Тема XV. История богословской науки
Традиционно историю богословской науки делят на следующие периоды:
доникейский (до 325 г.);
эпоха Вселенских Соборов (325–787 гг.);
после Вселенских Соборов до разделения Церквей (787– 1054 гг.);
от разделения Церквей до падения Константинополя (1054–1453 гг.) – на Востоке, и до возникновения Реформации (1054–1517 гг.) – на Западе;
новое время (с XVI в. до конца XIX в.).
Учитывая сложную судьбу Церкви и церковной науки в XX в., а также наличие разнообразных и ярких богословов в это время, XX в. можно рассматривать как самостоятельный период.
Как уже было отмечено ранее, богословская наука требует такого признака, как систематизация и полнота рассматриваемых тем. Поэтому далеко не все сочинения, несмотря на их значимость, могут быть нами рассмотрены. Предполагать наличие развитой богословской системы в доникейский период вряд ли возможно. Всё же есть произведения с элементами систематизации, и кроме того, в них содержится изложение практически всех истин христианской веры.
Не будет преувеличением назвать первым систематизатором богословия святого апостола Павла, который в своих Посланиях касается практически всех сторон вероучения. Своеобразной системой являются «Строматы» Климента Александрийского и «Против ересей» святого Иринея Лионского . Однако общепринято первым систематизатором вероучения считать Оригена с его сочинением «О началах» (написано приблизительно в 230 г.).
Сам этот труд стал предметом полемики, так как в нём содержались взгляды, идущие вразрез с Откровением. Тем не менее, не следует принижать значимость этого сочинения и его влияние в истории богословской науки.
Ориген делит свой труд на четыре части, и впоследствии другие христианские авторы также будут использовать четырехчастное разделение (например, «Точное изложение православной веры»). После труда Оригена достаточно долгое время не было сочинений с системным изложением вероучения.
Лишь в середине IV в. Иерусалимским святителем Кириллом были написаны «Огласительные и тайноводственные поучения», которые по своей сути являются объяснением Никейского Символа веры. Несмотря на системность изложения, этот труд носит скорее черты проповеди.
Следующим трудом в данной области является «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского. Оно состоит из 40 глав. Особенностью этого произведения является наличие не только сугубо догматических тем, но и раскрытие вопросов апологетического характера. Например: «Почему Он не спас человека одним повелением?», «Почему Бог не приведет всех к вере, если Он хочет этого?», «Историческое доказательство пришествия Божия в мир» и т. п.
Блаженный Феодорит Кирский, известный экзегет и крупный деятель эпохи несторианских споров, является автором «Сокращенного изложения божественных догматов». В этом труде 29 глав. Некоторые разделы догматической науки представлены в нём совсем кратко, например, антропология. При этом немало таких тем, которые сейчас принято рассматривать в рамках нравственного богословия: «О девстве», «О браке», «О втором браке», «О блуде», «О покаянии», «О воздержании». Интересно, что у него также содержатся главы с антигностическим содержанием: «Об зонах», «О том, что Один и Тот же дал и Ветхий, и Новый Завет».
На Западе в это время тоже писались сочинения с систематическим изложением христианского вероучения. Здесь можно назвать сочинения блаж. Августина (1-я пол. V в.) «Руководство Лаврентию, или о вере, надежде и любви»; Геннадия Марсельского175 (2-я пол. V в.) «О церковных догматах», состоящее из 88 глав; Фульгенция Руспийского (1-я пол. VI в.) «О вере, или о правиле веры».
Ближе к концу эпохи Вселенских Соборов – первой половине VIII в. – преподобным Иоанном Дамаскином был написан труд «Точное изложение православной веры», ставший самым известным систематическим изложением православной веры. Это сочинение является третьей частью систематического труда «Источник знания», содержащего также философскую часть «Диалектика» и справочную часть «О ересях».
В течение достаточно долгого периода после появления произведения прп. Иоанна Дамаскина систематических трудов по изложению православной веры не писалось. Иногда называют сочинение Евфимия Зигабена (XII в.) «Догматическое всеоружие православной веры» как пример труда с такой формой изложения в период после 1054 г. Однако этот труд носит ярко выраженный полемический характер и скорее должен рассматриваться в ряду полемических сочинений.
Вопросы:
На какие периоды принято делить историю богословской науки?
Перечислите, какие признаки должны быть у догматической системы.
Перечислите восточных авторов, систематизировавших христианское учение в указанные периоды.
Перечислите западных авторов, систематизировавших христианское учение в указанные периоды.
Обязательно к прочтению:
Брия И., прот. Православное румынское богословие // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/393148.html
Диодор (Ларионов), монах. «Пути» греческого богословия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2593536.html
Рекомендуемая литература:
Александрийская школа // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3 (приложение). С. 328–330.
Антиохийская школа // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3 (приложение). С. 330–332.
Богословие // Православная богословская энциклопедия. Петроград: Типография А. П. Лопухина, 1901. Т. 2. С. 789–810.
Гольцева О. Е. Светские и духовные образовательные центры в Ранней Византии (IV–VI вв.) // Наш Анабасис. Н. Новгород: ННГУ, 2005. Вып. 2. С. 22–27.
Дмитриевский В. Н. Александрийская школа: очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884. 251 с.
Доброклонский А. Александрийская образованность как сфера, благоприятствующая происхождению христианской Александрийской школы // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1880. Ч. 1. С. 220–258.
Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в Древней Церкви III–VI вв. Речь на годичном акте Санкт–Петербургской духовной академии 17 февр. 1913 г. СПб., 1913. 64 с.
Иларион (Алфеев), архиеп. Духовное образование на христианском Востоке // Труды КДА. К., 2009. № 10. С. 105–121; К., 2010. № 12. С. 325–335.
Кривушин И. В. Христиане и светское образование: взгляд Сократа Схоластика // Европейская педагогика от античности до Нового времени: исследования и материалы. М., 1994. Ч. 1. С. 64–73.
Огнев А., диак. Система образования в Византийской империи // Мир Византии. Белгород: БелГУ, 2007. С. 116–121.
Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая школа // Палестинский сборник. 1966. Вып. 78 (15). С. 130–140.
Поляковская М. А. К характеристике византийской образованности: учителя и ученики // Античная древность и Средние века. Проблемы идеологии и культуры. Свердловск, 1987. С. 111–120.
Самодурова З.Г. Социальный состав учащихся Византии VII–XII вв. // ВВ. 1990. Т. 51. С. 14–22; 1991. Т. 52. С. 35–46.
Самодурова 3. Г. Школы и образование // Культура Византии IV – первая половина VII в. М.: «Наука», 1984. С. 478– 503.
Сильвестр (Малеванский), eп. Способ выполнения задачи догматического богословия // Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 48–180.
Спасский A.A. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906. Т. 1. 456 с.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. М.: «Мысль», 2001. 442 с.
Христокин Геннадий. Современное православное богословие: попытка характеристики// Киевская Русь [Электронный ресурс] /URL:
http://www.kiev–orthodox.org/site/theology/1958/
Христокiн Геннадiй. Неопатристика як сучасна парадигма розвитку православної теології // Українське релігієзнавство. 2007. № 43.
* * *
О нем см.: Геннадий Марсельский // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т.Х. С. 616–620.