В.Березин, В.Добронравов

Гороховецкий уезд

Гороховецкий уезд находится в северо-восточной части Владимирской губернии, с севера он граничит с Костромской губернией, с востока – с Нижегородской, с юга – с Муромским и с запада с Вязниковским уездами; по форме он представляет собой продолговатый неправильный четырехугольник, вытянутый от севера к югу с уклонением на запад в южной части; площадь уезда равна 3,825 квадр. верстам. – Почти по середине уезда в направлении от востока к западу протекает река Клязьма, по границе Гороховецкого уезда с Муромским течет река Ока. Из притоков Клязьмы более значительны с левой стороны Лух, с правой Суворщь. Площадь уезда ровная, кроме южной части, где проходит водораздел Оки и Клязьмы: в этом водоразделе встречаются песчаники и гипсы Пермской формации, на правом берегу р. Клязьмы алебастр. Почва в северной части уезда преимущественно глинистая, а вся середина его до левого берега Клязьмы болотистая и песчаная, покрыта лесами. На правом берегу Клязьмы расположена полоса, имеющая почву жирную суглинистую; тут разведены сады и огороды.

Население уезда равняется 93,014 душам обоего пола, мужчин 43,759 и женщин 49,855 (в 1896 г.). Но распределено оно но уезду неравномерно: северная часть населена весьма плотно; от этой густо населенной полосы до левого берега Клязьмы тянутся сплошные леса и болота, где нет поселений; далее весьма густо населен правый берег Клязьмы, угол же, образуемый р. Окою и Суворщью, не имеет населения; юго-западная часть уезда населена менее плотно, чем северная. – В уезде нет крупных торговых и промышленных предприятий.

Православное население уезда делится на 37 приходов, из них 10 с населением менее 700 душ мужеского пола, 22 – до 2,000 душ и 5 свыше 2,000 душ. Приходы эти составляют три благочиннических округа.

В 1897/8 учебн. году в Гороховецком уезде было церковноприходских школ 20, из коих одна второклассная, школ грамоты 18, земских школ 30; учащихся в церковно-приходских школах было 837, в школах грамоты 189, в земских школах 1,474. – Всех же православных детей школьного возраста было 6,650 мальчиков и 6,898 девочек; таким образом оставалось без обучения 3,012 мальчиков и 5,925 девочек.

Гороховецкий уезд в настоящем своем виде существует со времени учреждения губерний. Ранее же под именем Гороховецкого уезда разумелась небольшая полоса, расположенная по течению р. Клязьмы, юго-западная часть принадлежала к старинному Муромскому уезду, составляя Замотринский стан его, а северная часть входила в состав Суздальского уезда.

Первый благочиннический округ

В состав первого округа, кроме городских церквей, входят следующие приходы: Архангельский, Бережецкий, Быстрицкий, Вознесенский, Георгиевский, Красновский, Куплинский, Мячковский, Раменский и Старковский.

Архангельский приход

Погост Архангельский на речке Стиловке находится в 7 верст. от уездного города и в 160 от губернского.

Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII века. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628–30 гг. отмечено: «погост Архангельский, на погосте церковь Архангела Михаила древяна клецки – строение мирское, на колокольнице 3 колокола – приклад попа Семена; при церкви поп Василий Семенов, пономарь, просвирня, 5 келей нищих («питаются от церкви Божией»); пашни церковной худые земли по 10 четв. в поле, сена 100 копен да под деревнею Крыловою 30 копен. К тому же погосту по старине деревня Копылова, в ней 2 двора крестьянских, пашни середние земли по 12 четв. в поле, лесу 1 десят., сена 15 копен».

В переписных книгах 1678 г. при церкви Архангельского погоста показаны 2 священника, дьячек и 5 дворов церковных бобылей.

Вместо дотоле бывшей деревянной церкви в 1737 году, на средства Гороховецкого купца Ив. Ив. Холкина, построен в Архангельском погосте каменный храм. – До 1875 г. храм этот существовал без изменений, а в этом году с западной стороны распространен. Внутренние украшения храма в последнее время совершенно обновлены.

Престолов в храме два: главный в честь Сретения Господня, в трапезе теплой во имя Архистратига Михаила.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено – два священника, диакон и 2 псаломщика. – На содержание их получается: а) от служб и требоисправлений до 1,150 руб., б) процентов с причтового капитала (1,904 р.) – 76 руб. – У одного из священников и у псаломщиков дома собственные, другой же священник и диакон помещаются в церковных домах.

Земли при церкви: пахотной 46 дес. 1,503 саж., сенокосной 18 дес. 2,291 саж., да в Бутменевом лугу 5 дес., под церковью и кладбищем 1 дес. 1,381 саж., усадебной 1 дес. 1,370 саж., под речкою 300 саж. Из этой земли поступило под железную дорогу 4 дес. 2,053 саж. План и межевые книги на землю имеются.

Приход состоит ив деревень: Бедихи (1 вер.)164, Копылихи (вблизи церкви), Светильпова (1½ вер.)165, Кондюрина (4 вер.)166, Лучинок (4 вер.)167, Великова (2½ вер.), Шанькова (1 вер.), Лыкшина (3 вер.), Груздева (2½ вер.), Круглова (3 в.)168, Агафонова (4 вер.)169, Галицкой (6 вер.)170, Семеновской (4 вер.)171, Кошелихи (6 вер.)172, Юрова (5½ вер.)173; во всех этих деревнях по клировым ведомостям за 1897 год числится 1,284 души муж. пола и 1,496 женского, из них раскольников 86 душ.

В погосте с 1896 г. существует второклассная церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 учеб. году было 164; школа эта переименована из одноклассной, открытой здесь в 1885 году.

Бережецкий приход

Погост Бережцы при речке Гавриловне находится в 17 вер, от уездного города и в 156 от губернского.

Церковь в этом селе в первый раз построена позднее, чем в соседних приходах, потому что в писцовых книгах 1628 года показана еще деревня Бережец, в которой было 5 дворов крестьянских и 6 бобыльских. Но в переписных книгах 1678 г. Бережец названо уже сельцом и в нем показана церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы, при ней священник и просвирня; в сельце 12 дворов.

В 1754 году вместо доселе бывшей деревянной церкви, на средства Гороховецкого купца Алексея Евфим. Ширяева, в Бережцах построен каменный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени.

Престолов в этом храме два: в холодном в честь Покрова Пресвятые Богородицы, в приделе теплом во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб., от служб и требоисправлений до 800 руб., процентов с причтового капитала (285 руб.) – 11 руб. 40 коп. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной удобной и неудобной 42 дес. 1,740 кв. с., строевого леса 2,000 саж., дровяного леса 2 дес. 1,400 с., поруби по оврагу 3 дес. 1,400 с., по болоту 3 дес. 1,100 саж. Сверх того по плану крестьянской земли дер. Овинищ значится сенокосной церковной земли 3 десят. План на землю есть, но межевой книги не имеется.

Приход состоит из деревень: Дубков (6 вер. от церкви за р. Клязьмою), Овинищ (1 вер.)174, Копсова (2 вер.)175, Крылова (3 вер.)176 и Картаганова (5 вер.)177, в коих по клировым ведомостям числится 781 душа муж. пола и 887 женского, из них раскольников 150 душ мужеского пола и 209 женского.

В селе с 1882 года существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 учеб. году было 48.

Быстрицкий приход

Погост Быстрицкий на р. Клязьме находится в 7 верст. от уездного города и в 130 от губернского.

Церковь на этом погосте существовала уже в начале XVII столетия; в писцовых книгах 1628 г. отмечено: «погост Быстренской, на погосте церковь Николая Чудотворца древяна клецки – строение мирское; при церкви поп, дьячек, просвирница, 4 кельи нищих («питаются от церкви Божией»); к той церкви по старине пустошь Хорина, в которой пашни середние земли по 16 четв. в поле, сена 50 копен».

В 1743 г. вместо деревянной церкви в Быстрицах, на средства Гороховецкого купца Ивана Холкина, построен каменный двухэтажный храм; в нижнем этаже престол был освящен во имя Св. Николая Чудотворца в 1740 г., а в верхнем в честь Рождества Христова в 1701 г., с благословения Архиепископа Владимирского и Яропольского Антония.

В 1808 г. этот храм был перестроен, так как в стенах его оказались трещины. В 1871 г. при храме устроена новая каменная колокольня. И внутренние церковные украшения в последние годы обновлены совершенно.

Престолов в храме в настоящее время два: в верхнем этаже – в честь Боголюбской иконы Божией Матери (престол переименован в 1871 г.), в нижнем – во имя Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами иконы Николая Чудотворца и Боголюбской Божией Матери. Первая почитается в приходе явленною, вторая написана в 1848 году в память избавления приходских деревень от холеры.

Сохранились небольшие серебряные сосуды с подписью на потире: «сей сосуд построен Князь Иваном Ильиным сыном Болъхонским в церковь Николая Чудотворца, что на Быстринах. 1760 г. июня 10 дня».

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 550 руб., от служб и требоисправлений до 400 руб., от земли церковной до 150 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви по плану генерального межевания 108 дес. 3 саж., из нее пахотной 50 дес. 1,220 саж., сенокосной 10 дес. 334 саж., усадебной 1 дес. 1,000 саж., выгона 1 дес., под р. Клязьмой и протоком 12 десят. 400 саж., под церковью и кладбищем 1 десят. 1,200 саж., под скатом и водороинами 2 десят. 2,300 саж., мелкого кустарнику по горам и оврагам 20 дес. 1,300 саж., под дорогами 1 десят. 981 саж., под бичевником 3 дес. 900 саж. В общем владении имеется еще сенокосной земли 4 десят. в пустоши «Кругловой». На всю церковную землю план и межевые книги имеются.

Приход состоит из деревень: Мокеева178 (4 версты от церкви), Малых Лужков (3 вер.), Больших Лужков (1 вер.)179, Шишкина (2 вер.), Карповки (3 вер.)180, Муракова (4 вер.)181, Воронцова (3 вер.), Литовки (5 вер.), Гаврильцева (4 вер.), Мисюрева (7 вер.), Богородскова (6 вер.), Сумарокова (3 вер.)182, Хобалева (2½ вер.) и Шуклипа (2 вер.)183; во всех этих деревнях по клировым ведомостям 1897 г. числится 859 душ мужеского пола и 909 женского.

В приходе имеются две школы грамоты в дер. Больших Лужках и Литовке; учащихся в обеих школах в 1897–98 году было 25.

Вознесенский приход

Погост Вознесенский находится в 15 верст. от уездного города и в 140 от губернского.

В писцовых книгах 1628 г. этот погост отмечен следующим образом: «погост на Язвецове враге, в вершине его; на погосте церковь Вознесение Господне с приделом во имя Св. Николая Чудотворца древяна клецки – строение мирское; при церкви два священника, просвирница, 3 кельи нищих («питаются от церкви Божией»); пашни церковной худые земли по 10 четв. в поле, лесом поросло 2 десятины, сена 60 копен».

В переписных книгах 1678 г. показана та же церковь Вознесения Господня, но при ней уже 1 священник, 1 дьячек и 3 кельи нищих пустых.

К концу XVIII века церковь эта обветшала и в 1791 г. построена была новая деревянная церковь, но уже на другом месте саженях во 100 к востоку от прежнего. – В 1819–25 гг. вместо деревянной церкви на погосте, тщанием помещицы М. Стеф. Бабкиной, построен каменный храм. – Этот храм без изменений с наружной стороны остается до настоящего времени; внутренние же украшения обновлялись не однажды.

Престолов в храме три: главный – в честь Вознесения Господня и в трапезе теплой – во имя Св. Николая Чудотворца и Архидиакона Стефана.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон сохранились от прежней церкви икона Николая Чудотворца, Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и Предвечное рождение от Бога-Отца Бога-Слова.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. – На содержание их получается из разных источников до 680 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 33 десят. 1,010 саж., под погостом и кладбищем 747 саж., под дорогами и оврагами 1,278 саж., под кустарником 10 дес. 2,395 кв. саж., сенокосной земли нет. План на землю имеется, но межевой книги не сохранилось.

Приход состоит из деревень: Глазунова184 (2 вер. от церкви), Вырыпаева (3 вер.)185, Софряков (3 вер.), Леонова (2 вер.)186; Алферова (2 вер.), Чулкова (3 вер.), Быльцына (4 вер.), Белых (2 вер.)187; Кузяева (2 вер.), Телепова (3 вер.); Красной Яблони (3 вер.)188, Колесникова (3 вер.), Конорова (3 вер.), Коровкина (3 вер.), Инокосцев (4 вер.), Петрунина (4 вер.) и Татаринцева (4 вер.); в этих деревнях по клировым ведомостям числится 823 души муж. пола и 977 женского, из них раскольников 61 душа.

В погосте с 1885 года существует церковно-приходская школа, учащихся в 1897–98 году было 51.

Георгиевский приход

Георгиевская слободка при озере Саке находится в 15 вер. от уездного города и в 136 от губернского. Эта слободка образовалась из подмонастырской слободки при бывшей здесь прежде Георгиевской пустыни.

Георгиевская пустынь основана преп. Сергием Радонежским и в те поры как его посылал в Нижний Новгород (в 1365 г.) вел. князь Дмитрий Иванович Донской к Нижегородскому князю Борису Константиновичу». В начале XVI века в пустыне было два храма – во имя Живоначальные Троицы и св. в.-муч. Георгия; в пустыне жили старцы «пустынные отходники, питалися лыками и сено по болоту косили». – В первой четверти XVI в. пустынь была разорена Казанскими татарами и оставалась в запустении лет с 70. Собственных средств для восстановления у пустыни не было; пашни и лугов у ней нет, потому что поставлена в пойме, «вода поймает вешняя от реки от Клязьмы и от болот». – Поэтому соборный старец Троице-Сергиева монастыря, от которого была в зависимости Георгиевская пустыня, Варсонофий Якимов бил челом о бедственном положении пустыни Царю Федору Ивановичу. Государь повелел старцу Варсонофию в той пустыне храм воздвигнути и священника и братию собрати, а для пропитания братии вместо руги пожаловал из доходов боярина Бориса Феодоров. Годунова в Муромском уезде луг Конюш-остров, «чтобы Угодника Христова Сергия славилось начало».

Эта жалованная грамота подтверждена была затем царем Василием Ивановичем Шуйским в 1607 г. и царем Федором Алексеевичем в 1680 г.189

Что пустынь Георгиевская была обновлена действительно, это видно из писцовых книг Гороховецкого уезда 1628 г. В книгах этих отмечено: «Троицы-Сергиева монастыря пустыня Егорьевская огорожена забором, в пустыне церковь Георгия Страстотерпца древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги – строение Троицкое; в пустыне черный священник Ермоген да 8 келей, в них 10 старцев.

Да у той пустыни слободка, живут в ней монастырские детеныши 14 дворов, да к пустыне ж дер. Лужки, в ней 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, 2 двора монастырских рыболовей, пашни монастырской по 45 четв. в поле, д. Мануила, в ней 4 дв. крестьянских, 13 бобыльских и 2 пустых (жители сбежали безвестно куда в 130–133 гг.), пашни по 69 четв. в поле, сена 15 копен». Пустыни принадлежало тогда 14 озер и 13 истоков.

Таким образом чрез 37 лет после челобитной старца Варсонофия пустыня не только обновилась, но и имела уже и достаточные вотчины.

В переписных книгах 1678 г. в Георгиевской пустыни показана та же церковь св. в.-муч. Георгия, при церкви священник, вдовый священник и 2 дьячка; в подмонастырской слободке монастырских детенышей 20 дворов (в настоящее время здесь 42 двора).

Судя по этим данным в 1678 г. в пустыне не было уже монашествующих и она была близка уже к упразднению. Когда пустыня упразднена, с точностию неизвестно, но ранее 1764 года.

Из сохранившихся в церковном архиве грамот видно, что в конце XVIII века (в 1782 г.) после упраздненной пустыни осталось две деревянных церкви Троицкая и Георгиевская. – По просьбе прихожан обе церкви перестроены в одну с главным престолом во имя Живоначальные Троицы с приделом во имя св. в.-муч. Георгия.

Эта церковь существует в Георгиевской слободке и в настоящее время, но в 1867 г. она капитально ремонтирована.

Престолов в ней по-прежнему два: главный – во имя Пресвятые Троицы, в теплом приделе – во имя св. в.-муч. Георгия.

Утварью, ризницей, св. иконами ц богослужебными книгами церковь весьма небогата. Из св. икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями икона св. в.-муч. Георгия; она почитается «явленной». От прежнего времени сохранилось в церкви следующее: 1) сребропозлащенный напрестольный крест, по преданию, оставленный здесь преп. Сергием при основании пустыни; 2) напрестольное Евангелие в лист в серебряном вызолоченном окладе, приложенное в 1691 году строителем Георгиевской пустыни старцем Прохором Спесивцевым; 3) напрестольное Евангелие в поллист, обложенное штофом, шитым по местам серебром, изд. 1634 г.; 4) 12 миней месячных, из них на некоторых надписи, а именно: а) на июньской подписано, что она приложена в 1650 г. старцами Георгиевской пустыни Игнатом Кондратовым и Ионою Никитиным, б) майская приложена старцем той же пустыни Ефремом Лосевым, в) на сентябрьской подписано: «сию снятую и с Богом святыми и богоносными отцы собранную книгу месяц сентябрь конархистной печатной дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы – Сергиева монастыря в Георгиеву пустыню в церковь Живоначальныя Троицы и в.-муч. Георгия и преп. Сергия Радонежского Чудотворца того же Троицкаго Сергиева монастыря чернец Аверкий Шианов старичапин по родителех священно-архимандрите Дионисии, иноке Феодосии и т. д. (перечисляются имена)... будет в той святой обители в Георгиевой пустыни игумен или строитель и священник и иноки и причетники церковные и им пожаловати по сей книге славя Бога родителей поминати, а из монастыря и церквей нигде не продали и не отдали и пели по ней и говорили, вредно не морати и воском не капати».

Причта при церкви по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб. и из разных других источников до 400 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной и под кладбищем 1 десят. 1,550 саж., сенокосной 38 десят. 58 саж., из нее неудобной 5 десят. 239 саж., пахотной земли нет, потому что вся церковная земля затопляется весной водою; копия с плана на землю есть, но межевой книги нет.

Приход состоит из слободки Георгиевской и деревень: Перова (3 вер. от церкви), Митина (6 вер.) и Круглова (6 вер.); в них по клировым ведомостям за 1897 г. числится 502 души мужеского ноля и 553 женского, из коих 253 души раскольников разных толков.

В слободке Георгиевской с 1894 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897–98 г. было 21.

Красновский приход

Село Красное при речке Могиленке находится вблизи своего уездного города и в 160 от губернского.

Царем Михаилом Феодоровичем в 130 (1622) г. село Красное с многочисленными деревнями пожаловано было князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому. По писцовым книгам 1628 года в селе Красном значится «церковь Николая Чудотворца древяна клецки, при ней три придела – муч. Феодора, преп. Марии Египетской и преп. Михаила Малеина, строение эта церковь кн. И. П. Буйносова Ростовскаго; при церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четв. в поле; в селе двор княжой, в нем живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская – 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются».

Во второй половине XVII века село Красное снова значится государевым дворцовым селом; в 1678 г., как это видно из переписных книг, в нем было уже две церкви «холодная – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – «рублена в углы» и теплая – во имя св. Алексия человека Божия, при церквах колокольня рублена восьмериком верх шатровый; при церкви поп, у него два захребетника, вдовый поп, у него также 2 захребетника, пономарь, и у него два захребетника. В селе двор государев, на нем живут воеводы, 62 двора крестьянских и бобыльских» (в настоящее время здесь 95 дворов).

В 1708 г. вместо двух деревянных церквей в Красном устроен, на средства Гороховецкого купца Ширяева, каменный храм. – В 1817 г. стены холодного храма приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды. – Каменная колокольня построена одновременно с церковью. На одном из колоколов есть надпись, что он приложен в 1745 г. П. Ширяевым, «со граждани и с прихожаны».

Престолов в храме три: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в трапезе теплой – во имя Преображения Господня и Св. Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы; риза на иконе шита золотом и низана жемчугом, венец и оклад серебряные вызолоченные, в венцах две короны с разноцветными камнями. Другая икона Казанской Божией Матери шита разноцветными шелками, по преданию, княгиней Буйносовой-Ростовской. – На особом аналое в иконе сохраняется напрестольный крест с частицами св. мощей и других свящ. предметов: часть древа Господня, часть ризы Господней, ризы Богоматери, камень гроба Господня, гроба Богородицы, земля из-под гроба Господня, камень с горы Преображения, камень страстей Господних, камень Неопалимые Купины, части св. мощей: ап. Петра, Павла, Иакова, Евангелистов Марка, Луки и Матфея, ап. Фомы, Варфоломея, Симона, Филиппа, архидиакона Стефана, Логина сотника, Василия Велик., Григория Богослова. Иоанна Златоустого, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, преп. Евфимия, Антония Великого, Игнатия Богоносца, Саввы Освященного, Саввы Звенигородского, царя Константина и матери его Елены, кн. Владимира, св. Киприана, Федора Стратилата, Харитона Исповедника. Димитрия Селунского, муч. Нестора и Иоанна Воина. – Когда и кем приложен этот крест, неизвестно. – Сохранилось в церкви напрестольное Евангелие изд. 1628 года.

Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (1,169 р.) до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 740 саж., к ней в 1845 г. прирезано в пользование причта из крестьянской земли 1,721 саж.. пахотной 30 дес. 840 саж., под дровяным лесом 2 десят. 1,530 саж., сенокосной земли не имеется. Копия с плана на землю и межевые книги имеются.

Приход состоит из села Красного и деревень: Омлева (2 вер. от церкви)190, Куприянова (5 в.)191, Ветельниц (5 в.)192 и Выезда (3 вер.)193, в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числится 1,121 душа мужеского иола и 1,335 женского, из них раскольников 366 душ муж. ноля и 436 женского.

В селе Красном имеется народная школа, открытая в первый раз Удельным приказом в 1830 г., содержится ныне на средства земства, учащихся в 1897–98 г. было 95.

Куплинский приход

Село Купля – на суходоле – находится в 8 верстах от уездного города и в 140 от губернского.

По писцовым книгам 1628 г. село Купля, бывшее прежде в государевых дворцовых волостях, значится за Шестым Иваном Костеревым, жеребей же этого села за Алексеем Григ. Челюскиным с племянником; в селе были двор помещиков, 3 дв. людских, 8 крестьянских и 5 бобыльских.

По местному преданию, церковь здесь в первый раз заложена преп. Сергием Радонежским одновременно с основанием Георгиевской пустыни, но это предание ничем не подтверждается. Первые документальные сведения о Куплинской церкви имеются в тех же писцовых книгах 1628 г. В них отмечено, что в селе Купле «церковь Благовещения Пресв. Богородицы рублена клецки – строение мирское, при церкви поп Петр Исаев, 3 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией»; пашни церковной добрые земли по 8 четв. в поле. Да к той же церкви по старине и по сотной грамоте дер. Скрябина, в ней 1 дв. крестьянский, пашни худые земли по 8 четв. в поле, сена 15 копен, да в Карашевых лугах возле Долгого озера 30 копен, да лужек к Мещерскому рубежу 20 копен.

По переписным книгам 1678 г. село Купля значится за разными помещиками, в нем 6 дв. крестьянских и 7 бобыльских (ныне здесь 29 дворов); в селе тоже церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, при ней священник и дьячек.

В 1771 году в Купле, на средства помещиков В. Челюскина и А. Постниковой, церковь была перестроена заново. Главный престол остался прежний, пристроен был теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца. – Эта церковь несколько поновленная в 1878 г. существует в Купле и в настоящее время.

Здание церкви и колокольня довольно ветхи, на перестройку же их у прихода нет средств.

Над главным престолом устроена деревянная сень с изображением Спасителя, благословляющего чашу и хлеб. – Иконостасы в церкви от прошлого столетия.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. На некоторых богослужебных книгах сохранились подписи храмоздателя А. Челюскина.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства, процентов с причтового капитала (902 р.), от земли и прихода до 675 руб. в год. Домов общественных для причта не имеется.

Земли при церкви пахотной и сенокосной 18 дес. 1,694 саж., в том числе неудобной около 3 дес.; план и межевые книги на эту землю есть. Кроме того, в пользу причта имеется писцовая дача Скрябино – 25 дес. 2,375 саж. (10 верст от церкви) и в пустоши «Бутменеве» (20 верст от церкви) сенокосной земли около 9 дес., из коих 5 дес. под кустарником, план на эти земли имеется.

Приход состоит из села Купли и деревень: Пешкова (2 вер. от церкви)194, Гашкина (5 вер.), Шишкина (5 вер.), Алешкова (5 вер.)195, Хорошева (4 вер.), Малинова (4 вер.)196 и Случкова (5 верст)197, в коих по клировым ведомостям числится в 1897 году 523 души мужеского пола и 609 женского, в том числе 113 душ раскольников Спасова согласия и 177 душ поморцев.

В селе Купле есть школа грамоты, в 1897–98 учебном году в ней училось 6 мальчиков.

Мячковский приход

Слободка Мячковская при озерах Мячковском и Долгом находится в 7 верстах от уездного города и в 145 от губернского.

Слободка Мячковская находится в полутора верстах от своей приходской церкви. На месте же этой церкви до 1764 г. существовал Васильевский мужской монастырь, зависевший от Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Монастырь этот был основан в 1352 г. преп. Евфимием Суздальским. В прологе об основании монастыря сказано следующее: «Когда преп. Евфимий отправлялся в Суздаль, из Нижегородской Печерской обители для устроения Спасского монастыря, то на пути прельстился близ гор. Гороховца пустынным местом, окруженным лесом и водою, построил здесь церковь во имя св. Василия Великого и «общее житие устрои».

Новопостроенный монастырь и остался до своего упразднения в зависимости от Суздальского Спасского монастыря, первым настоятелем которого был преп. Евфимий. В 1418 году этот монастырь получил жалованную и несудимую грамоту от Нижегородского князя Александра Ивановича, по которой монастырские люди освобождались от пошлин и повинностей безсрочно, люди пришлые на 10 лет, а княжеские старожильцы на два года и судились они все у архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря198. В 1462 году в. князь Василий Васильевич пожаловал монастырь, чтобы великокняжеские Гороховские волостели и их тиуны в монастырских деревнях не ставились, мытники не сидели под монастырем, ездоки не въезжали в него и у крестьян кормов, подвод и проводников не брали199. В том же году в. князь Иван Васильевич дополнил, чтобы для него рыбы в монастырских озерах и заводях не ловили, в пустыни у св. Василия не ставились и людей, кормов и невода не брали200.

О судьбе и состоянии монастыря в XVI в. мы не имеем никаких сведений, от XVII же века имеем две отметки о Васильевском монастыре в 1628 и 1678 г. В писцовых книгах 1628 года сказано: «в Гороховецком уезде Спасо-Евфимиева в Суздале монастыря за р. Клязьмою монастырь, а на нем церковь Василия Кесарийскаго древяна клецки да трапеза, да 4 кельи да двор монастырский, в нем живут рыболовы. Слободка монастырская Мячкова на озере Мячковом. В ней 4 дв. крестьянских, да в той же слободке живут безпашенные бобыли монастырские, ловят рыбу и на суда наимуются, их 14 дворов».

В переписных книгах 1678 г. в Васильевском монастыре на озере Куре показана церковь Василия Великого с приделом в трапезе во имя преподобного Евфимия Суздальского, в монастыре 4 кельи.

В 1679 г. бывшие в монастыре деревянные церкви оказались ветхими, поэтому власти Спасского монастыря просили у патриарха Иоакима разрешения построить вместо них каменную двухэтажную церковь. Разрешение было дано и церковь в монастыре построена. Эта церковь существует здесь и в настоящее время. Но судя по ее настоящему виду трудно полагать, что теплая церковь во имя преп. Евфимия, как предполагалось, была внизу. Скорее здесь устроены были кельи для монашествующих. – Оба же престола во имя св. Василия Великого и преп. Евфимия были устроены в верхнем этаже. – Наружный вид церкви остается почти без изменений, только тесовая кровля заменена железною. Церковь пятиглавая, по длине церкви с одной стороны устроена крытая галерея. – Колокольня при церкви деревянная.

Внутренние церковные украшения были обновлены не однажды. От прежнего времени сохранились: 1) посох, принадлежавший, по преданию, преп. Евфимию Суздальскому, 2) напрестольное Евангелие в серебряном окладе изд. 1637 года, 3) напрестольное Евангелие изд. 1686 года с подписью по листам: «во славу Триипостаснаго Единаго Божества града Казани большого собора аз бывшая протопопица Елена Иванова приложила сие Евангелие в Гороховецкий уезд в приписной Васильевский монастырь по душе мужа своего протопресвитера Михаила Яковлева... Лета 1728 присущу октябрю». 4) Каменный потир, 5) фелонь крашенинной выбойки с одинаковыми по длине передней и задней сторонами, 6) орарь, шитый золотом, 7) 9 месячных миней – пять издано при царе Михаиле Феодоровиче и 3 при царе Василии Ивановиче; на пяти книгах подписано, что они приложены в Спасо-Евфимиев монастырь княз. Дим. Мих. Пожарским, 8) церковный устав печ. 1610 г., 9) колокол, приложенный Гороховецким купцом П. И. Ширяевым.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 руб. и из других источников до 880 руб. в год. Дома у членов причта собственные на крестьянской земле.

Земли при церкви: пахотной и сенокосной 33 дес., под кустарником 6 дес., усадебной земли нет. – Отдельного плана на землю нет, а значится она в плане крестьянской земли.

Приход состоит из слободы Мячковой и деревень: Соловьева (3 вер. от церкви)201, Чичирева (2 вер.), Объезда (4 вер.) и Щалапина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям за 1897 год числится 742 души муж. пола и 785 женского, в том числе раскольников 138 душ муж. пола и 161 женского.

В слободе имеется земская народная школа, учащихся в 1897–98 году было 55.

Раменский приход

Погост Раменье находится в 19 верстах от уездного города и в 180 от губернского.

В писцовых книгах 1628 г. об этом погосте имеются следующие сведения: «в Раменской волости погост, на погосте церковь Рождества Пресв. Богородицы и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи – рублена клецки с папертью – строение крестьян Раменской волости, при церкви поп, пономарь, просвирница, 2 кельи нищих; пашни церковной худые земли по 5 четв. в поле, сена 50 копен. Да даны той церкви две пустоши из «порозжих» земель, пашни перелогу и лесу поросль по 3 четв. в поле, сена 30 копен, пустошь, что была д. Дуброва, пашни перелогу по 10 четв. в поле, сена 60 копен, лесу непашенного 1 десят., и теми пустошами впредь попу владеть и тем, кто по нем будет».

В переписных книгах 1678 г. в Раменском погосте при церкви того же имени показаны два священника, пономарь и 3 дв. церковных бобылей.

Деревянная церковь в погосте оставалась до 1852 года; были ли какие-либо перестройки за последние два столетия, сведений о том не сохранилось. В 1831–52 г. построен здесь каменный храм с такою же колокольнею.

Престолов в этом храме три: главный в честь Рождества Пресв. Богородицы, в трапезе во имя Св. Николая Чудотворца и в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами храмовая икона Рождества Пресв. Богородицы.

Причта в приходе по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала – до 410 руб. в год.

Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 39 дес. 2,073 саж., сенокосной 34 дес. 354 саж., усадебной 1 дес. 677 саж., лесу дровяного 45 дес. 1,386 с., неудобной под реками и болотами 27 дес., а всего 148 дес. 1,362 саж. План и межевые книги на всю эту землю имеются.

Приход состоит из деревень: Золина (близ церкви), Талашманова (3 вер.)202, Мишукова (6 вер.), Седельникова (7 в.) и Ильиной горы (7 вер.)203, в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числится 956 душ муж. пола и 1,036 женского.

В д. Золине (с 1861 г.) и Ильиной горе (с 1897 г.) имеются земские народные школы; учащихся в 1897–98 учебн. году в первой было 51, а во второй – 40.

Старковский приход

Село Старково при озере того же имени находится в 15 вер. от уездного города и в 155 от губернского.

До 1764 года село Старково принадлежало Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. – По писцовым книгам 1628 г. в сельце Старкове значится «двор монастырский, а в нем дворник, монастырских детенышей 2 двора, 7 дв. крестьянских и 8 бобыльских (в настоящее время здесь 105 дворов); пашни монастырской середние земли по 5 четв. в поле, крестьянской по 18 четв., перелогу и лесом поросло 30 четв… 3 знамени бортних, ходят монастырские крестьяне».

Очевидно, что в это время церкви в Старкове еще не было. Но в переписных книгах 1678 г. в Старкове показана уже церковь во имя Живоначальные Троицы. – Эта церковь в 1749 году сгорела и вместо нее построена была новая деревянная же церковь, купленная в Быстрицком погосте. В 1795 г. и эта церковь сгорела; в 1797 г. вместо нее вновь была построена деревянная церковь.

В 1863 г. в Старкове построен существующий ныне каменный храм, а деревянная церковь в 1867 г. разобрана.

Престолов в храме два: главный во имя Живоначальные Троицы, в приделе теплом в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя.

Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами старинные иконы Нерукотворенного образа Христа Спасителя и Казанской Божией Матери, уцелевшие, но преданию, от пожара 1749 г. Сохранилось напрестольное Евангелие печат. 1688 г. с подписью по листам: «сия книга Спасо-Евфимиева монастыря села Старкова церкви Живоначальныя Троицы; приложил оное того села прихожанин Тит Иванов».

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается от требоисправлений и земли до 400 руб. в год. – Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной, под кладбищем и старой церковью 2,080 саж., пахотной 33 дес. и сенокосной 18 дес. 790 саж.; плана на пахотную землю нет.

Приход состоит из села Старкова и деревень: Нестерова (1 вер. от церкви), Гладкова (2 вер.), Покрова (4 вер.)204, Мулина (1½ вер.)205 и Деева (2 вер.)206, в коих по клировым ведомостям числится за 1897 г. – 722 души муж. пола и 780 женского.

В Старкове имеется церковно-приходская школа: учащихся в 1897 г. было 37.

* * *

164

По переписным книгам 1678 г. дер. Бедиха значится за Никольским (в Гороховце) монастырем, в ней было 18 дворов, а ныне здесь 20 дворов.

165

В 1678 г. в дер. Светильнове было 19 дворов, а ныне 34 двора.

166

В 1678 г. в дер. Кондюрине было 7 дворов, а ныне 27 дворов.

167

В 1678 г. в дер. Лучинках было 17 дворов, а ныне 30 дворов.

168

В 1678 г. в дер. Круглове было 11 дворов, а ныне 20 дворов.

169

В 1678 г. половина дер. Агафонова значится за В. Е. Нееловым, на ней был двор помещиков, 3 дв. крестьянских и 3 пустых, а ныне здесь 22 двора.

170

В 1678 г. в дер. Галицкой 3 двора, а ныне 39 дворов.

171

В 1678 г. д. Семеновская значится за Лопухиным, в ней двор помещиков и 3 двора крестьянских, а ныне 19 дворов.

172

Д. Кошелиха в 1678 г. значится за бр. Бартеневыми, в ней 2 двора помещиковых, 2 дв. задворных людей и 5 дв. крестьянских, ныне же здесь 50 дворов.

173

В 1628 г. в Юрове 1 дв. помещиков, 1 людской и 3 бобыльских, в 1678 г. – 1 дв. помещиков, 1 дв. задворного человека и 2 крестьянских, а ныне 27 дворов.

174

По писцовым книгам 1028 г. д. Овинищи значится за Суздальским Спасским монастырем, в ней двор монастырский, где живут дворники и монастырские детеныши, и 6 двор. крестьянских; по переписным книгам 1678 г. в ней 18 дворов, а в настоящее время 138 дворов.

175

По тем же книгам д. Копсово значится за П. И. Дуровым, в ней двор помещиков, 3 дв. крестьянских, 1 бобыльский и 1 пустой, в 1678 г. в ней 7 дв. крестьянских, а ныне 18 дворов.

176

По тем же книгам д. Крылова значится за В. Якушиным, в ней двор помещиков, 4 крестьянских и 2 бобыльских; в 1678 г. она значится за Авер. Воейковым и Бор. Бартеневым, в ней 2 дв. задворных людей, 4 крестьянских и 2 бобыльских, а ныне 45 дворов.

177

В 1678 г. 2 жеребья д. Картаганова записаны за Ив. Нееловым, в них двор помещиков, задворного человека и 5 крестьянских, а ныне здесь 37 дворов.

178

По переписным книгам 1678 г. в Мокееве значится 9 дворов, а ныне здесь 24 двора.

179

В 1678 г. в д. Лужках было 6 дв., а ныне в двух деревнях 48 дв.

180

В 1678 г. д. Карповка значится за Ф. Митьковым, в ней двор помещиков, 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, а ныне здесь 4 двора.

181

Деревни Муракова, Гаврильцева и Хобалево упоминаются в переписных книгах 1678 г.

182

В 1678 г. д. Сумарокова значится за стольником Ив. Засецкпм, в ней 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских, ныне здесь 11 дворов.

183

В 1678 г. д. Шуклина принадлежала кн. Шаховскому, в ней было 2 дв. крестьянских, а ныне здесь 24 двора.

184

По переписным книгам 1678 года в Глазунове двор помещиков, 3 крестьянских и 1 бобыльский, ныне здесь 7 дворов.

185

В 1678 г. в Вырыпаеве двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских, а ныне здесь 19 дворов.

186

По переписным книгам 1678 г. в Леонове двор помещиков, 3 дв. задворных людей и 7 крестьянских, а ныне здесь 33 двора.

187

В 1678 г. дер. Белые принадлежала кн. Дееву, в ней было 3 двора крестьянских и 2 бобыльских, а ныне здесь 7 дворов.

188

В 1678 г. эта деревня принадлежала С. Языкову и И. Соловьеву (?), в ней было 9 дв. крестьянских и 9 бобыльских, а ныне здесь 35 дворов.

189

См. Акты исторические т. I, стр. 434–35, № грамоты 229.

190

По писцовым книгам 1628 года в дер. Омлеве на р. Клязьме было 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских, по переписным книгам 1678 г. в ней 16 дворов, а ныне здесь 45 дворов.

191

В 1628 г. в Куприянове было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 18 дворов, а ныне 76.

192

В 1628 г. в дер. Ветельнице было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 21 двор, а ныне 49 дворов.

193

По переписным книгам 1678 г. в дер. Выезде было 26 дворов, а ныне здесь 65 дворов.

194

По переписным книгам 1678 г. в Пешкове значится 11 дворов, а ныне здесь 27 дворов.

195

По писцовым книгам 1628 г. в дер. Алешкове было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 году – 12 дворов, а в настоящее время здесь 26 дворов.

196

В писцовых книгах 1628 г. дер. Малиново значится за стольником В. Анд. Колычевым, в ней двор помещиков, 1 дв. людской, 16 крестьянских и 8 бобыльских; ныне здесь 20 дворов.

197

По переписным книгам 1678 г. в Случкове значится 14 дворов, а ныне здесь 28 дворов.

198

Акты исторические т. I, гр. № 25.

199

Там же гр. № 70.

200

Там же гр. № 76.

201

По переписным книгам 1673 г. в д. Соловьеве значится 8 дворов крестьянских и 3 бобыльских, а ныне здесь 25 дворов.

202

По переписным книгам 1678 г. в Талашманове значится 16 дворов крестьянских, а ныне здесь 34 двора.

203

По тем же книгам д. Ильина гора значится за В. П. Волженским, в ней 3 дв. крестьянских и 5 бобыльских, ныне здесь 86 дворов.

204

По писцовым книгам 1628 г. в д. Покрове значится 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских, а ныне здесь 33 двора.

205

Но переписным книгам 1678 г. в д. Мулине было 9 дворов, а ныне здесь 84 двора.

206

В 1628 г. в д. Дееве было 5 дв. крестьянских и 2 бобыльских, а ныне здесь 14 дворов.

Комментарии для сайта Cackle