Тема III. Духовно-нравственные условия для занятия богословием
§7 Богословие и очищение (κάθαρσις)
Богословие – результат встречи Бога и человека. Оно возникло и существует как совместное действие Бога и Церкви: «Мы соработники у Бога» (1Кор. 3:9). Соответственно, для участия в этом процессе человек должен быть в подходящем состоянии, предполагающем нравственную чистоту. Сам Господь наш Иисус Христос вполне определенно об этом говорит в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Очищение (κάθαρσις) включает в себя покаяние. Покаяние – это не только изменение ума, переориентация личности, а постоянный суд человека над собой, своими делами, словами, помыслами.
По словам прп. Иоанна Лествичника, «покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни»15. И это непрерывный процесс, то, что должно присутствовать в человеке в течение всей его жизни.
Кроме покаяния, богословие невозможно без аскетики16 в самом широком смысле этого слова (как и в случае с покаянием, аскетика – это призвание не только монахов, но всех христиан17). Итак, богословие предполагает аскетику, т. е. работу над собой. Свт. Григорий Богослов учит: «Хочешь ли со временем стать богословом... – соблюди заповеди и не выступай из повеления, ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию»18.
«В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху», – говорит Писание (Прем. 1:4).
Без соблюдения заповедей, без аскезы невозможно правильное понимание Священного Писания, а значит и богословие, которое должно основываться на Откровении.
О том, что без аскезы невозможно достичь боговидения, единодушно свидетельствует опыт святых отцов, к аскезе призываются также и служащие и молящиеся на Божественной литургии: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближатися, или служите Тебе, Царю славы; еже бо служити Тебе, велико и страшно и самем небесным силам» (молитва перед Великим входом на литургии свт. Иоанна Златоуста).
Наконец, подлинного богословия не может быть без молитвы: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов»19, – говорит Евагрий Понтийский20. Это выражение следует понимать в том смысле, что правильная молитва есть обязательное условие правильного богословия, но не в смысле, что молитва заменяет богословие, делая его ненужным. Вообще, это выражение следует рассматривать в контексте учения указанного автора о молитве, рассматривающего молитву как высшую деятельность ума21.
Приведем еще две цитаты по этой же теме. Прп. Исаак Сирин говорит: «Никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: «Господи, дай мне ощутить могущество Писания». Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл»22.
Ориген: «Итак, вложи всё твое усердие в чтение Писания с верой и с искренним прилежанием, угодным Богу. Недостаточно стучать и искать, но, чтобы стяжать понимание Божественных вещей, прежде всего, потребна молитва»23.
§8 Богословие и безмолвие (ἡσυχία)
Согласно святым отцам, не может быть подлинного занятия богословием без исихии. Слово это означает тишину, безмолвие. Однако это безмолвие не есть просто молчание. Данное понятие гораздо глубже. Его не следует понимать в смысле праздного покоя, некого состояния освобожденности от забот, свойственного, например, людям беспечным. Исихия – состояние, наступающее после аскетических подвигов, после борьбы, когда, по выражению свт. Григория Богослова, «наступает свобода от внешней тины и мятежа»24, при этом исихия – это не отдых после этой борьбы, а состояние, которое позволяет перейти к другому, более высокому уровню духовного делания.
Суть безмолвия (ἡσυχία) прекрасно выражена прп. Иоанном Лествичником: «Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль»25.
Таким образом, исихия как условие занятия богословием, состоит в том, чтобы преодолеть хотя бы самые грубые страсти и наклонности и, начав очищать свой ум, приступить к занятию богословием.
Приведем еще несколько цитат из святых отцов, выражающих учение об исихии и богословии: «Небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую–нибудь страсть»26; «Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться»27; «Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств»28; «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к этому люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу, и тело. Для нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу»29.
Вопросы
1. Почему есть духовно-нравственные условия для занятия богословием?
2. Что такое катарсис? Почему катарсис является условием богословствования?
3. Какое место занимает молитва в занятии богословием? Приведите выражения святых отцов и литургические тексты по этому поводу.
4. Что такое исихия? Как святые отцы понимали исихию? Приведите цитаты из прп. Иоанна Лествичника по этому поводу.
5. В чём опасность занятия богословием без соблюдения духовно-нравственных условий? Что говорит по этому поводу свт. Григорий Богослов?
Обязательно к прочтению:
1. Григорий Богослов, свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное // Творения. М., 2010. Т. 1. С. 327–332.
2. Адриан (Пашин), игум. Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html
Рекомендуемая литература:
1. Антиномия // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 494–498.
2. Адриан (Пашин), игум. Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243127.html
3. Афанасий (Евтич), еп. Православная вера и жизнь. Догма и этика в православии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL:
http://www.bogoslov.ru/text/1243083.html
4. Евагрий // Книга еретиков. СПб., 2011. С. 108–130.
5. Григорий Богослов, свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное // Творения. М., 2010. Т. 1. С. 327–332.
6. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. 693 с.
7. Иерофей (Влахос), митр. Богословие и пастырство // Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/622629.html
8. Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Гл. 1–2 // Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 337– 473.
9. Иоанн Лествичник, прп. Слово 27. О священном безмолвии души и тела // Лествица или Скрижали духовные. М., 2012. С. 375–399.
10. Каллист (Уэр), en. Диоклийский. Путь аскетов: отрицание или утверждение? // Альфа и Омега. №3 (21). 1999. С. 146–162.
11. Каллист (Уэр), митр. Диоклийский. Безмолвие и молитва: смысл исихии // Внутреннее царство. К.: Дух i Лiтера, 2003. 280 с.
12. Киприан (Керн), архим. Ангелы, иночество, человечество. К вопросу об ученом монашестве // Церковь и время. 1998. № 4.
13. Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. // Голос Церкви. 1912. № 10. С. 92–111.
14.Тихон (Софийчук), игум. Внутренняя целостность и богопознание // Труды КДА. К., 1999. №2. С. 59–134.
15. Трубецкой С.Н. Этика и догматика // Вопросы философии и психологии. М., 1895. Кн. 4 (29). С. 484–460.
16. Фокин А. Р. Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243158.html
* * *
Иоанн Лествичник, прп. Слово 5. Гл. 1 // Лествица. Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 59.
См. подробнее: Аскетизм // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 593– 608.
См. подробнее: Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл христианского подвига. Сергиев Посад, 1995. 184 с.
Григорий Богослов, свт. Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы // Творения. М., 2010. Т. 1. С. 259.
Евагрий Понтийский. Слово о молитве. Гл. 61 // Творения. М., 1994. С. 83. О Евагрии см.: Бирюков Д. С. Евагрий // Книга еретиков. СПб., 2011. С. 108–130.
Общеизвестно, что автор этого выражения Евагрий был осужден Церковью за свои богословские воззрения. Интересен ответ современного богослова митр. Иерофея на вопрос, как можно объяснить осуждение Евагрия, если опыт молитвы приводит нас к верному богословию: «Нам неизвестно, какого молитвенного уровня достиг Евагрий. Может быть, он описал опыт других знакомых ему монахов, не имея своего собственного опыта видения нетварного света? Христианина утверждает в правильном богословствовании не столько молитва, сколько боговидение... Раз мы коснулись этой темы, хочу заострить ваше внимание на том, что молитва не может быть единственным нашим деланием в Церкви. Например, можно преуспеть в молитве, но не участвовать в церковной жизни, в особенности в таинстве Божест венной Евхаристии. Таким образом, нам следует придавать большее значение тому, что цель духовной жизни состоит в том, чтобы мы сочетались со Христом в Церкви, причащаясь Его Святых Таин в таинстве Божественной Евхаристии, и подвизались духовно» (Иерофей (Влахос), митр. Богословие и пастырство. Часть 2 // Богослов.RU.
Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/622629.html ).
См.: Минин П.М. Мистицизм и его природа. Киев, 2003. 148 с.
Исаак Сирин, прп. Аскетические трактаты. 73–й трактат. Цит. по: Кле ман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви (пер. с французского). М., 1994. С. 99
Ориген. Письмо к Григорию Чудотворцу. Гл. 4.
Григорий Богослов, свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое ,или предварительное // Творения. М., 2010. Т. 1. С. 328.
Иоанн Лествичник, прп. Слово 27 / / Лествица. Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. С. 217.
Там же. 11 гл. С. 218.
Там же. 10 гл. С. 218.
Там же. 26 гл. С. 220.
Григорий Богослов, свт. Слово 27. Против евномиан и о богословии первое , или предварительное // Творения. М., 2010. Т. 1. С. 328.