Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас

Источник

Приложение 1. Как ужасен этот мир!

Позвольте, дорогой атеист, мне стать первым христианином, который будет с Вами абсолютно откровенен. Мы живем в ужасном мире! И это не подлежит сомнению. В третьей части данной книги, «Свидетельства морали», мы представили доказательства того, что только христианское вероучение дает достойное объяснение существованию зла в нашем мире. И я должен признать, что истинная трагедия состоит в том, что зачастую мир кажется ужасным именно благодаря христианам, которые слишком далеко заходят за пределы интеллектуальной честности, которым не достает личной ответственности и которые по своей подлости самым отвратительным образом превосходят своих противников-атеистов.611

Под «плохими» христианами я не имею в виду обыкновенных людей, называющих себя христианами и обычно не появляющихся на пороге церкви – разве что только на Рождество и на Пасху. Как правило, это те христиане, которые «исповедуют» свое христианство во всеуслышание: по телевидению, на трибунах и с церковной кафедры, которые, при своей непорядочности, одержимы праведным негодованием – хотя если им самим не присуща праведность, их негодование безосновательно – и жаждут мщения, и которые марают имя христианина.

Я был свидетелем того, как эти христиане, «фундаменталисты» и законники, относятся к своим братьям и сестрам намного хуже, чем атеисты или «монстр светской общественности».612 Такие христиане есть в каждой деноминации или религиозной группе. По иронии судьбы (что очень печально), они обычно считают себя единственными истинными христианами в мире. Возможно, мне не следовало говорить Вам это, если Вы атеист и хотите видеть, как кто-то посещает встречи церковного совета лишь время от времени. Скорее всего, Вы не раз натолкнетесь на людей, которые подкрепят Ваше мнение о том, что христианин – человек «двуликий» и лицемер.

Одной их причин, почему многие христиане – даже известные – характеризуются именно так, заключается в том, что в Америке христианство впитало в себя этику успеха Америки двадцатого века, которая явно и решительно противостоит христианской этике. К сожалению, большинство христиан этого не понимают. О наших успехах судят по тому, что мы делаем, а не по тому, кем мы являемся. О наших успехах судят по тому, сколько денег мы зарабатываем, какой властью мы обладаем, и что о нас думают другие.

Для Иисуса слово «успешный» было синонимом к слову «верный», верный Ему и нашим близким; то есть, главное – не делать что-то, а быть таким, как надо. Естественно, чтобы быть таким, как надо, человек должен действовать достойно – в любви, радости, мире и так далее (см. Гал.5:22–23), поскольку действия человека определяются в первую очередь тем, кто он есть.

Я неплохо знаю старшего помощника одного из работающих на телевидении «евангелистов», и он рассказал мне, что самым важным для этого выдающегося евангелиста был «звон монет и размах». Все его служение пропитал синдром успеха «чем больше, тем лучше»! Слава Богу, что многие распознают это трудно различимое зло! Наш успех зависит от того, кто мы есть в действительности! Дела, то есть, большее количество, больше денег, больше, больше, больше – не делают нас успешными; точно также явная и очевидная для других нехватка чего-либо еще не превращает нас в неудачников. Фундаменталисты настолько далеки от нравственных принципов, они настолько заблуждаются, что способны выдать ложь за истину!

Я расскажу Вам историю про моего друга,613 который вырос в семье христиан и ходил в очень консервативную христианскую школу. И сейчас, под впечатлением того, что было в школе, он считает себя атеистом. Его мать как-то сказала, что «от христианства его отвратил предвзятый, законнический подход, принятый в христианской школе, которую он посещал на протяжении одиннадцати лет». Потом она добавила:

Наш сын ... был чрезмерно чувствительным ребенком, но так как он был первенцем, мы вовремя не обратили внимание на его чувствительность. Он знал, что школа нас устраивала, поскольку в ней работали «христиане», и поэтому когда что-то было не так, он оставлял это при себе, считая себя «плохим» или «ненормальным», поскольку он не соглашался с происходящим. Он ... всегда был послушен, всегда получал высшие оценки по поведению и прилежанию. Кто-то из учителей даже сказал нам, что он был «слишком хорош». Он настолько упорно старался быть совершенной личностью, как того требовала школа, требовали мы, и, по его мнению, требовал Бог, что в какой-то момент он просто не выдержал и сдался – понял, что добиться этого все равно невозможно... Несмотря на свои успехи, ... больше всего он боится (причем панически) стать христианином, что для него до сих пор ассоциируется с предвзятым законничеством или даже с психологическим давлением.614

А вот что написал мне ее сын:

Уважаемый доктор Мизи, спасибо Вам за письмо и за статью, которую Вы мне прислали и которую я с интересом прочитал. Ваше решение выступить против лицемерия и коррупции достойно восхищения... Особенно радостно видеть человека с христианским мировоззрением, который, тем не менее, осознает и осуждает мерзости, до сих пор совершаемые фундаменталистским религиозным движением. Я заметил, что большинство фанатиков и догматиков, когда их обвиняют в безумстве, чаще всего начинают клеветать на тех, кто ставит под сомнение их верования.

Будучи человеком, которому небезынтересны социальные и политические течения, последние годы я все больше и больше беспокоюсь по поводу культов личностей, догматизма, фанатизма и слепой веры, являющихся важной составляющей современной школы фундаменталистов. Мне кажется поразительным, что телевизионные проповедники, такие как ..., до сих пор имеют столько последователей, хотя их учение основывается на очевидной лжи. Но более всего пугает жажда власти и подчинения, которая свойственна многим их этих проповедников и которая нашла свое выражение в так называемых движениях Новых Правых и Реконструкции. Можно провести удивительную параллель между последними днями Рима, с последующей эпохой темного средневековья, и состоянием нынешнего западного общества – догматический, деспотический, суеверный подход к религии, быстро растущий материализм, непреодолимая жажда богатства и власти, безответственное применение технологии, упор на конформизм и презрение к индивидууму, этноцентризм и жестокий национализм, отказ от социальной ответственности, некомпетентное руководство и поверхностная культура. Я искренне верю, что если мы хотим избежать нового периода темного средневековья, в мышлении западного человека должны произойти радикальные изменения. Фундаментализм – это лишь еще один симптом дегенерирующего характера западного мира. К счастью, многие христиане, и Вы в частности, начинают осознавать эту проблему современной религиозной мысли. Фундаменталисты, с которыми я в свое время сталкивался в ... христианской школе, в своей нетерпимости не сравнятся ни с какой другой социальной или идеологической группой из тех, что встречались на моем пути (возможно, за исключением нескольких малоизвестных марксистско-ленинистских сект). Я знаю, что во многом моя критика фундаментализма, а также культуры, благодаря которой стало возможным его распространение, будет отвергнута многими как типичные пессимизм и скептицизм большинства нигилистов-экзистенциалистов двадцатого столетия, но я уверен, что возникновение этих негативных социальных тенденций неизбежно, когда человеческие существа оставляют свой здравый смысл, свое чувство индивидуальности и принадлежности обществу, и свое личные верования ради внешнего контроля и слепого самоотчуждения. Еще раз благодарю Вас за письмо и желаю Вам всего самого хорошего.

С уважением, ...615

Я не мог не согласиться с моим другом-атеистом. К сожалению, именно христиане зачастую оказываются наиболее нетерпимыми.

Рассказанные этим молодым человеком истории, правдивость которых я проверил, похожи на самые страшные истории, какие только можно придумать. Он рассказал о преподавателях – «диктаторах, считающих себя праведниками, о лицемерии и открытом радикализме», нередких в христианских школах. Один их его учителей сказал ученикам, что «если мы не ищем воли Божьей в нашей жизни, то мы можем потерять родственника или часть тела в результате Божественного наказания...». На уроке Библии его учитель биологии, преподававший также Библию, сказал: «Я ничего не имею против негров, я считаю, что у каждого должен быть негр».616 Этот учитель «зачастую наказывал любого, кто не соглашался с его мнением». Другой преподаватель «настаивал на том, чтобы мальчики скрещивали свои ноги так, как это обычно делают девочки, иначе их поза считалась слишком откровенно мужской», и говорил: «... ни один истинно верующий ребенок не станет разговаривать в коридоре». Можете представить себе, какое чувство вины все это вызывало у юных созданий! И я слышал немало подобных историй от других молодых людей-христиан.

Какими бы нелепыми ни казались эти примеры, они не сравнятся с тем, что говорят и делают отдельные проповедники на богослужениях. Невозможно сосчитать, насколько часто такое происходит. Один выступающий «кричал, вопил и делал все, что подобает настоящему проповеднику. Он выступал за смертную казнь как наказание за гомосексуализм, утверждая, что хотел бы отправиться на «охоту на голубых» и что мы должны «разделаться с гомосексуалистами». Терпения моего друга хватило на несколько лет, потом он перевелся в публичную школу. О своем опыте пребывания в христианской школе и о переводе он сказал:

Мои разочарование и недоумение довели меня почти до нервного срыва, и, чтобы избавиться от стресса, я стал употреблять наркотики. С четырехлетнего возраста, когда я обратился в христианство, и лет до четырнадцати я был христианином, живущим согласно своей вере. Я постоянно молился и читал Библию и иногда пробовал «свидетельствовать» своим друзьям. Основы вероучения фундаменталистов я принимал всем сердцем. Но по мере того, как передо мной открывались их лицемерие и радикализм, я начал понимать, что меня откровенно обманывают. Мне всегда говорили, что публичные школы ужасны, но когда я перешел в одну из них, я обнаружил там преданных учителей – знатоков своего дела, учащихся, которые ведут себя лучше, чем ученики ... христианской школы, и наркотики в публичной школе употребляли не больше, чем в моей христианской. Уровень образования [в публичной школе] был выше, чем [в христианской школе]. Я понял, что проблема состоит не в «мирских», а в «верующих». Со временем я решил оставить свои привычки фундаменталиста, так как осознал, что они основываются на лицемерии и обмане. Большинство знакомых мне «христиан» в действительности походили на фарисеев, которые убили Христа.617

Зачем я пишу об этом? Если (как говорится в старой поговорке) «у меня было бы столько монет, сколько» я знал молодых людей, которых от Церкви оттолкнула церковь, «я был бы сегодня богатым человеком».

Конечно, не все христианские школы такие, как та, о которой мы рассказали. Есть среди них и нормальные. Но по опыту я знаю, что данная история слишком типична. Я знаю несколько церквей и учебных заведений, которые делают очень многое, чтобы не «притянуть», а скорее «оттолкнуть» чувствительных, интеллигентных и честных людей от Христа и христианства. В этом-то вся трагедия.

Я также лично знаком со множеством людей (причем, некоторые из них живут на юге Америки, где культура строится на фундаменталистском мировоззрении), которые с готовностью стали бы христианами, если бы не считали, что это означает «распрощаться со здравым смыслом». К сожалению, именно к такому мнению они приходят, наблюдая выступления телевизионных проповедников и жизнь знакомых христиан, с которыми эти атеисты сталкиваются в обществе. Возможно, более правильным будет назвать их «честными агностиками».

Но позвольте мне напомнить, уважаемый Атеист, «истина» не зависит от того, поступает ли тот, кто заявляет о своей вере в нее, согласно этой «истины» или нет. «Истина» определяется на основании честной оценки свидетельств! Я прошу Вас – умоляю – посвятить остаток своей жизни поиску истины, никогда не забывая пересматривать факты. И я сам надеюсь всегда поступать точно также. Напомню Вам еще, что никто из нас не знает, сколько времени нам осталось на этой земле. Я абсолютно не стремлюсь «запугать» Вас, я только напоминаю о реальном положении дел.

Есть великий любящий Бог, Который любит Вас так сильно, что Он умер за Вас и Который принимает Вас таким, какой Вы сейчас! В Евангелии от Иоанна 3:16 Иисус говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Помните, Библия – это на самом деле прекрасная история любви. История о любви Бога, Который любит нас и зовет нас к Себе, даже когда мы машем на Него кулаками.

Не давайте мне или другим христианам, кто порой может не соответствовать тому, какими мы должны быть, стать для Вас камнем преткновения на пути к истине и счастью, на пути к Богу! Тщательно исследуйте факты – и, я верю, Вы найдете любящего Бога, Чье величие больше, чем испытываемые нами ужасы нашего мира, ужасы, которым, говоря по правде, способствуем время от времени все мы, и атеисты, и христиане.

* * *

611

Все же, будучи «абсолютно откровенен», я сразу добавлю, что мне знакомы как теисты, так и атеисты такого рода. «Плохие» христиане (вернее, считающие себя таковыми) не вызывают симпатии этими «определенно неподобающими для человека» чертами характера.

612

Я работал в различных секулярных организациях, и часто их принципы оказывались на удивление гуманными и нравственными. Я также знаю, что иногда дело обстоит иначе. Одно их моих выражений, которое я считаю в целом справедливым, звучит: «У них будет для Вас работа, пока Вы им нужны, но ни на миг не дольше». Но прежде, чем мы сделаем какие-либо выводы, замечу, что – насколько я знаю из моего опыта – это относится и к христианским организациям!

613

Я считаю его очень порядочным человеком. В своем письме, где шла речь на тему данной книги, он разрешил мне назвать его имя (но я решил этого не делать) и написал: «Знаю, что Вы со мной не согласитесь, но я должен честно признаться, что я бы с большей готовностью встретил лицом к лицу летящий на меня снаряд, чем вернулся бы в церковь».

614

Из письма, полученного мной 12 сентября 1988 года.

615

Письмо, адресованное мне, от 29 сентября 1988 года.

616

«Невозможно быть расистом и христианином одновременно! Недопустимо использовать распятие, высший символ Божественной любви, как символ ненависти к человеку», и «расизм, в действительности, является одним из самых ужасных грехов. Это одна из воплощенных форм безбожия. Это симптом болезни, называемой любовью к себе, которая противоречит евангельской вести. В центре христианской жизни стоит отказ от себя и стремление в любви к Богу и всему творению. Распятие – это символ смерти для греха и себя. Следовательно, расист, по сути дела, есть тот, о ком Павел пишет в Послании к Филипийцам: «Поступают как враги креста Христова» (3, 18). Цитаты из Terry L. Miethe, Reflections, Volume Two.

617

Письмо к «Исполнительному комитету по вопросам христианских школ» от 29 сентября 1986 года.


Источник: Dr. Terry L. Miethe, Dr. Gary R. Habermas. Why Believe? God Exists! — College Press Publishing Company — Joplin, Missouri, 1993. — 252 p. Перевод с английского — Наталия Грецкая Анна Рыженко Ирина Кравцова Терри Л. Мизи, Гари Р. Хабермас. Зачем верить? Бог есть! Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 1998.— ...... с.

Комментарии для сайта Cackle