архим. Сильвестр (Стойчев)

Источник

Тема XII. Разделы догматической науки

Как уже отмечалось, в догматическом богословии как науке присутствует систематизация информации, что, в свою очередь, ставит вопрос о необходимости удобной схемы для тематического распределения материала.

С XVIII в., во многом благодаря архиепископу Феофану (Прокоповичу), в отечественной науке утвердилась следующая структура: учение о Боге в Самом Себе (De Deo ad intra) и учение о Боге по отношению к миру (De Deo ad extra). Эти два основополагающих раздела делятся на меньшие подразделы, или отрасли, догматического богословия. В первый раздел – «Учение о Боге в Самом Себе» – включается триадология (учение о сущности Божьей, о трех Ипостасях, об ипостасных свойствах); во второй раздел – «Учение о Боге по отношению к миру» – космология, антропология, сотериология, христология, экклесиология, эсхатология.

В целом, эта схема была воспринята практически всеми авторами пособий по догматике вплоть до нашего времени. Хотя и были попытки построить курсы догматики по-другому, например, у свт. Иннокентия Херсонского.

В XX в. данную схему как чуждую восточной православной традиции критиковали митр. Иларион (Алфеев), В.Н. Лосский, Κ. X. Фельми и другие богословы159.

Самостоятельная работа:

Найдите и запомните значения понятий: триадология, сотериология, христология, мариология, пневматология, экклесиология, сакраментология, эсхатология, амартеология, протология, понерология.

Вопросы:

Какие разделы догматики существуют?

Кто и когда ввел структуру курсов догматического богословия: учение о Боге в Самом Себе (De Deo ad intra) и учение о Боге по отношению к миру (De Deo ad extra)?

Какие отрасли богословской науки включают в себя эти два основополагающих раздела?

Рекомендуемая литература:

Догмат // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С .527–532.

Догмат // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 483.

Догматическое богословие // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 542–548.

Ересь // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 598– 607.

Бирюков Д. С. Ересь и еретики // Книга еретиков. СПб., 2011. С. 5–22.

Зандер ЛI.A. Логика и догматика // Православная мысль. Париж, 1942. №4. С. 41–55; 1947. №5. С. 48–74; 1948. №6. С. 56–73.

Иванов М. С. Догмат: содержание и определение // БВ. № 1. 1998. Т. 2. С. 83–107.

Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Гл. 1–2. // Православие. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. Т. 1. С. 337–473.

Иларион (Алфеев), eп. Духовное образование в прошлом и настоящем. Проблемы и задачи русской православной духовной школы. Учебные программы. Догматическое богословие // Православное богословие на рубеже эпох. К., 2002.

Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческое учение о догмате и ереси // Православие.RU [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravoslavie.ru/37126.html

Петр (Л’Юиллье), иером. Православное понимание догмата // ЖМП. 1955. №6. С. 70–72.

Сильвестр (Малеванский), еп. Понятие о науке. Задачи науки догматического богословия // Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 9–48.

Флоренский Павел, свящ. Догматика и догматизм // Сочинения в 4–х томах. М.: «Мысль», 1994. Т. 1. С. 550–570.

* * *

159

Подробнее см.: Духовное образование в прошлом и настоящем. Учебный процесс. Догматическое богословие // Иларион (Алфеев), eп. Православное богословие на рубеже эпох. К., 2002.


Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Комментарии для сайта Cackle