20 апреля
Память преподобного Афанасия, основателя Преображенского монастыря в Метеорах, и его преемника преподобного Иоасафа560
Св. Афанасий родился ок. 1308 г. в Новых Патрах, вероятно, в знатной и зажиточной семье, поскольку никогда не позволял себе говорить о своем происхождении. В крещении он был назван Андроником. Оставшись сиротой, он воспитывался дядей.
Когда город захватил Альфонсо Федерико Арагонский, во главе каталонского войска покоривший латинское герцогство Афинское (1317–1330), Андроник бежал вместе с дядей и нашел прибежище в Фессалонике. Охваченный горячим желанием учиться, но лишенный средств, молодой человек слушал уроки философии и классической литературы, стоя у окон прославленных наставников города, и они, растроганные его рвением, соглашались зачастую преподавать ему бесплатно.
Однажды он отправился на Святую Гору, где в беседах с духовными отцами получил глубокие наставления об истинной философии, но ему не позволили там остаться из-за юного возраста. Тогда он сел на корабль, идущий в Константинополь. Там Андроник поклонился главным святыням и познакомился с такими прославленными людьми, как прп. Григорий Синаит [27 нояб.] и св. Исидор, будущий патриарх (1347–1349), которые укрепили его в намерении избрать равноангельную монашескую жизнь.
Прибыв на Крит, Андроник попытался начать там подвижническую жизнь, но, рассудив, что восхищение со стороны его светских покровителей может вовлечь его в сети лукавого, решил вернуться на Афон.
Он направился прямо в скит Магула, один из центров исихазма. Там ученики прп. Григория Синаита посоветовали ему поступить под руководство двух старцев, весьма преуспевших в добродетели, – Моисея и Григория, которые подвизались в гористом холодном месте, называемом Милея. Там в тридцать лет Андроник принял монашеский постриг с именем Афанасий и служил двум старцам во всех их нуждах со смирением и безропотно, словно вьючное животное, не обращая внимания ни на суровый климат, ни на предел, положенный человеческим возможностям.
Участившиеся набеги турецких пиратов вынудили этих любителей безмолвия покинуть их келью: Моисей обосновался в Иверском монастыре, Григорий, Афанасий и еще один ученик отправились в Верию561. Однако там их часто посещали миряне, что становилось препятствием к уединению. По совету одного из учеников Синаита, Иакова, ставшего епископом в Сербии, они перебрались в Фессалию. Там они обосновались близ гор. Стаги (Каламбака)562, где возвышаются отвесные скалы высотой до трехсот метров, величественные и дикие: кажется, что Создатель поместил их там от сотворения мира как идеальное место для монашеской жизни563. Афанасий со своими спутниками поселился на скале, именуемой Столп, близ города. Там уже была церковь, высеченная в скале и посвященная Архангелам. Напуганный неприступностью этого места и трудностью снабжения, Григорий хотел было найти другое прибежище, более удобное, но Афанасий умолял его проявить терпение, чтобы они могли пребывать в покое.
Присутствие подвижников вскоре привлекло большое число верующих, ищущих духовного наставления, и некоторые из них стали монахами. Афанасий получил разрешение удаляться на пять дней в неделю, чтобы нерассеянно беседовать с Богом. Он расположился в углублении в скале, где пребывал в постоянной молитве, занимаясь прядением шерсти, что помогало ему бороться с унынием. Он непрестанно повторял: «Бодрствуй, душа моя, чтобы спастись, и ты, тело мое, работай, чтобы себя прокормить»564. Упорство в бдении позволило ему победить тиранию сна, и часто он во время молитвы пребывал в дивном восхищении, о котором, однако, никогда не говорил ученикам.
Однажды ночью Григорий увидел бесов, которые ринулись к пещере Афанасия, чтобы низвергнуть того в пустоту. Тогда Григорий заставил его вернуться к общинной жизни. Но стесненный шумом из-за близости к городу, тот удалился в более тихое место, чуть ниже, и присоединялся к остальным только для воскресного бдения. Тем не менее Афанасий не смог наслаждаться там безмолвием, ибо воры пришли разграбить его бедную пустынь, поэтому он попросил у своего старца разрешения обосноваться на самой высокой из скал, на вершине которой располагалась площадка, удобная для поселения монахов. Григорий, который хотел сделать Афанасия своим преемником, поначалу колебался, но в конце концов согласился при условии, что с ним пойдут два других монаха. Они поселились на скале, которую назвали Метеора565, в двух пещерах. В одной из них подвижники устроили церковь, посвященную Пресвятой Богородице.
Десять лет спустя после того, как Григорий поселился на Столпе, он, удрученный давлением со стороны местных властей, решил вернуться в Константинополь, на свою родину. Именно там преподобный обрел блаженный покой, наставляя всех благочестивых людей столицы своими добродетелями. Тогда Афанасий назначил настоятеля для общины Столпа, а сам отправился на Метеору, взяв с собой лишь четырнадцать монахов, способных проводить крайне строгую жизнь, – их он назвал паракеллиотами. Но в скором времени он вынужден был признать, что многие из этих подвижников не в состоянии довольствоваться благой частью Марии (см.: Лк. 10:42) – молитвой и созерцанием, и поэтому объединил их в общежительное братство, по образцу и согласно уставу монастырей Афона, и начал для них строительство церкви, посвященной Преображению. Афанасий предписал им жить в единстве, иметь единую волю, одну и ту же пищу и одежду, отказываться от всякой личной собственности, будь то даже швейная иголка, и ежедневно всем вместе собираться в церкви для богослужения.
Эта община, созданная на прочных основаниях предания святых отцов, привлекала все большее число учеников, не только мирян, но также монахов, которые покидали свои пустыни на Афоне, чтобы поступить под руководство прп. Афанасия. Он обучал их искусству из искусств и использовал данный ему Богом дар прозорливости, чтобы вести учеников путем спасения. Он также получил дар пророчества и предсказал смерть матери св. Иоасафа, так же как и за три года до события поведал о грядущей неудачной осаде турками Фессалоники (1381).
Тем не менее, снедаемый жаждой любимого им безмолвия, он передал управление монастырем своему ученику Григорию. После смерти последнего управление перешло к иеромонаху Макарию, затем к Агафону, который пришел с горы Афон вместе со своими учениками. Когда почил и Агафон, прп. Афанасий, которому в то время было семьдесят восемь лет, будучи больным и предвидя свою скорую кончину, назначил князя-монаха Иоасафа своим преемником. По прошествии сорока дней болезни св. Афанасий присоединился к лику святых отцов, но в течение веков не переставал наблюдать за монастырями этой новой Фиваиды.
Св. Иоасаф родился в последней четверти XIV в. В миру он носил имя Иоанн Урош Палеолог. Его отец, Симеон Урош, был по отцовской линии потомком известной сербской династии Неманичей [13 фев.]. После смерти своего брата, Стефана Душана (1331–1356), он отказался признать нового наследника сербского трона и образовал из Эпира и Фессалии отдельное королевство со столицей в гор. Трикале. После смерти Симеона Уроша в 1371 г., его сын должен был наследовать трон. Но он, стремясь еще здесь стяжать Царство Небесное, предпочел королевской порфире грубую монашескую одежду.
Св. Иоасаф оставил своего родственника, Алексея Ангела Филантропина, во главе королевства и присоединился к прп. Афанасию, с которым уже на протяжении многих лет его связывала глубокая духовная дружба. Когда св. Афанасий был поражен недугом, Иоасаф покинул Метеоры и жил на Афоне, но после смерти святого стал его преемником. Он подарил монастырю немало драгоценной богослужебной утвари и, благодаря помощи своей сестры Ангелины Дукены Палеологины († 1394), вдовы деспота Эпира Фомы Прелюбовича Палеолога, завершил строительство собора и отстроил кельи и все здания, необходимые для большого монастыря (1388).
Под угрозой турецкого вторжения он был вынужден покинуть Метеоры вместе с другими монахами и нашел прибежище в монастыре Ватопед на Афоне. Когда опасность миновала, Иоасаф вернулся на свою скалу (1401), стоящую между небом и землей. Там он в мире завершил свой земной путь в 1423 г. Как и прп. Афанасий, св. Иоасаф отказался от священнического сана и назывался не игуменом, а отцом Метеорским.
Помимо свв. Афанасия и Иоасафа, известны следующие просиявшие в Метеорах святые: Даниил Столпник (XVII в.), прпмч. Никодим (XVI в.), Нектарий и Феофан, основатели Варлаамова монастыря [17 мая], их ученик Венедикт, Максим и Иоасаф, основатели Русанской обители (XVI в.), Григорий и Феодосий, основатели монастыря Святого Григория (XIV в.), Нил Друг Божий (XIV в.), основатель Сретенского монастыря, Антоний (XIV в.) и Филофей (XVI в.), основатели монастыря Святого Стефана, Дионисий Милосердный, епископ Лариссы (XIV в.) [28 марта], и Никанор, экзарх Стагийский (XIV в.), основатели обители Святого Николая Анапавса566.
Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
* * *
Эти святые почитаются в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Следуя тем же путем, несколькими годами ранее прошли прп. Григорий Синаит и свт. Григорий Палама (1326). Вероятно, этот последний тогда уже покинул Верийский скит.
Местечко, бывшее епископской резиденцией и расположенное близ Козаны в Македонии.
Полагают, что подвижники жили на этих скалах без определенной организации с очень давних времен. В XIII в. они составляли монашескую общину, носившую имя Дупианского или Стагийского скита, с церковью Богородицы. Особенно важное значение этот скит приобрел в XIV в., под начальством прота св. Даниила. Он получил независимость от местного епископа незадолго до прибытия прп. Афанасия. Монашеская жизнь, основанная на общежительных началах, была введена в Метеорах св. Афанасием и испытала большой подъем, который достиг своей наивысшей точки в XVI в. Именно в эту эпоху было основано большинство метеорских монастырей, а их стены украсили замечательные фрески. Монастырей насчитывалось до двадцати четырех, но на сегодняшний день осталось лишь семь: Преображенский, Варлаамов, св. Николая Анапавса, Св. Троицы, Св. Стефана, Русанский и Сретенский.
Вариант изречения: «Тело, трудись, чтобы накормить себя, и будь бдительна, о душа моя, чтобы унаследовать Царствие» (Изречения отцов-пустынников, анонимное собрание, 269, цитируется также в Евергетине II, 16).
Т. е. «возвышенное, превознесенное место».
В афонском монастыре Симоно́петра, братство которого происходит из Метеор, Собор этих святых празднуется в четвертую неделю по Пятидесятнице.