архим. Сильвестр (Стойчев)

Источник

Тема XI. Свойства догматов

Принято выделять свойства догматов. Такая дифференциация – не наследие схоластики, как может показаться, но естественное определение основополагающих признаков, которыми обладает догмат. А. Чекановский, например, так характеризовал догмат: «Этим словом на христианском языке обозначаются истины: по своему характеру – умозрительные, по происхождению – божественные, по содержанию – касающиеся того, что составляет самое существо христианской религии, именно учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, по значению – безусловно обязательные для всех верующих и, как таковые, хранимые и преподаваемые только Св. Церковью»155.

Таких свойств догмата выделяют четыре: богооткровенность, вероучительность (теологичность), церковность и законообязательностъ (общеобязательность).

§27 Богооткровенность

Первое свойство догматов – это богооткровенность, которая является свойством по способу получения, т. е. догмат есть не плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения.

Именно этим догматы в принципе отличаются от любых научных или философских истин, которые основываются на предпосылках, являющихся продуктом работы познающего человеческого разума. Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках, которые почерпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке.

Апостол Павел в Послании к Галатам так и говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12). Поэтому любые научные и философские истины в большей или меньшей степени являются относительными и по мере развития человеческого знания могут либо вообще отвергаться, либо каким–то образом изменяться или восполняться. В отличие от них, догматы, основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны.

Поскольку свойством догмата является богооткровенность, догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая содержится в учении Господа Иисуса Христа и святых апостолов.

§28 Вероучительность

Следующее свойство догматов – это вероучительность(теологичность), указывающая на содержание догматов. Догматы, таким образом, относятся к области вероучения и свидетельствуют о том, что нам было дано в Откровении: учение Бога о Самом Себе, о человеке, о путях спасения. В христианском учении есть и истины другого характера: нравственного, канонического, литургического, которые, в свою очередь, находят выражение в содержании заповедей, канонов, церковного устава. Догматы же, как и было указано, содержат относящееся к области вероучения.

§29 Церковность

Третье свойство догматов – церковность. В самом деле, вне Церкви не может быть догматов, потому что догматы основываются на Откровении, а Откровение дано не каким–то частным лицам в отдельности, а всей Церкви. Именно Церковь посредством Предания, как способа сохранения и распространения Откровения, содержит богооткровенную истину.

Только Церковь может, основываясь на Откровении, безошибочно устанавливать неизменные правила веры, т. е. догматы. Епископ Сильвестр (Малеванский) писал по этому поводу: «Мы и при обладании источниками Божественного Откровения, в котором заключены истины веры, были бы поставлены не только в затруднительное, но и совершенно безвыходное положение относительно того, во что и как нужно веровать для спасения, если бы при этом не имели такого высшего руководящего начала, которое могло бы всегда вывести нас из этих затруднений, которое могло бы всегда дать нам несомненное ручательство и в подлинности и неповрежденности источников Божественного Откровения, и в верности понимания и определения точного смысла тех его мест, в которых содержатся истины нашей веры. Но мы имеем такое высшее, стоящее вне всяких сомнений руководство, и именно в созданной Самим Иисусом Христом Его Церкви, имеющей по Его воле постоянно и непрерывно существовать на земле»156.

§30 Законообязательность

Четвертое свойство – законообязательность(общеобязательность). Общеобязательность догматов понимается двояко: как формальная и сотериологическая законообязательность.

В первом случае законообязательность догматов проявляется в необходимости всем, кто принадлежит к Церкви, принимать все догматы, исповедуемые Церковью. То есть, даже если христианин не знает всех тонкостей догматического богословия, он всё равно в обязательном порядке, исходя из послушания Церкви, должен принимать и веровать во все вероучительные истины, содержимые и проповедуемые Церковью.

Формальная общеобязательность догматов базируется на их сотериологической значимости, поскольку догматы напрямую влияют на организацию и содержание духовной жизни: «Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с чисто духовной точки зрения, прежде всего, неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты... соединения с Богом»157. Человек, извращающий догматы, сам себя подводит под осуждение, т. е. отлучает себя от Бога и Церкви: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден», – говорит апостол Павел (Тит. 3:10–11).

Церковь нередко снисходительна в отношении своих чад и всегда ищет возможности духовного исцеления, а не повода к осуждению, однако в случаях с извращением церковного учения она проявляет строгость: «Если же кто-нибудь не содержит и не принимает упомянутых выше догматов благочестия, и не мыслит и не проповедует так, но старается идти против них, тот да будет анафема, согласно уже прежде изложенному определению упомянутых выше святых и блаженных отцов, и да будет исключен и извержен из списка христиан, как чужой»158.

Вопросы:

1. Что такое свойства догматов? Перечислите их.

2. Объясните свойство догмата: богооткровенность.

3. Объясните свойство догмата: теологичность.

4. Объясните свойство догмата: церковность.

5. Объясните свойство догмата: законообязательность.

6. Объясните взаимосвязь догмата и нравственности. Приведите цитаты.

Рекомендуемая литература:

Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Понятие о догматах //Догматическое богословие: курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 17–27.

Давыденков О., свящ. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах // Догматическое богословие. М., 2005. С. 16–17.

Иванов М. С. Догмат: Содержание и определение // БВ. 1998. Т. 2. №1. С. 83–107.

Иустин (Попович), прп. Введение // Собрание сочинений прп. Иустина (Поповича). М., 2006. Т. 2. С. 14–58.

Леруа Э. Догмат и критика. М.: «Либроком», 2010. С. 331.

Лосский В. Н. Догмат Церкви и экклезиологические ереси // БТ. 2003. Сб. 38. С. 237–247.

Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческое учение о догмате и ереси // Православие.RU [Электронный ресурс] / URL: http://www.pravoslavie.ru/37126.html

Новоселов Михаил. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. М.: «Лепта–пресс», 2003. 376 с.

Петр (Л’Юиллье), иером. Православное понимание догмата // ЖМП. 1955. №6. С. 70–72.

Сильвестр (Малеванский), еп. Понятие о науке. Задачи науки догматического богословия // Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 9–48.

Чекановский А. Степень неизменности догмата // Труды КДА. К., 1913.

Шаргунов А., свящ. Догмат в христианской жизни // Троицкое слово. 1990. №3. С. 14–25.

Яннарас X. Вера Церкви: введение в православное богословие. М., 1992. 231 с.

* * *

155

Чекановский А. Степень неизменности догмата // Труды КДА. К.,1913.

156

Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. СПб., 2008. Т. 1. С. 23.

157

Лосский В. Введение. Богословие и мистика в Предании Восточной Церкви // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

158

Деяния VI Вселенского Собора. Правило 1 // Деяния Вселенских Соборов. Ка зань, 1908. Т. 6. С. 274.


Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Комментарии для сайта Cackle