего убежища, «до смерти великого священника, который помазан священным елеем», а после его смерти он «должен возвратиться в землю владения своего» (Чис. 35, 25, 28).

Ответ на возражение 1. Сеявшие правду святые отцы заслужили право войти в царство небесное чрез веру в страсти Христовы, согласно сказанному о том, что святые «верою побеждали царства, творили правду» (Евр. 11, 33), и каждый из них таким вот образом очистился от греха в той мере, в какой он лично в этом нуждался. Однако вера и праведность любого из них не могла устранить преграды, воздвигнутой виной всего человечества и устраненной посредством крови Христа. Поэтому до совершения страстей Христовых никто не мог вступить в царство небесное и обрести вечное блаженство, которое состоит в целостном наслаждении Богом.

Ответ на возражение 2. Илия был вознесен на воздушные небеса, а не на эмпирей, местожительство святых, и точно так же Енох был препровожден в земной рай, где он, говорят, живет с Илией до пришествия Антихриста.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (39, 5), при крещении Христа небеса отверзлись не ради Христа, для Которого небеса отверсты всегда, но чтобы показать, что небеса отверзаются для крестящегося чрез крещение Христа, обретшее действенность посредством Его страстей.

Ответ на возражение 4. Своими страстями Христос заслужил для нас отверстие царства небесного и устранение препятствия, а Своим вознесением Он, если так можно выразиться, ввел нас во владение царством небесным. По этой причине и сказано, что вознесением Он «откроет им путь».

Раздел 6. Заслужил ли Христос превознесение посредством Своих страстей?

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не заслужил превознесение посредством Своих страстей. В самом деле, наивысшее величие, равно как и полнота истины, присуще одному только Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Высок над всеми народами Господь; над небесами – слава Его» (Пс. 112, 4). Но Христос как человек был исполнен истины не по причине какой-либо предшествующей заслуги, а по причине соединения Бога и человека, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца... полного благодати и истины» (Ин. 1, 14). Следовательно, и превознесен Он был не по причине заслуги Страстей, а по причине соединения.

Возражение 2. Далее, как было показано выше (34, 3), Христос заслужил для Себя награду с первого мига Своего зачатия. Но Его любовь во время Страстей не стала большей, чем она была прежде. Следовательно, коль скоро началом заслуги является любовь, то похоже на то, что посредством Страстей Он не заслужил большего превознесения, чем у Него было прежде.

Возражение 3. Далее, слава тела, по словам Августина, проистекает из славы души. Но посредством Своих страстей Христос не заслужил превознесения со стороны славы Своей души, поскольку Его душа была блаженной с первого мига Его зачатия. Следовательно, посредством Страстей Он не заслужил и превознесения со стороны славы Своего тела.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Быв послушным даже до смерти (и смерти крестной). Посему и Бог превознес Его» (Филип. 2, 8).

Отвечаю: заслуга подразумевает некоторое равенство правосудности, в связи с чем апостол говорит, что «воздаяние делающему вменяется не по милости, а по долгу» (Рим. 4, 4). Но если кто-либо в силу своей неправедности усвоит себе больше, чем его, то он по справедливости должен быть лишен и чего-то из того, что его; так, если человек украдет овцу, то должен заплатить за нее четыре овцы (Исх. 22, 1). И о таком говорят, что он это заслужил, поскольку таким образом наказывается его неправедность. И точно так же если кто-либо в силу своей праведности отдаст то, что его, то он заслуживает предоставления ему чего-то в качестве награды за его праведность. Поэтому [в Писании] сказано, что «унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

Но Христос посредством Своих страстей унизил Себя в четырех отношениях. Во-первых, в отношении Своих страстей и смерти, данником которой Он не был; во-вторых, в отношении места, поскольку Его тело было опущено в могилу а Его душа -в ад; в-третьих, в отношении перенесенных Им издевательств и насмешек; в-четвертых, в отношении предания Себя во власть человеков, о чем Он Сам сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19, 11). Поэтому посредством Своих страстей Он заслужил четырехкратное превознесение. Во-первых, в отношении Своего славного воскресения, в связи с чем читаем: «Ты знаешь, когда я сажусь», то есть смирение Моих страстей, «и когда встаю» (Пс. 138, 2). Во-вторых, в отношении Своего восшествия на небо, в связи с чем читаем: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4, 9, 10). В-третьих, в отношении сидения одесную Отца и явления Своего Божества, согласно сказанному [в Писании]: «"Возвысится, и вознесется, и возвеличится! Как многие изумлялись, смотря на Тебя», столько был обезображен паче всякого человека лик Его» (Ис. 52, 13, 14). Кроме того, сказано, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти (и смерти крестной). Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Филип. 2, 8, 9), то есть провозгласил Его Богом всех, так что все должны поклониться Ему как Богу, о чем читаем далее: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2, 10). В-четвертых, в отношении Своей власти судить, в связи с чем читаем: «Ты преисполнен суждениями нечестивых (суждение и осуждение – близки)» (Иов. 36, 17).

Ответ на возражение 1. Источник заслуги находится в душе, тогда как тело является орудием заслуживающих награды дел. Поэтому совершенство Христовой души, которая была источником заслуги, не было обретено Им посредством заслуги, в отличие от совершенства тела, которое было субъектом страданий и, таким образом, являлось орудием Его заслуги.

Ответ на возражение 2. Христос посредством Своих предшествующих заслуг заслужил превознесение в отношении Своей души, воля которой жила любовью и прочими добродетелями, а посредством Страстей Он заслужил Свое превознесение как награду в отношении Своего тела, поскольку справедливо, что подвергнутое Страстям из любви тело было вознаграждено славой.

Ответ на возражение 3. Вследствие особого произволения до совершения Страстей слава души Христа не просияла в Его теле и, заслужив телесную славу посредством Своих страстей, Он заслужил ее с наибольшею честью. Славе же Его души не приличествовало быть отсроченной, поскольку Его душа была мгновенно соединена со Словом, по каковой причине сразу же исполнилась славой Самого Слова, тогда как тело было соединено со Словом через посредство души.

* * *

242

В каноническом переводе: ≪Милосердием и правдою очищается грех≫.

243

DeTrin. XIII, 14.

244

В каноническом переводе: ≪Пред ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота, и выйдут ими; и царь их пойдет пред ними, а во главе их – Господь!≫.

245

В каноническом переводе: ≪Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса, Христа≫


Источник: Сумма теологии. Часть III-II. Вопросы 27-59. / Фома Аквинский. - К.: Ника-Центр, 2013. С.И.Еремеев: перевод, редакция и примечания. ISBN: 978-966-521-632-2 978-966-521-475-5

Комментарии для сайта Cackle