II. Пастырь-апологет
Пастырю в наши дни необходимо приходится выступать на защиту веры, быть апологетом. Быть апологетом приходится не только среди образованного общества, но и среди крестьян, хотя, конечно, защита веры здесь и там движется в плоскости совершенно разных вопросов.
Нужно, прежде всего, сказать, что нужнее, чем с безверием, которое не так часто, «борьба с равнодушием – полной холодностью к вере, в основе, конечно, таящим не заявленное, скрытое, даже неосознанное иногда неверие». Бороться с равнодушием можно, конечно, возбуждением интереса. Но это общее место. Как возбудить его? Среди интеллигентных прихожан, взятых в отдельности или вместе, способ один: показать им, что христианство есть сила и свет; в системе мировоззрения – основа мысли и жизни.
Человек большой одаренности, конечно, сумеет положить начало «вниманию» к христианству. Он сумеет прочесть лекцию, сделать реферат по вопросу, который привлечет внимание и далеких от веры, например, о христианстве и жизни, о старом споре между наукой и верой. Но речь не о людях особого таланта. Какие средства борьбы у рядового приходского священника?
Думается, они есть. Он может организовать кружки религиозной беседы – с рефератами и обменом мнений. Даровит он или нет – он сможет возбудить первый интерес темами, для всех понятными и доступными. Например: Евангелие в мнениях великих людей; мнения ученых о вере (теперь по этому вопросу такая хорошая литература); бессмертие души; воскресение Христа (по Соловьеву)195. Может быть, найдутся и помощники, которые восполнят немощи священника. Пусть деятельность кружков будет неблестящей – она не будет бесплодной, особенно для молодежи. Еще более он может привлечь к вере христианскими организациями во имя Христа, объединением прихода около христианского дела. Где «любовь, там и вера». Всегда и везде священник должен быть готов защитить веру, не дать ее на поругание. Если он подготовлен, то на кощунственную выходку в обществе, на брошенный по адресу веры, Писания и т.п. вызов он найдет ответ, может сказать несколько слов о том, что ходячее мнение о вере и Церкви большей частью держится на невежестве, что христианство вовсе не так беззащитно, как думают. И он должен это делать; если он не повлияет на спорящих, он может оставить добрую мысль в других. Укажу для примера темы, которые могут быть здесь затронуты.
Существенен вопрос вообще о том, нужна ли вера, разумна ли вера в то, что, по словам Неверов, ложно выдается за откровение. Здесь священнику необходимо выяснить характер веры – по мнению философии и русской православной мысли. Хорошо, если он сумеет указать на писателей, вовсе не религиозных в церковном смысле, а часто чуждых Церкви, которые, однако, признают «веру» (интуицию) высшим из способов познания. Сумеет выяснить, что христианская вера не доверие, а знание, которое даруется живому опыту любви. (Новоселов – «Искание Бога», «Забытый путь опытного Богопознания»).
Возникает вопрос о Библии, о ее соблазнах, о ее даже безнравственности. Нужно указать взгляды на Библию – даже врагов (Толстого); указать, как действует Евангелие даже на неверующих (Гаршин).
Говорят о противонаучности библейских рассказов, о библейских чудесах. Нужно суметь показать, во-первых, что об этом говорить рано человеку, еще не освоившемуся с нравственным содержанием христианства. «Христианство живой святой колодезь в пустыне. Если вам кажется, что по воде плавают сухие листья – отстраните их пока. Войдите в дух книги, а остальное потом». Можно мимоходом указать на бессилие знания понять многие тайны природы. Не чудо ли с его точки зрения радий? На неведомость всех законов природы (что такое материя? что такое сила?). Можно указать, что, по мнению многих, книга Бытия есть величайшее предвосхищение современного учения о рождении мира.
О чудесах, не входя в спор, можно выяснить, что не на них держится вера, а сами чудеса не могут казаться чем-то противоразумным, если существуют в мире иные силы, имеющие возможность воздействовать на людей. И опорой будет опять ученый естественник, огромного веса физик, Лодж («Катехизис веры»), утверждающий, что мысль, разум требует признания того, что, кроме человека, существуют высшие существа, способные входить в общение с человеком. Потоп, столпотворение, и т.д. Позволительно выяснить, что во всяком случае это события исторические и, по мнению отрицательных ученых, заслуживают внимания как народная запись событий так называемым методом обобщающего эпохи рассказа; что событие потопа подтверждено геологией.
О личности Христа можно исходить от Христа Ренана196, признающего, что Христос – исключение из рода человеческого, что Он не из своего времени вышел и превзойден не будет во все будущие века. Но если Христос не явление историческое, вне истории – то Кто же Он?
Говоря о таинствах Церкви, можно разрушить все религиозное отрицательное невежд, указав, что это не механическое opus operatum, не теургия, не волшебство и заклинание. Об обрядах можно словами великих поэтов и художников, того же Толстого и яркими словами Мережковского, выяснить, какая в них скрыта красота и живой смысл.
Руководственные указания к апологетической практике
Присоединяем сюда общие руководственные указания церковной власти.
Священник не обязан употреблять, как против религиозного вольнодумства, так и вообще против отступления от истинной веры, свои частные и чисто пастырские меры, помимо церковной проповеди.
До вступления в беседу с заблуждающимся священнику необходимо: а) внимательно изучить сущность того ложного учения или, вообще, того заблуждения, против которого будет направлено его слово; б) запастись самыми верными и убедительными данными для обличения и опровержения известного ложного мнения; иначе можно опасаться, как бы заблуждающийся, если он не будет основательно опровергнут и со всею силою убежден в раскрываемой ему пастырем Церкви истине, не стал объяснять этого недостатка не столько слабою подготовкою и малообразованностью своего собеседника, сколько тем предположением, что самое учение, предлагаемое ему, не имеет прочного основания и не есть истина; в) приобрести искреннюю доверенность к себе со стороны того, кого хочет вразумлять; а эта доверенность обыкновенно приобретается: опытностью, сострадательностью, ласковостью, готовностью помогать всем и всегда и – главное -спокойным и уважительным отношением к убеждениям и мнениям других, как бы они ложны ни были; наконец, г) не быть безразличным в выборе места и времени для частных бесед; бестактно было бы, например, заводить с заблуждающимися речь о спорных предметах веры во время угощения за столом или делать ему пастырские наставления в присутствии посторонних лиц.
Для более успешного вразумления уклоняющихся от истинной веры и Церкви следует обратить внимание не на одну только сущность заблуждения, но вместе с тем и на причины и на степень умственного и нравственного развития заблуждающихся. Так как каждому больно убеждаться и сознаваться в собственном заблуждении, то, беседуя с заблуждающимися, нужно быть крайне осторожным, держать себя с полным достоинством, требуемым самою сущностью такого важного дела, каково обращение заблуждающегося на путь истины и добра; не раздражаться и отнюдь не прибегать к разного рода колкостям, которые только раздражают и оскорбляют самолюбие. Напротив, всячески нужно стараться успокаивать заблуждающегося и отыскивать естественный повод к извинению ему в заблуждении, тем более, что в самой первой основе многих неправильных мнений не заключается чистой лжи, а они становятся только ложными вследствие неправильных выводов, одностороннего взгляда на дело и т.п. Подобного рода извинение делает в заблуждающемся менее горьким чувство его заблуждения и скорее располагает его к принятию истины.
В частности: отвергающего все христианство следует основательно познакомить с содержанием христианской догматики, а вместе с историею христианской Церкви, так как многие отрицают христианство, хорошо не зная его. Восстающим против каких-либо частных истин христианства следует показать неразрывную связь их со всею системою спасительного христианского вероучения, нравственное достоинство которого не может не быть признано здравым человеческим разумом, и нравственные требования которого сами по себе исполняются каждым честным человеком и облагораживают всякого, кто следует им. Отвергающим разного рода обрядности и некоторые виды христианского подвижничества (напр., хождение на поклонение святым местам, посвящение себя девственной жизни и т.п.) следует показать различие в христианстве между существенным и несущественным; выяснить, что последнее не обязательно непременно для всех и каждого. Не верующему же ни во что следует показать, прежде всего, неестественность самого неверия и необходимость веры вообще, так как каждый человек порознь и в совокупности целое человечество получают все без исключения первые понятия посредством уважения к сообщителям истины и посредством веры в свидетельство их. Уважение к свидетелям истины порождает в нас доверие или веру, а вера потом уже приводит нас к знанию.
Индифферентизм и безверие можно побороть чтениями. Для молодежи они должны быть интересными, занимательными, хотя бы первое время далекими от прямой учительности.
«Иоанн Дамаскин», Алексея Толстого. Страдания Христа в ярком изложении, наиболее интересные жития святых. И между ними беседы о красоте веры, о вере тех же ученых; об идеале христианства как Царства Божия; об откровении Бога в мире, по словам ученых; о том, что догма, «будто все создала природа» – бессмыслица. Материал для чтений так богат для выбора, что всякий священник, если захочет, сумеет привлечь на эти чтения. А раз установится интерес, души, особенно молодежи, открыты для пастыря.
Борьба с суевериями
Нужно бороться с ложной верой. Но не нужно преувеличивать дело: нужно согласиться, что многие из пережитков старого двоеверия, во-первых, трудно искоренимы, во-вторых, не так уж вредны. Бороться с русалками, языческими обрядами (если они не имеют безнравственного характера) – малоплодоносное дело. Нужно бороться с предрассудками и суевериями наиболее жизненно вредными (особенно родящими вражду: сглаз, знахарские способы лечения, приносящие столько, особенно детских, жертв Молоху). И с суевериями, которые делают язычеством христианство, суеверия в отношении к иконам, суеверия в молитве (молитва Ивану воину о мести врагу) – «суеверное отверзение врат» – фетишизм в христианстве: приписывание вещи, как вещи, чудесной силы.
Священник должен бороться с чисто внешним пониманием христианства, с голой обрядоверностыо, выдвигая вперед нравственный характер христианства. На эту сторону дела особенно обращает внимание регламент197, предписывающий остерегаться выдумывать святыни и необдуманно придавать чудесный характер явлениям, может быть, обманным, сомнительным и т.п. Он предписывал: «смотреть истории святых, не суть ли некие от них ложно вымышленные, сказующие чего не было, или и христианскому православному учению противные, или бездельные и смеху достойные повести. И таковые повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи, во оных обретаемой. Ибо, суть таковые явственно ложные и здравому учению видит в книге написанное, того крепко и упрямо держится. Собственно же и прилежно разыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают. Например, не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на непразднующих, и с великим на оных же угрожением наступает. Тако ж поститися неких имянных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений» и т.д.
Борьба с хулиганством
Конечно, лучшее средство борьбы и здесь в руках духовенства. Создание отвлекающих от разгула занятий и развлечений (вместе с учителем) его задача. Если бы, например, создать в селе кружок, который устраивал бы чтения, если бы священник вел чтения, способные интересовать, если бы сорганизовалась действительная приходская жизнь и нашлось для молодежи и дело общее (на пользу ближнего), и способ занять часы, какие «отдают разгулу и взаиморазвращению», не было бы места хулиганству.
Братские кружки молодежи, общества «трезвенников», общества воздерживающихся от сквернословия, общества телесной чистоты (о них в особом отделе) – вот средства миссионерской борьбы с распущенностью и преступностью.
В Швеции для детей есть «сказочные часы» и рабочие комнаты при церкви, где они сообща развлекаются, делают какое-нибудь общее «веселое дело», слушают чудные рассказы.
Откуда бы родились хулиганы, если бы воспитательницей детей не была улица?
Все средства просвещения есть в то же время средства борьбы с хулиганством.
1. Борьба с пьянством
Нелегкая задача выпала на долю духовенства – бороться с алкоголем и его бесчисленными последователями и покровителями. Алкоголь – один из самых опасных и губительных ядов уже потому, что он отравляет человека предательски, незаметно, без боли и даже доставляет при этом временное удовольствие. Наподобие морфия он приучает к себе и, захватив жертву, овладевает ею и в конец истерзывает и уничтожает не сразу. Он медленно проникает в человеческий организм, порабощает волю, отнимает разум, заглушает все честное, хорошее, прекрасное, разрушает здоровье, силы, наталкивает на преступления и, вдоволь натешившись, превращает человека в жалкое, безобразное ничтожество. Хуже всего то, что он заразителен и легко переходить от одного человека к другому, от родителей к детям. Совершенно справедливо его называют диавольским напитком, чертовой кровью. Действительно, враг рода человеческого не мог придумать лучшего и более вредного средства для гибели людей.
Многие врачи напрасно силятся доказать, что в незначительных дозах алкоголь не только не вреден, но даже необходим и полезен, так как он придает энергию, развивает теплоту, восстановляет правильное кровообращение, усиливает работу мозга, разгоняет усталость и т.п. Это самообман. Весьма возможно, что появляется некоторая бодрость и замечается побуждение к усиленной деятельности, но это явление обманчивое, временное и скоро проходящее, так как затем непременно наступает реакция и всеобщий упадок возвращается еще с большей силой. Напротив того, вместо кажущейся пользы, получается трудно поправимый вред: организм скоро привыкает к предательскому яду, обязательно явится потребность в повторении и все в большем и большем количестве, постепенно ощущается все более неутолимая жажда, яд быстро распространяется, ослабевают проявления воли, парализуется здравый рассудок, наступает опьянение, и разумное существо по наклонной плоскости катится к бездонной пропасти, из которой нет спасения.
Говорят, что алкоголь всякого рода веселит и в состоянии облегчить и разогнать самое тяжелое горе. Неправда, не верьте этому. Может быть, и удается на время забыться, утешиться и получить некоторое удовольствие, – но все это непродолжительно. Зато пробуждение ужасное, в мозгах сумбур и не одной порядочной мысли, голова тяжела, словно залита расплавленным свинцом, во всех членах какое-то онемение, точно они обмолочены – весь организм расслаблен. Счастлив тот, кто в состоянии вовремя остановиться и постигнуть должным образом все зло, с ним приключившееся; в большинстве же случаев является, по влечению собственной слабости или же по соблазнительному внушению других, желание повторить, – и тогда возврата нет: несчастный, отравленный убийственным ядом, делается форменным алкоголиком и гибнет жертвою собственной слабости.
Вглядитесь повнимательнее на пьяного человека – как бесконечно жалко и противно на него смотреть! Что он собою изображает? Ничтожную, безобразную, отвратительную игрушку во власти алкоголя. Поддавшись отраве, человек уже не принадлежит себе, у него новый хозяин, новый повелитель – жестокий, неумолимый деспот алкоголь, который всецело овладевает не только его телом, но и душою и выставляет на потеху, осмеяние и позор. Неужели нет средств для избавления человечества от этой ужасной заразы? Конечно, есть: врачи и пастыри. Но первые, хотя их прямая обязанность, при помощи указаний науки, врачевать телесные недуги, оказались несостоятельными в борьбе с пьянством, и принимаемые ими меры, к сожалению, приходится признать жалкими и неудачными паллиативами. Поэтому всю надежду надлежит возложить на вторых, обязанности которых заключаются во врачевании больных душ -единственное и самое действительное средство против заразы.
Если разобраться хорошенько в причинах появления и развития пьянства, то нетрудно усмотреть, что всему виною бесхарактерность, слабая воля и, главным образом, отсутствие религиозных и нравственных начал. Следовательно, чтобы вырвать человека из под власти алкоголя, необходимо утверждать в нем истинные понятия о вере и нравственности, разбудить его уснувшую совесть, внушить ему чувства долга, чести. Искреннее, правдивое, горячее слово, в конце концов, должно проникнуть в сердце отравленного, раскрыть его затуманенные алкоголем глаза и обнаружить печальную картину его падения. Как только это будет достигнуто, человека можно будет считать спасенным.
Совершить же такое благодетельное превращение в состоянии лишь духовный врач, т.е. пастырь, при помощи пламенной молитвы и прочувствованной, сердечной проповеди, подкрепленной старательно подобранной антиалкогольной литературою. Бесспорно, труд великий, требующий большего напряжения, настойчивости и терпения, зато и цель благая, святая, для которой никакого труда не следует жалеть.
Частые проповеди, беседы, чтения о вреде пьянства и пользе правильной трезвой жизни непременно проложат путь к истине. Но при этом необходимо, чтобы все священники деятельно взялись за работу. А для этого чрезвычайно важно повсеместное учреждение братств трезвости.
Братства трезвости должны бороться не только против пьянства, но и вообще «нетрезвой» в христианском смысле жизни; против брани, курения, нечистоты семейной жизни и пр.
Вековой опыт борьбы с пьянством удостоверяет, что борьба с этим пороком, прежде всего, должна быть направлена на нравственное перевоспитание народа, когда каждый сознательно и по собственному убеждению будет воздерживаться от спиртных напитков. К этой-то цели и должны стремиться братства трезвости. Каждое общество состоит из лиц, не употребляющих ничего опьяняющего. Чем больше членов общества трезвости, тем меньше пьющих; приобретение каждого нового члена есть верный шаг вперед в трудной борьбе с алкоголизмом.
Говорят, священнику неудобно принять на себя исполнение правила безусловной трезвости. На браках и других торжествах и в разных общественных и семейных случаях священник благословляет ястие и питие; как же он будет отвращаться от благословляемого пития, как отчего-то вредного и грешного? В ответ на это возражение следует напомнить слова апостола Павла: «Если брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса вовеки, да не соблазню брата моего». Отчего может быть более опасным соблазн: оттого ли, что священник в собраниях прихожан будет выпивать, или оттого, что решительно откажется от употребления вина? В первом случае люди слабые волею, любящие выпить, в священнике, хотя бы и умеренно выпивающем, найдут оправдание тому, что «можно выпить», растягивая это «можно» до возможности напиться, а люди воздержанные – трезвенники, не находя в священнике поддержки своей абсолютной трезвости, могут поколебаться. Во втором случае строгое воздержание священника сдержит, заставит остерегаться людей, склонных к выпивке, и ободрит трезвенников. Неужели кто будет спорить против того, что абсолютная трезвость священника возвысит его пастырский авторитет? Неужели нужно доказывать, что всегда, и особенно в наше время, когда алкоголизм губит сотни тысяч людей, вносит столько горя и разрушения, во все возрасты – от старцев до детей, неужели нужно доказывать, что духовенство, верное своему призванию охранять народную нравственность, должно примером собственного строгого воздержания поднять высоко знамя трезвости? Если же в угоду каким-то обычаям мы не решимся стать абсолютными трезвенниками, то наше место на страже народной нравственности, может быть, займут проповедники штундизма, баптизма и других сект. Все это люди строгой трезвости, и в этом их огромная сила. Это обстоятельство является новым, в высшей степени серьезным побуждением к открытию церковных обществ трезвости. Для ограждения приходов от распространяющегося сектантства общества трезвости являются одним из лучших средств.
Главное условие, чтобы эти общества были живою организацией, заключается в том, чтобы они представляли собою братский союз, трезвую семью, члены которой жили бы в единении братской любви, на началах взаимопомощи, нося тяготы друг друга. В создании из трезвенников такой семьи лежит важнейшая задача пастыря Церкви.
В 1912 году 6–12 августа под председательством высокопреосвященного Арсения, архиепископа Новгородского, состоялся в Москве Всероссийский съезд практических деятелей в борьбе с алкоголизмом. Съезд этот выработал ряд резолюций, в коих предуказана организация борьбы с пьянством.
2. Резолюции Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом
Общие положения
1. Противоалкогольный съезд признает, что в основу борьбы с алкоголизмом должны быть положены религиозно-нравственные начала.
2. Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом единогласно признал необходимость проведения в жизнь принципа полного, абсолютного воздержания от употребления спиртных напитков, как такого фактора, который, нимало не противореча указаниям Библии (слова Божия), наоборот, находя именно в ней свое глубокое основание, подтверждаемый в то же время и всеми позднейшими научными исследованиями, является единственно надежным ручательством успеха противоалкогольной борьбы.
3. Ввиду усиливающейся алкоголизации всех классов русского общества и той громадной пользы, которую могла бы оказать трезвенническому движению русская интеллигенция, съезд признает благовременным обратиться и к духовенству и к интеллигенции с особым воззванием – личным примером абсолютной трезвости, а также путем проповеди и организации обществ трезвости способствовать желанному отрезвлению родины.
4. Безусловное воздержание от алкогольных напитков является долгом, повелительно налагаемым на пастырскую совесть переживаемым нами историческим моментом церковно-общественной жизни во имя высоких задач пастырского душепопечительства и во исполнение закона Христова, побуждающего сильных сносить немощи бессильных, а не себе угождать.
Примечание. Ввиду того, что современное положение прихода требует от священника широкого пастырского опыта, воспитанники семинарии, помимо теоретической подготовки к пастырству, должны получать и практическое руководство путем участия в работе религиозно-просветительных и трезвенных обществ, организуемых при тех или иных городских приходах.
5. Съезд высказывается за усиление религиозно-нравственного воспитания через школы и за все другие меры пастырского воздействия, как то: устройство торжественных праздников с общенародным пением и крестными ходами, паломничества, проповедь трезвости как в церкви, так и во вне богослужебных собеседованиях, в особенности после вечерен в воскресные и праздничные дни, устройство «домов трезвости» и библиотек с противоалкогольною литературою.
3. Открытие общества трезвости
Прежде чем общество трезвости откроет свои действия, учредители должны составить правила его деятельности по образцу устава Всероссийского Александро-Невского братства трезвости в Петрограде и представить его на утверждение епархиальной власти.
По получении утверждения, общество открывается по возможности торжественно литургией и трезвенным собранием.
Вообще нужно всячески связывать жизнь общества трезвости с церковной жизнью: этой цели между прочим содействуют религиозные паломничества трезвенников, особые крестные ходы в дни праздников общества.
4. Из Устава Всероссийского Александро-Невского братства трезвости
I. Цель Всероссийского Александро-Невского братства трезвости
1. Всероссийское Александро-Невское Братство трезвости, вверяя свои судьбы небесному покровительству державного угодника Божия святого благоверного великого князя Александра Невского, имеет целью борьбой с народным пьянством на православно-христианской основе всеми доступными ему христиански-культурными средствами содействовать душеспасительным и просветительным задачам Православной Церкви.
2. Всероссийское Александро-Невское Братство трезвости учреждается при храме Воскресения Христова в Петрограде (у Варшавского вокзала) и распространяет свою деятельность на все епархии Российской Империи, в коих может открывать свои отделы.
3. Братство состоит в ведении митрополита Петроградского и под высшим наблюдением Святейшего Синода.
II. Деятельность братства
4. Для достижения своей цели Братство, с соблюдением существующих узаконений и распоряжений, может сооружать храмы, устраивать крестные ходы, паломничества, торжественные богослужения, публичные беседы и чтения религиозно-нравственного характера, духовные концерты; издавать журналы, газеты, книги, брошюры и листки противоалкогольного направления; образовывать летучие отряды миссионеров трезвости для проповеди воздержания в тех местностях, где это будет признано необходимым; с надлежащего разрешения открывать институты и училища для подготовки кандидатов на преподавание курсов трезвости, бюро всевозможных справок по вопросам борьбы с алкоголизмом, для чего собирать статистические и др. данные о положении алкогольного дела в России и за границей; открывать чайные и столовые, книжные лавки и склады с продажей в них изданий духовно-нравственного содержания, а также библиотеки, залы собеседований и читальни, не допуская в те и другие литературных произведений, не соответствующих целям Братства; учреждать воскресные или вечерние классы для содействия физическому и нравственному развитию молодежи, лечебницы для алкоголиков, музеи и курсы для взрослых в видах ознакомления с вредом пьянства; ясли, школы для детей, кружки трезвости; открывать дома трудолюбия, больницы, богадельни; с разрешения местных губернаторов и с подчинением в местах заключения правилам для посторонних лиц, посещающих тюрьму, организовать по тюрьмам проповедь религиозно-нравственных основ жизни путем устных бесед, путем раздачи литературы и устройства духовных и антиалкогольных тюремных библиотек, оказывать материальную помощь лицам, известным своею трезвенностью, чрез выдачу им пособия и приисканием платного труда; возбуждать ходатайства о закрытии мест продажи питей; приобретать законными способами имущества и составлять капиталы; производить сборы как кружечные, так и тарелочные в церквах.
III. Состав братства, условия вступления и выбытия членов его, их обязанности и права
5. Братство состоит из неограниченного числа членов всякого звания, обоего пола, достигших гражданского совершеннолетия, сочувствующих цели Братства.
6. Члены Братства подразделяются на: а) действительных, б) почетных, в) пожизненных, г) членов-деятелей или соревнователей и д) трезвенников.
7. Действительными членами Братства признаются лица христианских вероисповеданий, которые не только удовлетворяют общим условиям, необходимым для всех членов Братства и указанным в параграфе 5-м сего устава, но и выразили решимость совершенно отказаться от употребления всякого рода хмельных напитков и, сверх того, обязались вносить ежегодно определенную сумму денег.
8. Звание почетного члена Братства предоставляется, по единогласному избранию Совета Братства, лицам, оказавшим особые услуги Братству.
9. Пожизненными членами Братства признаются, по избранию Совета Братства, лица, внесшие в кассу Братства крупное пожертвование на его нужды.
10. Соревнователями или членами-деятелями считаются лица, которые печатным и устным словом и примером собственного трезвления служат делу укрепления трезвых начал жизни.
11. Трезвенниками принимаются лица, в присутствии священника, после молебствия, давшие такое обещание: «Господи, я, раб Твой (имя рек), сознав всю скверну пьянства и грехов, от него происходящих, даю обет пред иконою святого благоверного великого князя Александра Невского не пить никаких охмеляющих напитков и располагать к трезвенной жизни других. Боже Милосердый! Помоги мне силою Животворящего Твоего Креста и молитвами святого благоверного Князя Александра Невского выполнить сие мое обещание для спасения своей души и благого примера другим».
12. Члены Братства, по постановлению Совета, признаются выбывшими из числа членов, если они нарушили принятые на себя обязанности, если действия их не согласуются с уставом Братства или нарушают его интересы, если они не уплатили соответственных уставу взносов. В последнем случае выбывшие члены сохраняют право вновь вступить в члены.
13. Все члены Братства обязаны оказывать содействие целям Братства, а в случае неисполнения кем-либо принятых на себя обязанностей Советом Братства принимаются меры увещания к неуклонному выполнению сих обязанностей.
14. Правом участвовать в Общих Собраниях Братства и быть избираемыми в должности по управлению делами оного пользуются лишь действительные члены Братства, пробывшие в этом звании не меньше года, и лица, которым за особые услуги Братству это право дается по усмотрению Совета.
15. Каждый действительный член Братства, впавший по каким-либо заслуживающим уважения обстоятельствам в нужду и пробывший в Братстве не менее года, имеет право на получение вспомоществования из средств Братства.
16. Имена умерших членов Братства вносятся в церковный Синодик на поминовение.
5. Последование молебного пения при изъявлении обета трезвости
По увещании священника, обычное начало. Великая ектения: Миром Господу помолимся. – Господи, помилуй. И прочая. После же: О плавающих...
О еже простити всякое прегрешение вольное и невольное раба своего (имя рек) и о еже милостиву быти к нему, Господу помолимся.
О еже не помянути грехи юности и неведения его, но милостивно спасение и воздержание ему даровати, Господу помолимся.
О еже посетити его посещением Святаго Своего Духа и исцелити всяк недуг и всяку страсть, в нем гнездящуюся, Господу помолимся.
О еже благословити доброе намерение и дело раба своего (имя рек), и благословити благополучно начати, и спешно, кроме всякого преткновения, скончати, силою, действием и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.
О еже представити ему и делу его ангела-хранителя, во еже невидимо отразити вся противныя вещи видимых и невидимых враг, и подати ему к совершению силу и во всем благопоспешество, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.
О еже избавитися ему же и нам от всякия скорби, гнева и нужды, болезни и печали, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй... Пресвятую, пречистую, преблагословенную...
Возглас: Яко подобает...
Бог Господь... глас 6-й и тропарь: Скорый в заступление и крепкий в помощь, един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему и избави его от страстей и горьких болезней; благословив, укрепи его и в совершение намерения благаго дела раба Твоего спешно произведи: вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог, творити можеши.
Слава и ныне, глас 4-й: Днесь благовернии людие... (тропарь Покрову Пресвятыя Богородицы).
Запевы на каноне: Иисусе сладчайший, спаси нас! Пресвятая Богородице, заступи нас! Вси святии, молите Бога о нас! Слава и ныне.
По малой ектении возглас: Яко благ...
Прокимен: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Евангелие: Иоанна гл. 4, ст. 10–21. (По Евангелии те же запевы).
Кондак: Не имамы иные помощи... Слава и ныне: Под Твою милость...
Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже...
Не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, пощади и помилуй страждущаго раба Твоего (имя рек), исцели болезни, уврачуй страсти души и тела его: и яко благосерд прости ему вся прегрешения его вольная и невольная, и скоро воздвигни его от пути погибели, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Поспешествуяй всем во благое, Господи Спасе наш, помози милостивно и рабу Твоему (имя рек), с нами Тебе молящемуся и в благополучное совершение благому намерению его спешно произвестися, благослови, молим Ти ся, всемогущий Владыко, услыши и помилуй.
В славу Твою вся творити повелевый, Господи, рабу Твоему (имя рек), к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие ему со благоденствием даруй, молим Ти ся, вседаровитый Творче, услыши и милостиво помилуй.
Призри, Владыко Человеколюбче, милостивным оком Твоим на раба Твоего (имя рек) и услыши моления наша, с верою Тебе приносимые, Сам бо рекл еси: вся, елика молящеся, просите, веруйте, яко приемете и будет вам; и паки: просите и дастся вам; сего ради и мы, аще и недостойнии, уповающе на милость Твою, просим: подаждь благость рабу Твоему сему (имя рек) и исполни благая желания его, мирно же и тихо в благочестии и чистоте вся дни его соблюди: рцем вси, скоро услыши и милостивно помилуй.
Возглас: Услыши ны Боже... Господу помолимся: Господи, помилуй. Затем читается самим дающим обет во всеуслышание следующее молитвенное обещание: «Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Аз, недостойный раб Твой (имя рек), познав всю пагубу страстей, обуревающих мя, и грехов, от них исходящих, пред пречистым образом Пресвятыя Матери Твоея, Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, сим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не склонять к тому и других, равно и не принимать никакого участия в различного рода зазорных играх и не произносить скверных гнилых слов – в грядущее время – от сего дня и впредь. О, Премилосердый и Всещедрый Иисусе Христе! Благослови благое намерение мое сие и помози ми, слабому и немощному рабу Твоему, силою Честнаго и Животворящаго Креста, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех святых Твоих, благополучно совершити его к славе Твоей и во спасение души моей! Аминь».
«Ко Пресвятей Владычице Богородице помолимся: Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Священник читает молитву Покрову Пресвятыя Богородицы: «Царице наша преблагая, надеждо наша Пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши нашу напасть, зриши нашу скорбь: отвсюду искушением одержими есмы, а заступающаго несть. Ты убо сама помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, настави, яко заблуждших, уврачуй и спаси, яко безнадежных. Не имамы бо иныя помощи, ни иного предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на нас грешных и во озлоблении сущих и покрый нас пречистым омофором Твоим, да избавлены будем от зол, нас обышедших, и восхвалим выну препетое имя Твое. Аминь».
По прочтении сей молитвы, на дающего обет возлагается обетный образок, на одной стороне которого находится изображение Божией Матери с омофором и слова: «исполняй обеты твои» (вверху) и «Наума 1:15» внизу изображение). На другой стороне помещено изображение всевидящего Ока и текст: «будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес.6:6).
; Совершается обычный отпуст; и после должного наставления священник вручает обещающемуся листки и книжки о трезвости, а также и особую «обетную грамоту.
После сего в притворе церкви производится запись давшего обет в особую книгу трезвенников; правая сторона каждой страницы этой книги отрывается и выдается давшему обет.
«Дана сия возлюбленному о Господе брату нашему в том, что он, пришед в себя, в Церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, пред Пречистым Образом, изъявил твердое намерение и дал крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не склонять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода предосудительных играх и не произносить скверных, гнилых слов. В чем и да поможет ему Господь Бог силою Честного Животворящего Креста, заступлением Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и молитвами всех святых! Аминь».
Для поддержания соответственного настроения трезвенников, еженедельно по воскресным и праздничным дням они приглашаются в зал церковно-приходской школы, где им предлагаются различного рода чтения, устраивается пение молитв и песен патриотического содержания; исполняются музыкальные пьесы на пианино, иногда в сопровождении скрипки; выдаются книги для чтения из существующей при школе библиотеки.
6. Беседы в собраниях трезвенников и на народных чтениях
Деятельность руководителя общества трезвости выражается, кроме организации общества, Проповеди трезвости (церковной) и т.п., еще в специальных беседах о трезвости, предлагаемых школьникам и взрослым. Превосходное пособие по ведению таких бесед дает издательство журнала «Трезвая Жизнь», книга «Школьные уроки и беседы о трезвости». Здесь дано 12 бесед, которые и дают полный курс бесед. Передадим коротко их темы:
Беседа первая – после речи о необходимости начать дело отрезвления молитвой – вступительная беседа об алкоголе, как жестоком, беспощадном враге, об опасном яде, бороться с которым долг каждого. Здесь же маленький рассказик и стихотворение для освежения беседы.
На второй беседе говорится о брожении, образующем алкоголь, и опять рассказы и стихи.
В третьей – о свойствах алкоголя. О вине в Библии.
В четвертой – об алкоголе как наркотическом яде и его действии.
В пятой – об алкоголе как яде вообще, о разрушающем влиянии его на организм, о запойном пьянстве.
В шестой – об алкоголе и пище. О влиянии алкоголя на пищеварение. В седьмой – о том, как алкоголь действует на силу и внутреннюю теплоту тела. Алкоголь заставляет быстрее уставать в работе. В восьмой -об алкоголе как причине болезней и пороке, который уменьшает заработок. Об алкоголе в отношении к радости жизни. В девятой – об алкоголе и влиянии алкоголя на детей и молодежь. В десятой – о том, какой разлад вносит алкоголь в семейную жизнь.
В одиннадцатой – о вреде пьянства для общественного благосостояния (железнодорожные катастрофы, пожары). Алкоголь и преступность. В двенадцатой – о трезвом движении.
Разбивать чтения (беседы) на таких двенадцать частей, конечно, неудобно, почти всегда удобно соединить две-три беседы.
Беседу десятую об алкоголе и семье можно дополнить картинами семейного разлада, которых много в трезвенной литературе; одиннадцатую беседу тоже следует дополнить статистикой преступности алкоголиков; статистикой «пьяных», пожаров и т.д. Беседа: «алкоголь и болезнь» требует больших дополнений, картинок. Но построение бесед, их иллюстрации (литературные и бытовые), их изложение заставляют усиленно рекомендовать беседы как основу чтений. Если выбрать пообдуманнее -из мелких рассказов той же книги, из стихотворений, то можно составить 4–6 прекрасных захватывающих вечеров.
Такие беседы, чисто «трезвенные», могут вестись, конечно, не часто, на них недостало бы и материала, а между тем напоминание о трезвости постоянное необходимо. Поэтому, сделавши одно, два больших трезвенных собрания в год, в остальное время устраивать чтения, вводя «поучение о трезвости», науку о трезвости только как часть общей религиозной беседы. Да и можно ли добродетель трезвости отделять от общего «трезвения духа». По собственному опыту находим всего удобнее строить беседы по такому плану:
Часть 1-я: Беседа на Евангелие недели и праздника.
2-я: Катехизическая беседа.
3-я: Катехизис трезвости.
Беседу на Евангелие считаем обязательной. Катехизические беседы тоже нужны, и не нужно бояться их сухости: их можно сделать интересными для всякого состава слушателей, но может оказаться неудобным повторять их круг каждый год. Тогда можно заместить их отдельными назидательными рассказами, житиями, святыми повестями.
7. Проведение идей трезвости среди детей
В настоящее время нам уже известно установившееся сравнительно недавно явление общественного характера. Это – алкоголизм у детей, явление, бесспорно, весьма печальное, источником которого является пьянство взрослых и, прежде всех, самих родителей. Исследования и анкеты показали, что «пьяный» недуг детей имеет тенденцию к захвату все больших и больших масс «малых сих». Вспомним «успокоение» младенцев алкоголем, практикуемое теперь часто кормилицами, няньками и невежественными матерями. А пьянство наших школьников до студентов включительно? Ввиду этого весьма нужно преподавание трезвости детям. У нас есть даже одна специальная школа трезвости в Сергиевской Пустыни близ Петрограда. Такая школа, конечно, нужна более в целях показательных для научения методам обучения трезвости, но вообще проведение противоалкогольных сведений обязательно нужно во всякой школе. Если школа начальная и в ней нет ни гигиены, ни учения о теле, как особого предмета, то противоалкогольные уроки соединяются с уроками объяснительного чтения и Закона Божия.
Где налицо и прямые факты детской нетрезвости, нужны «детские кружки трезвости». Для подростков такие кружки уже необходимы.
8. Правила для членов кружка трезвости подростков при Александро-Невском обществе трезвости
1) Кружок трезвости подростков при Александро-Невском Обществе трезвости, имеет целью предохранить детей и молодых людей путем религиозного, нравственного и научного воздействия от вредного употребления спиртных напитков.
2) Членами кружка могут быть лица обоего пола, не достигшие 18 лет и подписавшие следующее обязательство: обязуюсь с Божьей помощью воздерживаться, за исключением докторского предписания, от употребления всех спиртных напитков, до тех пор, пока я не возвращу мой членский билет заведующему кружком.
3) Если желающий записаться в члены кружка моложе 16 лет, он должен представить на это письменное разрешение родителей или их заместителей.
4) Трезвенное начало в жизни членов кружка должно служить лучшим средством для их физического развития и для того, чтобы укрепить и направить их волю и прочие духовные способности; кружок трезвости должен быть школой для выработки чувства общественности и взаимопомощи.
5) Члены кружка должны всячески стараться распространять понятия трезвости среди своих родных и знакомых.
6) Члены кружка пользуются правом брать без залога книги из библиотеки, принимать участие в хоровом пении, во всех беседах, прогулках, экскурсиях и прочих здоровых развлечениях, доставляемых им Александре-Невским Обществом трезвости.
7) Члены кружка, проявившие себя наиболее деятельными, назначаются десятниками, они несут ряд обязанностей и дежурств по школе, библиотеке, записи новых членов и проч.
8) Каждый член кружка имеет всегда при себе книжку правил, которыми он должен руководиться в жизни в отношении к Богу, людям и самому себе; в эту же книжку вписываются дежурства, на которые он назначен, и имена тех, которых он ввел в кружок и за которых он нравственно отвечает.
9) Кроме значка, имеющегося у каждого члена кружка, десятники имеют особый, им одним присвоенный значок.
10) Кружок трезвости подростков имеет свое знамя – хоругвь с изображением небесного покровителя Общества, св. благоверного князя Александра Невского.
11) Все усилия членов должны быть направлены на поддержание и развитие деятельности кружка.
* * *
Дань времени.
Ренан, очевидно, «отжил свое» и вряд ли для кого-то сейчас является серьезным авторитетом. Хотя мысль автора представляется совершенно верной: в апологетических рассуждениях искать начальную ошибку в построениях оппонентов: т.е. искать точки соприкосновения, а не отталкивания. Тоже и в миссии.
Имеется в виду Духовный регламент Ф. Прокоповича.