Житие Константина-Кирилла Философа
Житие Константина (Кирилла) Философа (Пространное) – памятник болгарской агиографии, широко распространенный в древнерусской книжности. Ж. содержит ценные сведения о жизни и деятельности Константина Философа, создателя славянской письменности, выдающегося миссионера, полемиста и писателя. Принято считать, что это Ж. было создано в Великоморавии между 869 и 882 гг. Мнение о том, что Ж. было написано в Болгарии в период Второго Болгарского царства (В. Григорович, В. Киселков) и что местом его написания была Паннония, ныне отвергнуто.
Древнейшими из 48 полных сохранившихся списков Ж. являются списки болгарского писателя XV в. Владислава Грамматика, сделанные им в 1469 и 1479 гг. Ныне обнаружен утраченный список нач. XV в. (ГИМ, собр. Барсова, № 619). Их тексты не содержат существенных смысловых разночтений. В основу изданий обычно кладут списки Владислава Грамматика как старейшие, а также и список ГБЛ (собр. МДА, № 19) как в некоторых отношениях более исправный. В рукописной традиции бытует много извлечений из текста Ж., существует и несколько переделок.
Ж. анонимно, и поэтому атрибуция – один из самых запутанных вопросов его изучения. Большинство славистов считают, что автором Ж. был Климент Охридский, один из самых известных учеников миссионера, выдающийся писатель и педагог, основоположник так называемой Охридской литературной школы. В доказательство обычно приводят стилистические параллели между Ж. и произведениями Климента, которому к тому же принадлежит и Похвала Константину (Кириллу). По другому мнению, Ж. было написано учениками Константина во главе с Мефодием; некоторые полагают, что автором был сам Мефодий. Высокий уровень литературного мастерства, заинтересованность в создании культа брата в связи с дальнейшим укоренением славянской письменности и богослужения, знакомство с детскими и отроческими годами персонажа, с его миссиями среди арабов и хазар – все это приводится в пользу авторства Мефодия. Между тем единственное указание авторства в Ж., которое читается в конце гл. X, сообщает, что Мефодий перевел «книги» своего брата, разделив их на 8 слов.
Немаловажно, что значительная часть Ж. восходит к трудам самого Константина Философа. В тексте Ж. во многих местах обнаружены фрагменты из его произведений – стихотворений, молитв, полемических трактатов, отчетов о миссионерских поездках, записей дневникового типа, отдельных высказываний. Многие из них подтверждаются позднейшей рукописной традицией. Агиограф Константина объединил и отредактировал их. Таким образом, Ж. стало своеобразной антологией произведений Константина.
Некоторые медиевисты (В. Погорелов и др.) утверждают, что Ж. было первоначально написано на греческом языке. По жанру Ж. примыкает в какой-то мере к традиционным житийным схемам византийской агиографии. Однако нельзя сказать, что оно построено только на них. Видно, например, что благочестие в представлениях автора Ж. не является самым существенным качеством героя. Подвиги святого рассматриваются в плане интеллектуальных достижений, отсюда проистекает «софийность» жития – важнейшая его особенность, которой можно объяснить и все цитаты и отрывки из поэтических и полемических сочинений Константина. Везде Константин побеждает своих противников мудростью, изобретательностью, находчивостью. В этом смысле Ж. заметно отходит от традиционных представлений о благочестивом святом. Полемики Константина с патриархом-иконоборцем Иоанном VIII Грамматиком, с мусульманами, хазарами и «трехъязычниками» придают Ж. некую эпичность, которую с большой осторожностью можно сопоставить с эпическими традициями у славян. Этой проблемы коснулся В. Ламанский в труде «Славянское житие св. Кирилла...», но его наблюдения пока не развиты.
Ж. исторично, его пафос состоит в осмыслении дела Константина Философа. Все подвиги героя описываются в нем как подготовка к созданию славянской письменности и фундамента новой славянской культуры, моравская миссия Константина рассматривается как финальный акт деятельности вселенского проповедника. В Ж. видна тенденция представить героя как мирового учителя, жизнь Константина соотносится с деяниями апостола Павла. Сплав между «историзмом» и «софийностью», между эпизмом мудрого богатыря и классическим типом христианского миссионера, между византийской агиографической традицией и оригинальностью новой славянской культуры создает внутреннее напряжение в Ж. Отсюда – высокий уровень его художественности, ясно ощутимая ритмическая организация текста, разнообразие стилевых приемов, элементы средневековой поэзии, риторики, философско-богословских сочинений, выдержанные в манере антично-византийской диалектики.
Ж. получило значительное распространение в Болгарии и на Руси. Оно повлияло на ряд памятников древнеславянских литератур. Следует отметить поэтическую и гимнографическую традицию в честь Константина и Мефодия. Очень рано, вероятнее всего с педагогической целью, в Болгарии было сделано сокращение Ж. – «Успение Кирилла», с некоторыми важными добавлениями – известием, что Кирилл был болгарином, что мать его звали Марией и что он до моравской миссии крестил болгар у реки Брегальницы. Текст Ж. во многом повлиял и на латинскую версию – т. н. Итальянскую легенду, которая, вероятно, отражает не дошедший до нас вариант. Видно также, что традиция этого памятника создает особый тип параллелизма в первых агиографических произведениях славян. Так, например, в Житии Мефодия его жизнь явно соотносится с жизнью Константина; оба жития строятся как параллельный жизнеописательный диптих. Традиция параллелизма продолжается в Болгарии – жизнь Климента в его греко-славянском житии соотносится с Житиями Константина и Мефодия, а Житие Наума соотносится как с житиями Константина и Мефодия, так и с Житием Климента. Литературная традиция Ж. особенно заметна на Руси после XV в., оно входит в состав ВМЧ. В XVIII в. Димитрий Ростовский создает первое «научное» жизнеописание Константина и Мефодия, указывая на свои источники.
Изд.: Šafarik P. J. Památky drevního pismenictví Juhoslovanův. V Praze, 1851, 1873; Бодянский О. М. Кирилл и Мефодий: Собр. памятников до деятельности святых первоучителей и просветителей славянских племен относящихся. – ЧОИДР, 1863, кн. 2; 1864, кн. 2; 1873, кн. 1–2; Dümmler E., Miklosich F. Die Legende vom heiligen Cyrillus. Wien, 1870; Pastrnek J. Dĕjiny slovanských apostolů Cyrilla a Methoda s otiskem a rozborem hlavních pramenů. Praha, 1902; Балан А. Т. Кирил и Методи. 1. Свезка първа: Житие на Кирила и Методия и похвални тем слова. София, 1920; Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930; Lehr-Spławiński Т. Żiwoty Konstantyna i Metodego. Poznań, 1959; Grivec F., Tomšič F. Constantinus et Methodius Thessalonicenses. Fontes. Zagreb, 1960; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973, т. 3. Пространни жития на Кирил и Методий; Сказания о начале славянский письменности / Вступ. ст., пер. и ком. Б. Н. Флори. М., 1981 (пер. на совр. рус. яз.).
Лит.: Горский А. В. О свв. Кирилле и Мефодии. – Москвитянин, 1843, № 6, ч. 3; Славянские просветители. М., 1846; Бодянский О. М. О времени происхождения славянских письмен. М., 1855; Сборник Кирилло-Мефодиевский. М., 1865; Воронов А. Д. Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия. Киев, 1877; Сборник Мефодиевский юбилейный. Варшава, 1885; Малышевский И. Святые Кирилл и Мефодий первоучители славянские. Киев, 1886; Ягич И. В. Вновь найденное свидетельство о деятельности Константина Философа, первоучителя славян св. Кирилла. – Прилож. к т. 22 «Зап. имп. АН», № 6, 1893; Петров А. Пятидесятилетие научной разработки пространного Жития св. Константина Философа. – Чтения ОЛДП, 1894, № 5–6; Vondrák V. Studie z oboru cirkevnĕslovanského pismenictvi. Praha, 1903; Snopekk F. Konstantinus-Cyrillus und Methodius die Slavenapostel. Kremsier, 1911; Brückner A. Die Wahrheit über die Slavenapostel. Tübingen, 1913; Ламанский В. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. Пг., 1915; Балан А. Т. Към тъй наречените Панонски жития. – Год. Соф. унив. Ист.-филол. фак. София, 1923, т. 19; Огiєнко I. Костянтин i Мефодiй, ix життя та дiяльнiсть. Варшава, 1927–1928, ч. 1–2; Лавров П. А. Кирило та Методiй в давньословяньському письменствi. У Київi, 1928; Moravcsik G. A. Kyrillos legenda magyar vonatkozásu epizódjához. – Ethnografia, Budapest, 1928, t. 39; Погорелов В. На каком языке были написаны так называемые Паннонские Жития. – Byzantinoslavica, 1932, № 4; Трифонов Ю. Константин Философ (св. Кирил) като царски пратеник при сарацини и хазари. – В кн.: Сборник в чест на проф. Л. Милетич. София, 1933; Dvоrnik Fr. 1) Les légendes de Constantin et de Méthode, vues de Byzance. Prague, 1933; 2) Bysantské misie u slovanů. Praha, 1970; Ильинский Г. А. Опыт систематической Кирилло-Мефодиевскрй библиографии. София, 1934; Weingart M. Analyse philologique des légendes slaves de Constantin et de Méthode. – In: Actes du IV Congrès International des études byzantines. Sofia; 1935; Велчев В. Константин-Кирил и Методий в старобългарската книжнина: Първо българско царство. София, 1939; Georgiev E. Die Italianische Legende. Sofia, 1939; Wijk N. van. Zur sprachlichen und stilistischen Würdigung der altkirchenslavische Vita Constantini. – Südostforschungen, 1941, Bd 6; Попруженко М. Г., Романски Ст. Кирилометодиевска библиография за 1934–1940 г. София, 1942; Динеков П. Стара българска литература. София, 1950, ч. 1; Grivec F. Zitija Konstantina in Metodija. Ljubljana, 1951; Anastos M. The Political Theory in the Lives of the Slavic Saints Constantine and Methodius. – Harvard Slavic Studies, 1954, vol. 2, p. 11–38; Якобсон Р. О. Стихотворные цитаты в великоморавской агиографии. – Slavistična revija. Ljubljana, 1957, t. 10, с. 111–118; Киселков В. За авторството на Кирила и Методия. – Изв. Инст. за лит. София, 1961, кн. 11, с. 31–53; Vavřinek V. 1) Staroslověnské životy Konstantina a Metoděje a panegyriky Ŕehoře z Nazianzu. – Listy filol., 1962, t. 85, n 1, s. 96–122; Георгиев Е. 1) Разцветът на българската литература през IX–X в. София, 1962; 2) Возникновение оригинальной староболгарской агиографии. – Старобългаристика, 1978, год. 2, кн. 4, с. 3–23; Дуйчев И. 1) Към тълкуването на Пространните жития на Кирила и Методия. – В кн.: Хиляда и сто години славянска писменост. София, 1963; Куев К. Към въпроса за Кириловото пространно житие като исторически паметник. – В кн.: Хиляда и сто години славянска писменост, с. 119–126; Петканова-Тотева Д. Литературни особености на Пространното житие на Константин-Кирил. – Там же, с. 127–155; Кurz J. Nekolik poznamek k textu «Zivota» Konstantinova a Metodejova. – Studia linguistica in honorem Thaddei Lehr-Spławinski. Warszawa, 1963; Мечев К. Към въпроса за авторството на Пространните жития на Кирил и Методий. – Изв. на Инст. за лит. София, 1965, кн. 16, с. 105–124; Cyrillo-Меthodiana. Kőln; Craz, 1964; Куas V. 1) Charvatskohlaholské texty Života Konstantinova.– Slavia, 1966, roč. 35, № 4, s. 530–553; 2) Zásady rekonstrukce textu Zivota Konstantinova. – In: Studia palaeoslovenica. Praha, 1971, s. 195–200; Радойчич Дж. У истоков славянской литературы (К вопросу о датировке «Жития» Константина-Кирилла). – Вопр. ист. славян, М., 1966, вып. 2, с. 110–113; Sevčеnkо J. The Greek Source of the Inscription on Solomon’s Chalice in the Vita Constantini. – In: To Honor Roman Jacobson. The Hague; Paris, 1967, vol. 3, p. 1806–1817; Васильев В. Климент Охридски и авторството на «Панонските легенди». – Български език, 1969, кн. 3, с. 229–240; Κυρίλλῳ καὶ Μεθοδίω τόμος ‛εόρτος ’επὶ τῆ χιλιοστῆ καὶ ‛εκατοστῆ ’ετηρίδι. Θεσσαλονίκη 1966–1971, т. 1–2; Кодов Хр. Около житието на Кирил Философ. – Старобългарска литература. София, 1971, кн. 1, с. 53–64; Аnаstаsiоu I. E. Conceptions concerning the Emperors in Vitae of St. Constantin-Cyril and Methodius. – Bizantina, 1971, t. 3, p. 3–14.; Piссhiо R. Strutture isocoliche e poesia slava medievale: A proposito dei capitoli III e XIII della Vita Constantini. – Ricerche Slavistiche. Roma, 1973, t. 17–19, p. 419–445; Minсeva A. Zur Erforschung des Wortschatzes der Vita Methodii. – Zeitschr. fűr Slawistik, 1976, Bd 21, H. 6, S. 794–800; Львов А. О чтении одного места жития Мефодия. – В кн.: Источники по ист. рус. яз. М., 1976, с. 75–79; Сказания о начале славянской письменности. М., 1981: Левочкин И. В. Древнейший список Пространного жития Константина Философа. – Сов. славяновед. М., 1983, № 2, с. 75–79; Дуйчев И., Кирмагова А., Паунова А. Кирилометодиевска библиография. 1940–1980. София, 1983.
Хр. Трендафилов