25 июля
Память святой Олимпиады, диаконисы332
Блж.Олимпиада родилась в Константинополе между 361 и 368 гг. в одной из знатнейших семей. Ее отец, сенатор Аниций Секунд, и мать рано умерли, и опекуном стал один из родственников, Прокопий, префект Константинополя. Он доверил воспитание девочки сестре св. Амфилохия Иконийского [23 н.] Феодосии. Благодаря ей Олимпиада поддерживала дружеские отношения со св. Григорием Богословом, св. Григорием Нисским333 и другими знаменитыми церковными деятелями.
В брачном возрасте она отличалась уже не только телесной красотой, но и мудростью и благочестием. В 386 г. она вышла замуж за Небридия, префекта Константинополя, но он умер прежде, чем они сочетались как супруги. Тогда она решила целиком посвятить жизнь Господу, будучи и вдовой и девой, а свое огромное состояние отдать Церкви.
Олимпиада отказалась от повторного брака с Елпидием, родственником императора Феодосия. Тогда правитель конфисковал ее имущество, а также запретил видеться с церковными людьми, пока она не изменит решения. Но, вернувшись из похода против Максима (388), император, восхищенный ее стремлением к подвигу и добродетели, приказал вернуть Олимпиаде ее состояние. Вскоре она начала тратить эти огромные богатства на милостыню и благодеяния. Святая продала свои имения во Фракии, Галатии, Каппадокии и Вифинии, а также великолепные дворцы в Константинополе, чтобы возводить повсюду приюты для странников, больницы, церкви и монастырь. Эта обитель примыкала к южному портику собора Святой Софии, и в ней подвизались более двухсот пятидесяти монахинь. Сначала это были служанки и родственницы Олимпиады, а затем и другие знатные дамы.
В бедных, ничем не украшенных одеждах, без румян на лице, истощенная бдениями и молитвами, заменявшими ей пищу и питье, с миром в сердце и чуждая всяком мирскому соблазну, святая являла всем совершенный образец добродетели. Несмотря на все испытания, ни одно слово упрека не слетало с ее уст, и с равной любовью она встречала и достойных и недостойных. Вся жизнь ее была в ежеминутном сосредоточенном созерцании Христа и в покаянных слезах. Олимпиада так прославилась добродетелью, что, едва достигнув тридцати лет, была рукоположена в диаконису334 архиепископом св. Нектарием [11 окт.] и стала его советницей во многих церковных делах.
В 398 г. преемником Нектария на Константинопольской кафедре стал св. Иоанн Златоуст, выдающийся толкователь Писания, пастырь, пекущийся о всей Церкви более, нежели о собственном теле. Олимпиада обрела в его лице не только желанного духовного отца, но также спутника и друга как в мирные дни, так и в годину испытаний за веру и нравственность. Она ревностно служила святителю, заботясь обо всех его материальных нуждах и щедро раздавая милостыню в соответствии с его указаниями. Святой епископ был единственным мужчиной, допущенным в монастырь Олимпиады: он часто навещал монахинь, наставлял их и посвящал в диаконисы многих своих учениц.
Когда Златоуст был изгнан в Армению (404), Олимпиада отказалась признавать его преемника и взялась бороться за его дело. Обвиненная префектом Оптатом в поджоге, результатом которого был пожар в Святой Софии, уничтоживший прилегающий дворец, она отказалась от снисхождения и была приговорена к большому штрафу. Тогда она удалилась в Кизик и, вновь представ перед префектом, была подвергнута изгнанию в Никомидию. Пребывая там, она получила от св. Иоанна Златоуста семнадцать прекрасных посланий, в которых он утешал ее и призывал переносить испытания и несправедливость с верой и терпением335. Благодаря его поддержке св. Олимпиада и в изгнании нашла в себе силы возрастать в терпении и кротости. Отдав много сил битвам за Церковь, наставив множество женщин на путь добродетели, почтив пресвитеров и послужив епископам, она отошла ко Господу в Никомидии 25 июля 408 г., удостоившись венца исповедников веры.
Согласно воле Олимпиады, ее тело, заключенное в деревянный гроб, было отпущено на волю волн. Когда гроб достиг окрестностей монастыря Святого Фомы во Врохтах на азиатском берегу Босфора, Ангел известил об этом настоятеля. Тот нашел мощи и положил у алтаря, где стали происходить исцеления. Монастырь, основанный Олимпиадой в Константинополе, был разрушен во время восстания Ника (532) и восстановлен Юстинианом. В эту обитель в начале VII в. при угрозе персидского нашествия перенесли мощи св. Олимпиады.
* * *
Ее «Житие» (SC 13bis), написанное в V в. одним из родственников, воспроизводит, с неточностями, сведения, сообщаемые церковными писателями того времени (Палладий, Созомен).
Он посвятил ей свое «Толкование на Песнь Песней»
Диаконисы, избираемые среди дев или вдов почтенного возраста (сперва не моложе 60 лет, потом 40), посвящались наложением рук и имели доступ в алтарь, но не считались частью клира. Их служение заключалось главным образом в участии в крещении женщин, в посещении больных и выполнении всяческих поручений, но они не имели права ни проповедовать, ни крестить (Апостольские правила, III, 6,1–2). Надобность в них отпала, когда перестали крестить во взрослом возрасте (XII в.).
Письма диаконисе Олимпиаде. См.: Сет. Иоанн Златоуст. «Слава Богу за все». М., 2008.