Норман Л. Гайслер (протестант)

Источник

Ц

Цеви, Саббатай

(SEVI. SABBATAI)

Саббатай Цеви – это иудейский учитель семнадцатого века, который провозгласил себя Мессией и о котором, как считается, возвещал также один его современник по имени Натан. После смерти Цеви в 1676 г. рассказывали, что его брат Илия пришёл к гробнице и увидел, что она пуста, но пронизана сиянием. Многие его последователи верили, что в действительности он не умер и скоро должен будет дать о себе знать (см. Scholem).

Критики доктрины Воскресения ссылаются на Саббатая Цеви в качестве одного из оснований для своих заявлений, будто бы утверждения христианской религии о воскресении не уникальны. Более близкое ознакомление с фактами показывает, однако, что рассказы об этом учителе должны быть с полным основанием отнесены к категории легенд (см. притязания на случаи воскресения в нехристианских религиях).

Иисус с самого начала поднялся на высоту, недоступную Цеви. Десятки ветхозаветных пророчеств исполнились через Иисуса из Назарета ещё до Его смерти. А затем Он стал исполнением пророчеств о том, как умрёт Мессия (Ис. 53), и даже о том, в каком приблизительно году это произойдёт (ок. 33 по Р. Х.; Дан. 9:24–26). Подробнее пророчества о Иисусе рассматриваются в статье пророчества как подтверждение Библии.

Ещё одно отличие состоит в том, что многие последователи Саббатая Цеви отказывались поверить, что он действительно умер и воскрес, так как не верили, что он вообще может умереть. Сам сюжет его исчезновения больше подходит для легенд об апофеозе, когда некий человек обретает статус божества.

Опираясь на документы этого течения, исследователь Гершом (Герхардт) Шолем (Scholem) сумел проследить развитие сюжета о том, как брат Саббатая обнаружил, что его гробница пуста. Хотя критики христианства выстраивают теории, будто бы легенды о Христе изменялись и развивались с течением времени, никаких доказательств существования протоевангелий у них нет, зато известно, что по меньшей мере одно или два из имеющихся у нас четырёх евангелий могут быть датированы периодом первых трёх десятилетий после Воскресения (см. воскресение Христа: свидетельства). Несмотря на это, рассказы о жизни, смерти и воскресении Иисуса не изменялись и не обрастали вымыслами по сравнению с изначальными документами, сохранёнными в ортодоксальной Церкви.

В случае Саббатая Цеви противоречивы даже свидетельства о том, учил ли Натан, что Цеви не умер. В одном обнаруженном исследователями письме сообщается, что Натан в действительности умер на месяц раньше, чем Цеви, и что фактически они никогда не встречались друг с другом.

Библиография:

G. Scholem, Sabbatal Seal: The Mystical Messiah.

G. Habermas, «Resurrection Claims in Non-Christian Religions» // Religious Studies 25 (1989).

Цельс

(CELSUS)

Цельс был языческим философом второго столетия. Его «Истинная доктрина» (также «Беседа», Discourse) является древнейшим из дошедших до нас произведений, критикующих христианскую веру (ок. 178). Оно известно благодаря ответу на него Оригена в восьми книгах под общим названием «Против Цельса» (Contra Celsum), в которых воспроизведена большая часть рассуждений Цельса. Других письменных источников не сохранилось.

Ориген описывает взгляды Цельса как сочетание платонистских (см. Платон) представлений о Боге и греческого °политеизма. В итоге получается неведомый Бог, отдающий власть над человеческим бытием разнообразным демонам. Истинная религия проявляется в сосредоточении помыслов на Боге и в умилостивлении культовых демонов. Следует поклоняться императору, участвуя в общественных праздниках, выполняя общественные обязанности и отбывая службу в армии (см. Douglas, 206).

Цельс избирает себе роль беспристрастного языческого наблюдателя, лишённого сильных религиозных чувств. Он хвалит христианство за его учение о Логосе и высокую нравственность, но резко возражает против его исключительности. Он критикует большую часть библейской истории за описания чудес и выражает свою неприязнь по отношению к учению о воплощении и распятии. Он также порицает христианский нонконформизм, который, как он считает, подрывает устои римского законопорядка. Его критика сводится к упрёкам в религиозном суеверии, нетерпимости и политическом нонконформизме.

На эти обвинения ответил Ориген. Цельс не сумел оценить историческое свидетельство (см. Новый Завет: историческая достоверность) и философское обоснование библейских чудес (см. чудеса; чудеса: аргументы против). Он также не воспринял свидетельство, подтверждающее божественную сущность Христа (см. Христос: божественная сущность) и уникальность христианства (см. мировые религии и христианство; Христос: уникальность).

Библиография:

Celsus, The True Doctrine.

H. Chadwick, Origen contra Celsum.

F. L. Cross, «Celsus» // The Oxford Dictionary of the Chris tian Church.

E. R. Dodds, Pagan and Christian In an Age of Anxiety.

Origen, Contra Celsum.


Источник: Энциклопедия христианской апологетики = Baker Encyclopedia of Christian Apologetics / Норман Л. Гайслер. - СПб. : Библия для всех, 2004. - 1184 с. ISBN 5-7454-0875-8

Комментарии для сайта Cackle