Источник

Идея бессмертия в Ветхом Завете

Хотя идея бессмертия в Ветхом Завете не выражена прямо, но она все-таки заключается в сущности ветхозаветного учения. Библейское воззрение на человека, как на образ и подобие Божие, уже само по себе немыслимо без идеи бессмертия, ибо сам Бог понимался прежде всего  как существо бессмертное: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного своего» (Книга Премудрости Соломона 2,23). Кроме того, само воззрение ветхозаветной религии на происхождение смерти говорит о том, что смерть не есть явление закономерно-необходимое: «Завистью дьявола вошла в мир смерть и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем.2,24). Влияние смерти, при этом, простирается только на тело человека, созданного из праха земного: «Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3,19). Духовной части человеческой природы смерть не касается: «Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который дал его» (Еккл.12,7)

Учение о загробной жизни

В ветхозаветном учении о загробной жизни необходимо обратить внимание на идею о загробном мздовоздаянии. Ветхозаветная религия, особенно в первый период своего существования, преимущественно указывала на благополучие земной жизни праведников. Это делалось для того, чтобы поощрить еврейский народ на улучшение своих нравов. Но вместе с тем в Ветхом Завете можно найти указания и на возможность справедливого мздовоздаяния только после смерти. Например: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их» (Псалом 72, 3–4)

Место обитания умерших в ВЗ называется «шеол», что означает ад, или преисподнюю. В шеол отходили все умершие без исключения – грешники и праведники, безразлично. Учение Ветхого Завета о характере бытия в шеоле очень смутно, почти ничего положительного о нем сказать нельзя. Но одно несомненно, что праведники и в шеоле, в отличие от грешников, имели надежду на будущее избавление: «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня». Эта надежда предельное свое выражение получила в пророчествах Исаии о пришествии Мессии, о том времени, когда поглощена будет смерть навеки», когда «восстанут мертвые тела». Из этих слов видно, что надежда на избавление от страданий после смерти у пророка Исаии превратилась в надежду на избавление от смерти, в надежду на воскресение из мертвых. Но эта надежда в Ветхом Завете не получила широкого распространения. Поэтому даже пророк Иезекииль на вопрос к нему Бога: «Оживут ли кости сии?» ответил уклончиво: «Господи Боже, Ты знаешь это».

Нравственное учение ветхозаветной религии

Содержание нравственного учения ветхозаветной религии сконцентрировано в 10 заповедях, данных Богом Израильскому народу через Моисея. Основа всей ветхозаветной нравственности – любовь к Богу. Из любви к Богу вытекает необходимость любви к ближнему, этому образу и подобию Божию. На любви к Богу и к ближнему основываются все основные нравственные нормы.

Принято считать, что принцип любви есть чисто христианский, а в Ветхом Завете преобладал принцип внешнего принудительного закона. Но принцип любви к Богу и ближним был ясно и точно провозглашен в Ветхом Завете: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою, и всеми силами твоими» (Втор.6,5).

Ветхозаветная религия развивает этот основополагающий принцип, стремится провести начало любви в семейную и общественную жизнь: внушается необходимость почитать родителей, беречь жизнь близких, уважать права и доброе имя окружающих. Второстепенные нравственные предписания в Ветхом Завете также проникаются началом любви: провозглашается уважение к старцам, заботливость о благе вдов и сирот, помощь бедным, снисхождение к несостоятельным должникам, милосердное отношение к врагам и рабам. Однако, не следует забывать при этом, что ветхозаветная нравственность не выражает собой нравственную идею во всей ее полноте. Нравственность ветхозаветной религии, например, внушала евреям любовь прежде всего друг к другу: понятие «ближний» отождествлялось с понятием «обрезанный», т.е. еврей. Лишь с появлением христианства принцип любви был распространен на всех людей, т.е. стал собственно универсальным.


Источник: odinblago.ru

Комментарии для сайта Cackle