священник Т.С.Тихомиров

Источник

Приложения

Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения

Чин совершается посреди церкви. На аналое лежат Евангелие и Крест: муж стоит с правой стороны, жена – с левой. Священник в облачении, как и при полном чине венчания, вручает им зажженные свечи и начинает:

«Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Царю Небесный...», Трисвятое... по «Отче наш», дневной тропарь.

Ектения:

«Миром Господу помолимся». «О свышнем мире...», «О мире всего мира...», «О святем храме сем...», «О рабех Божиих (имена) и еже о Бозе покрове, и сожитии их, Господу помолимся». «О еже спожити им добре во единомыслии, Господу помолимся». «О еже подати им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных же и невольных, Господу помолимся». «Заступи, спаси, помилуй...», «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную...», «Яко подобает Тебе...»

Молитва 1-я

«Владыко Господи Боже наш, тайная ведый человеческая, иже Рааву блудницу простивый, и мытарево покаяние приемый, не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит Тебе, или какая плоть оправдается пред Тобою? Ты бо Един еси Праведен, Безгрешен, Свят, Многомилостив, Многоблагоутробен, и Сожалеющий о человеческих злодеяниях. Ты, Владыко, присвоивый рабы Твоя (имена), соедини их любовью друг к другу: даруй им мытарево обращение и блудницы слезы, да покаянием от всего сердца своего во единомыслии и мире заповеди Твоя делающе, сподобятся и Небеснаго Твоего Царствия. Яко Ты еси строитель всех, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Молитва 2-я

«Боже, Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую и тамошний Брак благословивый. Благослови и рабы Твоя сия Твоим промыслом ко общению Брака сочетавшыяся: благослови их входы и исходы, умножи во благих житие их, восприими венцы их в Царствии Твоем, нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдали во веки веков, аминь».

Затем священник трижды благословляет венчаемых супругов, простирая над их головами руки и каждый раз возглашая:

«Господи Боже наш, славою и честию венчай их!»

«Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем». Прокимен, Апостол и Евангелие из чина венчания.

Ектения:

«Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем».

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Еще молимся о рабех Божиих (имена), ныне просящих у Бога прощения и благословения в Брака общение, о здравии и спасении их, – рцем вси: Господи, услыши, и милостивно помилуй».

«Еще молимся о предстоящих людех во святем храме сем, и чающих от Тебе великия и богатыя милости, за всю братию нашу и за вся православныя христианы, о здравии и спасении их, – рцем вси: Господи, услыши и милостивно помилуй».

«Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

«Господу помолимся». – Лик: «Господи, помилуй».

«Господи Боже наш, иже от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови и сохрани рабы Твоя сия в смирении и соединении, яко-же благоволил еси сохранить я до сего дне; исполни вся благая хотения их; излей на них яко щедр и благоутробен богатыя милости и щедроты Твоя; даруй им с здравием долгоденствие и во всех добродетелех преспеяние. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

«Мир всем». – Лик: «И духови твоему». – «Глава ваша Господеви поклонйте». – «Тебе, Господи». Священник, благословляя, глаголет молитву: «Отец и Сын, и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (делает крестное знамение) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получить обещанные небесные блага, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь».

«Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас». – Лик: «Честнейшую Херувим...» – «Слава Тебе, Христе Боже...» – Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Священник произносит отпуст, затем многолетие.

Отпуст:

«Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен Брак показавый, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены, и святаго великомученика Прокопия, и всех святых, и помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Итоговый документ международной научно-практической конференции «тоталитарные секты – угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде 23–25 апреля 2001 г

Мы, участники международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века», выражаем крайнюю обеспокоенность бесконтрольной деятельностью тоталитарных сект (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству.

Мы считаем, что государство должно быть заинтересовано в сохранении и процветании традиционных, культурообразующих религий и в оказании им помощи и поддержки.

Опыт России показал, что страна, в которой уничтожается духовность этического монотеизма, подвергается опасности развития самых примитивных языческих суеверий и практик, как возникающих в ней самой, так и привносимых извне. Мы с горечью признаем, что те группы людей, которые отпали от Христа в странах Запада, ныне переносят проповедь своих псевдохристианских, неоязыческих и оккультных доктрин в Россию. Вместе с тем, мы должны отметить, что многие оккультные, неоязыческие и тоталитарные движения зарождаются и в России.

Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

Кроме того, о сектантском характере того или иного сообщества позволяет говорить отрицание им всей совокупности культуры за его собственными пределами.

В настоящее время тоталитарные секты (деструктивные культы) активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, государственного управления, производства и коммерции. При этом они часто меняют названия и мимикрируют, прибегают к конфессиональной анонимности и псевдонимности, часто действуют под прикрытием ими же созданных подставных организаций, не афиширующих, а то и скрывающих свою связь с сектой.

Мы призываем СМИ предупреждать граждан об опасности деструктивных культов. Мы считаем, что преподаватели школ и высших учебных заведений должны знакомить учащихся с информацией о существовании и деятельности тоталитарных сект.

Мы полагаем, что законодательство нашей страны о свободе совести и религиозной деятельности до сих пор недостаточно совершенно. Традиционные религии не нуждаются в особой защите государства от тоталитарных сект, в ней нуждаются граждане России. Мы выступаем с инициативой о внесении в законодательство Российской Федерации изменений или дополнений, либо о принятии новых законодательных актов прямого действия с целью поставить под жесткий контроль, ограничить или вовсе запретить деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) и групп, подпадающих под определение таковых. Для этого можно использовать законодательный опыт таких европейских стран как Франция, Бельгия, Германия и Австрия.

Подчеркиваем, что, говоря о тоталитарных сектах (деструктивных культах), мы не имеем в виду новые религиозные движения, но говорим о группах, чья идеология и практика опасны для личности и общества. Мы, участники конференции, – граждане разных стран, люди разных национальностей и убеждений, исповедующие разные религии и принадлежащии к разным христианским конфессиям, едины в одном: угроза, исходящая от тоталитарных сект, должна быть преодолена, для чего необходимо объединить усилия государства, культурообразующих религий и гражданского общества. Мы выражаем надежду, что XXI век не станет веком псевдорелигиозного тоталитаризма, но веком свободы слова, убеждений и вероисповеданий.

Приложение

Наиболее известные и опасные современные деструктивные культы следующие:

«Церковь сайентологии» и другие хаббардистские организации (центры дианетики, «Нарконон», «Криминон» и пр.),

«Свидетели Иеговы»,

«Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны),

«Церковь объединения» и другие мунитские организации («Федерация семей за мир во всем мире», КАРП и пр.),

«Общество сознания Кришны» и другие неокришнаитские миссии на Западе,

«Трансцендентальная медитация» и другие организации Махариши,

«Ананда марга»,

«Сахаджа-йога»,

культ Шри Чинмоя,

«Брахма Кумарис»,

культ Сатьи Саи Бабы,

ЗНО (Кундалини-йога),

культ Ошо Раджниша,

«Аум Синрикё»,

«Сока Гаккай»,

«Фалуньгун»,

«Семья» («Дети Бога»),

«Церковь Христа» (т.н. бостонское движение),

«Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли,

«Движение веры» (неопятидесятники, в том числе такие секты как «Церковь новое поколение», «Слово жизни», «Церковь Завета», «Живая вера», «Живая вода», «Церковь на камне», «Новая жизнь», «Роса», «Благодать», «Дом горшечника», «Церковь Любви Христа», различные «церкви полного Евангелия» и пр.),

«Братство фиолетового пламени»,

«Новый Акрополь»,

«Синтон» Козлова,

«Церковь Божией Матери Державная» («Богородичный центр»),

«Белое братство»,

«Ревнители истинного благочестия» (секта Петра),

«Церковь последнего завета» (секта Виссариона),

культ Порфирия Иванова,

культ «Анастасии»,

«Школа Щетинина»,

секта Евгения Березикова,

«Радастея», секта Столбуна,

«Тетрада», секта Толгата Акбашева,

«Страна Анура», секта Ольги Асауляк,

«Школа Лхасы» (секта А. Червоненко),

«Академия фронтальных проблем им. Золотова»,

«Троянова тропа»,

«К богодержавию» (секта отставного генерала Петрова),

псевдотантрические секты Лапина и Руднева,

«Астральное карате»,

"Рейки»,

ОТО,

«Ландмарк международное образование – Форум» (бывший EST -семинар Вернера Эрхарта),

«Лайф-Спринг»,

«Всемирные центры взаимоотношений («Фиолетовые» Билли Ридлера),

различные коммерческие культы и многие другие.

Мы свидетельствуем об антихристианском и разрушительном характере различных культов, возникших на основе движения «Новой эры» («Нью эйдж»), теософии, антропософии, движении последователей семьи Рерихов, астрологических и уфологических культов, неоязыческих и нативистских культов, колдовства, ведьмовства, неошаманизма, люциферианства и сатанизма.

Мы говорим о недопустимости навязывания учащимся школ и вузов оккультно-магических и аморальных идей и практик под видом разного рода псевдонаучных дисциплин (валеология, «Основы жизнедеятельности в образовательном пространстве», различные псевдо-психологические занятия и т.п.). Тем более, школа не может быть местом пропаганды псевдорелигиозных сектантских доктрин.

Принято 25 апреля 2001 г. единогласно 201 участником Конференции, представляющими 7 стран мира, 22 епархии Русской Православной Церкви.

Положение о церковно-приходской воскресной школе для епархии города Москвы

Система церковно-приходского образования создана с целью наиболее широкого православного просвещения народа. Церковно-приходская Воскресная школа является начальной формой религиозного образования, посредством которого у детей и взрослых пробуждается и воспитывается произволение ко спасению души, приводящее в итоге к духовному преображению личности и воцерковлению, формируется православное мировоззрение. Воскресная школа призвана помочь каждому верующему или стремящемуся к вере человеку стать сознательным христианином, живым членом Церкви Христовой. Хорошо работающая Воскресная школа способствует становлению приходской общины, она благотворно влияет на духовно-нравственную атмосферу в семьях учащихся и окружающих.

Таким образом, церковно-приходская Воскресная школа как духовно-культурная среда, является чрезвычайно важной ступенью духовного обновления человека и освящения его жизни в миру, помогающей преодолеть разрыв между Церковью и обществом.

1. Церковно-приходская Воскресная школа должна действовать при каждом приходе епархии, и лишь в исключительных случаях она может быть создана как межприходская.

2. Конкретными задачами церковно-приходской Воскресной школы являются:

– формирование православных представлений о Боге, мире, человеке и о самом себе;

– воспитание благоговейного отношения к святыне;

– изучение Евангелия и разъяснение Евангельского благовестия, вырабатывание навыка регулярного чтения Священного Писания;

– разъяснение Символа Веры Православной Церкви;

– понимания догматов Церкви и Священного Писания Ветхого и Нового Завета в духе святоотеческой традиции;

– изучение церковной историй, в т.ч. истории Русской Православной Церкви;

– разъяснение учащимся содержания и смысла церковного Богослужения, научение сознательному участию в литургической жизни Церкви, помощь в подготовке к Таинствам Исповеди и Святого Причащения;

– обучение молитве, церковной и домашней;

– воспитание учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни; объяснение понятия греха, необходимости каждому видеть свои грехи, каяться и постоянно бороться с грехом;

– разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;

– воспитание любви к членам семьи и ближним, умения проявлять терпение и заботу о них, воспитание навыка милосердной заботы о болящих и бедных;

– формирование у учащихся православного отношения к неправославному окружению;

– воспитание любви к родной земле, своей Родине, изучение ее истории;

– приобщение и формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам мировой культуры, прежде всего православной, к церковному искусству.

3. Соответственно своему назначению, отличному от назначения общеобразовательных учреждений, Воскресная школа допускает большое разнообразие форм занятий и работы с учащимися, и вовсе не должна копировать общеобразовательную школу. Занятия могут проводиться не только по Воскресным, но в любые удобные дни. Однако церковно-приходской Воскресная школа является только тогда, когда она связана с конкретным приходом и духовно окормляется священнослужителем.

4. Учреждение церковно-приходской Воскресной школы подтверждается Приходским собранием, что отмечается в протоколе собрания.

5. Настоятель подает на имя Правящего Архиерея рапорт о наличии или учреждении в приходе Воскресной школы с приложением концепции школы и основных сведений о ней (кто ведет занятия, названия предметов или кружков, место и время проведения занятий, число учащихся, число возрастных групп и др.) для Отдела религиозного образования и катехизации.

6. Ежегодно настоятель храма подает через Отдел религиозного образования и катехизации отчет Правящему Архиерею о состоянии Воскресной школы (до 15 ноября, для подготовки к епархиальному собранию).

7. Ответственным за деятельность Воскресной школы является настоятель. Руководителем ее может быть сам настоятель или, по его благословению, один из клириков прихода, или кто-либо из образованных мирян.

8. Каждый преподаватель школы должен предоставить свои учебные планы, программы и перечень пособий в Отдел религиозного образования и катехизации или руководствоваться имеющимися в Отделе учебно-методическими материалами.

9. Преподаватели церковно-приходских Воскресных школ должны пройти аттестацию в Отделе религиозного образования и катехизации.

В помощь руководителям, церковным педагогам и преподавателям Воскресных школ для повышения квалификации и подготовки к аттестации при Отделе действуют двухгодичные Курсы усовершенствования законоучителей и трехмесячные Курсы подготовки к аттестации, проводятся семинары, еженедельные консультации.

10. При каждой церковно-приходской Воскресной школе должна быть библиотека (или отдел в приходской библиотеке).

11. Важным направлением в деятельности Воскресных школ является организация летнего времени учащихся: занятий, отдыха, труда, паломничеств; содействие их устройству в православные семейные, детские, молодежные лагеря.


Источник: На приходе : [Практ. рук. для священника] / Священник Т.С. Тихомиров. - Москва : Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, 2002. - 614, [8] c. ISBN 5-7429-0122-4 (Изд. перераб. и доп. "На приходе : Священническая энциклопедия... / Тихомиров Т.С. - тип. Сытина, 1916. Т. 2. - 584, 3 с.)

Комментарии для сайта Cackle