О.В. Губарева

Источник

Глава 7. Гимнографические образы Пресвятой Богородицы

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Начало XX в. Мстера

«Тела моего врачевание… души моея спасение»139

К гимнографическим относятся иконы, художественное решение которых обыкновенно следует за молитвенными славословиями в честь Божией Матери, как например, в изображениях Богородицы «Всех скорбящих Радость», за пророческими ветхозаветными образами, нашедшими живописное воплощение в иконах «Похвала Богородицы» и «Неопалимая Купина», а также созданные на тему явлений или чудесной помощи Божией Матери. Иконография таких образов не имеет строгой композиции и в рамках одного извода может значительно расходиться. Как правило, аллегорические изображения вокруг Богородицы и Христа не участвуют в сложении символического образа. Основное внимание сосредоточено на сюжете формальной композиции. Это, скорее, иносказательный рассказ, который ведётся вне художественной системы, предполагающей ритмические повторы формы и цвета, подобие и симметрию. Так, лестница в руках Богородицы в акафистных иконах означает, что Божия Матерь – Небесная Лествица, а цветок прославляет Её как Неувядаемый Цвет. Если же автор показывает Богородицу как «Тучную Гору», то он опять же даёт простое изображение горы в Её руке или пишет рядом пророка Даниила с горой.

Древних гимнографических образов немного. Жанр получил развитие в XVII–XIX веках, когда среди войн и трагических для Церкви реформ стала угасать соборная молитва. Это время отмечено явлением множества новых чудотворных образов, которые в отличие от древних святынь, таких как Владимирская, Тихвинская, Смоленская, Феодоровская, служивших щитом всему государству, предназначались уже для частной молитвы неискушенных в аскезе и богословии простых людей. Во времена апостасии Матерь Божия начинает с особой заботой хранить отдельную человеческую душу, укрепляя в напастях, поддерживая веру, надежду, любовь. И чудеса от таких икон обычно подаются для одного человека. Исполняются самые насущные просьбы, вроде помощи в делах или возвращении утраченного, в семейной беде или болезни. Только Небесной Заступнице ведомо, в чём более всего нуждается ищущий Её покровительства. Она оказывает ему милость, чтобы душа не сбилась со спасительного пути, ведущего в Царствие Её Сына.

«Похвала Богоматери»140

Эта икона является праздничной для «Субботы Акафиста», приходящейся на 5-ю седмицу Великого Поста. История праздника восходит к 626 году, когда грекам пришлось защищать свою столицу от аварского и сарацинского флота. Жители Константинополя в надежде на Божие заступление вынесли из Влахернского собора и опустили в воды залива ризу Божией Матери. Поднялась буря и потопила корабли неприятеля. Ликующий народ заполнил храмы и всю ночь возносил Богородице благодарственные молитвы. Позже было написано произведение из двенадцати икосов и кондаков, получившее название «акафист» (что значит неседален). Новый гимн, созданный, как полагают некоторые исследователи, очевидцами осады Георгием Писидой и патриархом Сергием, был посвящён Богородице. Тогда же была создана икона Божией Матери «Похвала Богоматери» в иконографии «Одигитрия». Сейчас она находится на Афоне в Дионисиатском монастыре.

Первообраз всегда закрыт окладом и репродуцировался крайне редко. К XVI веку сложился новый извод. Наиболее ранняя из известных таких икон хранится в Русском музее141. Богородица, как на образах Благовещения, изображена сидящей на золотом вознесённом престоле, слегка склонившись, с раскрытой ладонью (знак внимания). Вокруг Неё овал из цветочных гирлянд, которые, сплетаясь выше, образуют ещё одну сферу, соединённую с нижней наподобие цифры восемь142. В верхнем цветочном медальоне – поясная фигура благословляющего Предвечного Младенца Христа Эммануила, как мы видим Его на иконе «Воплощение». Таким образом, в икону «Похвала Богоматери» вписаны вычлененные из художественной структуры иконографии «Благовещение» и «Знамение» основополагающее образы. Их свободное знаковое использование в новой иконографии указывает на великий смысл Благовещения – начало Воплощения, «главизны нашего спасения», таинства сочетания Неба и земли, предречённого пророками.

Новый Адам-Христос и Новая Ева-Богородица изображены в аллегорическом райском саду, который символизирует гирлянды цветов. Это «потерянный рай», возвращённый человечеству в Благовещении. Обретается он через новозаветную Церковь, Которую являет Собою Богородица.

В композицию, естественно, включены и пророки. Их образы, словно две лозы с листами пророчеств, поднимаются к Христу – вершине всех обетований. Но центр иконы занимает Богородица, потому что Ею Христова слава явлена миру и Ей поют: «радуйся, колеснице Солнца Славы» (из стихиры Субботы Акафиста). Пророческие образы Богоматери представляет не Она Сама, как в иконах Иерусалимская, Донская, Владимирская, «Знамение», Свенская Печерская и других, а пророки. У каждого в руках изображение ветхозаветного символа Богородицы, на котором в синем медальоне143 запечатлена также икона Воплощение. Эти символы – Аввакум с горой, Иезекииль с вратами, Иеремия с каменной Скрижалью Завета, Иаков с лествицей, Аарон с цветущим жезлом, Гедеон с руном, Моисей с горящей купиной, Даниил с горой, Давид с ковчегом, Исаия с клещами. Внизу – коленопреклонённый Валаам, указывающий на звезду. На иконе словно свит словесный венок Богородице, возносящийся до Небес.

В России особо почитались московские списки «Похвалы Богородицы». Один из них стоял в Кремлевской церкви Спаса на Бору, другой – в церкви Похвалы Богоматери у Каменного моста.

«Неопалимая Купина»

По Преданию, эта иконография имеет синайское происхождение. В России она известна с XVII века, но широкое распространение получила в XVIII веке144.

Переполненная символическими знаками и аллегориями многосюжетная иконография «неопалимой Купины», на первый взгляд, кажется сложной и часто сопровождается пояснительными надписями. В центре иконы в золотом овале Богородица с лествицей в руках и маленькой палатой с изображением Христа. Центральный образ положен на пересечение зеленого вогнутого прямоугольника и красного ромба с вытянутыми углами в виде восьмиконечной звезды.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина». Прорись

Читается эта икона, однако, просто. Богородица – Лествица, соединившая Небо и землю, и Палата Преукрашенная, и Храм Божества. Вокруг Неё нередко можно увидеть одно или два кольца Небесных сил: красные херувимы и синие серафимы, потому что Она «честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». По учению Церкви, Силы Небесные не смеют не только прикасаться к Богу, но даже взирать на Него, а Божия Матерь приняла всего Бога и не опалилась. Зеленый вогнуты прямоугольник и красный ромб обозначают творение в двух его качествах – тленном (ветхом) и пресуществленном Божественным огнем, каким оно было явлено Моисею в пламени и зелени таинственного куста Неопалимой Купины. На зелёном прямоугольнике аллегорически изображены стихии, знаки тварной жизни земли, а на красном – символы четырех Евангелистов145, как образ Евангельской проповеди во всех концах земли.

Иконография «Неопалимая Купина» безыскусно была переосмыслена народом. До сих пор верующие убеждены, что перед этим образом Пресвятой Богородицы нужно молиться от пожаров. И действительно, по вере таких чудес было явлено великое множество.

Гимнографические иконы Божией Матери в Синодальный период

Постепенно угасание богословской культуры, начавшееся еще в XVI веке, повлияло на художественную жизнь Руси. Церковь всё чаще стала обращаться к земным образам. Храмовое изобразительное искусство умалялось, отступая от своего главного мистического назначения: являть Бога. Новые образы земной красоты и славы пришли в Церковь.

В XVIII веке храмы, как дворцы, украшаются золоченными аллегорическими скульптурами, картинами, богатой резьбой и лепниной. Сама же икона как моленный образ перестает быть высоким искусством и приобретает ремесленно-прикладной характер. Существенные коррективы вносятся в её изобразительную систему. Образа Божией Матери становится уже как бы недостаточно, иконы наполняются различными атрибутами, которые, по земному разумению, должны прославлять и возвеличивать Царицу Небесную. Богородицу изображают со скипетром и короной, облачённой в парчу, с императорской мантией на плечах и часто без Христа. Идет разрушение канона. В иконе на первое место выступает не богословие, а сюжет. Он определяет название новых иконографий.

Давно ушли и забылись времена, когда икона, действуя самостоятельно, могла передвигаться, говорить, указывая место своего пребывания, укорять грешника, наказывать нераскаявшегося, и её, как носительницу печати Божественного Образа, почитали чудотворной с момента написания или явления. Теперь икона чудотворит по просьбе молящихся, и появляется термин «намоленная икона». Её сила – в собирательной энергии молитв святых, праведников и простых людей. За каждой же иконой Божией Матери закрепляется определённое благодатное действие. XIX век характеризуется расцветом в церковном искусстве литературной аллегории и отходом от литургического мистицизма. Образы Божией Матери становятся все более описательными.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Конец XIX – начало XX в.

Одна из самых любимых икон – «Всех скорбящих Радость». Впервые образ с таким названием прославился в Москве в XIX веке. Списки с него разошлись по всей России. При этом они нередко существенно отличались друг от друга: на одних Богородица изображена с Богомладенцем, на других Одна, разнятся и группы предстоящих. Иконографию определяют слова молитвы, которая написана на вьющихся вокруг Божией Матери лентах: «О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех ангел и архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех вспоможение и заступление». Каждая молитвенная строка расположена над иллюстрирующим её изображением. Здесь и алчущие, обретающие пищу, и нагие, получающие одежду, и исцелённые и т.д.

Икона Божией Матери «Целительница». Прорись

Так же развернут сюжет и в других иконах. «Нечаянная Радость» и «Целительница» были созданы как иллюстрации к духовной книге о Богородице свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное»146. Явления Пресвятой Богородицы картинно запечатлены в образах Божией Матери Пюхтицская, где мы видим Её стоящей у источника, и «Спорительница хлебов», где Она с облаков благословляет пшеничное поле. К иконам, основанным на литературной аллегории можно отнести «Прибавление ума», «Умягчение злых сердец», «Споручница грешных», «Неувядаемый цвет», «Призри на смирение», «Неупиваемая чаша», Козельщанская, «Взыскание погибших», Леньковская – именуемая «Спасительница утопающих», «Недремлющее Око», «Прозрение очес», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Тучная Гора» и другие.

* * *

139

Акафист Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радость». Икос 3.

140

См. цветную вклейку. – Прим. ред.

141

Подробнее об иконографии: Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции // Искусство христианского мира. Вып. 1. М., 1996. С. 41–51.

142

Арабские цифры в это время на Руси не употреблялись.

143

Круг – символ вечности, синий – цвет Небесной Иерархии.

144

«Древнейшее известное на сегодня изображение Богоматери Неопалимой Купины восходит к XIV в.», – пишет Г.И. Вздорнов в комментариях к публикации работы А.И. Анисимова «Владимирская икона Божией Матери» // Материалы и Каталог выставки «Богоматерь Владимирская». М., 1995. С. 66. К сожалению, подобного изображения не имеем и вынуждены опираться в своих рассуждениях на более поздние списки.

146

Черниговская икона Божией Матери. Глава «Одигитрия» настоящего издания.


Источник: Божия Матерь в Её иконах : Опыт художественно-богословского анализа / О.В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Комментарии для сайта Cackle