под ред. О.В. Творогова

Источник

Иларион

ИЛАРИОН (сер XI в ) – митрополит Киевский, оратор и писатель, церковно-политический деятель.

О жизни и деятельности митрополита И. сообщают древнерусские летописи под 1051 (реже – под 1050) г Характеризуя И. как «мужа книжного», летописцы рассказывают лишь о том, что он был пресвитером придворной церкви Св. Апостолов в С. Берестове (под Киевом) и что князь Ярослав вместе С. советом епископов поставил И. митрополитом русской церкви.

Эти скудные сведения об И. становятся более понятными, если их сопоставить С. летописными сообщениями о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого.. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их чтению и письму. Сам Ярослав «любя церковные уставы, попы любяще по велику, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне», «насея книжными словесы сердца верных людии». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «собрав писцы многы», организовал переписку славянских и перевод греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.

Формирование И. как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не прошли незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.

В настоящее время существует отличная от летописной дата утверждения И. Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволило В. Г. Брюсовой предположить, что И. был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. По ее мнению, вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043 – 1046 гг .Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им был выбран И. Последовавшее восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь, как считает Брюсова, признать законность избрания И. на соборе 1051 г. Последняя дата и получила распространение в летописях, поглотив собою первую.

Тот факт, что именно русский священник занимает пост митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость русской церкви от греческой. И. , чья деятельность протекала в полном согласии С. князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава – Судебника («Ярослав съгадал есмь С. митрополитом С. Ларионом, сложил есмь греческий номоканун») Своим участием в летописании, литературной деятельностью И. во многом содействовал становлению русской духовной культуры.

В 1054 г после смерти Ярослава И., по-видимому, был смещен С. поста главы русской церкви, так как его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя Предполагается, что бывший митрополит удалился в Киево-Печерский монастырь, который, как считается, был им основан («ископа печерку малу двусажену кде ныне ветхыи манастырь печерьскыи»).

С. историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связан смысл главного произведения И. – «Слова о законе и благодати». Так принято кратко называть произведение, имеющее более развернутое название «О законе Моисеем данеем и о благодати и истине ИисуС. Христом бывши. И како закон отиде, благость же и истина всю землю исполни и вера в вся языки простреся и до нашего языка русскаго. И похвала кагану нашему Влодемиру, от него же крещени быхом» В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) «о законе и благодати», 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу «Слово» построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуж-дения на интересующую автора тему (первая часть сочинения) служат доказательством для определенного, конкретно-исторического события (вторая и третья части сочинения).

И. начинает «Слово» С. изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает обширных экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. «Закон» (Ветхий завет) через пророка Моисея был дан людям, чтобы они «не погибли» в язычестве («идольском мраке»). Однако «закон» был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. «Благодать» же (Новый завет), пришедшая на смену «закону», начальному периоду истории, – не узконациональное явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество «благодати» перед «законом» заключается в духовном просвещении и равенстве всех народов.

«Благодать», новая вера, дошла и до русской земли. И. считает, что это закономерный акт божественного провидения («но оказал милость нам Бог, и воссиял в наС. свет разума»). Здесь для И. важно было подчеркнуть мысль о равенстве Руси С. другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в событии крещения Руси.

Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе сменяется летописным повествованием о деяниях князя Владимира, «учителя и наставника» Руси, и его «верного воспреемника» – князя Ярослава. Придерживаясь языческих традиций во взглядах на родовую преемственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, И. считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного С. апостолами почитания: как апостолы обратили в христианскую веру различные страны («хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла» и т. д.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь. Когда И. сравнивает его С. императором Константином Великим, утвердившим христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает вселенский характер просветительной миссии князя Владимира, который «от славных родился, благородный от благородных», и является достойным преемником своих могущественных предков, князей Игоря и Святослава, которые «в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах».

Не оставляет без внимания И. и деятельность Ярослава. Следует красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сделанных при нем, И. особенно выделяет Киевский Софийский собор, который был возведен как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно И., равенство Руси и Византии.

Так И. в «Слове» искусно соединил философскую и богословскую мысль С. оригинальным видением истории и анализом насущных задач. своей эпохи.

Точная дата написания «Слова» неизвестна, но имеется предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 г. в честь завершения постройки оборонительных сооружений вокруг Киева.

Кроме «Слова о законе и благодати», И. принадлежат также «Молитва» и «Исповедание веры» – сочинения, настолько близкие к «Слову» по своему стилю и содержанию, что одно время считались его продолжением. В целом указанные сочинения И. составляют достаточно скромное литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: в течение шести веков заимствования из «Слова» были сделаны в памятники отечественной и зарубежной литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы И.

Изд.: Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона – Киев, 1984; Иларион Слово о Законе и Благодати / Подг. текста и перевод Т. В. Черторицкой // Красноречие Древней Руси. – С. 42–57; «Слово о Законе и Благодати» (отрывок) / Подг. текста и перевод Л. А. Дмитриева // Литература Древней Руси – Хрестоматия. – М., 1990. – С. 42–52.

Лит.: Жданов И. Н. «Слово о законе и благодати» Илариона и «Похвала кагану Владимиру» // Сочинения И. Н. Жданова – СПб. 1904. – Т. 1. – С. 1–80; Розов Н. Н.; 1) Рукописная традиция «Слова о законе и благодати» // ТОДРЛ. – 1961. – Т. 17 – С. 42–52; 2) Иларион // Словарь книжников. – Вып. 1 – С. 198–204; Лихачев Д. С. «Слово о Законе и Благодати» Илариона // Лихачев Великое наследие. – С. 33–46; Колесов В. Умное слово в «Слове» Илариона Киевского // Альманах библиофила – М., 1989. – Вып. 26 – С. 95–113; Брюсова В. Г. Когда и где был поставлен митрополитом Иларион? // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1 XI–XVI века – М., 1989. – С. 40–51.

Давыдова С. А. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.


Источник: Литература Древней Руси : Биобиблиографический словарь / [Составитель Л.В. Соколова]; Под ред. О.В. Творогова. - Москва : Просвещение : Учеб. лит., 1996. - 238, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle