Повесть о Меркурии Смоленском
Повесть о Меркурии Смоленском (в рукописях: «Главизна изъявляется от чудес дивнейшеи заступницы нашеи и великую ее милость святую и бывшую и бывающую тогда и ныне на граде нашем неисчетно от госпожи владычицы нашей богородицы и матере Христа; бога нашего. И память сказуется ея святого Меркурия иже есть гроб его в Смоленске, граде нашем, бывших от него чудес»; «В той же день от чудес дивнейшей заступницы нашей...»; «Сказание о чудесах дивнейшия заступницы нашеи...»; «Месяца ноября в 24 день. О проявлении чудесе от иконы пресвятеи богородицы святому мученику Меркурию и о нахождении безбожного царя Батыя») – одно из произведений древнерусской литературы, посвященных нашествию Батыя. По поэтической структуре П. примыкает к традиционным легендарно-историческим повестям (чудо от иконы). Кроме того, сюжет о Меркурии Смоленском входит в ряд мировых сюжетов «о безтоловых» (см. работу Н. К. Гудзия). П. дошла до нас в значительном количестве списков (около 80).
Чаще всего она встречается в составе Миней четиих. Самые ранние списки Минейной редакции (о редакции см. в работах Белецкого и Бахтиной) датируются 30–50-ми гг. XVI в., например: ГПБ, Солов. собр., № 507/526; Q.XVII.15; ГИМ, Синод. собр., № 988, 176; ГБЛ, собр. Ундольского, № 1254. Под 24 ноября П. помещена в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки). В некоторых лишенных сборниках П. читается под 28 июля (празднование иконы Смоленской Одигитрии): «Месяца июля в 28 день. Воспоминание великаго чудесно, бывшее от иконы заступницы нашея пречистыя богородицы Смоленския угодником ея святым Меркурием еже ести и до днесь мощи его святыя во граде Смоленску» (вариант: «Месяца июлия в 28 день. Повесть от древних писаний сложена, являющи преславное чудо, бывшее иконою пречистыя владычицы нашея богородицы, како избави град Смоленск крепким своим заступлением и милостивою рукою угодника своего Меркурия от нашествия безбожных агарян»). П. напоминает житие с его традиционной трехчастной структурой – вступление, рассказ о подвиге святого и посмертные чудеса, но обращают на себя внимание нетипичное для миней название «Главизна изъявляется от чудес...» (без календарной формулы: «месяца того же», «в той же день»), употребление в самом тексте летописных конструкций: «В лето 6745...», «в то лето...», упоминание во вступлении Минейной редакции о взятии татарами Киева, Москвы (в некоторых списках Владимира), о гибели в Орде Михаила Черниговского с боярином Федором. Это позволяет увидеть связь П. с летописной Повестью о нашествии Батыя. Вступление Минейной редакции о Меркурии Смоленском, представляющее собой обработку эпилога Хронографической редакции, повествует об ужасах татарского нашествия в «традиционных» стилистических формулах, которые находим в описаниях взятия Рязани, Владимира и других городов в летописях, в поучениях Серапиона Владимирского.
Хронографическая редакция П. («О Смоленске граде»; «Явление пресвятыя богородицы и о святем Меркурии») является частью хронографической «Повести умильной о нашествии безбожного Батыя на Русскую землю». Хронографическая редакция читается в составе Русского временника (ГИМ, собр. Черткова, № 115а, б; ЦГАДА, ф. 201, собр. Оболенского, № 46; ЛОИИ, собр. Лихачева, № 513; ГИБ, F.IV.244) и Летописца Хворостинина (ГИМ, собр. Уварова, № 116).
В одном списке (ГИМ, Синод. собр., № 908) известна Жулевская, или «Народная», редакция («Слово о Меркурии Смоленском»), наиболее полно сохранившая, как считают многие исследователи, легендарную основу П. (см. о ней в работе Ф. И. Буслаева). Вариант устной легенды о Меркурии был записан в XIX в. В. Н. Добровольским (Смоленский этнографический сборник. СПб., 1891. Ч. 1. С. 379).
В 1882 г. С. П. Писарев опубликовал список П. Западнорусской: редакции: «Месяца ноября в 24 день. Повесть о святом и добропобедном мученике Меркурии Смоленском чудотворце, како победи царя Батыя и свободи град Смоленск от безбожных агарян в лета 6746 году, прежде славенского языка на полски язык преведено, ныне же паки с полскаго языка на славенский язык преложено в лето 7164» (варианты заглавия: «Месяца ноеврия 24 дня. Повесть о святом и победоносном мученику Меркурию, чудотворцу Смоленском»; «Житие и чудеса святого великомученика Меркурия Смоленского»). Лишь некоторые списки этой редакции имеют в заголовке помету о переводе на польский, а затем с польского языка на славянский. А. И. Соболевскому не был известен польский оригинал П. (Соболевский. Переводная литература. С. 217–218). Л. Т. Белецкий высказал предположение, что протограф Западнорусской редакции был написан «латиницей», но доказательств этому не найдено. Сравнительный анализ известных к настоящему времени списков Западнорусской (ЦГИА, собр. архива Синода, № 1318; ГИМ, собр. Уварова, № 136; ГПБ, F.XVII.16; ГБЛ, Музейн. собр., № 735) и Минейной редакций показал, что протограф Западнорусской редакции отразил неизвестный вид Минейной редакции, существование которого тем неменее подтверждает служба Уваровской редакции (ГИМ, собр. Уварова, № 681; ГБЛ, Рогож. собр., № 829; ЦГИА, собр. архива Синода, № 829).
О службах Меркурию Смоленскому как о «лирической редакции» П. впервые написал Ф. И. Буслаев. К настоящему времени известно 10 списков служб (ГПБ, собр. ОЛДП, Q. 71; Солов. собр., № 1079/1188; ЦГАДА, ф. 381, № 263 и др.; один список – Смоленской духовной семинарии, № 78 утрачен в годы Великой Отечественной войны), выделено три редакции. Некоторые списки Варсонофиевской редакции службы (например: ГПБ, собр. ОЛДП, Q. 71) содержат указания на то, что канон Меркурию составлен по повелению смоленского епископа Варсонофия (1509–1514 гг.). Списки ГИМ, собр. Уварова, № 681; ГБЛ, Рогож. собр., № 829 содержат и Варсонофиевскую, и Уваровскую редакции службы. Одним списком представлена Архивная редакция службы (ЦГИА, собр. архива Синода, № 1318). По свидетельству Л. Т. Белецкого, служба в списке Смоленской духовной семинарии, № 78 была близка списку службы из архива Синода, № 1318.
П. Летописной редакции («О Меркурии Смоленском», «О Меркурии Смоленском, како убиен бысть») входит в состав летописного свода 1652 г. и его протограф – по А. Н. Насонову, свод 1592 г. (Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII вв. М., 1969. С. 483–486). Известно 14 списков Летописной редакции: ГБЛ, собр. Большакова, № 423; ГИМ, Музейск. собр., № 3058 и др.; особый список – ГБЛ, собр. Румянцева, № 379. Список ЦГАДА, ф. 181, № 818/1384 («И святого мученика, богатыря Смоленского») представляет собой пересказ текста Летописной редакции. Выборкой из Летописной редакции являются два отрывка о Меркурии (без заглавия) в списке: ГПБ, собр. Вяземского, F.112.П. входит также в состав Новгородской Забелинской летописи, образуя Новгородскую Забелинскую редакцию (ГИМ, собр. Забелина, № 261; ГБЛ, Музейн. собр., № 733). Новгородская Забелинская редакция П. встречается и вне летописного свода (см., например: ГБЛ, собр. Румянцева, № 437).
Датировка П. осложнена тем, что это легендарно-историческая повесть. Одни исследователи (С. П. Писарев) считают, что она возникла вскоре после описанных в ней событий (XIII в.), другие (Ф. И. Буслаев, П. Миндалев) видят в ней древнюю эпическую основу, большинство же авторов (вслед за М. О. Скрипилем) считают ее поздней (XVI в.) обработкой устной легенды о спасении Смоленска. Трудно решить вопрос и об авторе П. Самая распространенная Минейная редакция, представленная наиболее ранними списками, уже использовала летописный источник, возможно, смоленского происхождения, но обработка при включении в ВМЧ была произведена в Новгороде или в Москве. Это подтверждает история создания ВМЧ, в частности, ноябрьского тома (Кучкин В. А. О формировании Великих Миней Четий митрополита Макария // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 86–101).
Сюжет о Меркурии Смоленском отразился в новой литературе – «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского (Полн. собр. соч. Л., 1976. Т. 14–15. С. 42), «Суходоле» И. А. Бунина (Собр. соч.: В 9 т. М., 1965. Т. 3. С. 139–140). Известна картина Н. Рериха «Меркурий Смоленский» (хранится в частном собрании).
Изд.: Никитин П. История города Смоленска. М., 1948. Прил. V. С. XIII–XVI; Писарев С. П. Рукописные памятники Авраамиевского моластыря // Филологические записки. Воронеж, 1881. Кн. 1. С. 1–14; 1882. Кн. 2–3, 5. С. 25–44, 45–52; Миндалев П. П. К литературной истории Повести о Меркурии Смоленском // Сборник статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1913. С. 258–280; Белецкий Л. Т. Литературная история Повести о Меркурии Смоленском // СОРЯС. 1922. Т. 99, № 8. С. 55–93; Русские повести XV–XVI вв. / Сост. М. О. Скрипиль. М., 1958. С. 106–107; Бахтина О. Н. 1) К литературной истории Повести о Меркурии Смоленском (Хронографическая и Минейная редакции) // Книга в Сибири XVII – нач. XX в. Новосибирск, 1980. С. 164–171; 2) Новгородская Забелинская редакция Помести о Меркурии Смоленском // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии. Новосибирск, 1981. С. 153–158; ПЛДР. XIII век. М., 1981. С. 204–209; Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982. С. 117–124.
Лит.: Буслаев Ф. И. Смоленская легенда о св. Меркурии и ростовская о Петре царевиче Ордынском // Ф. И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 155–198; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 44–107; Белецкий Л. Т. К литературной истории Повести о Меркурии Смоленском // ЖМНП. 1914, дек. Ч. 4. С. 358–370; Скрипиль М. О. Повесть о Меркурии Смоленском // История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2, ч. 1. С. 357–361; Гудзий Н. К. Мотив усеченной головы в татарской легенде об Азисе // Известия Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1967. № 56. С. 98–103; Lakhiowski W. Pismiennictwo okresu powstania panstwa moskiewskiego // Literatura rosyiska. Warszawa, 1970, T. 1. S. 100–101; Бахтина О. Н. Повесть о Меркурии Смоленском в литературном контексте XV–XVII вв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 1982.
О. Н. Бахтина