Ю. Бохеньский

Источник

Логика

Традиционно логикой называлась наука о правильном умозаключении. Современная логика включает в себя три основные части: формальную логику, представляющую собой общую теорию предметов, т. е. своего рода онтологию; общую методологию наук и, наконец, семиотику, т.е. логическую теорию языка. Формальная логика в наши дни облечена в математическую форму (см. логистика). С логикой связано множество заблуждений; остановимся на пяти из них.

1. Относительно невинным заблуждением является точка зрения, разделяемая многими философами, согласно которой современную логику следовало бы заменить на какую-нибудь из прежних логик, например, на декартовскую или схоластическую логику. Однако современная (математическая) логика включает в себя все наиболее ценное из прежних, исторических форм логики, причем обычно в значительно более правильных формулировках, а также содержит много нового. Причина недовольства современной логикой, по-видимому, в том, что некоторым философам не нравится ее точность, и они стремятся ее избежать.

2. Более опасно заблуждение, согласно которому существуют иные, якобы «более глубокие» логики, например, логика чувств, трансцендентальная, диалектическая логика и т. п. Крайней формой можно считать «логику откровения». На при мере последней можно легко убедиться, что эти «более глубокие» логики являются не чем иным, как заблуждением. Ведь если откровение исходит от Бога и имеет божественное содержание, то оно должно быть сообщено в форме, понятной людям, т. е. выражено на человеческом языке. А человеческий язык подчиняется законам логической семиотики и формальной логики. Язык, который нарушает эти законы, не является человеческим языком, это – невнятица. Примером может служить «диалектический» язык, нарушающий принцип противоречия.

3. Это заблуждение пользуется большим успехом у непрофессионалов в связи с возникновением гетеродоксических и прежде всего многозначных логик.

Утверждается, например, что в трехзначной логике Лукасевича нет закона противоречия. Наличие множества логик якобы дает полную свободу в выборе между разными, противоречащими друг другу логиками, т.е., в сущности, освобождает нас от всякой логики. Это заблуждение обусловлено незнанием истинного положения дел. Ибо гетеродоксические логики или (1) вообще не логики, а лишь неинтерпретированные формальные системы, т.е. набор знаков, за которым не стоит никакой логической модели, или (2) это частные логики, элементы общей логики (такова, например, вышеупомянутая трехзначная логика Лукасевича), или, наконец, (3) существуют интерпретации, позволяющие переводить положения таких логик на язык обычной двухзначной логики.

4. Самым крайним предрассудком в отношении логики является формулировка Паскаля: «Le coeur a ses raisons que la raison ne connaît point» – «У сердца есть доводы, неведомые разуму». Здесь выражено стремление к свободе от любых «логи ческих оков».

Общим корнем этих заблуждений является иррационализм, приписывающий человеку некие «высшие» способности, которые, по мнению сторонников этой точки зрения, успешно заменяют разум и не подчиняются при этом законам логики. Однако (формальная) логика есть не что иное, как описание наиболее общих черт предметов, и тот, кто пытается от нее избавиться, аргументирует это каким-то невнятным бормотанием. За пределами логики можно найти только абсурд.

5. Значительно менее опасно заблуждение противоположного толка, согласно которому научная логика необходима также и для правильных рассуждений в повседневной жизни. В действительности каждый человек обладает естественной, врожденной логикой, которая позволяет ему мыслить правильно, если речь не идет о сложных умозаключениях. Наконец, логика–не только орудие умозаключения, но и метод анализа понятий. Логика приобретает решающее значение, когда речь идет о философии (основах) математики, кибернетики и при анализе особо сложных доказательств – к примеру, в математике и в метафизике.

См.: диалектика, интуиция, иррационализм, разум, философия Нового времени.


Источник: Сто суеверий : Крат. филос. слов. предрассудков : [Пер. с польского] / Ю. Бохеньский. - М. : Прогресс : VIA, 1993. - 186,[1] с. - (Библиотека журнала "Путь").

Комментарии для сайта Cackle