Настоятель храма
Настоятель – лицо ответственное за состояние прихода во всех его сторонах: за чинное и правильное совершение богослужения, за порядок в храмовом хозяйстве и письмоводстве, за мир и благочиние в причте и т.д. По отношению к приходу он владеет многими правами благочинного, и инструкция, какой определяется его деятельность, имеет много общих пунктов с инструкцией благочинного. Мы указали, каковы должны быть отношения священника к причту по существу, поэтому, не повторяя их, приведем только с комментариями текст инструкции.
Инструкция настоятелям церквей9
(Утверждена определением Св. Синода 8 мая – 1 июля 1901 г., № 1829)
1. Настоятель церкви как старший член причта, пользуясь пред прочими священниками той же церкви преимуществом чести и некоторыми особыми правами как по богослужению, так и по управлению церковному, по отношению к низшим членам причта и другим лицам, подведомственным церкви, как-то: просвирне и служащим при церкви и домах церковных – есть ближайший и непосредственный начальник и по отношению к заштатным священноцерковнослужителям, вдовам и сиротам, церковью призреваемых, попечитель и наблюдатель.
Диаконы и причетники должны почитать своего священника как настоятеля церкви и своего учителя, также повиноваться ему и ни словом, ни делом не оскорблять его, а если бы чем от него были обижены, жаловались бы благочинному, а если пожелают, и епархиальному начальству, и ожидали решения (Инстр. благоч. § 25).
Аще кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковнаго (апост. прав. 56).
Не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сесть. Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников (Лаод., прав. 20). Не позволено диаконам сидеть посреде пресвитеров. Аще кто после сего определен, не хощет послушен быти, да прекратится его диаконство (I Всел. соб., прав. 18).
2. Настоятель при всех соборных богослужениях предстоятельствует пред прочими священниками той же церкви; седмичное служение (за исключением «настоятеля кафедрального собора) исполняет поочередно наравне с прочими священниками, но в храмовые и двунадесятые праздники и важнейшие седмицы Великого поста имеет право совершать богослужение вне очереди (ср. § 25).
Кто должен первенствовать при соборном богослужении? Этот вопрос могут решить следующие условия (в потребных случаях):
1) иерархические, в силу которых простой иерей должен безусловно уступить место протоиерею; затем, не имеющий набедренника должен уступить свое место священнику, награжденному набедренником, и т.д. до скуфьи, камилавки, наперсного креста;
2) служебные, в силу которых благочинные из священников уступают место только протоиереям, а в остальных случаях первенствуют даже среди более заслуженных, но подчиненных им священников и притом не только в церкви во время богослужения, но и во всех других местах. То же самое нужно сказать и об окружных духовниках, которые, будучи избираемы самими же священниками, должны первенствовать пред ними, яко их духовные;
3) сюда же надо отнести и те преимущества, какие искони в нашей Церкви дают священникам при богослужении отличия ученые, в силу которых священник или протоиерей из окончивших академию или другое высшее учебное заведение всегда должен первенствовать – священник пред священниками, протоиерей пред протоиереями из простых семинаристов, хотя бы первые и не имели других отличий, кроме своего образования, а последние награждены были набедренниками, скуфьями, камилавками и т.п. Наконец, если случится служить вместе священникам или протоиереям, состоящим на равной степени иерархического, служебного и ученого положения, то вопрос о первенстве между ними должно решить: 1) время рукоположения их во священника; или 2) время получения ими той или иной награды; или 3) время производства в сан протоиерея и т.п. Кто прежде рукоположен или прежде получил какую-либо награду, тот пусть и первенствует, ничтоже сумняся, во славу Божию. И другие должны уступить ему первенство с братскою любовью, да не будет распри или свары между служителями Божиими.
Указания настоятеля относительно порядка отправления служб
3. Во время своей болезни или законной отлучки исправление очередных служений и треб за себя настоятель письменно или словесно поручает младшим священникам по своему усмотрению.
4. В случае отлучки младшего священника, его болезни, смерти или увольнения от службы очередное служение и требы за него исправляет настоятель наравне с другими священниками той же церкви.
5. За болезнью или отлучками низших членов причта возложение обязанностей одного из них на другого производится настоятелем.
6. Настоятель наблюдает за порядком и благочинием при богослужении, – чтобы звон к богослужению и самое богослужение начинались в определенное время, чтобы богослужение было совершаемо по уставу, чинно, благоговейно, сообразно с важностью действия и святостью места, чтобы чтение происходило громко, внятно и раздельно, пение – чинно, неспешно, без крика и с соблюдением одобренного напева. Чтение, особенно в соборах и больших храмах, должно происходить, по возможности, на средине храма.
Порядок в храме
О звоне см. в главе «Чины церковных служб». Относительно порядка в храме соблюдаются следующие предписания:
1) Все должны быть в церкви Божией почтительными и входить в храм Божий с благоговением, без усилия.
2) Запрещается приходящим в церковь занимать такие места, где могут стеснять отправление богослужений.
3) За решеткою, что пред иконостасом, не дозволяется никому из посторонних лиц и во всякое время становиться, за исключением чтецов и певцов.
4) Быть в алтаре во время службы никому из мирян не дозволяется. Во время всякой службы божественной никому из не участвующих в оной не дозволяется стоять у иконостаса того престола, где она совершается, и вообще на возвышенном месте или пространстве между обоими клиросами, исключая лишь те случаи, когда мирянам, по обряду Церкви, нужно подходить к святым Тайнам или к святым иконам.
5) По 69-му правилу VI Вселенского Собора, по «некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие (вход в алтарь) власти и достоинству Царскому, когда восхощет принесть дары Творцу».
6) Не подобает жене в алтарь входить (Лаод., прав. 44).
Примечание 1. На основании 66 правила «Номоканона» при Требнике, монахиням разрешается входить в алтарь в своем монастыре для прислуживания при священнодействии и для поддержания внешней чистоты в алтаре.
Примечание 2. Непозволительно никому, кроме священнослужителей, приближаться к святому престолу и ходить между престолом и горним местом10, и между престолом и царскими вратами, и также стоять на солее, за исключением тех случаев, когда мирянам, по обрядам Церкви, нужно подходить к святым Тайнам или к святым иконам.
7) В алтарь нельзя вносить ничего, кроме вещества для таинства, свечей, масла и ладана (апост. прав. 3, VI Всел. соб., прав. 99).
8) Запрещается вносить в алтарь оружие, палки и зонтики (VI Всел. соб., прав. 69).
9) Не дозволяется входить в храм: а) еретикам во время богослужения (Тим. Ал. прав. 9), б) жене, находящейся в очищении (св. Дионисия прав. 2); в) юродивым, находящимся в кощунных одеяниях (Ук. 1732 г. 25 июля); г) а равно вводить в храм животных, кроме крайней нужды (VI Всел. соб., прав. 88).
Примечание. Исключение делается для путешественника, не имеющего пристанища, в последнем случае ему дозволяется войти в храм и ввести животное свое в ограду, иначе оно погибло бы.
10) Пред святыми иконами стоять так, как святость места и благопристойность требует.
11) Нищие не должны бродить по церкви и просить милостыню, но во всяком случае их не следует выводить из церкви во время службы или брать под арест (ср. ук. Св. Синода 1731 г. 14 авг., 1758 г. 25 мая).
12) На церковного старосту возлагается наблюдение за соблюдением богомольцами тишины и порядка во время богослужения в церкви и вне ее во время крестных ходов.
Наблюдение за младшими священнослужителями
7. Настоятель наблюдает, чтобы священники неопустительно сами отправляли очередное служение, за исключением случаев болезни и законной отлучки. 8. Настоятель заботится, чтобы в воскресные и праздничные дни неопустительно в храме во время богослужения говорились поучения, а также совершались внебогослужебные беседы, для чего по общему соглашению составляет особое расписание. Труды по проповедничеству настоятель разделяет с прочими священниками, привлекая к сим трудам по своему усмотрению также окончивших курс учения в семинарии диаконов и псаломщиков. Каждый, произносивший поучения или ведший внебогослужебное собеседование, собственноручно записывает краткое содержание поучения или беседы в заведенную для этой цели особливую книгу или журнал, который просматривается еженедельно настоятелем.
Правила о проповеди помещены нами в отделе «Священник-учитель».
Наблюдение за приходской жизнью
9) Настоятель имеет особенное попечение о том, чтобы святые храмы со всеми принадлежностями, каковы: утварь, иконы, богослужебные книги, облачения – соблюдались в должной чистоте и порядке и всегда на своих местах, а также и вообще о благолепии и благоукрашении святых храмов, располагая в потребных случаях прихожан к пожертвованиям на них.
10. Настоятель заботится о развитии благотворительности в приходе, располагая прихожан к учреждению приютов для вдов, сирот, престарелых и увечных из прихожан. В этом ему всемерно содействуют и все прочие члены причта, особенно пресвитеры.
11. Настоятель совместно с прочими членами причта должен заботиться о распространении религиозно-нравственного обучения и воспитания детей в приходе, а потому обязан убеждать прихожан к открытию церковно-приходских школ, если таковых еще нет, к поддержанию и благоустроению уже существующих школ и снабжению их необходимыми принадлежностями.
12. Заботясь о развитии доброй нравственности в приходе и в этих видах, вместе с прочими священниками как можно чаще беседуя со своими прихожанами о предметах веры и нравственности христианской, настоятель должен заботиться об учреждении приходской библиотеки, располагать своих прихожан к чтению назидательных книг и руководить ими в этом важном деле (см. в отделе «Церковная школа»).
13. Участвуя наравне с прочими священниками в исправлении треб у прихожан, настоятель наблюдает за неуклонным удовлетворением священниками религиозных нужд прихожан, о неисправных доносит благочинному.
14. Если очередной священник по недостатку времени или по многочисленности треб не может совершить их благовременно, то заявляет о том настоятелю, а настоятель поручает разделить труды очередного подочередному, в случае же надобности и другим священникам. В таких обстоятельствах никто из священников не может уклоняться от предлагаемых ему настоятелем требоисправлений, под опасением строгой за уклонение ответственности.
[...]
17. На настоятеле лежит главное наблюдение за исправным ведением отчетности по церковному имуществу.
18. Настоятель может поручать ближайшее смотрение за церковного библиотекою одному из священников, за церковного утварью и ризницею одному из диаконов, а заведование церковнобогослужебными книгами, необходимыми при отправлении богослужения, одному из псаломщиков.
[...]
20. Сношения по делам церкви и причта ведутся через настоятеля. Он получает от епархиальной власти через местного благочинного предписания и указы, исполняет их сам или передает для исполнения другим приходским священникам, под собственною ответственностью за правильность и своевременность исполнения.
[...]
22. Настоятель обязан являться к благочинному для заявления о нуждах своей церкви или причта и для представления требующихся разъяснений и сведений.
23. Настоятель наблюдает и требует, чтобы каждый член причта неопустительно исполнял свои обязанности по церкви и приходу. Члены же причта обязательно должны исполнять распоряжения настоятеля, под опасением за неисполнение законной ответственности.
24. На настоятеле лежит главная ответственность за беспорядки и расстройство в причте, происшедшее от его нерадения и нераспорядительности.
25. Настоятель наблюдает: а) чтобы каждый вновь поступивший член причта занимал при богослужении место соответственно старшинству по рукоположению, если епархиальным начальством не будет предоставлено ему особых прав в этом отношении; б) чтобы очередные члены причта не отлучались из прихода без его ведома и притом не иначе, как поручив кому-либо из свободных исполнение своих обязанностей по взаимному соглашению; в) чтобы низшие члены причта являлись к богослужению непременно ранее священника и приготовляли все необходимое для богослужения каждый по своей части; г) чтобы диакон (где один штатный диакон) при ежедневном богослужении являлся к служению литургий, а также всенощных бдений, великих вечерен и полиелейных утрень, в воскресные же и праздничные дни служил литургию непременно с приготовлением; д) чтобы диаконы (где два и более штатных диаконов) по очереди являлись к служению всех ежедневных церковных служб; е) чтобы диаконы, состоящие на псаломщических вакансиях, не уклонялись от исполнения ни одной из соединенных с званием псаломщика обязанностей и по возможности отправляли и служение собственно диаконское, заменяя в потребных случаях штатных диаконов. Настоятель наблюдает, а) чтобы псаломщики в многочисленном клире в простые дни являлись по двое (чередной и подочередной) к вечерни и утрени, а к литургиям, равно как ко всем службам в полиелейные и праздничные дни и во все дни Великого поста, непременно все приходили к началу службы и выходили по окончании оной; б) чтобы помогали священнику и диакону при проскомидии читать синодики и помянники; в) чтобы очередной псаломщик не только за всеми службами в праздники, но и в простые дни за литургией надевал стихарь, если в таковой посвящен, и г) чтобы отлучались из дома и на короткое время не иначе, как с ведома того священника, с которым они состоят в очереди. Настоятель наблюдает также, чтобы просфирня приготовляла просфоры надлежащей доброты, меры, вида и вкуса, в достаточном количестве и отпускала оные для прихожан по установленным ценам.
26. В случае неисправности по службе и неблагоповедения кого-либо из низших членов причта настоятель делает ему увещание наедине; в случае же недостаточности этой меры для вразумления виновного доносит благочинному.
[...]
27. По личным неудовольствиям между собою члены причта приносят жалобы настоятелю, который старается прекратить дело миролюбивым, безобидным для спорящих соглашением; при безуспешности же этой меры доносит благочинному.
[...]
29. Церковные сторожа и вообще служащие при церкви и церковных домах избираются и нанимаются, а равно и увольняются церковным старостою, но непременно с ведома и согласия настоятеля.
30. На настоятеле лежит обязанность главного надзора за порядком и правильностью ведения церковного письмоводства, а также за хранением церковных документов. Смотрение за церковным архивом настоятель может поручить тому из членов причта, который занимается письмоводством.
[...]
33. Настоятель состоит в ближайшем ведении у благочинного, который наблюдает за исполнением им своих обязанностей и в случае уклонения его от обязанностей службы и правил благоповедения доносит об этом епархиальному начальству.
Настоятель
(фрагмент Устава Русской Православной Церкви 2000 г.)
1. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.
2. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.
3. В обязанности настоятеля, в частности, входит;
а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;
е) созыв и председательствование на заседаниях Приходского собрания;
ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
з) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания и работой Приходского совета;
и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе;
л) осуществление официальной церковной переписки;
м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;
н) выдача свидетельств о крещении и браке.
4. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.
Благочинный
Благочинные представляют собою орган церковной власти архиерея в области надзора и в старину назывались «поповскими старостами». Обязанности их впервые определены были Стоглавым собором 1551 г., а затем особою инструкцией), изданною Патриархом Адрианом в 1699 г. и исправленною в 1775 г. Платоном (впоследствии митрополитом Московским).
Власть благочинного распространяется не только на причт, но и на прихожан. Относительно первого инструкция предписывает благочинным наблюдать, чтобы духовенство вело себя сообразно с достоинством своего звания, неопустительно исполняло церковные обязанности, в особенности главнейшие богослужения и требы. О всех неисправностях благочинный должен немедленно доносить архиерею. Относительно прихожан своего округа благочинный имеет обязанность заботиться о сохранении ими чистоты православной веры и исполнении христианского долга. Надзор за духовенством и прихожанами округа благочинный осуществляет посредством личного обозрения порученных его наблюдению церквей.
Монастыри, не изъятые из подчинения епархиальным епископам, состоят под наблюдением особых благочинных из монастырских настоятелей – архимандритов.
Как лицо близко стоящее к духовенству и мирянам, пользующееся особым доверием собрата, благочинный является руководителем в исполнении прямых их обязанностей. Он же как приходский священник имеет возможность входить и в нужды подведомых ему приходских жителей и таким образом устраивать и утверждать взаимообщение пастырей с пасомыми, священников и других членов причта с прихожанами.
Желательно, да и самим делом требуется, чтобы объезды и обозрения церквей и приходов были более или менее продолжительны, давая возможность благочинному ознакомиться со всеми сторонами церковноприходской жизни, поэтому было бы полезно, чтобы при этом обозрении присутствовали не одни члены причта с церковными старостами, но и выборные от прихожан, которые бы также и непосредственно могли свидетельствовать или заявлять благочинному о своих духовных нуждах. При этих же обозрениях благочинный может входить в рассмотрение и возникающих недоумений или жалоб как между самими членами причта, так и между причтами и прихожанами, предупреждая таким образом могущую возникнуть вражду в самом ее возникновении.
Отношения благочинного к подведомым ему священникам и другим членам причта должны быть чужды начальнического тона, отличаться братским взаимообщением, чтобы каждый член причта видел в нем собрата и мог безбоязненно высказать свои духовные и материальные нужды.
Инструкция благочинному приходских церквей11
(Текст ее приводится по синодальному изданию 1891 г.) 1. Благочинный должен наблюдать, чтобы церкви строились святым алтарем на восток; чтобы иконостасы в них были благовидны и украшены иконами древнего греческого образописания; чтобы около амвона и иконостаса была решетка; чтобы святой антиминс был подписан освящавшим его архиереем, не ветх, не дыряв, не залит, не полинял; чтобы одежды и срачица на престоле и жертвеннике, ризы, стихари, подризники, епитрахили, поручи, орари, поясы были не ветхи, не разодраны и устроены не из низкой материи; чтобы дарохранительница, потир, дискос, звезда, лжица и проскомидные блюдца были серебряны, а потир внутри вызолочен, чтобы сосуд для святого мира был серебряный или хрустальный; чтобы были в церкви вещи, употребляемые при святом крещении, как-то: елей, ножницы, губка и сучец для помазания просвещаемых святым крещением; чтобы были в церкви кадило, укропник, ковш серебряный для подавания теплоты, водосвятная чаша, сосуд для освящения хлебов, подсвечники, по крайней мере два, стол для благословения хлебов и водоосвящения; чтобы были в церкви потребные для службы Божией книги, как-то: Евангелие напрестольное, Апостол, Служебник, Минеи Общая и Праздничная, Устав (Типикон), Триодь Постная и Цветная (Пентикостарион), Октоих, Псалтирь Следованная, Часослов, Требник Большой и Малый, Ирмологий, Книга молебных пений, проповеди. Наконец, чтобы самые церкви, как приходские, так и кладбищенские, и при них колокольни и ограды зданием были крепки; чтобы в окнах церковных были железные решетки, замки у всех церковных дверей были благонадежны и имелись бы при церквах сторожки для караула. О противном сему благочинный, ежели по его убеждению не будет что-либо восполнено или исправлено, должен доносить епархиальному начальству (см. главу церк. благоустройство).
Примечание. Весьма прилично и полезно каждой церкви иметь некоторые к руководству священникам и к наставлению прихожан книги, как-то: Библию, Послание восточных патриархов о православной вере, творения святых отцев, Четьи-Минеи и Пролог, Катехизисы пространный и краткий и книги для увещания раскольников.
2. Благочинный должен наблюдать, чтобы не только церкви, но и колокольни, ограды церковные и кладбищенские, надгробные памятники и самые места в оградах были сохраняемы в благоустройстве и чистоте. Близ церкви не должно быть никаких строений, могущих служить соблазном и опасностью для храмов, как-то: питейных домов, торжищ, бань и т.п.
3. Если где церкви так ветхи, что от гнилости наклонились, имеют в потолке течь и угрожают падением или, по крайней мере, ветхостью своею делают неблагопристойность столь святому месту, то благочинный должен увещевать прихожан, чтоб возымели старание о создании новой церкви или поправили ветхости и письменно просили дозволения на то, а между тем благочинный о таковых церквах должен представлять епархиальному начальству без умедления.
4. Если число прихожан какой-либо церкви по случаю переселения или по другим каким причинам значительно увеличится или уменьшится, то благочинный обязан донести о сем епархиальному начальству.
5. Если где церковь сгорит, то благочинный немедленно представляет о том, а между тем озабочивает прихожан, чтобы они, не медля, старались вновь построить церковь и просили бы на то дозволения, притом убеждать, чтобы строили церкви преимущественно каменные, для прочности и для собственной их же пользы.
6. Когда дано будет дозволение соорудить где-нибудь церковь, то благочинный должен наблюдать, чтобы храм строился и украшался в сходственность данной архиерейской грамоты и по приличию других святых храмов, и настоять, дабы строение храма продолжалось безотлагательно, а если бы за чем воспоследовала остановка, то о том доносить. По сооружении же храма, учинив опись церковного строения, иконостаса, всякой утвари церковной, ризницы, книг и прочего, что для церкви потребно, как выше показано, представлять вместе с прошением от прихожан о дозволении новосозданный храм освятить.
7. Благочинный обязан прилежно наблюдать, чтобы священники, диаконы и церковники, а особливо священники, жили честно, степенно, кротко, мирно и в исправлении своей должности были благоговейны; строго также наблюдать, чтобы они ни в какие более или менее зазорные дома не ходили, да и в своих домах никаких игр не заводили, а вели бы и в домах своих жизнь степенную, трезвую, назидательную и приличную домам служителей святого алтаря. А если бы у кого-либо усмотрено было нечто неприличное духовному сану, то о таковом без всякого закрытия немедленно доносить епархиальному начальству.
Примечание. В каждом благочинническом округе священнослужители и церковные причетники избирают общего духовника из священников, отличающихся духовным рассуждением, просвещением и честною жизнью, и избранный представляется на утверждение епархиального архиерея.
[...]
10. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники в сельских церквах, кроме воскресных, праздничных и высокоторжественных дней, совершали божественную литургию сколько можно чаще, особенно же в Четыредесятницу не опускали бы преждеосвященных литургий; в церквах же градских однопричетных – непременно три раза в неделю, если бы и не случилось в продолжение оной торжественных и праздничных дней, в двухштатных же четыре, а в четырехштатных ежедневно (о служении молебнов см. в отделе о молебнах).
11. Если бы кто из священно– и церковнослужителей или лиц и не из клира церковного, паче чаяния, нарушил в храме Божием благочиние и произвел словами или действиями соблазн, замешательство, остановку в богослужении или совершенное прекращение оного, равно как и о всех других важных происшествиях в церкви, благочинный неотлагательно доносит епархиальному начальству.
12. Благочинный наблюдает, чтобы священнослужители в ссоре и вражде без примирения отнюдь не служили. Враждующих же обязан он примирять, в случае безуспешности доносить о них епархиальному преосвященному.
13. Благочинный наблюдает, чтобы диаконы и причетники неопустительно являлись к богослужению и к требоисправлениям по повестке священника, и притом чтобы диаконы в воскресные и праздничные дни служили с приготовлением.
14. Благочинный наблюдает, чтобы запасные Святые Дары хранились в церквах на святых престолах в ковчегах серебряных, а по нужде в оловянных, и внушает священникам, чтобы они почасту осматривали, не коснулось ли сей святыни какое повреждение, а в домах у себя запасных Святых Даров отнюдь не держали, и когда нужда позовет в дома приходские ради причастия больных со Святыми Тайнами, они, священники, ходили бы с подобающей таковому таинству честью, носили бы оные на персях своих, в устроенных на то дароносицах и сделанных из приличной материи влагалищах.
15. Благочинный наблюдает, чтобы Крещение совершали в церкви и непременно при диаконах и церковнослужителях, разве бы какая-нибудь особенно благословная причина иногда потребовала окрестить младенца в доме; крестить же младенцев во время зимнее должно в воде не очень холодной, дабы какового здравию младенца вреда не причинить (см. в отделе «Крещение»).
16. Мертвым стоять в церкви более суток, и то разве по какой необходимости, не допускать, а по принесении тотчас, отпевая их, и погребать, где узаконено.
17. Благочинный должен, по своему благоразумию и как наставит его Бог, давать, ежели найдет нужным, наставления священникам, как им исповедать детей своих духовных, как связывать и разрешать человеческую совесть.
18. Благочинный обязан наблюдать, чтобы священники не венчали браков незаконных, каковыми признаются браки: а) в известных степенях плотского или духовного родства и свойства; б) брачные сопряжения лиц, не достигших гражданского, а тем более церковного совершеннолетия, или, напротив, престарелых или таких, из которых одно лицо молодо, а другое престарело; детей до известного возраста без воли родителей или опекунов или же, наоборот, по чьему-либо принуждению.
[...]
20. Благочинный должен наблюдать, чтобы служба Божия была совершаема благоговейно, не спешно, и чтобы в два голоса ничто читано или пето не было; чтобы церковники в чтении и пении были исправны; не допускать в церкви произвольных напевов по нотам, не одобренным священноначалием.
Крестные ходы
21. Вновь быть крестным ходам, также строить вновь без дозволения начальства часовни отнюдь не допускать.
1. Крестные ходы положено совершать во дни Богоявления и Происхождения Честных Древ – 1 августа (Типикон); кроме того, всеобщей практикой Церкви принято совершать крестный ход на воду в день Преполовения Пятидесятницы. Бывают и крестные ходы, установленные местной епархиальной властью.
2. Крестные ходы могут также совершаться по требованию особенных обстоятельств, например на поля во время бездождия, в округе городов и селений во время землетрясения, моровой язвы, поветрия и проч.
3. Общественное молебствие во время засухи и «безведрия» и по случаю других общественных бедствий следует совершать с осмотрительностью (ук. Св. Синода 1736 г. 9 июля, 1873 г. 31 мая), обыкновенно с ведома епархиального архиерея, и может быть соединено с общественным постом (указ. Св. Синода 1736 г. 17 марта). Это правило объяснялось историческими условиями, но в настоящее время не имеет силы.
4. Но почти повсеместная практика та, что причты совершают в своих храмах и приходах общественные молебствия в случаях особенного проявления прещения Божия (повальных болезней, безведрия и т.п.), по чиноположениям, указанным на эти случаи в Книге молебных пений, без испрашивания особенного на всякий случай разрешения на совершение этих молебствий, но лишь о времени совершения их обязательно доносят епархиальному архиерею.
5. Св. иконы дозволяется по желанию переносить из церквей в дома, но не иначе, как в руках или иным подобающим образом и без громогласного на улицах пения.
6. Совершать крестные ходы и переносить святые иконы священники должны по церковному уставу в установленное время, с благоговением и тишиною, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства и без произвольных изменений и нововведений.
7. В крестных ходах воспрещается священнослужителям разговаривать между собою и раскланиваться со знакомыми (ук. Св. Синода 1830 г. 28 апреля).
22. Благочинный наблюдает, чтобы во дни праздников Христова Рождества и в Светлую седмицу и в храмовые праздники священники с животворящим крестом в дома желающих того прихожан своих с церковнослужителями ходили честно и благоговейно.
23. Надлежит, чтобы священники во дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии Святейшим Синодом одобренные проповеди, а на утрени что-либо из Прологов и других святых книг, также Катехизис, толкуя оный прихожанам по возможности, а которые священники и диаконы учились в школах, те и от себя почасту говорили бы проповеди и тем делали бы честь своему сану и пользу христианам. А кто сколько скажет проповедей, о том уведомлять епархиальное начальство в клировых ведомостях, дабы можно было различать прилежных от ленивых (см. «Правила и советы; касающиеся проповеди»).
24. Священники, диаконы и причетники должны знать наизусть Катехизисы, первые пространный, а последние краткий, и почасту прочитывать свои ставленные грамоты и по ним устроять свою жизнь; грамоты же должны храниться в церкви.
25. Диаконы и причетники должны почитать своего священника как настоятеля церкви и своего учителя, также повиноваться ему и ни словом ни делом не оскорблять его, а если бы чем от него были обижены, жаловались бы благочинному, а если пожелают, и епархиальному начальству, и ожидали решения (см. Инстр. настоятелю § 1).
26. Священнику диакона и причетников не обижать и доходов у них не удерживать и бить их не дерзать, а если бы в чем оказались они неисправны или против его ослушны, жаловаться благочинному или епархиальному начальству.
27. Священник диакона и причетников может штрафовать наедине и при других выговорами, кроме того, причетников и поклонами в церкви, и если сими мерами не вразумятся и не исправятся, доносить благочинному.
28. Благочинный должен подтверждать священникам и диаконам, чтобы не были корыстолюбивы и нахальны и посему ни за какую требу не домогались у прихожан платы, особливо же не делали договора с ними, а были бы довольны доброхотным подаянием.
29. Также должен подтверждать, чтобы священно– и церковнослужители без зову в гости ни к кому не ходили, да и по зову ходили бы в дома только честные; чтобы они дружились с подобными себе священниками, диаконами и причетниками, а не со всяким безразборно; ибо духовные, особливо священным саном почтенные, должны вести себя степенно и тем других приводить к почитанию себя. Кроме сего, благочинные должны наблюдать, чтобы священнослужители не вводили в дом прихожан при духовных требах своих жен и других посторонних лиц, наблюдать строго, чтобы священнослужители жили сообразно своему сану, не бесчинствовали, не употребляли брани, обличающей употребляющего ее в грубом невежестве и развращении сердца, не занимались бы игрою картежного и другими неприличными сану духовному играми, не вмешивались бы в дела мирские, в свободное от богослужения и домашних экономических занятий время занимались бы в домах своих чтением душеполезных книг, но отнюдь не занимались бы чтением книг соблазнительных; наблюдать, не придерживаются ли сами священнослужители раскола, суеверий и ереси, воспитывают ли детей в страхе Божием.
30. О вдовых священно– церковнослужителях наблюдать, дабы не дозволенных апостольскими и соборными правилами женских лиц ни под каким видом при себе не держали.
[...]
32. Заштатных и безместных священно– и церковнослужителей ни к каким требоисправлениям не допускать, кроме тех случаев, когда настоящий священник сделается нездоров или умрет или будет в отлучке, а треба не терпит отлагательства.
[...]
35. Благочинный, получив уведомление о смерти, удалении или перемещении священника, немедленно отправляется в тот приход и, поверив церковное имущество, суммы по документам и дела церковные, передает их новоопределенному священнику или же до определения его наличному причту с церковным старостою. Таким же образом поступает и в случае удаления или смерти церковного старосты. Если же при сем чего не окажется и восполнить недостающего никто не согласится, благочинный, с указанием недостающего и ценности недостающей вещи и виновника в утрате ее, доносит преосвященному.
36. Новопроизведенного священника благочинный должен ввести в должность.
[...]
38. Благочинный должен наблюдать, чтобы священники, диаконы и псаломщики ходили в приличной духовному званию одежде, а именно: священники и диаконы в рясах темного цвета, а церковники в платье покроя приличного духовному чину.
39. Благочинный во все получаемые им от своего начальства предписания вникает тщательно, составляет из них для себя руководственную ведомость и исполняет оные в точности своевременно, в буквальном смысле, не делая своих толкований и выводов догадочных, недоумения священно– и церковнослужителей разрешает сам; в случае личных сомнений испрашивает разрешения у преосвященного.
[...]
41. Священники не должны совершать требы в чужом приходе. Сие разрешается им только в случае болезни местного священника или законной отлучки его, но не без приглашения местного причта. Разрешается также им совершать крещение, напутствовать больного Святыми Тайнами и похоронить умершего.
[...]
43. Надзирать за старостами церковными, дабы никаких расходов без ведома священника, а больших и без согласия прихожан, не чинили. Наблюдать, чтобы лица, избираемые в церковные старосты, были люди честные, в штрафах и под судом не состоявшие.
44. Благочинный, обозревая церкви и причты, ревизует и состояние церковных документов и о последствиях доносит преосвященному, доносит о присоединившихся к Православной Церкви из раскола и иных вероисповеданий.
[...]
46. Благочинный, посещая церкви, должен увещевать прихожан, чтобы регулярно, по долгу христианскому, исповедовались и Святых Тайн приобщались и особливо во дни воскресные и праздничные приходили в храм Божий, оставляя свои работы, и жили честно, по евангельским заповедям.
47. Благочинный должен о состоянии вверенных ему церквей рапортовать епархиальному начальству.
48. Благочинный должен наблюдать за обучением детей, внушать прихожанам, чтобы они или сами (если могут) обучали детей своих основным правилам веры и благочестия, или отдавали бы их для обучения священно– и церковнослужителям, которые, с своей стороны, должны прилагать к тому всякое старание.
[...]
50. Он имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей, препоручать священнослужение и исправление треб одному из подчиненных ему священников, кому заблагорассудит.
51. Для повесток и рассылок благочинный имеет при себе неотлучно из подведомых ему причетников понедельно; а когда случится много дел, может взять и другого. Для письмоводства может требовать к себе кого-либо и из диаконов.
Примечание. Благочинный назначается, увольняется от должности и подвергается взысканию не иначе, как по определению архиерейскому.
52. Избирается же благочинный из достойнейших священников и определяется преосвященным архиереем для сохранения порядка в Церкви и исправности в ее служителях, на пользу христиан и во славу Божию.
* * *
Приводимая инструкция, конечно же, не приложима к теперешнему церковному быту и ничего, подобного ей, в современной практике не существует – круг обязанностей настоятеля храма оговорен только Уставом РПЦ, – однако для желающего вникнуть во все подробности пастырского дела она может представлять, безусловно, не только исторический интерес.
Ныне дозволяется почти всюду также и церковнослужителям, а также помогающим в алтаре мирянам.
См. примечание на стр. 110.