Происхождение христианства
Вопрос о происхождении христианства сводится к следующему вопросу: можно ли одними естественными причинами объяснить происхождение христианства или нет? Или остается в происхождении христианства нечто непонятное разуму, необъяснимое одними естественными причинами? На этот вопрос есть два ответа:
1. Происхождение христианства объясняется естественными причинами, именно – совместным результатом предыдущей культурной истории язычества и иудейства;
2. Священное Писание Нового Завета наполнено свидетельствами о сверхъестественном характере происхождения христианства.
В каждом ответе есть доля правды. Действительно, в языческом мире перед временем Рождества Христова установилось явственное и повсеместное ожидание духовного переворота. Центром такого переворота предполагалась Иудея. Эта эпоха характеризуется как трепет всеобщего ожидания события, связанного с появлением какой-то выдающейся личности. Это настроение нашло свое выражение у римского поэта Вергилия, писавшего о скором рождении на Востоке чудесного ребенка, который принесет с собою золотой век. Особенно ожидалось пришествие Мессии среди израильского народа. Это ожидание получило предельное напряжение в творчестве пророков. Ветхозаветная религия установила даже более или менее определенные признаки пришествия Мессии: Он придет:
1. В период существования иудейского царства;
2. До разрушения Иерусалимского храма;
3. После появления великого Пророка Предтечи;
4. В Вифлееме;
5. Через 70 седмин.
Все это так. Но вместе с тем, происхождение христианства сопровождалось и фактами сверхъестественного характера, засвидетельствованными евангельской историей, т.е. новозаветной версией происхождения христианства.
Чтобы лишить силы свидетельства Нового Завета о происхождении христианства, рационалисты выбрасывают из Евангелия все сверхъестественные факты. Давид Штраус отвергает большую часть речей Иисуса Христа, все Его чудеса, сверхъестественное рождение и т.д., и утверждает, что во время, близкое к описываемому в Евангелии, жил в Иудее некий Иисус, который стремился нравственно обновить народ израильский, но был побежден в борьбе с фарисеями и казнен на кресте. Немногочисленные его последователи бессознательно перенесли на него мессианские чаяния. Так возник евангельский миф.
Гипотеза Штрауса не дает ответа на многие вопросы:
1.Как мог образоваться миф такого объема в самый короткий срок?
2.Как могло произойти отождествление идеала Мессии со скромным нравственным проповедником Иисусом из Назарета?
3.Как понять историю обращения Савла?