Азбука веры Православная библиотека Неправославные исповедания Католичество Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора
иерей Александр Сухарев

Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора

Источник

Московская духовная академия

Кафедра Богословия

Магистерская диссертация

Специальность: сравнительное богословие

Автор: /иерей Александр Сухарев/

Научный руководитель: /иерей Антоний Борисов/

Содержание

Список сокращений Введение Актуальность темы Цели и задачи исследования Практическая значимость исследования Объект исследования, методология и хронологические рамки Краткий обзор источников и литературы. Степень изученности темы Структура исследования Глава 1. История формирования устава и богословия мессы Закон молитвы 1.1 Термин «месса» 1.2 Язык мессы 1.3 Структура и чинопоследование мессы Библиография Источники Литература Электронные ресурсы  

 

Список сокращений

IGMR (Institutio Generalis Missalis Romani) – Общие наставления к Римскому миссалу

LG (Lumen Gentium) – Догматическая Конституция о Церкви II Ватиканского собора

NOM (Novus Ordo Missae) – новый чин мессы, введенный в обиход римско-католической церкви в 1969 г.

PE (Prex Eucharistica) – Евхаристическая молитва

SC (Sacrosanctum Concilium) – Конституция о священной Литургии II Ватиканского собора

Апол. – Апология мученика Иустина

Введение

Актуальность темы

В последнее время в Православной Церкви активно обсуждается вопрос о способах приспособления богослужения к пониманию современного человека. Несмотря на кажущуюся очевидность решения этой задачи научно-просветительскими методами (новые переводы, издание богослужебной литературы с комментариями, курсы и лекции), сама по себе эта работа носит только прикладной характер. Наиболее полное и сознательное участие в литургическом действе Церкви заключается не в том, чтобы разбираться в структуре богослужения или понимать значение прежде непонятных слов. Сознательно участвуя в соборной молитве Церкви, человек получает возможность достичь главной цели христианской жизни – соединения с Богом. Являясь средоточием жизни Церкви, богослужение может и должно быть центром жизни современного христианина, главным богословским основанием его веры и конечной целью его существования.

Вступая в область литургического богословия, любой исследователь неизбежно сталкивается с вопросом соотношения внешнего литургического действия с его богословским содержанием. О существовании этой связи говорил еще свт. Ириней Лионский, когда утверждал, что христианское учение о воскресении «согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает учение» (Против ересей, кн. 4; 18. 5). Уверенность в том, что литургические формулы должны быть основаны на вере Церкви и испытываться церковной традицией, в V в. была облечена в формулировку Проспера Аквитанского: ut legem credendi lex statuat supplicandi (…чтобы закон молитвы определял закон веры), или просто: lex orandi – lex credendi. При этом «закон молитвы» включает не только литургический формуляр и его вербальное осуществление в церковном собрании, а «закон веры» не ограничивается исповеданием веры или набором догматических формулировок. Существующие в неразрывной связи, два «закона» представляют собой единое действие Церкви, выражающее опыт общения с Богом и к этому общению устремленное. «Богослужение не может быть уравнено ни с текстами, ни со священнодействиями, – пишет протопр. Александр Шмеман. – Оно есть некое целое, в котором все: молитвословия, чтения, пение, обряды, соотношение всего этого в последовании и чине, и, наконец, то… значение, которое он, помимо своего непосредственного содержания, получает от своего места в общей связи богослужения – только все это вместе определяет смысл целого, и, следовательно, подлежит изучению и богословской оценке» .

Цели и задачи исследования

Целью исследования является изучение опыта Католической Церкви в реформировании богослужения, в частности – исследование причин и последствий богослужебной реформы, проведенной после II Ватиканского собора. Достижение цели предполагает ответ на вопрос о том, каким образом в двух разных чинах закон молитвы соотносится с законом веры, принадлежат ли две литургии одной общей традиции и, наконец, при каких условиях возможно «идеальное» соединение двух компонентов богослужения на практике.

Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких задач:

1. Изучив историю формирования Тридентской мессы и мессы Novus Ordo показать, насколько эти чинопоследования принадлежат общей литургической традиции;

2. Проведя сравнительный анализ богословских и уставных особенностей двух чинопоследований, установить общее и различное в богословском понимании литургии представителей разных богословских традиций;

3. Подробно рассмотрев содержание и принципы богослужебной реформы после II Ватиканского собора, а также изучив последствия ее проведения, дать продуманную оценку характеру изменений во взглядах католического богословия на природу Церкви и церковной традиции в XX в.

Практическая значимость исследования

Данная работа представляет собой описание опыта Католической Церкви, однако вопрос о соответствии современного литургического сознания церковной традиции имеет практическую ценность и для нас. Описание принципов литургической реформы и ее богословское обоснование помогает нам правильно ответить на вопрос о том, каким образом может быть создан контекст, в котором богослужение находится в центре жизни современного христианина. Для этого необходимо учесть не только положительные результаты реформы, но также ее ошибки и крайности, зафиксированные в работах самих католических богословов.

Рассматриваемые в этой работе чинопоследования мессы обнаруживают разные богословские подходы к понятиям Церкви и Евхаристии, взаимодействуя с которыми богослужение существенно меняет свой характер. В проведении данного исследования автор постарался учесть все возможные факторы воздействия на развитие и формирование богослужебного текста: историю его возникновения, богословский метод интерпретации, культурную среду, восприимчивость к другим традициям, и, наконец, укорененность в главной литургической молитве – первой Евхаристии, установленной Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере.

Объект исследования, методология и хронологические рамки

Объектом исследования данной работы является литургическая реформа Католической Церкви, проведенная после II Ватиканского собора, а также реакция католических богословов на эту реформу.

При разработке темы было использовано несколько методов исследования: историко-критический, сравнительно-аналитический и источниковедческий.

Основные хронологические рамки включают в себя период от начала XXII сессии Тридентского собора (1562г.) до настоящего времени.

Краткий обзор источников и литературы. Степень изученности темы

Главными источниками исследования являются литургические чинопоследования и официальные документы Католической Церкви разных лет.

Для описания структуры и чинопоследования Тридентской мессы в данной работе использовался «Римский миссал, восстановленный согласно Декрету Тридентского собора, изданный по повелению верховного понтифика Пия V, пересмотренный заботами других понтификов, реформированный Пием X и властью Бенедикта XV признанный всеобщим» (Missale Romanum ex Decreto Concilii Tridentini Restitutum S. Pii V. Pontificis Maximi Jussu Editum Aliorumque Pontificum Cura Recognitum A.S. Pio X Reformatum et Benedicti XV Auctoritate Vulgatum), изданный при папе Иоанне XXIII в 1962 г. В качестве богословского обоснования литургической реформы 1570 г. в работе используется «Учение о Священном Жертвоприношении мессы», принятое на XXII сессии Тридентского собора.

Для описания структуры и чинопоследования мессы Novus Ordo использованы «Чин мессы согласно римскому миссалу Католической Церкви» с параллельным русско-латинским текстом издания 2002 г., а также «Общие наставления к Римскому миссалу» в двух версиях – латинской (Institutio Generalis Missalis Romani) и англоязычной (General Instruction of the Roman Missal). В качестве богословских источников для изучения современной мессы использовались текст Конституции «О священной Литургии» (Sacrosanctum Concilium) II Ватиканского собора, а также документы, изданные Святейшим Престолом и подразделениями Римской курии (в частности, Священной Конгрегацией обрядов) в XX в. Особняком в этом ряду стоит Апостольское послание Бенедикта XVI Summorum Pontificum, в котором утверждается равноправие экстраординарного и ординарного чина мессы.

Несмотря на увеличивающийся интерес к католическому богослужению, степень изученности предмета данной работы в Русской Православной Церкви невелика . Учитывая то обстоятельство, что перед автором не стояла задача проведения сравнительного анализа евхаристического богословия Католической и Православной Церкви, в диссертации использованы в основном работы католических богословов. Эти работы можно условно разделить на три части: (1) те, в которых проводится мысль о том, что Тридентская месса более точно отражает предание и вероучение Католической Церкви, а месса Novus Ordo представляет собой модернизированный церковный обряд, приспособленный к нуждам т.н. «современного» человека (например, статьи настоятеля традиционалистского католического священнического братства святого Пия X Бернара Фелле); (2) те, в которых утверждается, что месса Novus Ordo не содержит никаких отклонений от католической традиции и что ее появление было вызвано пастырской заботой Церкви о своих чадах (например, книга доцента Университета Святого Фомы в Сент-Поле Массимо Фаджоли «True Reform. Liturgy and Ecclesiology in Sacrosanctum Concilium»); (3) и те, в которых признается возможность использования двух чинопоследований, но отмечается, что служение Тридентской мессы помогает восстановить в современном человеке понятие о жертве и подчиненности Богу, отчасти утерянных в Католической Церкви новейшего времени (например, книга сторонника теории органического развития богослужения Алкуина Рейда «The Organic Development of Liturgy»).

В диссертации использованы работы ученых-литургистов, посвятивших свою жизнь исследованию богослужения западной традиции и стоявших у истоков богослужебной реформы XX века – Адриана Фортескью, Йозефа Юнгманна, Грегори Дикса, а также работы современных ученых – Роберта Тафта, Лорен Пристас, Йозефа Добжая и др.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, пяти основных частей и заключения. В первой главе рассматривается история возникновения, формирования и богословские особенности западной литургии до середины XVI в. Вторая глава посвящена причинам кодификации западного богослужения, Тридентскому собору и его учению о Евхаристии, а также подробному описанию чинопоследования Тридентской мессы. Третья часть посвящена возникновению литургического движения и богословия «возвращения к истокам», подготовившим почву для литургической реформы. В четвертой главе дается анализ Конституции о священной Литургии II Ватиканского собора и представлено описание нового чина мессы – Novus Ordo Missae. В анализе чинопоследований подробно рассматриваются их уставные («закон молитвы») и богословские особенности («закон веры»). Пятая глава представляет собой обзор современной полемики между сторонниками восстановления классической латинской мессы и их оппонентами, отстаивающими легитимность нового чина мессы и его укорененность в церковной традиции. В заключении дается краткое описание уставных и богословских особенностей двух литургических чинопоследований и представлены выводы автора.

Глава 1. История формирования устава и богословия мессы

Закон молитвы

1.1 Термин «месса»

Месса – основная литургическая служба латинского обряда римско-католической Церкви. Римо-католики исповедуют, что во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление предложенных даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Слово «месса» (лат. missa) происходит от латинского глагола mittere «отсылать, отпускать», и в самом начале имело значение отпуста верных в конце евхаристического собрания . Однако с течением времени наименование «месса» стало употребляться исключительно в смысле евхаристического богослужения. Древнейшее свидетельство такого характера находится в одном из писем Амвросия Медиоланского, датируемого 386 годом. Во время христианского собрания в воскресный день некий человек пришел к епископу по срочному делу, но, несмотря на это, Амвросий совершил евхаристию: Ego tamen mansi in munere, missam facere coepi («Что до меня, я остался в своей должности [служителя], и приступил к совершению евхаристии») .

Начиная с середины V в., слово missa засвидетельствовано как однозначное обозначение служения Евхаристии. Единственная фраза, которая сохранила древнейшее значение отпуста, находится в самом конце современного чинопоследования латинской мессы: Ite, missa est (Идите [с миром], месса завершена).

1.2 Язык мессы

Богослужение западного обряда сформировалось в особой языковой среде. Литургические памятники первых веков (Послание Климента, Апологии мученика Иустина и т.н. «Апостольское предание») написаны на греческом языке. Рим населяло большое количество грекоговорящих этнических общин из разных частей империи, среди которых были выходцы из Палестины, Малой Азии и Ближнего Востока. Многие из них продолжали совершать богослужение на греческом языке. Постепенное изменение состава римского общества потребовало перехода с греческого на латынь, что привело к возникновению разных переводных редакций . Процесс латинизации обряда, начавшийся в конце II в. с появлением первых переводов Библии, до 390 г. был завершен .

С распространением церковной латыни связано одно важное языковое свойство. В латинском языке наблюдается максимальная ассимилирующая сила. Вместе с военной и политической экспансией Рима расширялся ареал использования латыни. Несмотря на то, что эллинская культура была очень влиятельной, латынь стала главной объединяющей силой западной литургии. Богослужебный латинский принадлежит высокому литературному стилю, обращен больше к уму, чем к сердцу, и своим стихотворным ритмом напоминает слушающему о непреходящем Божием величии .

После X в. латынь постепенно вытесняют из употребления народные языки, и вместе с этим в Католической Церкви возникает тенденция к составлению литургий на понятном для народа наречии. Обычно эти течения возникали в среде движений за национальную независимость – таких, как гуситы, которые на Базельском соборе (1415 г.) потребовали разрешить использование чешского языка в литургии. Эта традиция была продолжена учителями Реформации, считавших, что главной целью богослужения была его назидательность. Сопротивление ортодоксальных католиков было связано с опасениями неверного перевода Библии и вообще фальсификации священных текстов.

1.3 Структура и чинопоследование мессы

В исследовании богослужения важно различать базовую структуру чинопоследования и его текст. Структура формируется почти сразу, текст изменяется в истории. Именно структура помогает понять, какой опыт заложен в церковной молитве, на чем она основана и какую цель перед собой ставит. Текст песнопений и молитв расставляет богословские акценты, подчеркивает или, наоборот, приглушает значение того или иного богослужебного элемента. Структуру восстановить легче, чем написать исчерпывающую историю текста. «Источники латинской мессы Римского обряда сокрыты в глубокой тьме, – пишет Йозеф Юнгманн (J. Jungmann). Древнейшие документы, которые фиксируют этот тип мессы, представляют собой работу франкских переписчиков VIII-IX вв., и даже имея весь аппарат литературной критики и текстуального анализа, мы с трудом можем восстановить какие-то записи древнее шестого, максимум, пятого, века» . Структура христианского богослужения Рима была описана уже во II в. мучеником Иустином Философом (+165). В гл. 64 и 65 «Первой апологии» повествуется о пасхальной литургии, на которой новокрещеные впервые причащались Святых Таин, а в гл. 67 – говорится о воскресном евхаристическом богослужении. Эти свидетельства позволяют нам сконструировать схему литургии, которая совершалась в Риме в середине II века.

Библиография

Источники

1. Блаженный Августин. О граде Божием. Кн. 10, гл. 6. [электронный ресурс] URL: http://azbyka.org/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/10_5

2. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, М.: 2006.

3. Иустин, мч. Первая апология, представленная в пользу христиан Антонину благочестивому // Памятники древнехристианской письменности / Храм святых бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, М., 2005. С. 30–93.

4. Иустин, мч. Диалог с Трифоном иудеем. [Электронный ресурс] URL: http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father2/Iustin3.html (дата обращения: 29.04.2015).

5. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Евреям. Беседа 17. [Электронный ресурс] URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_12_1/txt17.html (дата обращения: 12.04.2015).

6. Григорий Двоеслов, святитель. Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души. Сибирская Благозвонница; М.: 2012.

7. Догматическая конституция о Церкви «LUMEN GENTIUM» (21.11.1964) II Ватиканского собора // Документы II Ватиканского Собора. – 3-е изд., новый формат, гибкий переплет. – М.: Паолине, 2004. – С. 73–155.

8. Конституция о священной Литургии «SACROSANCTUM CONCILIUM» (4.12.1963) II Ватиканского собора // Документы II Ватиканского Собора. – 3-е изд., новый формат, гибкий переплет. – М.: Паолине, 2004. – С. 17–60.

9. Лютер М. Чин мессы и причащения для Виттенбергской церкви. Евангелическое Лютеранское Служение, 2003. Перевод выполнен по изданию: «Formula Missae et Communionis pro Ecclesia Vuittembergensi» // D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesammtausgabe. 12. Band, S. 205–220. Weimar, 1891 («Веймарское издание»).

10. Чин мессы согласно римскому миссалу Католической церкви 2002 г. М., Издательство францисканцев, 2013.

11. Missale Romanum ex Decreto ss Concilii Tridentini Restitutum S PII Pontificis Maximi Jussu Editum Aliorumque Pontificum Cura recognitum A.S. Pio X reformatum et Benedicti XV Auctoritate Vulgatum (2004). Bonn, Aedibus Palmarum, 2004.

12. Ritus servandus in celebratione Missæ // Missale Romanum Ex Decreto Concilii Tridentini Restitutu. pp. 60–77.

13. Тридентский собор (XIX Вселенский). Учение о Священном Жертвоприношении мессы. [Электронный ресурс]. URL: http://fsspx.of.by/files/tridentine.pdf (дата обращения: 09.02.2015).

14. Benedict XVI, Pope. Apostolic Letter «SUMMORUM PONTIFICUM» On the Use of the Roman Liturgy Prior to the Reform of 1970 (07.07.2007) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/motu_proprio/documents/hf_ben-xvi_motu-proprio_20070707_summorum-pontificum.html (accessed: 24.04.2015).

15. Benedict XVI, Pope. Apostolic Exhortation «SACRAMENTUM CARITATIS» (22.02.2007) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/apost_exhortations/documents/hf_ben-xvi_exh_20070222_sacramentum-caritatis.html (accessed: 28.04.2015).

16. Congregation for Divine Worship. «QUATTUOR ABHINC ANNOS». Indult for Use of Roman Missal of 1962 (22.10.1984) [Electronic resource] // EWTN. Global Catholic Network [Official website]. http://www.ewtn.com/library/curia/cdw62ind.htm (accessed: 28.04.2015).

17. Congregation for Divine Worship and the Discipline of Sacrament. Instruction «REDEMPTIONIS SACRAMENTUM» On certain matters to be observed or to be avoided regarding the Most Holy Eucharist (25.03.2004) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ccdds/documents/rc_con_ccdds_doc_20040423_redemptionis-sacramentum_en.html#_ftnref98 (accessed: 28.04.2015).

18. Eucharistic Prayer for Masses for Various Needs and Occasions (I – IV). URL: http://catholic-resources.org/ChurchDocs/EPV1–4.htm (accessed: 15.04.2015).

19. General Instruction of the Roman Missal. [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ccdds/documents/rc_con_ccdds_doc_20030317_ordinamento-messale_en.html (accessed: 28.04.2015).

20. Institutio Generalis Missalis Romani. [Electronic resource] // EWTN. Global Catholic Network [Official website]. URL: http://www.ewtn.com/library/CURIA/cdwlgrm.htm (accessed: 28.04.2015).

21. Ioannis XXIII, Pope. «GAUDET MATER ECCLESIA». Allocutio in Solemni SS. Concilii Inauguratione. (11.10.1962) [Electronic resource] URL: https://jakomonchak.files.wordpress.com/2012/10/john-xxiii-opening-speech.pdf (accessed: 11.04.2015).

22. Ioannis Pauli II. Litterae Apostolicae «ECCLESIA DEI» (17.06.1988) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/la/motu_proprio/documents/hf_jp-ii_motu-proprio_19880702_ecclesia-dei.html (accessed: 25.04.2015).

23. John Paul II, Pope. Apostolic Letter «VICESIMUS QUINTUS ANNUS» (4.12.1988) [Electronic resource] // EWTN. Global Catholic Network [Official website]. URL: http://www.ewtn.com/library/PAPALDOC/JP2VICES.HTM (accessed: 24.04.2015).

24. John Paul II, Pope. Letter «DOMINICA CENAE» On The Mystery And Worship Of The Eucharist (24.02.1980) [Electronic resource] // EWTN. Global Catholic Network [Official website]. URL: http://www.ewtn.com/LIBRARY/papaldoc/jp2domin.htm (accessed: 24.04.2015).

25. John Paul II, Pope. Encyclical Letter «ECCLESIA DE EUCHARISTIA» (17.04.2003) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://www.vatican.va/holy_father/special_features/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_20030417_ecclesia_eucharistia_en.html (accessed: 20.04.2015).

26. Paul VI, Pope. Apostolic Constitution «MISSALE ROMANUM» (3.04.1969) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://w2.vatican.va/content/paul-vi/en/apost_constitutions/documents/hf_p-vi_apc_19690403_missale-romanum.html (accessed: 28.04.2015).

27. Pius V, Pope. Apostolic Constitution «QUO PRIMUM» (14.07.1570) [Electronic resource] URL: http://www.papalencyclicals.net/Pius05/p5quopri.htm (accessed: 20.04.2015).

28. Pius XII, Pope. Encyclical «HUMANI GENERIS» (12.08.1950) [Electronic resource] URL: http://www.papalencyclicals.net/Pius12/P12HUMAN.HTM (accessed: 20.04.2015).

29. Pius XII, Pope. Encyclical on the Sacred Liturgy «MEDIATOR DEI» (20.11.1947) [Electronic resource] // The Holy See [Official website]. URL: http://w2.vatican.va/content/pius-xii/en/encyclicals/documents/hf_p-xii_enc_20111947_mediator-dei.html. (accessed: 28.04.2015).

30. Sacred Congregation for Divine Worship. Instruction on the Manner of Distributing Holy Communion «MEMORIALE DOMINI» (29.05.1969) [Electronic resource] // EWTN. Global Catholic Network [Official website]. URL: https://www.ewtn.com/library/CURIA/CDWMEMOR.HTM (accessed: 27.04.2015).

Литература

31. Желтов М.С. Анафора // Православная энциклопедия. – М., 2004. – Т. II. С. 179–289.

32. Кунцлер М. Литургия Церкви. М., 2001. Христианская Россия. Т.2.

33. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. – СПб.: «Александрия», 2008.

34. Пономарев А.В. Апостольское предание // Православная энциклопедия. М., 2001. – Т. III. С. 125.

35. Прокофьева Н.Д., Фокин А.Р. Адопцианство // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 310–311.

36. Неотомизм // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

37. Руссо О. История литургического движения. Издательство «Дю Серф», Париж. 1945.

38. Сахаров П. Литургическое движение // Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1698–1701.

39. Тафт Р.Ф. Как растут литургии. Quo Vadis, Киев, 2009.

40. Тафт Р.Ф. Сравнительная литургия Баумштарка // Статьи. Т. II: Литургика. / Омск: Голованов, 2011.

41. Ткаченко А.А. Евхаристия. Евхаристия на Западе во II тысячелетии // Православная энциклопедия. – М., 2008. – Т.XVII. С.666–693.

42. Тюшагин В.В. II Ватиканский собор. Подготовительный период // Православная энциклопедия. – М., 2004. – Т. 7. – С. 287–288.

43. Усков Н.Ф. Амалар Симфозий. Православная энциклопедия. М., 2000. Т. II. С. 92.

44. Шишков А.М. Готшальк // Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т.XII. С. С. 221–222.

45. Шмеман А., протопресв. Введение в литургическое богословие. Пролог. Киев, 2003.

46. Шмеман А., протопресв. За жизнь мира. Издательство храма святой мученицы Татианы. М., 2003.

47. Arinze F., cardinal. Active Participation in the Sacred Liturgy. Antiphon 9.1 (2005). pp. 6–15.

48. Baldovin J. F. Reforming the Liturgy. A Response to the Critics. Liturgical Press Collegeville, Minnesota, 2008.

49. Boersma H. Sacramental Ontology: Nature and the Supernatural in the Ecclesiology of Henri de Lubac // New Blackfriars, Vol. 88, Issue 1085. pp. 239–262.

50. Beal R.M. In Pursuit of a «Total Ecclesiology»: Yves Congar's «De Ecclesia» ProQuest, 2009.

51. Boersma H. Nouvelle Theologie and Sacramental Ontology. Oxford University Press, 2009.

52. Bradshaw P. F. What do we really know about the earliest Roman liturgy? // Studia Patristica, Vol. LXXI. Peeters, Leuven-Paris-Walpole, MA, 2014.

53. Bux N. Benedict XVÍs Reform. The Liturgy Between Innovation and Tradition. Ignatius Press, 2012.

54. Cavanagh W.T. Eucharistic Sacrifice and the Social Imagination in Early Europe // Journal of Medieval and Early Modern Studies Vol. 31, No. 3. Fall 2001. pp. 585–605.

55. Chadwick A. Missa Tridentina. The Reform of The Roman Mass Liturgy in the Sixteenth Century. Fribourg, 1990.

56. Chaselle C. The Crucified God in the Carolingian Era: Theology and Art of Christ's Passion. Cambridge University Press, 2001.

57. Congar Y., True and False Reform in the Church. Liturgical Press, Collegeville, Minnesota, 2011.

58. Day J. J. Reading the Liturgy: An Exploration of Texts in Christian Worship. Bloomsbury, T&T Clark. 2014.

59. Daly R.J. Robert Bellarmine and Post-Tridentine Eucharistic Theology. Theological Studies 61 (2000) pp. 239–260.

60. Dix G. The Shape of the Liturgy. Dacre Press, Adam & Charles Black, London, 1975.

61. Dobszay L. The Proprium Missae of The Roman Rite // The Genius of the Roman Rite. Historical, Theological, and Pastoral Perspectives on Catholic Liturgy. Chicago: Hillenbrand books, 2010.

62. Explanation of the Prayers and Ceremonies of Holy Mass Taken from Notes Made at the Conferences of Dom Prosper Guéranger, Abbot of Solesmes. 2007. Biretta Books, Ltd. Chicago.

63. Faggioli M. True Reform. Liturgy and Ecclesiology in Sacrosanctum Concilium. Liturgical Press, Collegeville, Minnesota, 2012.

64. Fellay B. The Problem of the Liturgical Reform. Angelus Press, Kansas City, Missouri 64109.

65. Fortescue A. The Mass. A Study on the Roman liturgy. Longmans, Green and Co. 1914.

66. Gordon-Taylor B., Day J. The Study of Liturgy and Worship. London, SPCK, 2013.

67. Gy P-M. Cardinal Ratzinger’s The Spirit of The Liturgy. Antiphon 11.1 (2007) pp. 90–102.

68. Gy P-M. History of the Liturgy in the West to the Council of Trent // The Church at prayer Volume I. Principles of the Liturgy Vol. I. / by A. G. Martimort (Editor), I. H. Dalmais (Editor), P. Jounel (Editor) / The Liturgical Press, Minnesota, 1985. pp. 45–62.

69. Harmless W. Augustine and the Catechumenate. Collegeville, MN: The Liturgical Press [A Pueblo Book], 1995.

70. Hahnenberg E.P. The Rise of the Theology of the Laity // C21 Resources, 2010. pp. 6–8.

71. Hinze B. E. Narrative Contexts, Doctrinal Reform. Theological Studies, 51 (1990) pp. 417–433.

72. Hitchcock J. Continuity and Disruption in the Liturgy: A Cultural Approach. Antiphon 12.2 (2008) pp. 167–178.

73. Jackson P. Eucharist // Augustine Through the Ages: An Encyclopedia. William B. Eerdmans Publishing Company. Grand Rapids, Michigan / Cambridge, UK. 2009. pp. 329–334.

74. Joncas J. M. Tasting the Reign of God. Center for Catholic Studies. University of St. Thomas – St. Paul, MN, 2000.

75. Jungmann J. A. Concluding Doxology of the Roman Canon // The Early Liturgy, University of Notre Dame Press, 1959.

76. Jungmann J. A. The Mass and the Roman Rite. Its origins and development (Missarum Sollemnia). Benziger Brothers, Inc, N. Y., 1951.

77. Kappes K. W. The Chronology, Organization, Competences and Composition of the Consilium ad Exsequendam Constitutionem de Sacra Liturgia. Elaborato Scritto per la Commissio ad Lauream, 2009.

78. Kavanagh A. On Liturgical Theology. The Liturgical Press, Collegeville, Minnesota. 1992.

79. Kilmartin E.J. The Catholic Tradition of Eucharistic Theology: Towards The Third Millenium // Theological Studies 55 (1994) pp. 405–457.

80. Lemna K. Louis Bouyer’s Defense of Religion and the Sacred: Sacrifice and the Primacy of Divine Gift in Christian Liturgy // Antiphon 12.1 (2008) pp. 2–24.

81. Levering M. Sacrifice and Community: Jewish Offering and Christian Eucharist. Blackwell Publishing, 2005.

82. Mazza E. The Eucharistic Prayers of the Roman Rite. Collegeville, Minnesota, 2004.

83. Metzger M. History of the Liturgy. The major stages. The Liturgical Press, Collegeville, Minnesota. 1997.

84. Metzger M. A Eucharistic Lexicon // Handbook for liturgical studies vol. III. / Collegeville, Minn. Liturgical Press, 1999. pp. 1–8.

85. Pecklers K., Ostdiek G. The history of vernaculars and role of translation // A Commentary on the Order of Mass of the Roman Missal / Order of St. Benedict, Collegeville, Minnesota, 2011. pp. 35–72.

86. Pristas L. The Collects of the Roman Missals of 1962 and 2002. Bloomsbury T&T Clark. Fakenham, Norfolk.

87. Rahner K. Foundations of Christian Faith: An Introduction to the Idea of Christianity Crossroad: New York 1978/1994.

88. Reid A. Sacrosanctum Concilium and the Reform of the Ordo Missae. Antiphon 10.3 (2006) pp. 277–295.

89. Reid A. The Organic Development of the Liturgy. Ignatius Press, San Francisco, 2005.

90. Romano J.F. Liturgy and Society in Early Medieval Rome. Burlington, VT: Ashgate, 2014.

91. Smolarski D.Ch. The General Instruction of the Roman Missal, 1969–2002: A Commentary. Liturgical Press, 2003.

92. Willis G.G. A History of Early Roman Liturgy. London, 1994.

Электронные ресурсы

93. Кирьянов Д., священник. Богословие природы и благодати и возникновение доктринального плюрализма в католическом богословии. [Электронный ресурс] URL: http://www.bogoslov.ru/text/255955.html (дата обращения 02.04.2015).

94. Ламбрехтс А. Дом Ламбер Бодуэн и литургическое движение в Католической Церкви в начале XX века. [Электронный ресурс] URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/641 (дата обращения 06.03.2015).

95. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада [электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/08.php (дата обращения 14.04.2015).

96. Любак А. де. Католичество. Социальные аспекты догмата. [Электронный ресурс] URL: http://www.agnuz.info/app/webroot/library/35/205/ (дата обращения 22.03.2015).

97. Маркович К., протод. Блаженный Августин: Церковь и Евхаристия. [Электронный ресурс] URL: http://mitropolia.spb.ru/docs/protodiakon-konstantin-markovich-blazhennyy-avgust (дата обращения 21.04.2015).

98. Реати Ф.Э. Западное богословие XX века. [Электронный ресурс] URL: http://www.teologia.ru/www/biblioteka/reaty.htm

99. Реати Э. Бог в XX веке: человек-путь к пониманию Бога. [Электронный ресурс] URL: http://jsulib.ru/Lib/Articles/003/362/

100. Ратцингер Й., кардинал. Богословие литургии. Лекция. [Электронный ресурс]: URL: http://www.benediktxvi.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2122&Itemid=1

101. Юргенсон В. История термина «пресуществление» в православном богословии. [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.org/knigi/istoria_termina_presuschestvlenie.shtml#_ftnref68

102. Benedikt XVI, Papst. Brief an die Mitglieder der Deutschen Bischofskonferenz zur Frage der Übersetzung des Kelchwortes [Electronic resource] // Deutsche Bischofkonferenz [Official website] URL: http://www.dbk.de/presse/details/?presseid=2091&cHash=a73624e1fe19363371ca03c812dbf396 (accessed: 28.04.2015).

103. Folsom C. From One Eucharistic Prayer to Many: How it Happened and Why. [Electronic resource] // Adoremus Bulletin [Official website] URL: http://www.adoremus.org/9–11–96-FolsomEuch.html (accessed 27.04.2015).

104. Just F. Lectionary statistics. URL: http://catholic-resources.org/Lectionary/Statistics.htm (accessed 29.04.2015).

105. Kasper W. The Continuing Challenge of the Second Vatican Council. [Electronic resource] URL: http://www.vatican2voice.org/7reception/kasper.htm (accessed: 28.04.2015).

106. The Liturgy of the Mass // Catholic Encyclopedia. [Electronic resource] URL: http://www.newadvent.org/cathen/09790b.htm (accessed: 14.04.2015).

107. Tribe S. Of Sacrifice and the Sacrament: A Historical and Contemporary Challenge for the (New) Liturgical Movement. [Electronic resource] URL: http://www.newliturgicalmovement.org/2011/08/of-sacrifice-and-sacrament-historical.html

108. St. Vincent of Lérins [Electronic resource] // Catholic Encyclopedia. Vol. 5. [Электронный ресурс]: URL: http://www.newadvent.org/cathen/15439b.htm (accessed: 28.04.2015).

109. Pietersen H.J. Meta-Paradigms in Theological Thought. [Electronic resource] URL: http://www.quodlibet.net/articles/pietersen-metaparadigms.shtml (accessed: 28.04.2015).

110. Wooden C. Synod Members Seek Balance: Eucharist as Sacrifice, Communal Meal. [Electronic resource] URL: http://www.americancatholic.org/News/Synod/synodsacrifice.asp (accessed: 28.04.2015).


Источник: Сухарев Александр, иерей. Богословские и уставные изменения, произошедшие в евхаристическом богослужении Римско-католической церкви после II Ватиканского собора // Магистерская диссертация. - Сергиев Посад : Московская духовная академия, 2015. - 18 с. (На правах рукописи).

Комментарии для сайта Cackle