Ю. Бохеньский

Источник

Теория и практика

Согласно распространенному мнению, теория, т. е. «чистая» наука, не имеющая практического приложения, бесцельна и должна быть отвергнута или даже запрещена (О. Конт). Это – варварское суеверие, содержащее в себе угрозу также и для практики. Ведь человеческие потребности чрезвычайно разнообразны, помимо всего прочего, они включают в себя потребность в знаниях, доставляемых «чистой» наукой. Кто желает полностью подчинить науку так называемой практике, тот, в сущности, полагает, что потребности людей ничем не отличаются от потребностей животных и ограничиваются пищей, жилищем, одеждой и т. п., а это очевидная ошибка и предрассудок. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, сколько людей, притом самых простых, испытывают живой интерес к совершенно непрактичной астрономии, к истории и т. п.

Отказ от чистой теории чрезвычайно опасен, ибо, как свидетельствует история человеческой мысли, именно исследования, некогда полностью оторванные от практики, со временем сыграли решающую роль в ее прогрессивном развитии. Так, чисто теоретические изыскания математиков прошлых веков стали главным орудием современного естествознания и основанной на нем чрезвычайно практичной техники. Можно упомянуть и логику, которая на протяжении двадцати пяти веков была развлечением интеллектуалов, а в XX веке положила начало кибернетике. Последняя включает в себя информатику, а, следовательно, и технику, настолько практичную, что она может привести к преобразованию всей нашей жизни. Сюда же относятся и исследования строения материи, некогда чисто теоретические, а затем открывшие доступ к атомной энергии. Желание подчинить науку практике – предрассудок, который не только унижает человека, но и является чрезвычайно опасным для самой практики.

Причина его возникновения становится понятной, если мы вспомним о тех периодах, когда человеку недоставало существенно важных вещей, пищи, оружия и т. п., т. е. о жизни первобытных людей, а также об обстоятельствах военного времени. В такие периоды теория, конечно, должна уступать практике. К счастью, эти времена проходят, и тогда идея о подчинении теории практике превращается в опасное и недостойное человека заблуждение.


Источник: Сто суеверий : Крат. филос. слов. предрассудков : [Пер. с польского] / Ю. Бохеньский. - М. : Прогресс : VIA, 1993. - 186,[1] с. - (Библиотека журнала "Путь").

Комментарии для сайта Cackle