Второй благочиннический округ
В состав этою округа входят церкви следующих сел: Введенского, Гориц, Дунилова, Елюнина, Ерлыкова, Калачева, Калбацкого, Котцына, Кохмы, Пупок, Сидоровского, Сенникова, Стромихина, Чернцов-Ильинских и Юрьевского на Молохте.
Введенское
Село Введенское, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верст., а от губернского города в 120 верстах.
В старинные времена при сем селе существовал женский монастырь, именовавшийся по имени храма Введенским; время основания его неизвестно. До 1783 г. монастырь был приписан к Николаевскому Шартомскому монастырю, близ которого находился. Упразднен при учреждении штатов в 1764 г.20
В настоящее время в селе две каменные церкви: холодная и теплая; колокольня при них каменная же. – Холодная церковь построена в 1807 году усердием прихожан. Престолов в ней два: главный – в честь Введения во храм Пресвятые Богородицы и придельный – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. Теплая церковь построена в 1845 г. также усердием прихожан. Престолов в сей церкви три: главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери и придельные – в честь Успения Божией Матери и в честь Архистратига Михаила и прочих Сил Безплотных.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. и хранится в церкви.
Земли при сей церкви: усадебной 1,368 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 десятины. Плана на землю и межевой книги не имеется.
Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 19 руб. 25 коп., от земли 20 руб., от сбора хлебом 30 руб. и за требоисправления 855 руб., а всего в год до 925 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни; Федосово, Жары, Десятская, Павлово, Теплинцево, Захарьино, Желтоносово, Лобаниха, Белягино, Матрохино, Данильцово, Софронцово, Панкратцево, Антоново, Погорелки, Новое, Волгасиха, Жирохово, Родионцево, Кухтино и Колесницы. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 8 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 268, душ мужеского пола 1,074 и женского пола 1,201 душа; в том числе раскольников: мужеского пола 7 душ и женского пола 11 душ.
Горицы
Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города во 130 верстах.
Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI столетия село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его «духовной грамоты», писанной в 1535 году, в которой, между прочим, сказано: «но душе моей прикащики мои дадут к Пречистой на Горицу три рубли.»21 В 1553 году село принадлежало братьям Дмитрию и Василию Горбатым, как это видно из духовной грамоты Царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 году Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. Место, на коем был дворец, по преданию, местные жители показывают там, где теперь находится небольшая ненаселенная возвышенность на берегу Тезы, называемая Поляною.
Тела сих князей покоятся на родовом их кладбище в Николо-Шартомском монастыре. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя Александра Ивановича Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 году в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в Государственное владение. В 1618 году Царь Михаил Феодорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сиденье». В 1687 году часть села принадлежала боярину Андрею Ивановичу Голицыну. В 1695 году село дано было во владение боярину Петру Васильевичу Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 года половина Гориц принадлежала стольнику Андрею Кенбулатовичу Черкасскому. Последними владельцами села в настоящем столетии были г.г. Митьков и Богданов.22
Нельзя не отметить в истории села Гориц следующие печальные события. В нашествие Литовцев это село потерпело страшное разорение. Об этом сохранилась «допросная сказка 1616 года» такого содержания: «В 124 году, перед Николиным днем, зимним, за неделю, пан Лисовский шел со многими Литовскими людьми и Русскими воры от Костромы, и стоял в селе Горицах два дни, в Васильеве да в Иванове, в вотчине Воробьиных – в селе Горицах ночевали, и Горицкие деревни в загоны гоняли, и на Горицах на боярском дворе людей пересекли, и лошади боярские поймали, и из житницы боярской хлеб вытравили, и животину всякую приели, и крестьян на Горицах и в деревнях многих присекли, и недорослей многих в полон поймали, и крестьянские лошади пограбили, и хлеб и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли. А за Литовцами шли бояре и воеводы, князь Василей Иванович Туренин, да князь Михайло Петрович Борятинской, с товарищи, со многими ратными людьми, с Казаки, и с Немцы, и с Татары. И в том Васильеве, да в Иванове – вотчины Коробьиных – в селе Горицах, и досталь Татарове, мелкую животину, хлеб и сено потравили, и крестьянские животы, достальные лошади и мелкую животину, потравили, и крестьян перемучили. То наши и речи; а речи писал Шуи посаду земской дьячек Вторышка Григорьев». – В 1828 году 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов. Наконец, в 1849 году село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение.23
В настоящее время в Горицах – две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. – Богородицерождественская церковь в первый раз упоминается в вышеуказанной духовной грамоте князя Михаила Васильевича Горбатого, писанной в 1585 году; но основание ее относится несомненно к более древнему времени. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков, окольничего Василия Васильевича и брата его Ивана Воробьиных; освящена в прежнее наименование – в честь Рождества Пресвятые Богородицы. Эта деревянная церковь около 1760 года за ветхостию сломана, и вместо ее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». – Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятыя Богородицы.
Теплая церковь построена в 1800 году тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Вознесения Господня и придельный – в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Церкви и колокольня обнесены обширной каменной с железными решетками оградой, внутри которой находится приходское кладбище.
В холодной церкви имеется древняя, особенно чтимая прихожанами, икона Рождества Пресвятые Богородицы, но преданию, писанная с подлинника, находящегося в Переславском (Залесном) Горицком монастыре, братьями Воробьиными и приложенная ими в построенную ими в 1624 году церковь. В сей же церкви хранится старинная бархатная священническая риза, – вклад преосвящ. Питирима, Архиепископа Нижегородского.
На кладбище находится старинный надгробный камень с надписью: «Лета 7152 (1644), ноября 14 дня, на намять Святого Апостола Филиппа, преставися раб Божий Евгений».
Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 809 квадр. саж., пахотной 29 десятин 1,900 квадр. саж., под проселочной дорогой 5 десятин 910 квадр. саж. и под рекою Тезою 2 десятины. План на землю имеется и хранится в церкви.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причта дохода получается в год до 600 рублей. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Тимофеевка и Бородино, – обе в 1 версте от церкви. Домов в приходе 145, душ мужеского пола 455 и женского пола 474 души.
Дунилово
Село Дунилово расположено при реке Тезе и находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города в 180 верстах.
Дунилово весьма древнего происхождения. В первой половине XVI столетия село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатову, как это видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 году; в этой грамоте князь «село Дунилово с деревнями и со всеми угодьи и с хлебом» завещал «жене своей Анне до ее живота, а после ее живота, в том селе и в деревнях ведает Бог да Государь»24. После смерти супруги князя Дунилово перешло в Государево дворцовое ведомство. В 1685 году Царями Иоанном и Петром Алексеевичами Дунилово пожаловано было в вотчину тестю Царскому, боярину Федору Абрамовичу Лопухину, как видно из писцовой книги Кондырева, в которой записано: «193 г. Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, всея Великия и Малые и Белые России Самодержцы, пожаловали то село Дунилово и Мордовскую волость, со крестьяны и с бобыли, и со всеми угодьи, в вотчину боярину Феодору Абрамовичу Лопухину; – и ся выпись выписана из приказу большого дворца; дати ему, Федору Абрамовичу, по челобитной его и по помете на челобитной дьяка нашего Григорья Посникова, за справкою Ивашки Лисина». – Последними владельцами села в настоящем столетии были князь Н. С. Менщиков и г. Нарышкин25.
Сохранилась старинная опись села Дунилова писца Якова Кондырева и подьячего Чернецова, 1682 года; в этой описи о Дунилове сообщаются следующие сведения: «лета 7140, в Суздальском уезде, Матнинского стану, дворцовое село Дунилово, на реке на Тезе; а в нем церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, древянна, вверх шатровая, да придел Иоанна Богослова, да церковь теплая древянна, клецка, во имя Всех Святых; да в селе ж Дунилове церковь – Благовещение Христово, древянна, образа, кресты напрестольные, колокола и всякая утварь, – строение мирское; да на церковной же Благовещенской земле одиннадцать келей; а в них живут шестьнадцать черноризиц. Да в селе ж Дунилове, на реке на Тезе, мельница, на оброке у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; а откупу платят по 16 рублев, по 10 алтын с деньгою, – на год; кабак за пашенным крестьянином, за Михаилом Васильевым с товарищи; оброку они платят с того кабака по пятисот по девяносту рублев по четыре деньги на год, в приказ большого дворца. – Да на реке на Тезе, с половины мосту рыбные ловли, у пашенных крестьян, у Матюшки Михайлова с товарищи; – оброку, пошлин, тринадцать рублев четыре алтына две деньги; да с другова мосту, что промеж села Дунилова, и Благовещенского монастыря, в откупу за нашейным крестьянином Ваською Вадлиным; и откупу он платит в приказ большого дворца, по два рубля по 24 алтына по две деньги на год. А всех дворов в Дунилове 178, из них 120 дворов крестьянских пашенных, 37 бобыльских; остальные церковных причетников и монастырские. На площади ряд – 87 лавок, 7 анбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы, 3 солодовни. Да под селом Дуниловым и к селу принадлежащей земли пашенной, церковной худой, 48 четей; лесной порости по пашням – 16 четей в одном поле, еще в двух по тому ж. Сена церковного 70 копен. – Государевы десятильные пашни 50 десятин, сена 30 копен мерных. Да крестьянской пашни пахотные худой 512 четей, – перелесом и лесом поросло, по пашне 1,281 четь; сена крестьянского 1,208 десятин, лесу дровяного и болотного 346 десятин; лесу черного вообще с деревнями 23 версты, поперег тож, а инде больше, а инде меньше»26. – В таком состоянии находилось Дунилово назад тому 265 лет.
В настоящее время в селе Дунилове существуют три самостоятельные прихода: Покровский, Благовещенский и Успенский единоверческий.
Покровский приход. – В сем приходе имеются две каменные церкви: холодная – Покровская и теплая – Всехсвятская. – Колокольня и ограда каменные же.
Холодная Покровская церковь сооружена в 1704 году усердием помещика села, боярина Федора Абрамовича Лопухина. Престол в ней один в честь Покрова Пресвятые Богородицы.
Антиминс, освященный Суздальским Митрополитом Иларионом, сохраняется до настоящего времени. В сей церкви замечательны две иконы: первая – Святых Апостолов Петра и Павла и Св. Евдокии, покровителей Петра Великого и его первой супруги Евдокии, дочери боярина Федора Абрамовича; вторая икона – Христа Спасителя. Обе сии иконы – дар Царской фамилии – присланы в Дунилово из Москвы. В сей же церкви находятся двои старинные богослужебные серебряные сосуды: одни, по преданию, пожертвованы в церковь каким-то архимандритом Троице-Сергиева монастыря; по краям сих сосудов вырезаны вязью слова Спасителя: «Приидите, ядите, сие есть тело Мое, и пр.», вторые – приложены в церковь Стольником Абрамом Федоровичем Лопухиным; на них имеется надпись: «сии сосуды по обещанию Стольник Абрам Федорович Лопухин построил в вотчину свою, в Суздальском уезде, в село Дунилово к церкви Покрова Пресвятые Богородицы 194 году марта 14 день, весу 3г фунта без пяти золотников».
Теплая церковь построена в 1742 году тщанием прихожан. Престолов в ней два: в честь Всех Святых и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В этой церкви весьма замечательна резная икона Святителя и Чудотворца Николая, в рост человека, украшенная сребропозлащенной ризою и жемчужной митрою на голове Святителя. К этой святыне жители Дунилова имеют особенное благоговение.
На колокольне Покровской церкви есть достопримечательный колокол (в 600 пудов), вылитый в память изгнания Французов из России в 1812 году. На нем вылиты следующие стихи:
В сей грозный год Галл дерзновенный,
Собрав врагов от всей вселенной,
Россию тщился разорить,
Низвергнуть трон и покорить...
Москва во пламени пылала;
Страна сия в слезах рыдала;
Повсюду были трепет, страх.
Но Бог, живущий в небесах,
Внял воплям и моленьям.
И не по нашим согрешеньям
Благую помощь ниспослал:
Врагов рассыпал, покарал;
Вознес Россию на верх славы;
Смирил премногие державы.
Толь дивны блага созерцая,
Делам монарха подражая,
Во славу всех Царя царей,
Мы памятник воздвигли сей;
Да возвестит он в дальни роды, –
Кто мир дает, хранит народы.
Покровской церкви принадлежат здания: в папертях холодной церкви две палатки, под церковию два подвала. При теплой церкви – каменная сторожка с двумя палатками, в оградной стене – четыре палатки; вне ограды – каменная часовня с палаткой и церковный каменный дом, в котором живет священник. За отдачу палаток в арендное содержание получается в пользу церкви 800 рублей в год.
Копии метрических книг с 1808 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в церкви в целости. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – хранится в церкви.
Земли при церкви: усадебной одна десятина 371 квадр. саж., пахотной 28 десятин 520 квадр. саж., в том числе неудобной 9 десятин, сенокосной по реке Тезе 6 десятин 1,200 квадр. саж., под болотом 3 десятины и под рекою Тезою и Шуйским Потоком одна десятина 400 квадр. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви.
Причта при церкви положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 145 рублей, а всего в год до 700 рублей.
Священник живет в церковном доме, а диакон и псаломщик имеют собственные дома.
Приход: в селе – 85 дворов и деревни: Овсяниково, Чернево, Озерково, Пантелеево, Федорково, Панютино, Перемывкино, Ломки, Поприхино, Сенниково, Стогово и Тюфяково. Означенные деревни от церкви находятся расстоянием от 2 до 11 верст; препятствии к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 248, душ мужеского пола 749 и женского пола 760 душ; в том числе раскольников: душ мужеского пола 17 и женского пола 19 душ.
В Покровском приходе с 1868 года существует двухклассное земское народное училище и школа грамоты, помещающаяся в доме учительницы, крестьянской девицы Ульянии Петровой Кадыковой.
Благовещенский приход. – В этом приходе две каменные церкви: холодная – Благовещенская и теплая – Казанская.
Благовещенская церковь построена, вместо бывшей деревянной церкви того же наименования, и освящена в 1675 году, как гласит о том стенная надпись: «освятися храм сей в лето от сотворения мира 7188, от воплощения Бога Слова 1675 года марта 21 дня на память пр. отца нашего Иакова исповедника, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея Великия и Малые и Белые России Самодержце, при Преосвященном Епископе Стефане Суждальском и Юрьевском». Церковь эта пятиглавая, обширная, византийской архитектуры, стоит на крутом берегу Тезы. В XVII столетии при сей церкви, как выше сказано в описи Кондырева, был женский монастырь27. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи того монастыря; в означенном же году оне были истреблены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря несколько времени жила царственная монахиня Елена (Евдокия), бывшая супруга Петра Великого, нарочито приезжавшая сюда из Суздаля.
Престолов в церкви три: главный – в честь Благовещения Пресвятыя Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Из старинных священных вещей в церкви сохраняются:
а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило, – вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной).
Теплая Казанская церковь с колокольнею и оградою построена в 1888 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Казанской иконы Божией Матери.
Церкви принадлежат здания: каменная церковная сторожка и две деревянных часовни в деревнях: Борячихе и Бутыреве.
При церкви земли 86 десятин 2,084 кв. саж.
Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится. .
Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 245 руб., от земли 100 руб., от сбора хлебом 15 руб. и за требоисправления 560 руб., а всего в год 920 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: в селе 134 двора и деревни: Пырьевка, Дворишки большие, Дворишки малые, Высоково, Орлиха, Савкино, Бутырево, Семейкино, Иванино, Торопиха, Михонино, Лаврово, Владышнево, Калинкино, Ананкино, Грибаниха, Обухово, Воронеж, Качалово, Борячиха и Никульниково. Деревни от церкви находятся расстоянием от 6 до 11 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Домов в приходе 452, душ мужеского пола 1,685 и женского пола 1,747 душ; в том числе раскольников: душ мужеского пола 227 и женского пола 238.
При сей церкви имеется школа грамоты и земское народное училище.
К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская.
Крестовоздвиженская церковь, на торговой площади, перестроена в 1821 году из каменной древней часовни, сооруженной по случаю холеры, свирепствовавшей в селе в 1654 г. В 1870 г. церковь была расширена на средства купца Балина. Колокольня при церкви построена в 1867 году, а ограда – в 1871 году, средствами того же купца Балина.
Престол в церкви один – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. .
В сей церкви находятся два деревянные креста: один устроен в память избавления от холеры, а другой, как видно из надписи, сооружен боярином Федором Абрамовичем Лопухиным.
Преображенская церковь построена в 1821 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею.
Престолов в ней три: в честь Преображения Господня и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и во имя Св. Жен Мироносиц.
Елюнино
Село Елюнино, на речке Искалашке, от уездного города находится в 26 верстах, а от губернского во 110 верстах.
Церковь построена в 1847 г. усердием помещика Владимира Васильевича Коблукова; зданием каменная, с таковою же колокольнею.
Престолов в церкви три: в холодной – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в теплой трапезе: в честь Архистратига Божия Михаила и во имя Св. Великомученика Пантелеимона.
Копии метрических книг с 1802 г. (кроме 1807 г.) и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1888 г., – также хранится.
Земли при церкви: сенокосной 8 дес. и пахотной 30 дес. Документы на землю имеются и хранятся.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает до 500 рублей. Дома причт имеет собственные.
Приход: село и деревни: Василево, Прислониха, Малинки, Наумцово, Камешки, Орьмово и Дерьгальцево. Расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 152, душ мужеского пола 439 и женского пола 500 душ.
С 1884 года в селе существует церковно-приходская школа.
Николаевской церкви принадлежит кладбищенская Васильевская церковь. Церковь сия построена в 1844 г. усердием помещика Владимира Васильевича Коблукова; зданием деревянная, на каменном фундаменте; колокольни не имеет. Престол в церкви один – в честь Святителя Василия Великого.
Ерлыково
Село Ерлыково, при речке Лимешке, от уездного города находится в 23 верстах, а от губернского в 145 верстах.
Исторические известия о сем селе относятся к первой половине XVI столетия; в это время село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, который в своей духовной грамоте, писанной в 1535 году, завещал его своей супруге: «А село Ярлыково с деревнями», написано в грамоте, «дал есмь жене своей Анне за ее приданое, что есми за нею взял да истерял, вольно ей то село продать и отдати и по душе дать»28. Княгиня Анна село Ерлыково пожертвовала Суздальскому Покровскому женскому монастырю. Означенный монастырь имел жалованные царские грамоты на эту вотчину – от Царя Василия Иоанновича Шуйского, 1606 года, и Царя Михаила Феодоровича, 1623 года29.
Время основания в селе церкви неизвестно; но она несомненно существовала в первой половине XVI столетия, так как в вышеозначенной духовной грамоте князя Горбатого Ерлыково называется селом. Но из истории церкви ничего неизвестно.
В настоящее время в селе существует церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою. Престолов в ней два: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
При сей церкви имеется другая церковь, каменная, пятиглавая, в честь Св. мучеников Флора и Лавра, с приделом Архистратига Божия Михаила, построенная в 1830 году усердием прихожан.
Копии метрических книг с 1816 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится.
Земли при церкви имеется 33 десятины; план на землю хранится в церкви.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причта получается: казенного пособия 392 руб., от земли 50 р., от сбора хлебом 50 р. и за требоисправления 250 р., а всего в год 750 руб. Священник имеет церковно-общественный дом, а псаломщик – собственный, построенный на церковной земле.
Приход: село и деревни: Королятино, Слободка, Добрынское, Щипачево, Вольново, Марицыно, Тяжино, Петровское, Ошуриха и Исаево. От церкви деревни отстоят не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 162, душ мужеского пола 450 и женского пола 527 душ.
Калачево
Село Калачево, при речке Молохте, находится от уездного города в 23 верстах, а от губернского во 120 верстах.
Существующая в селе церковь построена в 1863 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Воскресения Христова и в теплом приделе – в честь Успения Божией Матери (устроен в 1885 году).
Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви.
Земли при церкви: усадебной 3 десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин. Земля значится в плане сельских крестьян.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает до 800 рублей вместе с казенным пособием в 392 руб. Дома причт имеет церковные, построенные на церковной земле.
Приход состоит из села и деревни Семиновой, – в 5 верстах от церкви. Дворов в приходе 57, душ мужеского пола 127 и женского пола 154 души.
Калбацкое
Село Калбацкое, на реке Тезе, от уездного города находится в 22 верстах, а от губернского города во 140 верстах.
Церковь в селе построена в 1833 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в церкви три: в холодной – в честь Св. Живоначальные Троицы, в теплой трапезе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Казанской иконы Божией Матери.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1783 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1895 году, – хранится.
Земли при церкви; усадебной одна десятина, сенокосной 2 десятины 600 квадр. саж., пахотной 28 десятин 622 квадр. саж. и под кустарником и дровяным лесом 3 десятины.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов 38 рублей и за требоисправления 300 р., а всего в год до 340 р. Дома причт имеет собственные.
Приход: село и деревни: Огрызково, Рябинкино, Седельницы, Борисово, Лемешок, Бедряево, Которево, Ленидово, Юрцово, Запрудново, Гляденцово, Русаново, Поляниново, Плишкино и ст. Калбацкое. Деревни от церкви отстоят не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 116, душ мужеского пола 489 и женского пола 518 душ.
Котцыно
Село Котцыно, при пруде и колодцах, от уездного города находится в 25 верстах, а от губернского города во 120 верстах.
Церковь в селе построена в 1827 году усердием владельца села, дворянина Дмитрия Александровича Ошанина: зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.
Престолов в церкви три: в холодной – в честь Воскресения Христова и в теплых приделах: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 (кроме 1811 и 1827 г.г.) и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви.
Земли при церкви: усадебной одна десятина 1,178 кв. саж., сенокосной одна десятина 1,535 квадр. саж., пахотной 14 десятин 2,325 квадр. саж. и лесной 14 десятин 2,192 кв. саж. План на землю имеется и хранится в церкви.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: казенного пособия 392 руб., процентов с причтового капитала 53 руб., от земли 30 р. и за требоисправления 200 р., а всего в год до 683 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Измаилово, Становое, Четряково. Митроново, Починки, Строкино, Слокотово и Юркино. Деревни от церкви находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 101, душ мужеского пола 288 и женского пола 338 душ.
В селе существует земское народное училище.
Кохма
Село Кохма расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 20 верстах, а от губернского во 105 верстах.
В старинные времена село Кохма называлось селом Рожественым. В 1619 году село принадлежало князьям Скопиным-Шуйским; но в письменных документах 1637 года село значится уже вотчиной Суздальского Архиерейского дома30. В настоящем столетии село Кохма принадлежало разным помещикам.
Церковь в селе исстари существует в честь Рождества Христова (почему и самое село в старину называлось Рожественым) и до 1765 года зданием была деревянная; в этом же году усердием прихожан построена ныне существующая каменная, пятиглавая, церковь, с каменною же шатровою колокольнею. Первоначально в церкви был устроен один престол – в честь Рождества Христова, холодный; впоследствии же времени церковь была значительно расширена и в ней устроены были два теплые придела: в честь Св. Живоначальные Троицы и в честь Благовещения Пресвятые Богородицы. В 1804 году была сооружена отдельная теплая каменная церковь; поэтому в Христорождественской церкви теплые приделы – Троицкий и Благовещенский были соединены с главным холодным престолом и вся церковь была обращена в холодную. В это же время внутренность церкви была возобновлена: иконостасы во всех трех приделах вызолочены, престолы сделаны новые, и церковь была вновь освящена в 1819 году июля 3 дня.31 В 1886 году во всей церкви, вместо бывшего кирпичного пола, сделан чугунный пол. В 1846 году внутренние стены церкви украшены прекрасной живописью32. В этом виде церковь существует до настоящего времени.
Из св. икон, имеющихся в сей церкви, по ценности украшения заслуживают внимание: а) икона Господа Вседержителя, с предстоящими – Богоматерью, Предтечею и двумя Ангелами, древнего письма, украшена сребропозлащенной ризою, весу в коей 49 фун.; икона сия пользуется особенным почитанием прихожан; б) икона Рождества Христова в сребропозлащенной ризе, весом в 82 фун.; в) икона Боголюбской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, весом в 38 фун.; г) икона Казанской Божией Матери, на коей риза жемчужная с стразовой звездой на плече Богоматери.
Из утвари: а) Евангелие печати 1744 года, украшенное в 1850 году купцом В. Н. Ясюнинским серебряным, изящной работы, окладом со стразами; б) большой сребропозлащенный потир, одетый снаружи серебряной сеткой, 1803 года, и в) сребропозлащенный с литым Распятием напрестольный крест, украшенный бриллиантами, яхонтами и стразами.
Из ризницы: а) риза серебряного газа с накладными, шитыми золотом, крестом и звездою, и б) четыре ризы и два стихаря дородоровые по пунцовому и красному бархату с накладными, шитыми золотом, принадлежностями, и обложенные золотым позументом.
Теплая каменная пятиглавая церковь построена, как сказано выше, в 1804 году усердием прихожан. В 1833 году в церкви стены расписаны прекрасными священными картинами; а в 1853 году, вместо кирпичного пола, на средства Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева сделан чугунный пол. – В сей церкви два престола: в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Сил Безплотных и придельный – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
К Христорождественской церкви приписана кладбищенская Казанская церковь.
Церкви принадлежат каменные торговые палатки, с коих каждогодно в пользу церкви получается до 250 рублей.
Копии метрических книг с 1780 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1896 году, – хранится в церкви.
Земли при церкви: усадебной около 3 десятин, сенокосной 6 десятин 710 квадр. саж. и пахотной 41 десятина 1,894½ квадр. саж. Документы на земли, кроме усадебной, имеются и хранятся в церковной ризнице.
Причта при церкви положено: три священника, диакон и три псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 500 р., от земли 760 р. и за требоисправления 2,000 р., а всего в год 3,260 р. Причт имеет дома собственные, кроме диакона, который живет в церковном доме.
Приход: село и деревни: Оляково, Колесницы, Игнатцево, Теплово, Кожевницы, Бурмакино, Гоголево, Тарасово, Дарьинка, Дубынино, Жигари, малое Подвязново, Манульцево, Богданиха, Могильново, Кочедыково, Пешково, Вантино, большое Подвязново, Горино, Тарбаево, Ясюнино, Калачево, Михалицы, Сватилово, Деревеньки, Юрьмово, Волненка, Антониха, Терешково, Дерябиха и Суховка. – Дворов в приходе 609, душ мужеского пола 1,951 и женского пола 2,221 душа; в том числе раскольников: душ мужеского пола 12 и женского пола 6 душ.
В селе существуют три народные школы: церковно-приходская одноклассная – с 1893 года, министерская мужская двухклассная – с 1877 года и земская женская школа – с 1886 года.
Кладбищенская Казанская церковь. – Церковь сия построена в 1819 году усердием прихожан; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престол в ней один, холодный: в честь Казанской иконы Божией Матери. – Местная храмовая икона Казанской Божией Матери пользуется особенным почитанием и благоговением прихожан; эта икона богато украшена золотом, жемчугом и дорогими камнями.
При сей церкви имеется теплая деревянная, на каменном фундаменте, церковь, с одним престолом – в честь Всех Святых; время построения сей церкви неизвестно; но возобновлена была и приведена в настоящий вид в 1830 году усердием Шуйского купца Григория Прокопиева Медведева.
До учреждения в 1704 году монастырских штатов при Всехсвятской церкви, именовавшейся тогда по главному престолу Казанской, существовал Казанский женский монастырь, – неизвестно, когда и кем основанный. Монастырь был подчинен Николо-Шартомскому монастырю (Ш. у.).
Вокруг церкви и всего кладбища построена каменная ограда.
При кладбище села Кохмы существует богадельня с своею церковию – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. – Церковь сия перестроена усердием почетной гражданки Елизаветы Семеновой Безеновой в 1874 г. из каменной часовни, существовавшей на кладбище с 1819 года. Престол в церкви один. В церкви находится древний Животворящий Крест Господень, прежде хранившийся в упомянутой упраздненной часовне. Сей Крест, по преданию, принадлежал упраздненному женскому монастырю.
Утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.
Опись церковного имущества имеется и хранится в церкви.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. Содержание причта обеспечено капиталом в 12,850 руб., из которых 12,000 руб. внесено учредительницей Богадельни Глафирой Ивановной Безеновой; причт получает процентов 513 р. 60 коп.; кроме того, причт имеет дохода до 200 р. Причт живет в Богадельне. Богадельня зданием каменная, с деревянными надворными строениями, построена и обеспечена капиталом в 6,300 руб. почетной гражданкой Глафирой Ивановной Безеновой; процентов с капитала получается 252 руб., из коих 200 руб. идут на содержание 5–6 призреваемых женщин, а остальные – на отопление дома.
Церковь обеспечена той же благотворительницею Гл. Ив. Безеновой, внесшей в пользу церкви на вечное время 2,000 р. В настоящее время церковный капитал равняется 2,350 руб.
Пупки
Село Пупки, на речке Молохте, от уездного города находится в 12 верстах, а от губернского в 120 верстах.
В первый раз описываемое село упоминается в грамоте Царя Алексея Михайловича в село Дунилово 1655 года; из этой грамоты видно, что в XVII столетии Пупки принадлежали вотчиной Николо-Шартомскому мужскому монастырю33; другие же письменные документы показывают, что село оставалось во владении этого монастыря до упразднения населенных монастырских вотчин в 1764 году34.
В XVII столетии в селе существовала церковь деревянная – в честь Св. Мученицы Параскевы, нареченные Пятницы. В 1699 году церковь «волею Божию со всем церковным строением с иконами и утварью сгорела без остатку вместо сгоревшей, по благословению Суздальского Митрополита Илариона, прихожане построили новую деревянную церковь, которая была освящена в прежнее наименование. Эта церковь стояла в селе до начала настоящего столетия. В XVII столетии при Пятницкой церкви была теплая, деревянная же, церковь – в честь Св. Евангелиста Иоанна Богослова, и существовала в селе до сороковых годов настоящего столетия.
В 1806 году, вместо обветшавшей деревянной Пятницкой церкви, построена ныне существующая каменная церковь, с таковою же колокольнею; церковь освящена в честь Вознесения Господня, а прежний Пятницкий престол сделан в ней придельным.
В 1848 г., вместо деревянной теплой Богословской церкви, усердием прихожан построена каменная церковь, однопрестольная, в честь того же святого.
Церкви и колокольня обнесены каменною оградою.
Из священных древних церковных принадлежностей заслуживают особенное внимание следующие: а) Св. иконы: древняя икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы; древняя икона Скорбящей Божией Матери, древняя икона Спаса Нерукотворенного и древняя резная икона Св. Муч. Параскевы, нареченные Пятницы, находящаяся в приделанной к церковной ограде каменной часовне; б) Св. кресты: напрестольный сребропозлащенный крест с частицами мощей Св. Муч. Параскевы, с надписью: «мощи Святые Мученицы Параскевы нареченныя пятницы», и сребропозлащенный крест с частицами Св. мощей, с надписью: «Мощи Святых Отец»; в) древние деревянные брачные венцы, имеющие форму царской короны времен Иоанна Грозного; на мужском венце изображены: Спаситель на престоле, правая рука Его благословляет, а левая держит Евангелие, раскрытое на словах: «приидите ко Мне все труждающии и обременении», и предстоящие Ему: по одну сторону – Иоанн Предтеча, Архангел Гавриил и апостолы: Павел и Андрей; а на другой стороне венца: Божия Матерь, Архангел Михаил и апостолы: Петр и Иоанн Богослов; вокруг венца изображены мученики: Иоанн Воинственник, Дмитрий Солунский, Георгий и Никита; на женском венце: Божия Матерь на престоле с Предвечным Младенцем на руках, Ей предстоят – по одну сторону: царь Соломон и пророки: Захария и Иеремия, по другую: – царь Давид и пророки: Илия и Исаия; г) богослужебные книги: Евангелие печати 1677 года 1 сентября, с надписью: «Лета 7189 Иулиа в 1 день приложил сие Евангелие напрестольное в черном бархате дому святейшаго Патриарха крестовой иеродиакон Саватей Суждалец в Суждальской уезд в вотчину Николая Чудотворца Шартомского монастыря в село Пупок к церкви Святыя Великомученицы Параскевы нарицаемыя пятницы по обещанию своему свое келейное»; Евангелие печати 1694 г. августа 2 дня, с надписью: «В 1803 году Иеннуария в 17 день града Костромы Богоявленского монастыря смиренный Архимандрит дал сие священное Евангелие напрестольное в десть новоисправленной печати .... средина и Евангелисты серебряные резные и позлащенные по вере и по обещанию своему во Святую Божию церковь Святыя Великомученицы Параскевы нареченныя Пятницы Шуйского уезду, что у Николая Чудотворца на Шартме в подмонастырской слободе ради своего душевнаго спасения и прочих своих сродников и ради усопших родителей своих вечнаго поминовения при служителе тоя святыя церкви при иерее Симеоне Федорове и при диаконе Михаиле Петрове сыне и при старосте церковнем Димитрии Феодорове сыне»; служебник печати 1698 г., с надписью: «Лета 7207 месяца Иуния в 9 день дому великаго господина святейшаго Государя кириа Адриана Архиепископа царствующаго великаго града Москвы всея России и всех северных стран Патриарха иеродиакон Феофилакт дал сию Богодухновенную книгу служебник в церковь Святыя Мученицы Параскевы нарицаемыя пятницы что в Шуйском уезде у Николаевского Шартомского монастыря в селе Пупке в поминовение своих родителей вечно подписал я иеродиакон Феофилакт».
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1783 г. и исповедных росписей с 1829 г. Опись церковного имущества составлена в 1895 г., – хранится.
Земли при церкви: усадебной 1,800 кв. саж., сенокосной и пахотной 36 десятин 1,364 кв. сажен. План имеется па сенокосную и пахотную землю, а на усадебную плана нет.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 126 руб. 85 коп., от земли 30 руб., от сбора хлебом 10 руб. и за требоисправления 225 руб., а всего в год до 400 руб. Дома причт имеет собственные.
Приход: село и деревни: Поповка, Семухино, Мизгино, Кожевниково, Нефедьево, Гумнищи, Толчково и Марково. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 3 верст, препятствий к сообщению с ними не имеется. Дворов в приходе 128, душ мужеского пола 514 и женского пола 556 душ.
В селе существует земское народное училище.
Сидоровское
Село Сидоровское, при речке Молохте, находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города в 111 верстах.
В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь, в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1789 году, вместо деревянной, по благословению Суздальского и Владимирского Епископа Виктора, начата строением каменная церковь, а окончена и освящена оная церковь в 1797 году. Эта церковь существует до настоящего времени. .
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Рождества Иоанна Предтечи и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1827 года. Опись церковного имущества имеется, – составлена в 1895 году.
Земли при сей церкви: усадебной 2,272 квадр. саж., пахотной 26 десятин 140 квадр. саж., сенокосной 1,750 квадр. саж., дровяного леса 4 десятины 600 квадр. саж. и мелкого леса, в котором есть сенокос, 3 десятины 1,813 кв. саж.; сверх того, под речкой Молохтой 240 квадр. саж. и под дорогою 345 квадр. саж.; всей же земли при церкви 35 десятин 2,360 квадр. саж.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – Годовой доход причта не превышает 400 руб. Причт имеет собственные дома, построенные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Каликино, Рогатино, Ушаковка, Куликово, Парфеньево, Василиевское, Белоусиха, Горбово, Большое Семиново, Исаево и сельцо Спицыно. Означенные деревни отстоят от церкви не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 175; душ мужеского пола 467 и женского пола 512 душ.
В селе существует школа грамоты и помещается в доме священника.
Стромихино
Село Стромихино расположено при реке Уводи и находится от уездного города в 20 верстах и от губернского в 97 верстах.
Существующая в селе церковь, зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построена и освящена в 1809 году, вместо бывшей ветхой деревянной церкви.
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Воскресения Христова и в теплом приделе – во имя Св. Безсребреников Козьмы и Дамиана.
Земли при сей церкви: усадебной одна десятина 1,800 кв. саж., пахотной 28 десятин и сенокосной 3 десятины. Ни плана, ни межевой книги на землю не имеется.
Копии метрических книг с 1800–1810 года и с 1821–1897 год и исповедных росписей с 1880 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает дохода до 700 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Андреево, Бездедово, Голяково, Горшково, Дворишки, Кочкарево, Ломы, Нежилово, Пальмицыно, Полежаево, Полуниха, Прасолово, Сальцево, Самсоново, Субботино, Тимошкино, Якимово, Кельи и Шульгино. Расстоянием от церкви деревни находятся не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 193, душ мужеского пола 614 и женского пола 650 душ.
В 1891 году в селе открыто земское народное училище, – помещается в собственном здании.
Сенниково
Село Сенниково, при речке Парше, от уездного города находится в 23 верстах, а от губернского города в 140 верстах.
Существующая в селе церковь построена в 1771 году усердием помещицы Анны Игнатьевой Похвисневой; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою, построенною в 1863 году.
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери и в теплом приделе – во имя Св. Великомученика Иоанна Воина.
Копии метрических книг с 1809 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1895 году и хранится в церкви.
Земли при церкви: усадебной 2,200 квадр. саж., сенокосной 7 десятин 1,525 квадр. саж., пахотной 10 десятин 736 кв. саж., лесных дач 14 десятин 339 квадр. саж. и неудобной земли 1 десятина 1,250 квадр. саж. Кроме этой земли имеется 1 десятина луговой земли под селом Хрипелевом, на левом берегу реки Парши, пожертвованная в пользу причта в 1856 г. помещицей Евдокией Петровой Кашинцевой. Копия с плана на церковную землю имеется и хранится в церкви; а на дарственную луговую землю документы находятся в Духовной Консистории.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – Годовой доход причта не превышает 350 руб. Священник имеет церковно-общественный дом.
Приход: село и деревни: Клышна, Тониглово, Деменовка, Стяговно, Воноково, Деменово и сельцо Шевригино. Расстоянием от церкви деревни находятся от 1 до 8 верст; препятствий к сообщению с ними нет. – Дворов в приходе 150, душ мужеского пола 418 и женского пола 463 души.
В селе существует церковно-приходская школа и помещается в церковной сторожке.
Чернцы-Ильинские
Село Чернцы, на реке Тезе, от уездного города находится в 8 верстах и от губернского города в 117 верстах.
В первой половине XVI столетия Чернцы принадлежали князю Михаилу Васильевичу Горбатому, который в духовной грамоте, писанной в 1535 году, завещал эту вотчину Николо-Шартомскому монастырю: «да к Николе на Шатму», сказано в завещании, «сельцо Чернцы с деревнями опричь тех деревень в которых живут слуги»35. Но в жалованной грамоте Царя Василия Иоанновича Шуйского Суздальскому Покровскому женскому монастырю, от 1606 года, село Чернцы значится уже во владении Покровского монастыря. В 1623 году Царь Михаил Феодорович на право владения Чернцами пожаловал означенному монастырю подтвердительную грамоту36. Вотчиной Покровского монастыря село Чернцы оставалось, вероятно, до отобрания населенных монастырских имений в казну – в 1764 г.
В старинные времена церковь существовала в честь Св. Пророка Илии, почему и самое село названо Чернцами-Ильинскими. В настоящее же время церковь в селе – в честь Святителя и Чудотворца Николая; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою; построена в 1819 году усердием прихожан; престол в ней один, холодный. При сей церкви имеется теплая, каменная же, церковь – с одним престолом во имя Св. Пророка Илии.
Из св. икон, находящихся в церкви, по древности своей замечательны: икона Знаменской Божией Матери и икона Св. Пророка Илии.
Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества есть и хранится в церкви.
Земли при церкви усадебной, сенокосной и пахотной 34 десятины. Документов на землю при церкви не имеется.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4 р. 75 к., от земли 35 р., от сбора хлебом 20 р. и за требоисправления 305 р., а всего в год 364 р. 75 к. Священник имеет собственный дом, а псаломщик – церковно-общественный.
Приход: село и деревни: Иваново, Семьиново, Захарово, Поповское, Трясцино, Ярумино, Гридькино, Кощеево, Декарино, и Власьево. – Расстоянием от церкви деревни находятся от 1 до 7 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 130, душ мужеского пола 521 и женского пола 575 душ.
В селе с 1886 года открыто земское народное училище.
Юрьевское на Молохте
Село Юрьевское, на речке Молохте, от уездного города находится в 26 верстах и от губернского города в 120 верстах.
Существующая в селе церковь построена в 1829 году тщанием помещицы Прасковьи Дмитриевой Алалыкиной и доброхотных жертвователей; зданием каменная, с таковою же колокольнею; ограда деревянная с каменными столбами.
Престолов в церкви два: в холодной – в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца и в теплой – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества имеется и составлена в 1882 году.
Земли при церкви 33 десятины 720 квадр. саж. План на землю имеется.
Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: казенного пособия 392 рубля, процентов с причтового капитала 91 р. 12 к., от земли 25 р. и за требоисправления 131 р., а всего в год до 647 р. Священник имеет общественный дом.
Приход состоит из села Юрьевского, сельца Красного и деревни Поповской. Дворов в приходе 68, душ мужеского пола 167 и женского пола 202 души.
* * *
Материал для истор.-топограф. исслед. о прав. монастырях в Российской Империи, Зверинского, т. II, № 698.
См. Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 181.
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 182–184.
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 183–184.
Влад. сборн. Тихонравова, стр. 129.
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 158.
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 156–156.
Время основания сего монастыря неизвестно; а упразднен, вероятно, при учреждении штатов в 1764 году.
Влад. сборн. Тихонравова, стр. 129.
Историч. акты, т. III, стр. 179.
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 178–180.
О построении Христорождественской церкви и приделов в ней на западной наружной стене церкви имеется следующая надпись: «Святый Христорождественский храм начат строением в 1757 году усердием и попечением села Кохмы приходских людей, а освящен в 1765 году Августа 4 дня, при державе Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Преосвященным Геннадием Епископом Суздальским и Юрьевским. Приделы ж с правой стороны во имя Живоначальные Троицы, а с левой – Благовещения Пресвятые Богородицы устроены по прошествии многого времени, возобновлены и освящены в 1819 году Июля 3 дня, при державе Государя Императора Александра Павловича, – первый Преосвященным Ксенофонтом Епископом Владимирским и Суздальским, а второй – протоиереем Василием Смирновым».
О сем при входе в церковь на наружной стене имеется запись: «Святый Христорождественский храм с приделами Живоначальные Троицы и Благовещения Пресвятые Богородицы благоукрашен стенным росписанием в 1846 году при державе Государя Императора Николая Павловича по благословению Высокопреосвященнейшаго Парфения Архиепископа Владимирского и Суздальского и Кавалера, при священниках: Иоанне Сперанском, Алексии Свавицком, Иоанне Лавровом и Иоанне Тезаврине, особенным попечением строителя церковного Шуйского 2 гильдии купца Григория Прокопиева Медведева, при старосте церковном Василий Никитине Ясюнинском на сумму усердствующих благотворцев с пособием церковной; а росписывали мастера Вязниковского уезда, села Палеха, г. Бутурлина крестьяне Михаил и Николай Львовы, братья Софоновы. И в том же 1816 году возобновлен иконным писанием. Иконостас золотил на полимент Владимирский мещанин Степан Дмитриев Серкин.»
Описание гор. Шуи, Борисова, стр. 394.
Благослов. грам. Митр. Илариона и надписи на старинных книгах.
Влад. сборн. Тихонравова, стр. 129.
Историч. акты, т. III, стр. 179.