архим. Антоний

Источник

Исцеление. Чудо 4-е в 1671 году

Нога бых хромым (Иов.29:15)

В пределе Бразинском у одного знатного человека много лет страдала болезнью ног жена, по имени Анна. Болезнь до того развилась, что женщина эта сама уже ходить не могла. Не находили средств для излечения и врачи, много лет ее пользовавшие. Муж больной узнал как-то о чудотворном, что в Ильинском монастыре, образе Пресвятой Богородицы, и решил привести жену для поклонения. Больную внесли в церковь, где со слезами она молилась пред чудотворным образом. Во время молитвы она почувствовала, что, как и у описанного в «Деяниях» (Деян.3:1–7) хромого, утвердились ее ступени и колена. Тогда вдруг она поднялась и стала ходить, прославляя Бога и Богородицу. Все видели сие чудо и исполнились ужаса от приключившегося.

Беседа 4-я

Спросим Иерусалимского хромого, что ранее был носим, где обрел он ноги? Ответит – при красных дверех церковных (Деян. 3:10). Счастлив ты, хромой, выбрав себе место у красных церковных дверей, при которых окрепли твои ноги. Но более счастливы держащиеся и избравшие себе место у Пресвятой Девы, ибо Она есть наипрекраснейшие врата Церкви. При них исцеляется не только хромота телесная, как у вышеуказанной Анны, но и душевная. Хрома была душевными ногами Египетская грешница, и хрома настолько, что не могла переступить даже церковного порога: «Когда касалась,» говорила она, «порога моя больная нога, церковь принимала всех, никому не возбраняя вход, меня же, окаянную, не допускала, но, подобно охранявшему вход множеству воинов, некоторая сила Божия удерживала». – Но обрати внимание, как утвердились ее ноги у образа Богородицы: она не только вошла в церковь поклониться Честному Древу, но потом побежала даже в пустыню, и пошла по водам и воздуху. Так сильны сии мысленные врата в уврачевании тех и других ног, – телесных, говорю, и душевных.

У ворот обыкновенно выпрашивают милостыню. Где можно найти наилучшую милостыню, как не у Пресвятой Девы? Смутился я такими словами – сия врата заключенна будут и не отверзутся (Иез.44:2), – боялся, что некогда прибегнув к ним и постучав, не буду выслушан и возвращусь со стыдом, ибо как чрез затворенные и никогда не отворяющиеся врата может что-либо упасть в мои руки? Но когда выслушал песнь – Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению (Богород.), – тогда возымел надежду и, хотя дерзко, осмеливаюсь прибегать к Тебе, о Небесная Врата! Недоступна Ты к испытанию того, как пребывая Девою, возмогла родить, ибо сими вратами нет входящего: радуйся, свет неизреченно родившая, радуйся, еже како, ни единого же научившая (Акаф. Икос 2). Но Ты доступна для подаяния милости, всем открыта, а посему всякий ищущий Твоего милосердия дверми внидет, и изыдет, и пажить обрящет (Ин. 10:9).

При входе во врата вельмож мира сего я встречаю множество препятствий. У ворот поставлены сторожа, которые или задерживают, или тщательно допрашивают: «откуда и зачем идешь?» Или же вовсе не допускают, или же, впустив одних, других не пропускают. Посмотрел я и на различные гербы: некоторые из них изображаются вратами или затворенными, или открытыми, но недоступными для прихода, ибо в них стоят то звери, то воины с обнаженным оружием. И кто там может войти? А когда прихожу к Твоим, Царица всесильная, воротам, ничего подобного не встречаю: не прогонят меня стражи, не устрашат звери, не удержат воины; взойдя невозбранно, предстану пред Тобою и беседую, хотя и недостоин. Ты меня видишь, выслушиваешь, милуешь и подаешь к полезному прошению. Смотря на выходящих от вельмож, видел я множество плачущих, не выслушанных, и не только не помилованных, но еще более оскорбленных; из Твоих же дверей никто не выходит оскорбленным, ибо едва доходит до них, как забывает свою печаль; не можешь Ты, Мать, видеть детей Своих плачущими и неутешенными!

Нравоучение 4-е

Все уклоняющиеся с пути правого и не соблюдающие завета Господнего суть хромы. Охромоша от стезь своих (Пс. 17:46), говорит о них Псалмопевец. Такого рода хромые бывают хромы на одну ногу и хромы на обе ноги. Хромы на одну ногу те, которые в жизни подобно хромому то поднимающемуся, то снова, при движении, к земле наклоняющемуся, то обращаются к добродетели, то снова возвращаются ко злу, то встают, то снова падают, и чрез сие как бы идут двумя путями. Премудрый Сирах о таковых говорит следующее – горе грешнику, ходящу на две стези (Сир.2:12). Хромы на обе ноги те, которые, однажды павши, не хотят уже подняться и которые, погрязши в пороках и отчаявшись в своем спасении, как бы обезноженные, ползают по земле суеты суетств, ибо до ничтожества смирилась душа их и прилепилась к земле утроба их. Не еже бо хощут, сие творят но и еже не хощут, сие соделывают (Рим. 7:15) – и не сами, но живущий в них грех. К подобным хромцам взывает Илия Пророк: доколе вы хромлете на обе плесне ваши? (3Цар.18:21). Для исправления ног таковым следует неотступно держаться дверей святого покаяния, ибо сими только взойдут в храмину. Покаянием достигается общение с Церковью, исправление жизни, получение Божией милости, прощение грехов и вступление в небесные обители. Сими дверями вошли – разбойник, мытарь, блудница и блудный сын.

Постараемся посему и мы войти тесными, по трудам покаяния, вратами, пока имеем на то время, ибо после сего многие пожелают взойти и не возмогут. Ныне же будем толкать в двери, говоря – покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! А сейчас выслушаем поучающего нас Апостола, который говорит – ослабленные руки и ослабленные колена исправите и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да исцелеет (Евр. 12: 12–13).

Приложение

Одна знатная женщина, по смерти своего мужа, припомнив все грехи свои и раздумав о смертном часе и страшном суде, пришла к блаженному Нифонту и, поклонясь ему, сказала: «Верою привлечена я к тебе, святый отче, исповедать пред тобою свои грехи». А когда тот отказывался, говоря «нельзя мне, чадо, выслушивать грехов женщины», она сказала ему: Господь Иисус Христос, истинный Бог наш, облекшийся в наш образ, не отринул пришедшей к Нему блудницы, которая лобызала честные Его ноги и исповедала свои грехи а ты, святый отче, меня, хотящую покаяться и спастись, гонишь!». – Услышав сие, старец ответил ей: «Если ты, как утверждаешь, верою пришла к моему недостоинству, пойдем тогда в церковь; там, с сокрушенным сердцем, поведай свои деяния человеколюбивому и милостивому Богу и мне, немощному старцу». – В церкви женщина поклонилась старцу, но молчала. «Что сие означает, чадо; еще с утра ты принуждала мое смирение принять тебя, а теперь молчишь», – просил ее удививший старец. – «Не осмеливаюсь высказать, честный отче, ибо овладела мною мысль неподобная». – «Напиши ее в уме, а я прочту ту хартию пред Господом Богом, по многой милости своей, прощающим наши согрешения». – «Не могу сделать и сего по причине множества моих студодеяний». – «Если не можешь сделать этого, тогда вот что я сделаю: все случающиеся в жизни человеческой согрешения я переберу тебе по порядку, а ты вспоминай, который грех из них сотворила». – Она отвечала – «Божией ради благости и святых молитв твоих я ничего не сделала из того, о чем ты мне говоришь; мои прегрешения совершенно иного свойства». – «Если иные, то я, как не имеющий дара прозорливости, не могу знать тайн человеческих». – «Молись обо мне, отче!» – сказала женщина и ушла.

На пути к себе в дом она встретила одного расслабленного старца – чернеца, который лежал на земле. Нимало не гнушаясь, она сказала ему «Хочешь ли, я возьму тебя к себе в дом и успокою, а ты помолись Богу о моем недостоинстве». – «Да, хочу, госпожа, чтобы ты оказала мне, окаянному, эту милость!», отвечал старец. Дома женщина приготовила постель, послала купить для чернеца новые одежды, слугам велела его вымыть, одеть чистое белье и положить на приготовленном ложе. Старец жил, а она ему служила, умащая и врачуя его раны. Так прошло много времени. Когда наступил четверток страстной седмицы, она сказала старцу. «Я хочу сделать нечто с тобою, отче; жди и ничего не говори!» – «Как велишь, так и буду делать, госпожа», отвечал он. Настал час Божественной службы. Когда иерей, совершавший в ее дому Божественную литургию, начал читать Евангельские слова: Иисусу же бывшу в Вифании в дому Симона прокаженного, приступи к Нему жена сткляницу мира имущи многоценного (Мф. 26:6–7), женщина та, взяв сосуд мира и подойдя к старцу, возлила на него и, облобызав ноги его омочила слезами и осушила своими волосами, в то же время она поведала и согрешения свои. По совершении сего в доме том сделалось страшное сотрясение, и слышен был голос – оставляются греси твои». Черноризец вдруг встал, и не имел уже на теле своем ни одного струпа и раны. Посему прославил он Господа Иисуса Христа, сотворившего такое страшное и великое чудо. Получив по неисследимому и неизреченному милосердию Божию прощение грехов, блаженная та женщина и остальное время жизни провела в покаянии и, преставившись к Богу, оставила образ всем хотящим приити к покаянию.


Источник: "Сеятель благочестия" : О почитании святых икон, в честь и похвалу пресвятыя Богородицы с присовокуплением нравоуч. слов, собр. от святых отцов и учителей церкви / [Соч.] Троице-Сергиева Варниц. монастыря игум. Антония. - 4-е изд. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1897. - 138, IV с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle