Пётр Заведеев

Источник

Епитимии, их происхождение в Церкви и значение

Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней.

Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь. получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи.

Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде.

Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего eгo (1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7).

Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху (Мр. 6:13), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом (Иак. 5:14–15). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют:

1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность. Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью.

Таинство брака установлено еще в раю (Быт.1:28), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель (Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки (Еф. 5:22–24).

Видимая сторона таинства брака и его невидимые действия. К видимой стороне таинства брака относятся два существенные действия. Это – свидетельствование жениха и невесты пред Церковью о том, что они вступают в брачный союз по взаимному согласию и сохранят супружескую верность до конца жизни, и торжественное благословение их союза священником: «венчается раб Божий» ... и т. д.

Невидимые действия благодати, сообщаемой чрез таинство брака брачующимся, состоят в том, что она делает их союз тайной великой.

Свойства христианского брака, освящаемого таинством. 1) единичность, т. е. христианский брак есть союз только одного мужа и одной жены, и 2) нерасторжимость. Один только случай указал Спаситель, когда позволяется расторжение брака. Это – неверность, измена союзу супружескому одного из супругов (Мф.19:9).

Понятие о священстве, как таинстве. Священство есть таинство, в котором Святый Дух правильно избранного чрез святительское рукоположение поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово (Деян.20:28).

Божественное установление и действительность таинства священства. Таинство священства установил Сам Спаситель, когда, по воскресении, избранным апостолам дал иерархическую власть (Ин.20:22–23), a пo вознесении послал Духа Святого (Деян.1).

Св. апостолы по наставлению от Духа Святого, вспомнившего им все, что заповедал Господь Иисус, совершали это таинство и чрез возложение рук возводили на все три иерархические степени. Так, ап. Павел о рукоположении в сан епископа говорит: вспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею (2Тим.1:6).

Видимая сторона таинства священства, его невидимые действия и неповторяемость. Видимую сторону таинства священства составляет святительское рукоположение, соединенное и молитвою (1Тим.4:14; 5:22).

Невидимое действие состоит в том, что чрез него, по молитве, действительно сообщается рукополагаемому Божественная благодать, соответствующая его будущему служению.

Благодать священства, сообщаемая чрез рукоположение, хотя в различной степени, диаконам, пресвитерам и епископам, и облекающая их известной мерой духовной власти, обитает в душе каждого из них неизменно: почему ни епископ, ни пресвитер, ни диакон в другой раз не рукополагается в тот же сан, и таинство священства неповторяемо.

О Боге, как Судии и Мздовоздаятеле

Последний день мира. Тотчас по смерти каждого человека, по учению Православной Церкви, совершается над ним частный суд и следует – мздовоздаяние, но оно не полно, в последний же день мира Господь произведет полный и всеобщий суд, за которым последует мздовоздаяние каждому, яже с телом содела блага и зла.

Этот последний день, в который Господь сойдет на землю для суда, называется днем судным (Мф, 11:22–24), о его наступлении неизвестно даже ангелам (Мф.24:36).

Признаки его приближения. В свящ. Писании указаны признаки, по которым можно узнать приближение всеобщего суда. Это: 1) распространение Евангелия по всему миру, 2) уменьшение добродетелей и увеличение пороков между людьми (Мф.24), 3) обращение язычников и иудеев и 4) появление антихриста (Рим.11:23). Антихрист, по изображению слова Божия, будет определенный человек, из еврейского племени, будет царствовать три с половиной года, многих отторгнет от веры Христовой и, наконец, сам погибнет от Иисуса Христа (2Сол. 2).

Второе пришествие Господа И. Христа. Сей Иисус вознесыйся от вас па небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо (Деян.1:11). Так сказали апостолам явившиеся по вознесении Господа ангелы и этим указали с одной стороны внезапность, а с другой – торжественность и очевидность события. Приидет Сын Человеческий во славе Своей и вcu святии ангели с Ним (Мф.25:31).

Явившись во всей славе, Господь торжественно сядет на престоле, и соберутся пред Ним для суда все народы. Суд будет произведен пo всей правде, со всей строгостью. Господь осудит не только за дела и слова, но и за тайные желания и помышления, если они не заглажены покаянием и исправлением (Мф.12:36; 25:31–41). По окончании суда, Господь произнесет оправданным и осужденным свой решительный приговор, и пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мучение грешников будет заключаться в удалении от Бога, горьком сознании тщетности прожитой жизни, в укорах совести и во внешнем мучении от неугасимого огня (Мф.13:42). Блаженство праведников будет столь велико, что мы и вообразить не можем (1Ин.3:2). Они будут наслаждаться лицезрением Бога и участвовать в Божественной славе (Ин.14:1–3).

Почитание и призывание святых; почитание св. мощей и других останков угодников Божиих и почитание св. икон. Православная Церковь почитает кроме Бога праведников, угодивших Ему своей святой жизнью, и призывает их в своих молитвах, как ходатаев пред Богом за нас. Но она почитает их не как богов, а как верных слуг и друзей Божиих; восхваляет их подвиги, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что честь, воздаваемая святым, относится к величию Божию, Которому они благоугодили на земле. В таком смысле почитание святых совершенно согласно с Свящ. Писанием, и Св. Преданием (Пс.138:17). Воздавая надлежащее почитание угодникам Божиим переселившимся душами на небо, св. Церковь, естественно, вместе с тем чтит и оставшиеся на земле мощи или телеса угодников, которые удостоились быть храмами Св. Духа (1Кор.6:19), и другие останки святых, получившие от них освящение. Это, столь естественное, чествование св. мощей и останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в том, что Бог благоволил почтить и прославить те и другие знаменьями и чудесами (См. 4Цар. 13:21; 2:14).


Источник: Лекции по богословским наукам : (Полное рук. для подгот. к экзамену на священника) / Петр Заведеев. – [Репр. изд. 1908 г.]. – М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1997. – 731 с.

Комментарии для сайта Cackle